Проектная работа на тему: "История чайного пути в Бурятии"
проект по биологии (7 класс)

Век глобализации и международной интеграции большое внимание уделяется и истории возникновения первых международных экономических связей к которым мы, несомненно, можем отнести наряду с Великим шелковым путем Великий чайный путь - караванный путь между Азией и Европой в XVIII-XIX веках. По объемам торгового оборота он уступал лишь Великому шёлковому пути.

Чайный путь, который с середины XVIII в. до начала  ХIХ в. обеспечивал русско-китайские торговые отношения, не случайно историки называют «великим». Это путь, сыгравший огромную роль в становлении Бурятии как культурно, индустриально, политически и социально развитого региона России. Именно с образованием Чайного пути начинают активно развиваться торговые отношения между тремя странами - Россией, Монголией и Китаем. Это была первая и единственная в то время дорога, по которой производилась русско-китайско-монгольская торговля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_chaynogo_puti_v_buryatii.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

                         Министерство образования и науки Республики Бурятия

                    МАОУ “СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов”

                               научно-практическая конференция школьников

                                                                “Мир вокруг нас”

         

Исследовательская работа

 История чайного пути в Бурятии”

                                                              Автор: ученица 7 класса МАОУ “СОШ №60”

                                           

                                         Руководитель: учитель биологии

                                    Чагдурова Л.В.

                                                  г. Улан - Удэ

                                                       2024 г

Содержание

        I.        Введение.

        II        Раздел 1. Установление русско-китайской границы и       начало торговли России с Китаем.

        III        Раздел 2. География "Великого чайного пути".

        IV        Раздел 3. Значение г. Кяхты в "Великом чайном пути".

        V        Раздел 4. Верхнеудинск - сибирский форпост чайного пути.

        VI        Раздел 5. Появление чая в России.

        VII        Раздел 6. Культура чаепития у разных народов.

        VIII        Заключение.

        IX        Литература.        

Введение

Актуальность. Век глобализации и международной интеграции большое внимание уделяется и истории возникновения первых международных экономических связей к которым мы, несомненно, можем отнести наряду с Великим шелковым путем Великий чайный путь - караванный путь между Азией и Европой в XVIII-XIX веках. По объемам торгового оборота он уступал лишь Великому шёлковому пути.

Чайный путь, который с середины XVIII в. до начала  ХIХ в. обеспечивал русско-китайские торговые отношения, не случайно историки называют «великим». Это путь, сыгравший огромную роль в становлении Бурятии как культурно, индустриально, политически и социально развитого региона России. Именно с образованием Чайного пути начинают активно развиваться торговые отношения между тремя странами - Россией, Монголией и Китаем. Это была первая и единственная в то время дорога, по которой производилась русско-китайско-монгольская торговля.

В настоящее время Чайный путь представляет большой интерес для исследователей разных областей науки и искусства. Активно реализуется проект по развитию международного туризма на Чайном пути (в нем принимают участие представители РФ, США. КНР. Монголии).

В Бурятии периодически организуются туристические экскурсии в г. Кяхту, через который проходил Чайный путь. 17 июня 2005 г. была открыта выставка под названием «Чайный путь» в Музее истории Бурятии.

Цель: изучить историю чайного пути в Бурятии.

Задачи:

1. Изучить историю чайного пути, который шел через г. Кяхта и получил распространение в 18-19 веках.

2. Рассмотреть географию распространения чая: Кяхта - Верхнеудинск - Москва.

3. Дать характеристику культуры чаепития в разных странах.

                                                               Раздел 1.

Чай был известен в Китае почти 5000 лет. Долгое время считалось, что Китай является единственной родиной чайного куста и чайной культуры. Лишь к 9 веку чай превратился в национальный напиток китайцев.

В 16 веке чай стал известен в странах Европы, после чего его стали вывозить за границы Китая, и чай постепенно распространился во всем мире. В 1606 году из Москвы в Пекин был направлен первый торговый караван. Несмотря на потери и большие торговые издержки, общий итог торговли с Китаем оказался сильно выгодным для русской казны. Это вызывало интерес к торговле с Китаем в правительственных и торговых кругах России.

В 1689 году послом России в Китае Ф.А.Головиным был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор. Договор давал русским купцам право приезжать и торговать в Китае. Руководство русско-китайской торговли и организация казенных караванов были возложены на Сибирский приказ.

В 17 в начале 18 века этот караванный путь шел по Ангаре, Байкалу, Селенге до города Верхнеудинска дальше по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в Нерчинск.

В Пекине работала русская торговая фактория, где велись большие торги. Чайные караваны формировались в г. Калгане возле великой Китайской стены. Здесь располагались торговые представительства крупнейших русских чайных фирм.

Частная караванная торговля была запрещена. По мере роста населения Сибири и увеличения спроса на китайские товары частная торговля все больше расширялась, особенно в Урге. К этому времени Китай становится крупным мировым поставщиком чая, и китайское купечество было заинтересованно в русском рынке для этого товара.

21 октября 1727г., определены политические и торговые отношения между двумя странами. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли, а чай стал важнейшим предметом торговли, а торговый путь, связывавший Китай и Россию, был назван «Великим чайным путем».

Великий чайный путь -караванный путь, по объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути. Великий чайный путь действовал 260 лет. Общая протяженность пути составляла около 10 тысяч километров.

Начинается чайный путь в городе Ухань и разделяется на несколько водных и сухопутных маршрутов.

Раздел 2. География чайного пути.

Сухопутный маршрут Великого чайного пути в России проходил через города Троцкосавск(Кяхта), Селенгиск(Новоселенгинск), далее путь разделялся на несколько ветвей,которые сходились в Мысовой(Бабушкин).Правая ветвь: Гусиноозерск, Верхнеудинск(Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая(Бабушкин).Левая ветвь: Удунга,Удунговскии купеческий тракт через горы Хамар-Дабан, Мысовая(Бабушкин). Купцы искали с самого начала наиболее безопасные, короткие и удобные пути.

С ростом торговли в I п XIX веке через Кяхту прокладывается гужевая дорога до Байкала, на сооружение которой местное купечество затратило до 600 тысяч рублей. Строительство Кяхтинского (Удунгинского) тракта велось под руководством русского инженера Камова от Селендума до выселка Мысовский. Через горы и ущелья отрогов Хамар-Дабана.

Через горы Хамар-Дабан было проложено несколько купеческих трактов: Хамар-Дабанский, Игумновский, Ивановский, Тункинский, Удунгинский. Удунгинский купеческий тракт начинается от поселка Удунга недалеко от озера Гусиное, ведет через хребет Хамар-Дабан в Мысовую .Тракт имел протяженность 90 верст(85 верст)(1 верста -1,0668см) Это на 364 версты сокращало путь от Ирутска до Кяхты по сравнению с государственной дорогой через Кабанск и Верхнеудинск.

На тракте стояло несколько почтовых станций. Со стороны Мысовска до первой почтовой станции Уляты было 23 километра. Далее после утомительного подъема за Улятами была небольшая станция Зандяты. Небольшой заезжий дом стоял и около горы Гуджирка.

Тракт проходил мимо Бушалая,самой высокой горной вершины в 1492 метра. Затем путь продолжался по левому берегу реки Хасурты и выходил к верховьям реки Удунги и одноименной станции Удунга. По левому берегу Удунги, протекающей уже по ту сторону водораздела,путь выходил из горной цепи Хамар-Дабан в долину реки Темник,по правому берегу которой находилась большая станция Темник. Далее тракт пролегал через Боргойскую степь к реке Иро, от станции Новоборгойской до станции Джида. Затем по правому берегу реки Джида на станцию Зарубино с переправой через Селенгу и по ее правому берегу до Усть-Кяхты, далее Кяхта.

Почти параллельно с Удунгинским трактом шел Ивановский тракт,проходивший через станцию Темник. Он был проложен в том же направлении, но из Клюевки(в семи верстах от станции Мысовской),где тоже была небольшая пристань,которую содержали купцы Клюевы. К этой пристани часто причаливали лодки и суда,если все причалы выселка Мысовский были заняты. Где-то на 32-ом километре оба тракта сливались в единый Кяхтинский.

Здесь на тракте были построены заезжие избы, конные дворы, хранились запасы продовольствия и сена для проезжающих обозов. Здесь останавливались для отдыха и ремонта.

Из Мысовой(Бабушкин) шел сухопутный маршрут через Слюдянку и водный маршрут через озеро Байкал в Иркутске. Кяхтинским купцам принадлежал пароход, привозивший грузы через Байкал. Крупным судовладельцам был А.Я.Немчиков. Ему принадлежали два маяка:один на Мысовском берегу Байкала фирмы «Армстронг и К» построенный в 1900 году. На эти маяки ориентировались суда,плывшие через Байкал. Подиум маяка на берегу Байкала диаметром около 10 метров и высотой 7 метров сложен из гранитных блоков темного песчаника,отёсанных итальянскими мастерами, скрепленного раствором такой прочности, что вот уже второй век бьют его байкальские волны, обдумают ветра, поливают дожди,а ему хоть бы что. На верху маяка смотровая площадка, а над той площадкой когда-то был сияющий медный колпак, заметный днем на много километров. Под колпаком помещался мощный мигающий фонарь, который ночью был виден очень далеко.

Кяхтинский тракт сыграл в конце 19-в начале 20 века для России исключительную роль в развитии торговых отношений с Монголией и Китаем.

Важная роль в развитии этих отношений отводилась Мысовску. На Мысовских складах скапливались груды всевозможных товаров,ожидавших своей очереди к отправке,и особенно китайского чая. Выселок Мысовский стал значимой перевалочной базой на великом торговом пути,прославившимся в истории нашей державы как Великий чайный путь.

В Великом чайном пути Кяхта заняла особое место. Следующая глава посвящена Кяхте.

Раздел 3. Значение г. Кяхты в "Великом чайном пути".

Кяхта стала центром торговли России и Китая. Кяхтинская торговля с самого своего возникновения составляла одну из важнейших статей российской внешней торговли. Долгое время Кяхта была единственным пунктом, через который Россия могла поддерживать коммерческие и даже дипломатические связи с Китаем. Эта торговля послужила важным средством к упрочению благосостояния сибирского края, хотя и имела для Сибири преимущественно транзитный характер.

Город именовали «российской столицей чая», «золотыми воротами России», «Москвой на Востоке». «Золотой век» Кяхты продолжался около 200 лет. Город хорошо знали во многих странах мира. Во времена своего расцвета в Кяхте торговало около 100 купеческих домов, принадлежащих купцам - миллионерам, за что ее называли «городом миллионеров». Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, благодаря которому между ними поддерживались тесные и дружественные отношения, возникали новые пути сообщения, строились города, шел процесс взаимообогащения культур Запада и Востока. Употреблению чая в России способствовал царь Петр I.

В Китае Кяхта пользовалась и пользуется до сих пор огромным уважением. Китайцы считали большой удачей побывать и поработать в Кяхте, считая это хорошим способом многому научиться. Ныне Кяхта - один из многих малых городов России, сохранивший своеобразный облик старинного купеческого городка. Кяхте присвоен статус «Исторического города России».

Опорными пунктами, которые давали защиту караванам и одновременно были торговыми центрами, стали остроги, строительство которых началось в Сибири и в Забайкалье. Особое значение стали играть Иркутский острог, Удинский острог (позднее город Верхнеудинск, ныне город Улан-Удэ) и Нерчинский острог (ныне город Нерчинск Забайкальского края). В конце 17 начале 18 веков этот путь шел по Ангаре, Байкалу, Селенге до города Верхнеудинска, далее по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в город Нерчинск, который стал главным центром торговли с Китаем. Кроме того, через Верхнеудинск по реке Селенге проходила дорога в Монголию, где в городе Урга (ныне город Улан-Батор - столица Монголии) велись торги. По этим двум путям двигались большие казенные караваны, ездило много служилых людей, а также купцов, которые вели частную торговлю.

Таким образом, поскольку территория Кяхты занимала ключевую позицию в развернувшейся чайной торговле между Китаем и Россией, то она безусловно была в центре внимания историков, географов, картографов, путешественников и т.д., в связи с чем региональные географические названия стали известны далеко за ее пределами как внутри России, так и за рубежом.

Таким образом капитализация экономики Кяхты была более чем в сто сорок раз выше, чем Российской экономики в целом. Кяхтинская торговля сыграла важную роль в 18-19 веках во взаимоотношениях России с цинским Китаем и Монголией, а чай стал важнейшим предметом торговли.

Раздел 4. Верхнеудинск - сибирский форпост чайного пути.

 Верхнеудинск стал одним из главных пунктов оптовой торговли товарами из Китая. Здесь взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. Наш город стал торговым центром всего Западного Забайкалья.

Город Верхнеудинск находится на скалистом правом берегу реки Уды. Именно здесь в 1666 году был построен Верхнеудинский острог, вокруг которого вырос город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ)

Гостиные ряды (ныне пл. Революции). В конце 18 века на этом месте уже существовала торговая площадь с большим деревянным Гостиным Двором посредине. В 1803 году был утвержден проект каменного Гостиного Двора, разработанный иркутским архитектором А.И. Лосевым. Деньги на строительство собирались вскладчину верхнеудинскими купцами. Гостиный Двор являлся складом для привозимых товаров и местом оптовой продажи товаров, в том числе и чая. Гостиные ряды являются одним из архитектурных исторических памятников города и Бурятии. В настоящее время здесь размещены многочисленные магазины, кафе и торговые центры.

Дом купца Рубинштейна Я.М. (ул. Кирова, 37), построен в 1870-х годах. В настоящее время здесь находится магазин «Торты» и кондитерский цех.

Дом купца Меньшикова (ул. Ленина, 24). Двухэтажное здание. В настоящее время здесь находится магазин «Товары для женщин».

Дом купца Курбатова (ул. Куйбышева, 18). Его владелец - купец 1 гильдии, меценат, просвещенный человек друг декабристов. Построен в начале 1820-х годов, в конце 19 века куплен купцом А.К Кобьшкиным. В свое время считался самым богатым домом в Верхнеудинске. В настоящее время здесь размещается банк и нотариальная контора. Это лишь небольшая экскурсия по историческим местам нашего города. Именно в этой исторической части города пролегал путь чая. Через Верхнеудинск, как и через Кяхту пролегал маршрут чайного пути.

Точный маршрут Чайного пути установить достаточно трудно, поскольку он мог варьироваться в зависимости от времени года (зимой - по льду, летом - по суше), способа передвижения (на волах или верблюдах). В исторических источниках, где дается описание маршрута, чаще всего упоминаются названия китайских поселений Калган и Магшачен, по России - Кяхта, Удинский острог, Иркутск, Тобольск, Нижний Новгород. По данным А. Субботина, протяженность Чайного пути составляла более 10 тыс. верст. По Бурятии Чайный путь проходил от г. Кяхты до оз. Байкал вдоль реки Селенги, протяженность данного отрезка составляет примерно 435 км.

Раздел 5. Появление чая в России.

В России чай появился в 1638 году. Русский посол боярин Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу дары от монгольского Алтын-хана - среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки  сухими листьями. Старков отказался брать эту сушеную траву, но монгольский правитель настоял на своем, и так впервые в Московии появился чай. Терпкое и горьковатое, "зелье" тем не менее пришлось по вкусу Михаилу Федоровичу; кроме того, было замечено, что "китайская травка" "осаждает пары, освежает и очищает кровь." Однако присланные Алтын-ханом четыре пуда чая - закончились, и скоро вкус чая в Москве стали забывать. Только спустя почти 30 лет, при царе Алексее Михайловиче, русский посол в Китае Иван Перфильевич вновь привезет чай в Россию, а в 1769 году Россия заключит с Китаем первый договор на поставку чая.

Чай для России был довольно дорогим удовольствием - он стоил примерно в десять раз дороже, чем в Европе, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года.  Долгое время он оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург чай привозят из Москвы, и до середины прошлого века в столице будет открыт только один специализированный магазин. (В Москве число чайных лавок уже приблизится к сотне).

Со временем увеличивается доля морских перевозок, заканчивается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и в конце 19 столетия начинается поистине триумфальное шествие чая по России. Чай дешевеет, продается буквально на каждом углу, вводится в довольствие русской армии. По всей стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет - появляется особый вид приглашения в гости "на чай". В свой знаменитой книге "Подарок молодым хозяйкам" Елена Молоховец подробно описывает сервировку вечернего дружеского чая - на стол подаются лимон, сахар, сухарики, печенье, булочки и плюшки, а также ром и легкие вина. Чай входит в народные пословицы, поговорки, сказки, начинает влиять на лексику русского языка - вознаграждение за любую мелкую услугу швейцару, извозчику, официанту теперь называется "чаевые".

Этот торговый путь из Китая в Россию, названный «чайным», способствовал развитию путей сообщения народов, экспедиций, дипломатических и религиозных миссий. В конце 19 века известный путешественник Карл Риттер писал: «Потребление чая открыло новую отрасль торговли. Этот вошедший в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни многих народов».

С самого начала чай заявил о себе, как элитный и очень дорогой напиток для аристократии, ибо его приобретение требовало не малых затрат, но и умения его приготовить. Но со временем чай превратился в подлинно народный напиток, обогнав по популярности национальный русский напиток, квас, а Россия стала самой чаепотребляющей страной мира.

Раздел 6. Культура чаепития у разных народов.

В России существовало сразу несколько субкультур чаепития. Чай выдавали солдатам, он обязательно присутствовал на столе рабочих и крестьян. Элита общества (дворяне и аристократы) копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских, московских салонах и гостиных. Существовала купеческо-помещичья культура чаепития, непременные атрибуты которого большое количество сладостей и еды. Особой популярностью пользовались сахар, мед, варенье, конфеты, пироги, пряники, бублики и прочие мучные изделия.

Чаепитие чаще всего было семейным и следовало сразу за основным приемом пищи – обедом или ужином.

Новую ноту в русское чаепитие внесло появление самовара – эта комбинация водонагревателя и чайника, заимствованная из Тибета, отныне он главный участник русского чайного застолья, непременная принадлежность любого семейного дома. "В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; - пишет Островский, - Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины..."

Чай не знает социальных различий - он был любим и в великосветских салонах Петербурга, и в деревенской избе, топившейся по-черному. Чаепитие в России нечто большее, чем просто застольная традиция - это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.

Настой зеленого чая является кладезем витаминов, макро- и микроэлементов. Зеленый чай не только напиток, оказывается он обладает лечебными свойствами.

На протяжении многих веков люди совершенствовали традиции чаепития, неизменно возводя их в ранг искусства. Для одних чайная трапеза - это прекрасный повод собраться в кругу семьи и побеседовать «о том о сём», для других же – отличная возможность отвлечься от суеты, забыв на время обо всех делах.

Считается, что Китай и Англия обладают самыми развитыми чайными традициями в мире.

Китай по праву считается родиной чая, как отмечено выше, ведь если верить легенде, именно китайцы обнаружили, что невзрачное на первый взгляд растение способно исцелять и дарить силы. Все, кому посчастливилось побывать в Поднебесной, отмечают таинственность и необычайную изысканность ее чайных церемоний. Каждое серьезное событие в жизни китайцев – будь то торжественная церемония или религиозный обряд – не обходится без чая и требует соблюдения целого набора правил.

Здесь пьют в основном зеленый, желтый чай или улун, а вот черный чай не распространен. Варварством считается пить чай холодным! Он должен быть только горячим! Причем пить, чтобы не обжечься, нужно шумно, втягивая вместе с чаем воздух. Нас может смущать такая традиция, но пить чай тихо   просто неуважительно в Китае.

В Китае также проводятся чайные церемонии. Это удивительное зрелище, церемония наделена особым смыслом. В ней соединяются разные стихии, объединенные чаем. Во время церемонии человек обретает умиротворение, а также знакомится со всеми  драгоценностями  чая: формой чайного листа, ароматом, цветом и вкусом.

В Японию чай пришел из Китая, и там тоже есть чайные церемонии, правила проведения которых еще строже. Вообще, чтобы проводить такие церемонии, нужно много чему научиться.

А вот Индия удивит нас своим рецептом масалы и обрадует отсутствием строгих правил. Чаще всего молоко и воду смешивают пополам, и варят чай, добавляя в него, не скупясь, различные специи. Перец, бадьян, корица, мускатный орех, имбирь. Масалу варят и пьют прямо на улицах.

В Монголии Сутэй-цай варят в котле с добавлением соли, молока, животного жира, поджаренного сала и муки. Используют чаще всего зеленый чай. Подобные рецепты можно найти и на Тибете, а также в некоторых азиатских странах.

В Европе за чаем стоит заглянуть, конечно же, в Великобританию. Об английских чаепитиях ходят легенды, и это неслучайно. Чай принято пить три раза в день: за завтраком, в час дня и в пять часов знаменитые five o clock. На этом традиционном чаепитии к чаю подается традиционная английская выпечка, а также масло, джем, крем. Иметь под чашкой блюдце – непременное условие британского чаепития, хотя пить из него считается вопиющим нарушением этикета.

Чай британцы пьют, в основном, черный с молоком. И тут возникают разногласия: наливать в чашку молоко до чая или нет? Одни считают, что если налить молоко в чай, то это испортит его вкусовые качества. Другие в это не верят. Также существует мнение, что раньше молоко первым наливали в чашку, только чтобы не испортить тонкий фарфор, а на вкусовые ощущения это никак не влияет.

В Швеции пьют чай Сёдер: черный чай с кусочками фруктов и цветами.

В Северную Америку чай попал вместе с первыми переселенцами из Европы, которые очень его ценили. Но все же у американцев нет  культа  чая. Многие любят пить его охлажденным с добавлением льда и, например, кусочков апельсина. Также распространен холодный чай в бутылках.

Чуть южнее, мы найдем не только черный чай, но и матэ, приготовляемый из листьев падуба парагвайского и чаем, на самом деле, не являющийся. Но рецепт действительно интересен! Напиток пьют из бокалов, добавляя в чай цедру и сок лимона, а также пропитанные ромом и присыпанные сахарной пудрой кусочки ананасов. Конечно, такой чай пьют холодным.

Еще можно встретить необычный  чай ройбос (или же ройбуш), приготовляемый из листьев одноименного растения. По вкусу этот напиток отличается от чая, а вот заваривают его просто кипятком. Ройбуш богат витаминами и очень полезен.

На севере Африки, в Египте, нас ждет очень крепкий черный чай, к нему даже подается стакан воды. А вот холодный марокканский чай в этом не нуждается. Чай пьют с мятой и сахаром. Напиток наливают из изящного чайника, держа его высоко над стаканом, чтобы чай журчал и пенился.

Индонезия обязана своими чайными плантациями Голландии, которая в начале 18 века основала на острове Ява первую плантацию. Позже чай стали выращивать также на островах Суматра и Сулавеси. Традиции чаепития в Индонезии разнятся от региона к региону. В западной части Явы пьют чай без сахара и подают его в кафе и ресторанах бесплатно вместо воды. Чай тут дешевый, а некипяченая тропическая вода опасна. Поэтому, предложить гостю чая вместо воды означает приглашение отведать чистого и безопасного напитка.

В центральной и восточной Яве пьют чай с сахаром. В этой местности расположены сахарные заводы и плантации, поэтому сахар тут дешевый и добавляется в чай для улучшения его вкуса.

Тайский чай, называемый также ice tea или cha-yen, - это напиток, который представляет собой крепко заваренный красный чай, куда добавляют анис, другие специи, сахар, иногда молоко, а также красный и желтый краситель. Подают такой чай охлажденным в высоком стакане. Тайский чай популярен в Юго-Восточной Азии, а также практически во всех ресторанах тайской и вьетнамской кухни по всему миру.

Зеленый чай также популярен в Таиланде, как в чистом виде, так и в сочетании с разными смесями и добавками, например, зеленый ячменный чай, зеленый розовый чай, зеленый лимонный чай и т.д. Однако, тайский зеленый чай сильно отличается от зеленого японского. На вкус он более крепок, но имеет приятный сладкий привкус, в отличие от горьковатого и терпкого японского чая.  

Итак, мы рассмотрели чайную церемонию во многих странах мира и убедились, что существует великое множество разнообразных вкусных чайных традиций.

Заключение

Изучение истории Чайного пути позволило прийти к следующим выводам. История Великого чайного пути насчитывает более пяти тысячелетий, но интерес к нему не угасает по сегодняшний день, о чем и свидетельствуют создание международных музейных проектов, исследующих историю Великого чайного пути.

Город Кяхта был центром чайной торговли двести лет, но и сегодня он продолжает оставаться одним из ключевых городов, торгующих с Китаем. Многие памятники архитектуры г. Улан-Удэ связаны с именами купцов, занимавшихся продажей чая.

У разных народов появилась особые чайные церемонии, интерес к которым возрождается, появились своего рода специалисты-церемониалы, демонстрирующие культуру чаепития.

В настоящее время многие участки Чайного пути превратились в действующие железнодорожные и автомобильные магистрали и вошли в общую транспортную сеть, связывавшую регионы Азии и Европы. На Чайном пути продолжается торговый обмен между Россией, Монголией и Китаем. Вместе с тем история Чайного пути дает богатый материал для развития культурного туризма и создания крупнейшего в мире трансконтинентального международного туристского маршрута. Эта идея положена в основу разрабатываемого ныне проекта развития международного туризма «Чайный путь», в котором непосредственное участие принимает Республика Бурятия.

История Чайного пути дала богатый материал для развития культурного и туристического маршрута.

К древнейшим маршрутам, соединившим с давних пор различные земли и народы, добавился еще один - чайный. Он пополнил список великих торговых путей: нефритового, шелкового, соляного, винного, янтарного, сыгравших важную роль в истории развития человечества и установлении связей между народами.

Литература:

        •        История Бурятии: с древнейших времен до начала ХХ века. Ч. 1- Улан- Удэ,2009. 549 с.

        •        Кудрявцев  Ф. А История бурят- монгольского народа.- М.: Л.,1940

        •        Окладников А. П. История Бурят- Монгольской АССР.- Улан-Удэ, 1951.Т. I.

        •        Разгон В. Н. Сибирское купечество в XVIII- первой половине XIX века. Барнаул: издательство Ант. Ун-та, 1998. 251 с.  

        •        Субботин А. « Кяхтинский» чай // Кяхтинская старина: альманах.- Кяхта, 2003

        •        Шпалтаков В. П. Торговля России с Китаем в Кяхте в I половине ХХ века // Россия и Восток: взгляд из Сибири.-Иркутск, 1928. Т. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "История происхождения названий джинсов в современном мире"

Исследовательская работа участвовала в конкурсе "Открытие мира" секция Лингвистика. Английский язык. 3 место....

Проверочная работа по теме "История и познание истории" 10 класс

Проверочная работа предназначена для проверки знаний по теме "История и познание истории" в 10 классе  Работа состоит из 2-х заданий тестового характера.  Первое задание на распределение мат...

Практическая работа по теме "История Древней Греции" раздел-История стилей

Творческая работа Тема: «Проектирование костюма древних греков».Цель: создание драпированного костюма на манекене из прямоугольных кусков ткани....

Проектная работа по теме: "История края!

Великая Отечественная война в истории нашей деревни....

Проектно-исследовательская работа по теме: «История возникновения цифр»

Ученик 5 «А» класса Смольков Данила занял II место в муниципальной научно-исследовательской конференции «Первый шаг в науку»....

Проектно-исследовательская работа на тему: "История письма" (выполнила ученица 9 класса Анна Ключко)

В данной работе представлено исследование ученицы о происхождении и современном состоянии письменности в России....