Сценарий урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
методическая разработка по биологии (9 класс)

Хижняк Наталья Львовна

Работая над темой   "Моделирование как один из методов осмысления и преобразования учебной информации учащимися на уроках биологии», представлен сценарий данного урока.

Моделирование – один из инновационных методов, позволяющих большое количество информации осмысливать, обрабатывать, структурировать, обобщать, преобразовывать. В основе моделирования – единство логики и образа; в условиях доминанты интеллектуальной деятельности образное мышление, как правило, отодвигается на задний план. А ведь именно оно связано с такими понятиями, как творчество, творческое мышление, креативность, целостность, ассоциативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Пищеварение в ротовой полости»

Этап урока

Содержание

Примечание

  1. Вступительное слово

Цель урока:

- На прошлом уроке мы начали изучать большой раздел «Органы пищеварительной системы».

- Попробуйте предположить,  какова тема сегодняшнего урока, если он второй в этом разделе?

- Вам помогут ключевые понятия раздела: кишечник, ротовая полость, пищеварение, желудок, печень

(ребята формулирую тему)

- Вы правы, наш урок будет о пищеварении в ротовой полости. Запишите тему нашего урока. «Пищеварение в ротовой полости».

Ключевое слово в теме нашего урока– пищеварение.

Предлагаю начать  с небольшой игры в ассоциации. Какие ассоциации у вас вызывает слово пищеварение? (Ответы учеников: пища, кухня, варить,…).

Если мы обратим внимание на состав слова пищеварение, то увидим два корня: пищ и вар. Этот образ – «варка пищи» и поможет нам понять суть темы.

Цель нашего урока:

Изучить механизмы (законы) пищеварения в ротовой полости и понять, без чего не может осуществляться пищеварение.

1 слайд «Органы пищеварительной системы»

Тема на доске появляется, когда ее формулируют ученики

(слайд 2)

Образовательная задача:

-И помогут нам найти ответ на эти вопросы разные специалисты, которые будут представляться в ходе урока.

  1. Актуализация знаний

Итак, без чего, на ваш взгляд, не может осуществляться пищеварение в ротовой полости?

Запись на доске проблем ного вопроса

(слайд 3)  

3.Учебная деятельность

  1. Эксперимент

  1. Оценка. Анализ. Вывод.

Риторический вопрос

  1. Проблемная ситуация

4) Лабораторная работа

5)Выступление ученика (ученого - химика)

6)Вывод учителя

7)Проблемная ситуация

Творческое задание

5. Вывод

Домашнее задание

6.Творческое задание

7.Выводы урока

Учащиеся дают ответы: слюны, языка, зубов, щек, губ, жевательные мышцы, самой ротовой полости….

Чтобы проверить наши гипотезы, приглашаем первого специалиста. Кто он? Предстоит угадать вам. Название его профессии тесно связано со словом пищеварение.

Повар: Чтобы наглядно показать, как начинается пищеварение, предлагаю быть участником небольшого эксперимента

( Ученик  кладет в блендер сухие продукты, но ничего не нажимает)

Повар: Почему пища не измельчилась?

Затем измельчает содержимое.

Повар: Какие ассоциации у вас вызывает блендер?

Ответы: ротовой полости: контейнер – сама ротовая полость, ножи –зубы, лопатка – язык.

Повар: пища, действительно,  измельчилась механически, но нет одного важного условия, чтобы начался процесс пищеварения.

- Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом»: на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?

Ответы : Чтобы проглотить сухой рис нужна слюна, а когда человек нервничает, то слюны вырабатывается очень мало.

Повар: добавляет мед и снова включает блендер. Дегустатор пробует.

- Думаю, домашнюю работу ученика можно оценить на пять, она нашла оригинальной способ объяснить, что необходимо для пищеварения.

- Ребята, МЕД стал наглядным примером какого вещества в ротовой полости?

(ответы  - слюны)

- Так что же такое слюна? Что же в ней такое, что позволяет  осуществляться пищеварению?

В этом нам поможет разобраться ученый – химик. Я попрошу  второго ученика сейчас стать ученым – экспертом и предлагаю найти информацию о составе слюны в Интернете, и нам ее представить.

-  Мы уже знаем, что в составе слюны есть ферменты. Как же действуют эти ферменты? 

-  Сейчас мы проведем научный эксперимент. Докажем, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал

Для этого нам понадобятся: куски накрахмаленной марли,  ватные палочки, чашки Петри с йодной водой и стакан чистой воды.

- Фиксировать выводы будем в тетрадях практикумах (откройте их, пожалуйста на стр.   ).

  1. Возьмите кусок накрахмаленной марли;
  2. Возьмите ватную палочку и смочите ее слюной;
  3. Напишите на куске марли букву;
  4. Опустите марлю в йодную воду. Достаньте и отожмите;
  5. Опишите наблюдаемое ( 2 минуты).
  6. Возьмите другую ватную палочку и смочите ее водой;
  7. Напишите эту же букву на другом куске марли;
  8. Опустите марлю в йодную воду, достаньте, отожмите;
  9. Опишите наблюдаемое явление ( 2 минуты).
  10. Результаты занесите в таблицу

Свойства ферментов слюны

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Крахмал + слюна

Крахмал + вода

- Подведите итоги в работе, записав вывод.

(Главная информация:  Слюна - это секрет слюнных желез, содержит до 99,4% воды и имеет слабощелочную реакцию. В ее состав входят органические вещества, обеззараживающие пищу (лизоцим) и придающие ей клейкость (муцин) и ферменты: амилаза, мальтаза)

-Спасибо, твой ответ можно оценить на……..

- Итак, мы можем сделать вывод – без ферментов нет пищеварения. Слюна содержит ферменты необходимые для пищеварения (расщепления в ротовой полости)

- Вернемся к находке нашего повара. Чтобы объяснить процесс пищеварения, ученица  воспользовалась блендером. А какая его составная часть ассоциируется с важнейшим условием для пищеварения в ротовой полости?

(Ножи – зубы)

- Попробуем разобраться, какую функцию выполняют зубы и как от их качества зависит пищеварение?

- А для этого выполним следующее творческое задание. Перед вами таблица с тремя предметами: жевательная резинка, часы, стакан молока.

-Что объединяет эти предметы?  Приглашаю к доске троих учащихся, которые нам в этом помогут. Пожалуйста, выберите по одному вопросу из любой категории и дайте на них ответы. Если затрудняетесь, то можете попросить помощь одноклассников.

Вопросы:  

  1. Какая жевательная резинка полезнее цветная или белая?
  2. Сколько времени нужно чистить зубы?
  3. Почему зубы в детстве называются молочные?

- А какому специалисту вы могли задать эти вопросы? Конечно, врачу стоматологу, специалисту по зубам и гигиене в ротовой полости.  

 Зубы – выполняют механическую функцию в ротовой полости, имеют разное строение и состав. Чтобы зубы были здоровыми необходимо за ними ухаживать: чистить утром и вечером не менее 5 минут, после приема пищи  нужно прополоскать ротовую полость; посещать стоматолога необходимо 2 раза в год в качестве профилактики, чтобы избежать заболевания зубов и десен; от жвачки лучше отказаться, если не можете, то жевать ее не более 10 минут; молочные зубы (20 шт) формируются, когда ребенок находится на грудном вскармливании, начинают меняться на постоянные с 5 возраста.

Конечно, мы не все еще знаем о зубах, влияют ли природные условия региона где живет человек на качество зубов, поэтому Д/З  П….   Найти дополнительный материал по теме. Составить модель - схему.

 

-  А теперь, друзья мои, представьте, что вы авторы учебника по биологии. И вам надо нарисовать иллюстрацию модель, схему по теме «Пищеварение в ротовой полости»

- Давайте вернемся к вопросу, который мы поставили в начале  урока и ответим на него

Без чего не может осуществляться пищеварение в ротовой полости?

  • Пища начинает перевариваться в ротовой полости, подвергаясь двум видам обработки: механической и химической.
  • Механическая обработка осуществляется зубами и языком, а химическая – слюной.
  • Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы, проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела.
  • Выделение слюны – это рефлекс.
  • Пищу необходимо долго и тщательно жевать.
  • Ежедневно ухаживать за ротовой полостью

    -Всем спасибо за рабату, урок закончен.  

На доске:

Слюна, зубы язык

Слайд 4 с изображением повара

Повар эксперимент с блендером

Повар: добавляет мед к содержимому блендера и просит попробовать

Слайд 4 (ротовая полость, слюнные железы)

 

Слайд 5 (лабораторная работа)

На доске

 (состав слюны)

Слайд 6

Ученики выбирают сами тему вопроса и категорию сложности

Учащиеся представляют и защищают свои работы.

Слайд 7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Пищеварение в ротовой полости

Слайд 3

Без чего, на ваш взгляд, не может осуществляться пищеварение в ротовой полости?

Слайд 4

Повар

Слайд 5

Ученый - аналитик

Слайд 6

Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал» Цель работы : Доказать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал Оборудование : Куски накрахмаленной марли, ватные палочки, чашки Петри с йодной водой и стакан чистой воды Ход работы : 1. Возьмите кусок накрахмаленной марли; 2. Возьмите ватную палочку и смочите ее слюной; 3. Напишите на куске марли букву; 4. Опустите марлю в йодную воду. Достаньте и отожмите; 5. Опишите наблюдаемое. 6. Возьмите другую ватную палочку и смочите ее водой; 7. Напишите эту же букву на другом куске марли; 8. Опустите марлю в йодную воду, достаньте, отожмите; 9. Опишите наблюдаемое явление. 10. Результаты занесите в таблицу Свойства ферментов слюны Условия опыта Результаты опыта Выводы Крахмал + слюна Крахмал + вода Сделайте вывод о функциях слюны в пищеварительной системе человека

Слайд 7

Слюнные железы В сутки – 1,7 литра р H = 6 , 5 - 7,5 (щелочная) Плотность = 1,001-1,017 Слюна

Слайд 8

Состав и функции слюны Неорганические вещества Органические вещества 98-99% 1-2% Вода Ферменты: амилаза, мальтаза Муцин Лизоцим Растворение веществ слюны Частичное расщепление крахмала до глюкозы Формирование, склеивание пищевого комка, облегчение глотания Частичное уничтожение бактерий

Слайд 9

Что объединяет эти предметы? 2 2 2 3 3 3 4 4 4 5 5 5

Слайд 10

Стоматолог

Слайд 11

Домашнее задание П. § 18 , найти дополнительный материал по теме. Составить модель – схему «Пищеварение в ротовой полости»

Слайд 12

Без чего, на ваш взгляд, не может осуществляться пищеварение в ротовой полости?

Слайд 13

Выводы урока: Пища начинает перевариваться в ротовой полости, подвергаясь двум видам обработки: механической и химической Механическая обработка осуществляется зубами и языком, а химическая – слюной Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы, проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела Выделение слюны – это безусловный рефлекс Пищу необходимо долго и тщательно жевать Необходимо ежедневно ухаживать за ротовой полостью и зубами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"

План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

конспект и презентация к уроку "Пищеварение в ротовой полости"

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли фермен...

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

методическая разработка урока в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости""

Данный урок является вводным при изучении темы "Пищеварение в организме Человека". Урок разработан с применением современных требований по формированию УУД. К уроку прилагается презентация....

К открытому уроку биологии "Пищеварение в ротовой полости"

Материал для учащихся при выполнении лабораторной работы "Определение реакции среды слюны"...