Сценарий урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
методическая разработка по биологии (9 класс)
Работая над темой "Моделирование как один из методов осмысления и преобразования учебной информации учащимися на уроках биологии», представлен сценарий данного урока.
Моделирование – один из инновационных методов, позволяющих большое количество информации осмысливать, обрабатывать, структурировать, обобщать, преобразовывать. В основе моделирования – единство логики и образа; в условиях доминанты интеллектуальной деятельности образное мышление, как правило, отодвигается на задний план. А ведь именно оно связано с такими понятиями, как творчество, творческое мышление, креативность, целостность, ассоциативность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.08 КБ | |
| 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Пищеварение в ротовой полости»
Этап урока | Содержание | Примечание | |||||||||
Цель урока: | - На прошлом уроке мы начали изучать большой раздел «Органы пищеварительной системы». - Попробуйте предположить, какова тема сегодняшнего урока, если он второй в этом разделе? - Вам помогут ключевые понятия раздела: кишечник, ротовая полость, пищеварение, желудок, печень (ребята формулирую тему) - Вы правы, наш урок будет о пищеварении в ротовой полости. Запишите тему нашего урока. «Пищеварение в ротовой полости». Ключевое слово в теме нашего урока– пищеварение. Предлагаю начать с небольшой игры в ассоциации. Какие ассоциации у вас вызывает слово пищеварение? (Ответы учеников: пища, кухня, варить,…). Если мы обратим внимание на состав слова пищеварение, то увидим два корня: пищ и вар. Этот образ – «варка пищи» и поможет нам понять суть темы. Цель нашего урока: Изучить механизмы (законы) пищеварения в ротовой полости и понять, без чего не может осуществляться пищеварение. | 1 слайд «Органы пищеварительной системы» Тема на доске появляется, когда ее формулируют ученики (слайд 2) | |||||||||
Образовательная задача: | -И помогут нам найти ответ на эти вопросы разные специалисты, которые будут представляться в ходе урока. | ||||||||||
| Итак, без чего, на ваш взгляд, не может осуществляться пищеварение в ротовой полости? | Запись на доске проблем ного вопроса (слайд 3) | |||||||||
3.Учебная деятельность
Риторический вопрос
4) Лабораторная работа 5)Выступление ученика (ученого - химика) 6)Вывод учителя 7)Проблемная ситуация Творческое задание 5. Вывод Домашнее задание 6.Творческое задание 7.Выводы урока | Учащиеся дают ответы: слюны, языка, зубов, щек, губ, жевательные мышцы, самой ротовой полости…. Чтобы проверить наши гипотезы, приглашаем первого специалиста. Кто он? Предстоит угадать вам. Название его профессии тесно связано со словом пищеварение. Повар: Чтобы наглядно показать, как начинается пищеварение, предлагаю быть участником небольшого эксперимента ( Ученик кладет в блендер сухие продукты, но ничего не нажимает) Повар: Почему пища не измельчилась? Затем измельчает содержимое. Повар: Какие ассоциации у вас вызывает блендер? Ответы: ротовой полости: контейнер – сама ротовая полость, ножи –зубы, лопатка – язык. Повар: пища, действительно, измельчилась механически, но нет одного важного условия, чтобы начался процесс пищеварения. - Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом»: на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему? Ответы : Чтобы проглотить сухой рис нужна слюна, а когда человек нервничает, то слюны вырабатывается очень мало. Повар: добавляет мед и снова включает блендер. Дегустатор пробует. - Думаю, домашнюю работу ученика можно оценить на пять, она нашла оригинальной способ объяснить, что необходимо для пищеварения. - Ребята, МЕД стал наглядным примером какого вещества в ротовой полости? (ответы - слюны) - Так что же такое слюна? Что же в ней такое, что позволяет осуществляться пищеварению? В этом нам поможет разобраться ученый – химик. Я попрошу второго ученика сейчас стать ученым – экспертом и предлагаю найти информацию о составе слюны в Интернете, и нам ее представить. - Мы уже знаем, что в составе слюны есть ферменты. Как же действуют эти ферменты? - Сейчас мы проведем научный эксперимент. Докажем, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал Для этого нам понадобятся: куски накрахмаленной марли, ватные палочки, чашки Петри с йодной водой и стакан чистой воды. - Фиксировать выводы будем в тетрадях практикумах (откройте их, пожалуйста на стр. ).
Свойства ферментов слюны
- Подведите итоги в работе, записав вывод. (Главная информация: Слюна - это секрет слюнных желез, содержит до 99,4% воды и имеет слабощелочную реакцию. В ее состав входят органические вещества, обеззараживающие пищу (лизоцим) и придающие ей клейкость (муцин) и ферменты: амилаза, мальтаза) -Спасибо, твой ответ можно оценить на…….. - Итак, мы можем сделать вывод – без ферментов нет пищеварения. Слюна содержит ферменты необходимые для пищеварения (расщепления в ротовой полости) - Вернемся к находке нашего повара. Чтобы объяснить процесс пищеварения, ученица воспользовалась блендером. А какая его составная часть ассоциируется с важнейшим условием для пищеварения в ротовой полости? (Ножи – зубы) - Попробуем разобраться, какую функцию выполняют зубы и как от их качества зависит пищеварение? - А для этого выполним следующее творческое задание. Перед вами таблица с тремя предметами: жевательная резинка, часы, стакан молока. -Что объединяет эти предметы? Приглашаю к доске троих учащихся, которые нам в этом помогут. Пожалуйста, выберите по одному вопросу из любой категории и дайте на них ответы. Если затрудняетесь, то можете попросить помощь одноклассников. Вопросы:
- А какому специалисту вы могли задать эти вопросы? Конечно, врачу стоматологу, специалисту по зубам и гигиене в ротовой полости. Зубы – выполняют механическую функцию в ротовой полости, имеют разное строение и состав. Чтобы зубы были здоровыми необходимо за ними ухаживать: чистить утром и вечером не менее 5 минут, после приема пищи нужно прополоскать ротовую полость; посещать стоматолога необходимо 2 раза в год в качестве профилактики, чтобы избежать заболевания зубов и десен; от жвачки лучше отказаться, если не можете, то жевать ее не более 10 минут; молочные зубы (20 шт) формируются, когда ребенок находится на грудном вскармливании, начинают меняться на постоянные с 5 возраста. Конечно, мы не все еще знаем о зубах, влияют ли природные условия региона где живет человек на качество зубов, поэтому Д/З П…. Найти дополнительный материал по теме. Составить модель - схему.
- А теперь, друзья мои, представьте, что вы авторы учебника по биологии. И вам надо нарисовать иллюстрацию модель, схему по теме «Пищеварение в ротовой полости» - Давайте вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока и ответим на него Без чего не может осуществляться пищеварение в ротовой полости?
-Всем спасибо за рабату, урок закончен. | На доске: Слюна, зубы язык Слайд 4 с изображением повара Повар эксперимент с блендером Повар: добавляет мед к содержимому блендера и просит попробовать Слайд 4 (ротовая полость, слюнные железы)
Слайд 5 (лабораторная работа) На доске (состав слюны) Слайд 6 Ученики выбирают сами тему вопроса и категорию сложности Учащиеся представляют и защищают свои работы. Слайд 7 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пищеварение в ротовой полости
Без чего, на ваш взгляд, не может осуществляться пищеварение в ротовой полости?
Повар
Ученый - аналитик
Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал» Цель работы : Доказать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал Оборудование : Куски накрахмаленной марли, ватные палочки, чашки Петри с йодной водой и стакан чистой воды Ход работы : 1. Возьмите кусок накрахмаленной марли; 2. Возьмите ватную палочку и смочите ее слюной; 3. Напишите на куске марли букву; 4. Опустите марлю в йодную воду. Достаньте и отожмите; 5. Опишите наблюдаемое. 6. Возьмите другую ватную палочку и смочите ее водой; 7. Напишите эту же букву на другом куске марли; 8. Опустите марлю в йодную воду, достаньте, отожмите; 9. Опишите наблюдаемое явление. 10. Результаты занесите в таблицу Свойства ферментов слюны Условия опыта Результаты опыта Выводы Крахмал + слюна Крахмал + вода Сделайте вывод о функциях слюны в пищеварительной системе человека
Слюнные железы В сутки – 1,7 литра р H = 6 , 5 - 7,5 (щелочная) Плотность = 1,001-1,017 Слюна
Состав и функции слюны Неорганические вещества Органические вещества 98-99% 1-2% Вода Ферменты: амилаза, мальтаза Муцин Лизоцим Растворение веществ слюны Частичное расщепление крахмала до глюкозы Формирование, склеивание пищевого комка, облегчение глотания Частичное уничтожение бактерий
Что объединяет эти предметы? 2 2 2 3 3 3 4 4 4 5 5 5
Стоматолог
Домашнее задание П. § 18 , найти дополнительный материал по теме. Составить модель – схему «Пищеварение в ротовой полости»
Без чего, на ваш взгляд, не может осуществляться пищеварение в ротовой полости?
Выводы урока: Пища начинает перевариваться в ротовой полости, подвергаясь двум видам обработки: механической и химической Механическая обработка осуществляется зубами и языком, а химическая – слюной Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы, проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела Выделение слюны – это безусловный рефлекс Пищу необходимо долго и тщательно жевать Необходимо ежедневно ухаживать за ротовой полостью и зубами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"
План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

конспект и презентация к уроку "Пищеварение в ротовой полости"
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли фермен...

Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".
Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...
методическая разработка урока в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости""
Данный урок является вводным при изучении темы "Пищеварение в организме Человека". Урок разработан с применением современных требований по формированию УУД. К уроку прилагается презентация....

К открытому уроку биологии "Пищеварение в ротовой полости"
Материал для учащихся при выполнении лабораторной работы "Определение реакции среды слюны"...
