Проект "Стебель"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Чернышёва Ольга Борисовна

Ролевой проект можно использовать  при изучении темы "Стебель" в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-rolevoy_proekt_stebel_-_vazhnaya_chast_pobega_.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевой  проект «Стебель»

                                 6  класс

Средства  обучения:  иллюстрации, рисунки, схемы, 2  компьютера  для  подведения  итогов  работы, интерактивная  доска.

Цель   урока: на  основе  актуализации  знаний  о  побеге  сформировать  у  учащихся  понятия  о  взаимосвязи  и  особенностей  строения  стебля  с  его  функциями, о  роли  стебля  в  жизни  растения. 

Учебно-воспитательные  задачи:

Образовательная  задача – познакомить  учащихся  с  внешним  и  внутренним  строением  стебля, с  видоизменёнными  побегами, их  биологическим  и  хозяйственным  значением, продолжить  формирование  экологических  знаний  о  приспособленности  растений  к  условиям  произрастания.

Воспитательная  задача -  в  ходе  ролевого  проекта  включить  учащихся  в  систему  общественных  отношений  (автор – оформитель, эксперт, представитель  издательства).

Развивающая  задача – формировать  у  учащихся  коммуникативные  умения  и  навыки.

Методические  рекомендации:

Тип  урока – раскрывающий  содержание; урок  комплексного  применения  знаний, умений, навыков, урок – ролевой  проект.

Основные  термины  и  понятия: стебель, побег, виды  стеблей, внутреннее  строение  стебля, видоизменённые  побеги.

Основное  содержание  урока

  1. Взаимосвязь  особенностей  строения с  процессами  жизнедеятельности  земноводных.
  2. Влияние  условий  окружающей  среды  на  жизненный  цикл.
  3. Особенности  происхождения   земноводных. 

Форма  организации  познавательной  деятельности

Работа  с  таблицами, иллюстрациями  в  учебник, мультимедийной  презентацией, самостоятельная  работа  с  компьютерной  программой.

Приёмы  деятельности  учителя

Эвристическая  беседа, работа  у  доски, работа  с  раздаточным  материалом, тетрадью, таблицами, мультимедийными  средствами  обучения, обсуждение  темы  урока.

Организация  деятельности  учащегося: самостоятельная    и  групповая  работа.

        

Развитие  умений  учащегося: развиваем  навыки  работы  в  коллективе; умение  самостоятельной  работы  с  рисунками  учебника, таблицами, справочным  материалом, компьютерными  программами; умение  анализировать, делать  выводы.

В  процессе  подготовки  и  проведения  урока  были  учтены  требования  ФГОС, направленные  на  формирование  универсальных  учебных  действий (УУД), а  именно   осмысленно  читать  текст, задавать  вопросы  разного  вида, отвечать  на  вопросы, требующие  сопоставления  информации  из  разных  частей  текста (работа  с  материалом  у  групп  «авторов-оформителей», «представителей  издательства»);  учебно-интеллектуальные  умения - определять  понятия  по  существенным  признакам, выявлять  свойства  объекта, выявлять  критерии  для  сравнения  и  осуществлять  сравнение;  учебно-организационные – оценивать  свою  работу  и  деятельность  одноклассников, организовывать  деятельность  в  группах, определять  наиболее  рациональную  последовательность  индивидуальной  и  коллективной  деятельности; учебно-информационные -  подбирать  и  группировать  материал    по   определённой  теме, создавать  тексты  различных  типов, комментировать  текст, владеть  различными  способами  изложения  текста; учебно-коммуникативные – владеть  приёмами  риторики, уметь  вести  дискуссию, диалог, вырабатывать  общее  решение.

Ход  урока –

1.Организационный  момент

     Перед  школьниками  ставится  задача: написать  страницы  учебника  по  теме  «Стебель – важная часть  побега», используя  биологические  и  экологические  знания    по  теме. Изучение  нового  материала  происходит  в  процессе  работы.

2.Ход  урока.

     На  предыдущем  уроке  учитель  делит  класс  на  группы, распределяя  роли: 3  группы – «авторы – оформители», 4-я  группа – «экспертный  совет», 5-я  группа – «представители  издательства». Все  группы  заранее  знакомятся  с  требованиями  к  учебникам, которые  приведены  в  приложении  №1.Представители  «экспертного  совета»  и  «издательства»  получают  дополнительное  задание – познакомиться  с  фактическим  материалом, который  получают  «авторы – оформители»  (приложение  №2).

В  начале  урока, после  вводного  слова  учителя  группы  получают  задание, на  выполнение которых отводиться  15-20  минут.

     Далее  совместно  с  учителем  проводится  работа  над  заданием: отчёт  о  выполненной  работе  «авторов – оформителей», защита  результатов, оценка  их  работы  «экспертами»  и  «представителями  издательства». На  данном  этапе  работы  школьники  включаются  в  дискуссию.

     Группа  «представителей  издательства»    получает  заказ  на  издание  учебника. Используя  презентации, созданные  каждой  из  групп  «авторов – оформителей», рекомендации  «экспертов», создаётся  компьютерный  вариант  фрагмента  учебника, который  в  дальнейшем  распечатывается, и  каждый  ученик  вклеивает  его  в  тетрадь. Эта  страничка – итог коллективного  труда, где  отражены  знания  учащихся  по  теме.

     Во  время  работы  «экспертной  комиссии»  и  «представителей  издательства»  учащимся  предлагается  разгадать  кроссворд   с  применением  интерактивной  доски.

   

Задания  для  «авторов-оформителей»

  1. Из  данного  учителем  фактического  материала  смонтировать  страницу  учебника, которая  представляет  собой  текст  с  иллюстрациями  и  ссылками  в  тексте.
  2. Подобрать  по  теме  параграфа  материал  для  любознательных.
  3. Составить  в  конце  параграфа  вопросы  для  закрепления  темы.
  4. Подготовиться  к  выступлению  перед  «экспертным  советом»  и  «представителями  издательства».

 Задания  для  «экспертного  совета»

  1. Составить  развёрнутый  план  по  прочитанному  заранее  фактическому  материалу.
  2. Подготовиться  к  оценке  работы  «авторов – оформителей»  с  позиций:

- Научности - найти  ошибки  в материале, представленном  в экспертный  совет, задать, если  необходимо вопросы, уточняющие строение, функции  видоизменения  побегов;

- Оформления – достаточно  ли  доступно  изложен  материал параграфа, есть  ли  вопросы  по  проверке  знаний  по  строению, функциям  и  видоизменению побегов, содержит  ли  текст иллюстрационный  материал  и  раздел  для  любознательных;

- У  группы  «авторов-оформителей», составляющих   лабораторную работу, проверить, правильно  ли  подобраны  объекты  и  верен  ли  ход  работы.

  1. Выслушать  рассказ  «авторов-оформителей»  о  проделанной  работе, вынести  решение  о  доработке  материала  либо  о  его  выходе  в  издательство.

Задания   для  «представителей  издательства».

  1. Выработать образец  выполнения  шмуцтитула.
  2. Выслушать  авторов-оформителей  и  экспертный  совет, вынести решение  о  печати  данного  параграфа.
  3. Выполнить  к  следующему  уроку  компьютерный  вариант  страниц учебника.

Групповая   работа   над   заданием   состоит  из  следующих  этапов:

* Работа  с  источником  информации: учащиеся  анализируют фактический   материал, располагают  его  последовательно соответственно  плану  изучения  органов  растения, который  включает:

1 – внешнее  строение  стебля;

2 – внутреннее  строение  стебля;

3 – выполняемые  функции;

4 – видоизменение  побегов  в  связи  с  условиями  произрастания растения;

* Оформление  результатов;

* Подготовка  выступлений;

Приложение  1.

Требования  к  школьному  учебнику.

Учебник – основное  средство обучения.

Он  содержит  изложение  основ  наук  и  одновременно  позволяет организовать  самостоятельную  деятельность  школьников  по  усвоению учебного  материала, учит  учиться.

Учебник  должен  содержать  изложение  биологической науки, быть доступным  детям, развивать  познавательный  и  практический  интерес.

Поэтому  учебник  выполняет  разносторонние  функции: обеспечивает школьников  научной  информации; системно  и  последовательно излагает материал; предусматривает  виды  деятельности  для  закрепления  материала  школьниками, т.е. вопросы  и  задания  для закрепления; содержит  не  только  текст, но  и  карты,  иллюстрации, развивает  умения  и  навыки, необходимые  для  самообразования: конспектирования,  обобщения,  выделение  главного,  логическое запоминание.

Приложение  2.

Фактический  материал

     Функции  стебля. Стебель – основная  часть  побега  растения, он  проводит  питательные  вещества  и  выносит  листья  к  свету. В  стебле  могут  откладываться  запасные  питательные  вещества. На  нём  развиваются  листья, цветки, плоды  с  семенами. Стебель  выполняет  разные  функции: осевую, проводящую, опорную, запасающую.

     Виды  стеблей. По  положению  в  пространстве  различают  следующие  виды  стеблей: прямостоячий (томат), лазающий (мышиный  горошек), вьющийся (вьюнок), ползучий (земляника). Прямостоячие  стебли  имеют  хорошо  развитую  механическую  ткань, они  могут  быть  одревесневшими  и  травянистыми. Вьющиеся, поднимаясь  вверх, обвивают  опору. Лазающие, поднимаясь  вверх, цепляются  за  опору  усиками  или  придаточными  корнями. Ползучие  стебли  стелются  по  земле  и  могут  укоренятся  в  узлах.

     Внутреннее  строение. Стебель  обеспечивает  передвижение  воды  и  минеральных  веществ  от  корней  к  листьям  и  органических  веществ  от  листьев  к  корням. Передвижение  этих  двух  взаимно  противоположных  потоков  питательных  веществ  осуществляется  по  хорошо  проводящим  тканям  стебля.

     На  поперечном  разрезе  стебля  липы  можно  увидеть  следующие  части  внутреннего  строения  стебля: пробку (1), луб (2), кору (3),  камбий (4), древесину (5), сердцевину (6).  

     Древесина – основная  часть  стебля. Все  слои  клеток  древесины, образовавшиеся  весной, летом  и  осенью  составляют  годичное  кольцо  прироста. Между  корой  и  древесиной  залегает  камбий. Посредством  деления  клеток  камбия  можно  определить  возраст  растения  и  условия, в  которых  оно  произрастает. В  центре  стебля  находится  более  рыхлый слой – сердцевина, в  которой  откладываются  запасы  питательных  веществ.

Видоизменённые  побеги.

     Наряду  с  типичными  стеблями, у  растений  часто  развиваются  видоизменённые  побеги, что  связано  с  выполнением  ими  других  функций.

     Видоизменённый  стебель  является  органом, предназначенным  для  накопления  запасных  питательных  веществ, которые  необходимы  растению, чтобы  пережить  период  покоя. Кроме  того, видоизменённые  стебли  нередко  участвуют  в  размножении  и  распространении  растений.

     Видоизменённый  стебель  обладает  всеми  признаками  обычного  стебля. Он  имеет  характерное  для  него  строение, что  означает  наличие  собственного  стебля  с  верхушечной  точкой  роста  и  листьями, располагающимися  по  спирали (очерёдно  или  супротивно)  и  несущими  в  своих  пазухах  почки.

     

Типы  видоизменённых  стеблей.

     Существует  три  основных  типа  видоизменённых  стеблей: клубень, корневище, луковица.

  1. Луковица  состоит  из  укороченного  мясистого  стебля, в  верхней  части  которого  находится  точка  роста, окружённая  сочными  мясистыми  чешуевидными  листьями. В  пазухах  этих  чешуй  образуются  новые  почки. Из  центральной  части  луковицы  вырастают  фотосинтезирующие  (зелёные)  листья, здесь  же  закладывается  цветочная  почка.

Луковицы  образуют  многолетние  растения – лук  репчатый, лилия, тюльпан, нарцисс, гусиный  лук.

  1. Клубень  имеет  «глазки», каждый  из  которых  представляет  собой  собрание  почек  в  пазухе  листа.  Они  соответствуют  узлам  обычного  стебля  и  располагаются  по  спирали – последовательно  или  против  другого, начиная  с  верхушечной  почки  в  той  части  клубня, которая  противоположна  месту  его  прикрепления  к  материнскому  растению. Клубни  встречаются  у  картофеля, георгина, топинамбура.
  2. Корневище – это  горизонтально  растущий  специализированный  побег, подземный, или, реже  надземный. Он  состоит  из  узлов  и  междоузлий  и  несёт  чешуевидные  листья  и  почки. В  них  образуются  придаточные  корни  и  боковые  побеги. Корневище  есть  у  многих  растений – крапивы, ириса, ландыша.

Информация  для  любознательных.

     Каждый  видел  маргаритку – садовое  растение. Листья  у  неё  расположены  в  одном  месте, густым    пучком, розеткой. Они  вырастают  как  будто  прямо  из  корня. На  самом  деле  у  маргаритки, как  и  любого  другого  растения  есть  стебель, только  он  совсем  коротенький, карликовый  и  называется  укороченным. Коротенький  участочек  от  самого  нижнего  до  самого  верхнего  листка  и  есть  стебель  маргаритки. Такие  же  укороченные  стебли  есть  и  одуванчика, и  у  подорожника.

Информация  для  любознательных.

Африканское  пустынное  растение  вельвичия – одно  из  немногих, сумевших  справиться  с  засушливым  климатом  пустынь  Юго-Западной  Африки. Вельвичия  удивительная -  и  на  самом  деле  удивительное  растение. Её  толстый  древесный  ствол  похож  на  пень, так  как  поднимается  над  землёй  всего  на  30-50  см. Листа  всего  два. Они  длинные, кожистые. Корень  глубоко  проникает  в  почву, достигая  грунтовых  вод. Живёт  растение  около  100  лет.

                    Лабораторная  работа

   «Внешнее  и  внутреннее  строение  стебля»

Цель  работы:  изучить  строение  стебля  на  примере  ветки  тополя.

Оборудование:  лупа, ветка  тополя.

Ход  работы:

  1. Рассмотрите  внешнее  строение  стебля, найдите  чечевички, листовые  рубцы.

  1. Зарисуйте  внешнее  строение  стебля  в  тетрадь.

  1. Подпишите  части  стебля: кору, чечевички, листовые  рубцы.

  1. Вывод: какую  роль  в  жизни  дерева  играют  чечевички?

  1. Сделайте  поперечный  разрез  стебля  тополя. Рассмотрите  его  внутреннее  строение.

  1. Зарисуйте  внутреннее  строение  стебля  тополя.

  1. Используя  учебник, определите  название  каждого  слоя. Подпишите  части: сердцевину, древесину, камбий, кору.

  1. Сделайте  вывод.