Урок "Химический состав клетки. Неорганические соединения."
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Мергенёва Ольга Владимировна

Тема урока     Химический состав клетки. Неорганические соединения.

Тип урока:      урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель: систематизировать и обобщить знания о химических элементах в составе живого,  неорганических веществах, их соотношении и функциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx12.91 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочный план                                

Предмет: Биология             Класс: 9 -ые

Учитель         Мергенёва О.В.

Тема урока     Химический состав клетки. Неорганические соединения.

Тип урока:      урок систематизации и обобщения знаний и умений 

Цель: систематизировать и обобщить знания о химических элементах в составе живого,  неорганических веществах, их соотношении и функциях.

Задачи:  

Образовательные: систематизировать знания учащихся о химических веществах и основных элементах в составе живого, обобщить знания об основных группах неорганических химических элементов, содержащихся в клетке; 

Развивающие:  развивать  умения анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы; развивать речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества учащихся при работе в группах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

I. Орг.

момент

II. Зна   II. Тема и задачи урока

Ш. Актуализация

IV. Обобщение и систематизация

V. Применение знаний и умений в новой ситуации 

VI. Контроль усвоения знаний

VII. Подведение итогов.

VIII. Рефлексия

 Организационный момент

Деление на рабочие подгруппы (по 4 человека)

1. Обратите внимание на подсказки, которые я подготовила и сформулируйте тему нашего урока.  

2.Какой постулат Клеточной теории связывает биологию с химией?  

(Клетки разных организмов сходны по химическому составу).

3. Что мы должны вспомнить о химическом составе клеток?

А). Единство химического состава живой материи.

В клетке содержится несколько тысяч веществ, которые участвуют в разнообразных химических реакциях. Химические процессы, протекающие в клетке, - одно из основных условий её жизни, развития, функционирования.  

  Все клетки животных и растительных организмов, и микроорганизмов сходны по химическому составу, что свидетельствует о единстве органического мира.

Б). Химический состав клеток живых организмов.

  В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. О чем это свидетельствует?

Это свидетельствует об общности живой и неживой материи.

Но соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. Так, элементарный состав неживой природы наряду с кислородом представлен в основном кремнием, железом, магнием, алюминием и т.д.

Работа в группах по заданиям:

А какие химические элементы являются преобладающими в живых организмах вы сейчас постараетесь вспомнить (выполняем задание №1)

Распределите указанные элементы на данной диаграмме.

Запись в тетрадь: Биогенные элементы - О, Н, N, С (Р, S) 

 В). Группы химических элементов, содержащихся в клетке

Работа в группах по заданиям:

1). В клетках  живых организмов содержится более 70 химических элементов. Одни из них представлены в больших количествах, другие в очень малых. Вспомните их и заполните схему «Химические элементы»: Задание №2

Вывод: В живых организмах 98% химического состава прихоится на четыре элемента: О, С, Н, N, в то время как на остальные 8 элементов (K, Na, Са, Mg, S, P, Cl, Fe) из группы макроэлементов приходится 1,9%. Все остальные элементы содержатся в клетке в исключительно малых количествах (меньше 0,01%).

Г). Живая клетка характеризуется постоянством своего химического состава.

Запись в тетрадь: Способность клетки сохранять устойчивость (стабильность) своего состава и свойств  при любых внешних воздействиях называется гомеостазом (от греч. homoios — подобный, одинаковый и греч. stasis — состояние, неподвижность).

Приведите примеры гомеостаза.

Примеры  гомеостаза: поддержание постоянства состава крови, температуры тела,   кровяного давления и многих других функций у млекопитающих.

Д). Химические вещества.

В чем разница между понятиями химический элемент и вещество?

Мы знаем, что все тела состоят из веществ? Каких веществ? (Тела живой и неживой природы состоят из органических и неорганических веществ).

К неорганическим веществам относят: воду и минеральные вещества (соли)

Минеральные соли присутствуют в клетке в виде  ионов (катионы К+, Na+, Са+, анионы НСО3, Сl ) или твёрдых нерастворимых солей. В клетках растений они накапливаются и кристаллизуются в различных органоидах или вакуолях. Чаще это бывают соли кальция. Их форма может быть различной: иглы, ромбы. Кристаллы – одиночные или сросшиеся вместе(друзы).

О какой группе веществ мы с вами сегодня говорим?

Работа в группах по заданиям:

Используя текст «Роль минеральных веществ в клетке» обсудите и сформулируйте основные функции минеральных веществ в клетке. (Задание №3)

Функции минеральных веществ:

  • Обеспечивают определённый рН (кислую либо щелочную реакцию среды)
  • Входят в состав некоторых клеточных структур
  • Влияют на протекание процессов жизнедеятельности

Запись в тетрадь: Буферность раствора

Задание №4. Прочитайте текст и определите о каком веществе идёт речь.

Самое распространённое вещество в живом организме. Его содержание в среднем составляет до 80% массы тела. Оно определяет физические свойства клетки (объём, упругость), помогает удалению ненужных веществ из организма, способствует перемещению веществ в организме.

Вода – важнейший компонент клетки. Она составляет в среднем 70-80 % её массы.

Функции воды:

  • Вода – универсальный растворитель. Многие химические реакции в клетке протекают только в водной среде. Вещества, растворяющиеся в воде, называются гидрофильными (спирты, сахара, аминокислоты), не растворяющиеся – гидрофобными (жирные кислоты, целлюлоза).
  • Вода участвует во многих химических реакциях: в построении органических молекул,  в процессе фотосинтеза.
  • Транспортная функция. Передвижение по организму вместе с водой растворенных в ней веществ к различным его частям и выведение ненужных продуктов из организма.
  • Вода обеспечивает гомеостаз. Эта функция обусловлена такими свойствами воды, как высокая теплоемкость – смягчает влияние на организм значительных перепадов температуры в окружающей среде; высокая теплопроводность – позволяет организму поддерживать одинаковую температуру во всем его объеме; высокая теплота испарения – используется для охлаждения организма при потоотделении у млекопитающих и транспирации у растений.
  • Структурная функция. Цитоплазма клеток содержит от 60 до 95 % воды, и именно она придает клеткам их нормальную форму. У растений вода поддерживает тургор (упругость эндоплазматической мембраны), у некоторых животных служит гидростатическим скелетом (медузы)

Как можно отличить органические вещества от неорганических?

(Органические вещества горят, а неорганические -  нет).

Попробуйте мне это доказать используя предложенные вам материалы и оборудование.

Материалы: соль, сода, листья, мука.

Оборудование: горелка (свеча), спички, чашки фарфоровые, ложки, держатели.

Задание 1. Исправь ошибки в тексте. Для этого выбери номер неверного предложения и напиши его правильно.

1. Клетки всех организмов состоят из одних и тех же химических элементов.

2. Только в живой клетке встречаются углерод, кислород, азот, водород.

3. Все вещества, образующие клетки живых организмов, делятся на две группы – горючие и негорючие.

4. К горючим веществам клетки относятся вода и минеральные соли, а к негорючим – органические вещества.

Таким образом, в клетке нет каких-нибудь особенных элементов, характерных только для живой природы. Это указывает на связь и единство живой и неживой природы. На атомном уровне различий между химическим составом органического и неорганического мира нет. Различие обнаруживается на молекулярном уровне. В живых телах наряду с веществами, распространенными в неживой природе, содержится множество веществ, характерных для живых организмов.  Вода -  необходимое вещество клетки. В клетке существуют специальные механизмы обеспечивающие гомеостаз.

Чем мы сегодня занимались?

Что мы для этого делали?

Что у нас получилось хорошо?

Что нам пока не удается?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».

Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие  в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...

Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...

Разработка урока на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"

Разработка урока с межпредметными связями на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки". Конспект и презентация к нему....

Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта урока «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»

Предмет: биологияКласс: 5Место урока в программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - 11-й урок. (Программа В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Издат...