Урок по теме "Пищеварение в желудке и кишечнике человека"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Мергенёва Ольга Владимировна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

· умение проверять себя;

· умение давать оценку своим действиям;

· умение работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

· умение анализировать и выделять общее;

· умение находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

· владеть основами проектной деятельности;

предметные:

· формирование представлений о процессе пищеварения в желудке и кишечнике;

· знание особенностей строения и функционирования желудка и кишечника как органов пищеварительной системы;

· раскрыть основные свойства ферментов, показать их роль в пищеварении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Мергенёва Ольга Владимировна

Предмет: Биология. 8 класс

Тема урока: Пищеварение в желудке и кишечнике.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

умение проверять себя;

умение давать оценку своим действиям;

умение работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

умение анализировать и выделять общее;

умение находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

владеть основами проектной деятельности;

предметные:

формирование представлений о процессе пищеварения в желудке и кишечнике;

знание особенностей строения и функционирования желудка и кишечника как органов пищеварительной системы;

раскрыть основные свойства ферментов, показать их роль в пищеварении.

Дидактические средства: учебник, раздаточный материал для групповой работы.

Оборудование: маркеры, ватман, рисунки и карточки с ключевыми словами для групповой работы.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап. (1 мин)

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Дежурный, скажите кто сегодня отсутствует.

- Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда начнем!

2. Актуализация знаний (3 мин)

Фронтальный опрос

1.Покажите на таблице органы, образующие пищеварительную систему человека и назовите их.

2.Какие органы находятся в ротовой полости?

3.Что происходит с пищей в ротовой полости?

4. Какие три части различают в строении зуба?

5.Как называется мягкая часть в центре зуба, содержащая нервы и кровеносные сосуды?

6.Как называются твердые ткани зуба?

7.Какие виды зубов вы знаете?

8. Расскажите о составе и функциях слюны.

Отвечают на вопросы по пройденной теме «Пищеварение в ротовой полости»

Провести опрос в электронной форме с демонстрацией результатов на экране.

Можно гугл-тест

Иначе потерять можно время, будет очень долго.

3. Мотивация (создание проблемной ситуации) и целеполагание.

(2 мин.)

Фронтальная беседа

И на этом пищеварительный процесс закончен?

В своей лаборатории Иван Петрович Павлов, проделал следующий опыт:

Двух собак кормили мясом с добавлением холерных вибрионов. Одной из них перед приемом пищи промыли желудок. Эта собака заразилась холерой и умерла, а вторая собака выжила. Почему это произошло?

-Можете ли вы сейчас точно ответить на поставленный вопрос?

-А что вы должны знать, чтобы ответить на вопрос?

- Правильны ли ваши предположения, мы сможем сказать после изучения нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать изменение пищи в органах пищеварительного канала.

Ребята, давайте сформулируем тему и цель нашего урока.

Какие задачи сегодня на уроке нам стоит решить?

Обучающиеся отвечают на вопросы, предполагают, почему это произошло.

4. Первичное усвоение новых знаний. (15 мин.)

Работа в группах

Разделить заранее на группы

Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. Учащиеся объединяются в четыре группы по желанию. В ходе работы учитель консультирует, ненавязчиво контролирует.

Получать знания вам предстоит во время работы в группах. У каждой группы своя задача, указанная в информационных листах, своя форма отчета о проделанной работе. Вначале читайте текст, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный проект и его защиту. Каждая группа выбирает капитана и он вытягивает задание! Прошу по очереди. Желаю успеха!

Осуществляют решение учебных задач.

Работают в группах с источниками информации: учебник, рисунки, информационные карточки.

Работают с текстом, выделяют главное, изучают рисунки, готовят проект на ватмане и  его защиту. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).

5. Первичная проверка понимания. (13 мин.)

Защита проектов

Отчеты групп.

-Слово предоставляем первой группе.

-Что вы можете дополнить? Какие есть вопросы к группе?

Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп.

6. Первичное закрепление. (2 мин.)

Фронтальная беседа

Организует закрепление знаний.

 «Новый продукт» - ответ на проблемный вопрос.

А вот теперь давайте вернемся к проблеме, которая была поставлена в начале урока. Почему же одна собака погибла, а вторая нет.

Ответ: Желудочный сок - это прозрачная жидкость, имеющая сильно кислый вкус, т.к. в нем содержится 0,5% НС1. При такой концентрации она губительна для чужеродных клеток, но она не действует на клетки самого желудка. Соляная кислота активизирует ферменты желудочного сока. Но не только. Она выполняет защитную функцию. Известно, как быстро загнивает мясо, которое хранят в теплом месте. Если добавить в стакан с водой и размолотым мясом немного соляной кислоты, то гниения не наблюдается. Кислота убивает бактерии гниения. Одновременно она защищает организм от микроорганизмов.

Вспоминают проблемный вопрос и свои предположения. Делают верный вывод.

7. Информация о домашнем задании (1 мин.)

Учитель предлагает записать домашнее задание. §35, проведите лабораторную работу, файл с заданием в Эл. журнале.

Задание по выбору

Предложить варианты д.з.

8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин.)

Самооценка учащихся

А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока. Зачитайте, пожалуйста, листы самооценки.

Как проходит? Непонятно.

Лабораторная работа

«Действие ферментов слюны на крахмал»

Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.

Цель работы

Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Порядок работы

Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

Зажмите марлю между ладонями на 2—3 мин, а затем опустите в раствор йода.

Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Пищеварение в желудке и кишечнике" 8 класс

Изучить пищеварение в желудке и кишечнике. Первичное закрепление  умений и навыков учащихся по теме. Показать роль  пищеварения в  организме человека. Воспитывать бережное отношение к с...

Презентация "Пищеварение в желудке и кишечнике" 8 класс

Изучить пищеварение в желудке и кишечнике. Первичное закрепление  умений и навыков учащихся по теме. Показать роль  пищеварения в  организме человека. Воспитывать бережное отношен...

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ И КИШЕЧНИКЕ

Познакомить учащихся с особенностями строения же­лудка и кишечника; процессами, происходящими в них; свойства­ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рас­смотреть роль соляной кислоты ...

Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения

Презентация по биологии на тему "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения" для 8 классов. Презентация рассчитана на 2 урока....