Тема урока: «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний».
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Захаренкова Наталья Ивановна

Предмет: биология

Класс: 9

УМК: «Линия жизни» В.В.Пасечник

Тема урока: «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний».

Тип урока: урок формирования новых знаний (урок «открытия новых знаний»)

 

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к усвоению знаний о признаках, причинах желудочно-кишечных заболеваний и путях их профилактики..

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: оценки последствий своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 9

УМК: «Линия жизни» В.В.Пасечник

Тема урока: «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний».

Тип урока: урок формирования новых знаний (урок «открытия новых знаний»)

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к усвоению знаний о признаках, причинах желудочно-кишечных заболеваний и путях их профилактики..

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: оценки последствий своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей.

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование навыков бережного отношения к своему здоровью. Воспитание экологической и гигиенической грамотности.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Познавательные: умение выявлять причинно-следственные связи возникновения инфекционных заболеваний, работать с дополнительными источниками информации: выделять в тексте главное, находить ответы на вопросы, преобразовывать текстовою и иллюстративную информацию (в схему, таблицу, подпись рисунков).

Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной целью, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

Коммукативные:, участие в диалоге, участвовать в совместной деятельности (парная работа).

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

Знать: о механизмах возникновения инфекционных заболеваний.

Уметь: обосновывать необходимость:

- принятия мер по предупреждению заболеваний:

- различать (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека, объяснять значение мер профилактики в предупреждении заболеваний человека

Оборудование: мультимедийный проектор (интерактивная доска), таблицы, схемы, дидактические карточки, ИКТ-презентация, продукты: консервная банка, яблоко, стакан воды, чипсы, лапша быстрого приготовления, кефир, йогурт.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Эпиграф к уроку высказывание И.И.Мечникова: « Болезни легче предупредить, …чем их лечить».

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости !Я рада вас приветствовать на расширенном заседании НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН.

Тема, которой мы посвятим наше заседание актуальная, жизненно-важная для каждого человека на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на заседании вы сделаете шаг к здоровому образу жизни, и многие из вас по иному будут относиться к своему организму. Крайне сожалению о тех, кто не смог прийти на него, кто болеет, я желаю им скорейшего выздоровления. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. (Прием обратной связи "Ладошки") Спасибо Вам! Я думаю, что вы будете активны в течение всего урока.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока

Вступительное слово учителя

Диетологи говорят: “Если отец болезни неизвестен, то её мать всегда – питание”.

Как считают ученые-медики, мы совершенно бездумно, день за днем, разрушаем собственное здоровье, не отдавая себе отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют определенные законы, нарушать которые нельзя. Давайте попробуем разобраться в своих ошибках в питании. Итак тема нашего заседания « Профилактика желудочно-кишечных заболеваний».(слайд 1)

Эпиграфом заседания будет высказывание И.И.Мечникова: «Болезни легче предупредить, …чем их лечить».

А как вы понимаете это высказывание? /ответы уч-ся/

А какие проблемы мы должны решить в ходе урока? /ответы/ Обобщение ответов обучающихся и формулировка целей урока

Выдвигает проблему, сообщает тему урока, записывает ассоциации учащихся на доску

Говорят ассоциации

Решая проблему, выдвигают предположения о целях урока

Записывают число, тему урока в тетрадь

Регулятивные УУД:

прогнозирование

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, высказывать свои мысли, свое мнение, отвечать на вопросы учителя

#1055;овторение изученного.

По данным Научно-исследовательского института питания РАМН существует прямая зависимость между нашим питанием и развитием самых серьезных заболеваний в 60-70 процентах случаев. Сегодня человека беспокоит глобальная проблема: как нужно питаться без риска?

Для решения данных проблем вы выступите в роли молодых исследователей в области экологии человека и гигиены окружающей среды, и попытаетесь дать ответы на эти вопросы.

А чтобы получить доступ к работе, мы должны пройти КПП института:

Повторение изученного:

#1050;акой раздел биологии человека мы изучаем?( пищеварение)

#1063;то такое питание, пищеварение?

#1063;тобы повторить строение пищеварительной системы, я приготовила для вас модель, но со мной случилась беда, у меня все рассыпалось. Помогите восстановить модель ( работа в паре у доски).

#1056;абота с интерактивной доской. Задание. Найдите соответствие «Орган – строение – функция».( работа в паре у доски).

Обсуждение ответов

Организует работу в парах.

Отвечают на вопросы, работают в паре с интерактивной доской и схемой пищеварения

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группе (паре)

4. Постановка учебной задачи.

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, сегодня на уроке мы прикоснемся к решению очень сложных проблем, касающихся сохранения своего здоровья.

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Запись учащимися числа, темы урока

Учащиеся конкретизируют цель урока

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

5. Усвоение новых знаний.

Ну что же КПП прошли успешно, наше заседание открыто. У меня на столе 3 предмета (яблоко, стакан с водой, консервы). Что их объединяет? ( они могут служить источниками инфекций). Предположения детей.

А каких нам сейчас доложат наши сотрудники. Мы должны иметь протокол заседания. После выступления занести данные в протокол.

Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика

Название заболеваний

Причины заражения

Меры профилактики

Ботулизм

Сальмонеллез

Дизентерия

Холера

Аскаридоз

Слово предоставляется Маргулис Г.А., врачу санэпидемстанции. Заболевание дизентерия (Приложение №1).

Проблема бытовых отходов, свалок, мусорных куч.

Почему мухи могут переносить возбудителей?

Исследование строения лапки мухи.

Работа с микроскопом.

Правила работы с микроскопом.

Сравнение полученных результатов с цифровым микроскопом.(слайд 2)

Выступления врачей инфекционистов: заболевание холера (Горьков И.А.);

Ботулизм ( Князева Д.И.).Идет заполнение протокола.

Организует работу: исследовательскую, перевод информации в табличную

Контролирует выполнение

Организует работу с учебником: найти определение биологического разнообразия, задает вопрос классу

Работают индивидуально, выделяют основные признаки

Работа с таблицей

(протоколом)

Отвечают на вопросы учителя

Работают с информацией.
Говорят классу о результатах своей работы.

Личностные: формирование причин заболеваний и проблемы сохранения здоровья), осознание ценности здоровья (последствий влияния патогенных организмов на здоровье человека).

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в паре

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, смысловое чтение, преобразование информации

Физминутка

Время производственной гимнастики.(слайд 3)

- Создание проблемных ситуаций:

Ситуация 1.

Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть на информацию на упаковке пищевых продуктов.

Для чего?

Контрольная закупка.(слайд 4)

Тема: «О чем может рассказать упаковка»

Цель: научиться использовать информацию о продуктах питания.

Оборудование: йогурт, молочные продукты, лапша быстрого приготовления, чипсы, консервы.

Ход работы:

1. Определите срок годности продукта.

2. Определите его состав.

3. Ответьте на вопросы: какие еще сведения содержатся на упаковках пищевых продуктов? Для чего они необходимы?

4. Предложите свой вариант необходимой информации о продукте на упаковке домашних консервов или других пищевых продуктов.(Д/З)

Ситуация 2.

Учитель. К чему приводит пренебрегание элементарными гигиеническими правилами?

Ситуация 3.

Учитель. Нужно ли бороться с мухами?

Организует самостоятельную работу, дополнительный материал, ограничивая время его выполнения

- представьте свой отчет о проделанной работе

Учащиеся работают, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, представляют результат своей работы

Результат заседания:

Сдают протоколы

6. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Вернуться в начало темы. Перед вами лежат продукты (на столе консервная банка, яблоко, стакан воды ).

1) Консервная банка.

Следует проявлять осторожность с консервированными продуктами, т.к. в них могут содержаться бактерии ботулизма. На что обращаем внимание при выборе консервов? (Срок годности, нет ли вздутия.)

2) Стакан воды.

Да, это просто вода. Но в ней может содержаться холерный вибрион – возбудитель холеры! Он долго сохраняется в воде, но быстро гибнет при нагревании и обеззараживании. Как поступим? (Кипятить воду, не пить воду из водоемов, не купаться в запрещенных местах.)

3) Грязное яблоко.

Оно, конечно, не отравленное, как в сказке о мертвой царевне, но может вызвать неприятное заболевание – дизентерию. Ее еще называют “болезнью грязных рук”. Что делать? (Мыть фрукты, посуду, руки.).

Вывешиваются предупредительные знаки с объяснением.

Организует обсуждение

Отвечают на вопросы констатируют факты

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение вступать диалог с учителем, друг с другом

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, анализировать. Исправлять ошибки

7. Рефлексия деятельности.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Заседание заканчивается и мне хотелось бы взять у Вас интервью. Ответьте на любое незаконченное предложение.

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Я почувствовал, что …

Меня удивило, что …

Я приобрел …

Удалось ли разрешить задачи урока?

Личностные УУД:

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

П. 29. В. 5

Домашнее задание двух уровней:

• I уровень (задание для всех): стр.261-262, 269-270, заполнить таблицу.(протокол)

• II уровень (задание для желающих): подберите пословицы и поговорки о правильном питании и объясните их.

Выставление оценок.

#1048;тог урока

Заключительное слово учителя. Учитель рассказывает притчу. Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?” Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу. Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе. Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!” Ваше здоровье, уважаемые сотрудники, в ваших руках. Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).

Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...

"Профилактика желудочно-кишечных заболеваний"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ШКОЛЬНОГО ВРАЧА  О НАРУШЕНИЯХ В РАБОТЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И МЕРЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ...

Урок по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».

Цели урока:Образовательные: учить оценивать последствия своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей;Развивающие: продолжить развитие умений чётко и грамотно выражать свои...

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Проект урока биологии в 8 классе по формированию УУД...

урок биологии 8 класс, тема "Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний. Практическая работа «Определение норм рационального питания»"

Обучающийся научится понятиям о: режиме  питания;   мерах  по  предупреждению  желудочно-кишечных  и  глистных  заболеваний;  перв...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания"

Тема "Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний" является заключительной при изучении раздела "Питание и пищеварение"....

Технологическая карта урока биологии по теме "Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний"

Технологическая карта урока биологии  по теме "Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний" содержит разработку урока, а также практическую работу "Определение нор...