Тема урока: «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний».
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предмет: биология
Класс: 9
УМК: «Линия жизни» В.В.Пасечник
Тема урока: «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний».
Тип урока: урок формирования новых знаний (урок «открытия новых знаний»)
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к усвоению знаний о признаках, причинах желудочно-кишечных заболеваний и путях их профилактики..
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: оценки последствий своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: биология
Класс: 9
УМК: «Линия жизни» В.В.Пасечник
Тема урока: «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний».
Тип урока: урок формирования новых знаний (урок «открытия новых знаний»)
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к усвоению знаний о признаках, причинах желудочно-кишечных заболеваний и путях их профилактики..
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: оценки последствий своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей.
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование навыков бережного отношения к своему здоровью. Воспитание экологической и гигиенической грамотности.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Познавательные: умение выявлять причинно-следственные связи возникновения инфекционных заболеваний, работать с дополнительными источниками информации: выделять в тексте главное, находить ответы на вопросы, преобразовывать текстовою и иллюстративную информацию (в схему, таблицу, подпись рисунков).
Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной целью, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
Коммукативные:, участие в диалоге, участвовать в совместной деятельности (парная работа).
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
Знать: о механизмах возникновения инфекционных заболеваний.
Уметь: обосновывать необходимость:
- принятия мер по предупреждению заболеваний:
- различать (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека, объяснять значение мер профилактики в предупреждении заболеваний человека
Оборудование: мультимедийный проектор (интерактивная доска), таблицы, схемы, дидактические карточки, ИКТ-презентация, продукты: консервная банка, яблоко, стакан воды, чипсы, лапша быстрого приготовления, кефир, йогурт.
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД | ||||||||||||||||||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Эпиграф к уроку высказывание И.И.Мечникова: « Болезни легче предупредить, …чем их лечить». Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости !Я рада вас приветствовать на расширенном заседании НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН. Тема, которой мы посвятим наше заседание актуальная, жизненно-важная для каждого человека на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на заседании вы сделаете шаг к здоровому образу жизни, и многие из вас по иному будут относиться к своему организму. Крайне сожалению о тех, кто не смог прийти на него, кто болеет, я желаю им скорейшего выздоровления. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. (Прием обратной связи "Ладошки") Спасибо Вам! Я думаю, что вы будете активны в течение всего урока. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | ||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока | Вступительное слово учителя Диетологи говорят: “Если отец болезни неизвестен, то её мать всегда – питание”. Как считают ученые-медики, мы совершенно бездумно, день за днем, разрушаем собственное здоровье, не отдавая себе отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют определенные законы, нарушать которые нельзя. Давайте попробуем разобраться в своих ошибках в питании. Итак тема нашего заседания « Профилактика желудочно-кишечных заболеваний».(слайд 1) Эпиграфом заседания будет высказывание И.И.Мечникова: «Болезни легче предупредить, …чем их лечить». А как вы понимаете это высказывание? /ответы уч-ся/ А какие проблемы мы должны решить в ходе урока? /ответы/ Обобщение ответов обучающихся и формулировка целей урока | Выдвигает проблему, сообщает тему урока, записывает ассоциации учащихся на доску
| Говорят ассоциации Решая проблему, выдвигают предположения о целях урока Записывают число, тему урока в тетрадь | Регулятивные УУД: прогнозирование Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, высказывать свои мысли, свое мнение, отвечать на вопросы учителя | ||||||||||||||||||
#1055;овторение изученного. | По данным Научно-исследовательского института питания РАМН существует прямая зависимость между нашим питанием и развитием самых серьезных заболеваний в 60-70 процентах случаев. Сегодня человека беспокоит глобальная проблема: как нужно питаться без риска? Для решения данных проблем вы выступите в роли молодых исследователей в области экологии человека и гигиены окружающей среды, и попытаетесь дать ответы на эти вопросы. А чтобы получить доступ к работе, мы должны пройти КПП института: Повторение изученного: #1050;акой раздел биологии человека мы изучаем?( пищеварение) #1063;то такое питание, пищеварение? #1063;тобы повторить строение пищеварительной системы, я приготовила для вас модель, но со мной случилась беда, у меня все рассыпалось. Помогите восстановить модель ( работа в паре у доски). #1056;абота с интерактивной доской. Задание. Найдите соответствие «Орган – строение – функция».( работа в паре у доски). | Обсуждение ответов Организует работу в парах. | Отвечают на вопросы, работают в паре с интерактивной доской и схемой пищеварения | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группе (паре) | ||||||||||||||||||
4. Постановка учебной задачи. ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, сегодня на уроке мы прикоснемся к решению очень сложных проблем, касающихся сохранения своего здоровья. | обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Запись учащимися числа, темы урока Учащиеся конкретизируют цель урока | Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование | ||||||||||||||||||
5. Усвоение новых знаний. | Ну что же КПП прошли успешно, наше заседание открыто. У меня на столе 3 предмета (яблоко, стакан с водой, консервы). Что их объединяет? ( они могут служить источниками инфекций). Предположения детей. А каких нам сейчас доложат наши сотрудники. Мы должны иметь протокол заседания. После выступления занести данные в протокол. Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика
Слово предоставляется Маргулис Г.А., врачу санэпидемстанции. Заболевание дизентерия (Приложение №1). Проблема бытовых отходов, свалок, мусорных куч. Почему мухи могут переносить возбудителей? Исследование строения лапки мухи. Работа с микроскопом. Правила работы с микроскопом. Сравнение полученных результатов с цифровым микроскопом.(слайд 2) Выступления врачей инфекционистов: заболевание холера (Горьков И.А.); Ботулизм ( Князева Д.И.).Идет заполнение протокола. | Организует работу: исследовательскую, перевод информации в табличную Контролирует выполнение Организует работу с учебником: найти определение биологического разнообразия, задает вопрос классу | Работают индивидуально, выделяют основные признаки Работа с таблицей (протоколом) Отвечают на вопросы учителя Работают с информацией. | Личностные: формирование причин заболеваний и проблемы сохранения здоровья), осознание ценности здоровья (последствий влияния патогенных организмов на здоровье человека). Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в паре Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, смысловое чтение, преобразование информации | ||||||||||||||||||
Физминутка | Время производственной гимнастики.(слайд 3) | |||||||||||||||||||||
- Создание проблемных ситуаций: Ситуация 1. Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть на информацию на упаковке пищевых продуктов. Для чего? Контрольная закупка.(слайд 4) Тема: «О чем может рассказать упаковка» Цель: научиться использовать информацию о продуктах питания. Оборудование: йогурт, молочные продукты, лапша быстрого приготовления, чипсы, консервы. Ход работы: 1. Определите срок годности продукта. 2. Определите его состав. 3. Ответьте на вопросы: какие еще сведения содержатся на упаковках пищевых продуктов? Для чего они необходимы? 4. Предложите свой вариант необходимой информации о продукте на упаковке домашних консервов или других пищевых продуктов.(Д/З) Ситуация 2. Учитель. К чему приводит пренебрегание элементарными гигиеническими правилами? Ситуация 3. Учитель. Нужно ли бороться с мухами? | Организует самостоятельную работу, дополнительный материал, ограничивая время его выполнения - представьте свой отчет о проделанной работе | Учащиеся работают, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, представляют результат своей работы | Результат заседания: Сдают протоколы | |||||||||||||||||||
6. Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Вернуться в начало темы. Перед вами лежат продукты (на столе консервная банка, яблоко, стакан воды ). 1) Консервная банка. Следует проявлять осторожность с консервированными продуктами, т.к. в них могут содержаться бактерии ботулизма. На что обращаем внимание при выборе консервов? (Срок годности, нет ли вздутия.) 2) Стакан воды. Да, это просто вода. Но в ней может содержаться холерный вибрион – возбудитель холеры! Он долго сохраняется в воде, но быстро гибнет при нагревании и обеззараживании. Как поступим? (Кипятить воду, не пить воду из водоемов, не купаться в запрещенных местах.) 3) Грязное яблоко. Оно, конечно, не отравленное, как в сказке о мертвой царевне, но может вызвать неприятное заболевание – дизентерию. Ее еще называют “болезнью грязных рук”. Что делать? (Мыть фрукты, посуду, руки.). Вывешиваются предупредительные знаки с объяснением. | Организует обсуждение | Отвечают на вопросы констатируют факты | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение вступать диалог с учителем, друг с другом Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, анализировать. Исправлять ошибки | ||||||||||||||||||
7. Рефлексия деятельности. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Заседание заканчивается и мне хотелось бы взять у Вас интервью. Ответьте на любое незаконченное предложение. Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Я почувствовал, что … Меня удивило, что … Я приобрел … Удалось ли разрешить задачи урока? | Личностные УУД: Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||||||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. | П. 29. В. 5 Домашнее задание двух уровней: • I уровень (задание для всех): стр.261-262, 269-270, заполнить таблицу.(протокол) • II уровень (задание для желающих): подберите пословицы и поговорки о правильном питании и объясните их. Выставление оценок. | |||||||||||||||||||||
#1048;тог урока | Заключительное слово учителя. Учитель рассказывает притчу. Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?” Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу. Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе. Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!” Ваше здоровье, уважаемые сотрудники, в ваших руках. Будьте здоровы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).
Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...

"Профилактика желудочно-кишечных заболеваний"
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ШКОЛЬНОГО ВРАЧА О НАРУШЕНИЯХ В РАБОТЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И МЕРЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ...

Урок по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».
Цели урока:Образовательные: учить оценивать последствия своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей;Развивающие: продолжить развитие умений чётко и грамотно выражать свои...

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
Проект урока биологии в 8 классе по формированию УУД...

урок биологии 8 класс, тема "Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний. Практическая работа «Определение норм рационального питания»"
Обучающийся научится понятиям о: режиме питания; мерах по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; перв...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания"
Тема "Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний" является заключительной при изучении раздела "Питание и пищеварение"....

Технологическая карта урока биологии по теме "Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний"
Технологическая карта урока биологии по теме "Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний" содержит разработку урока, а также практическую работу "Определение нор...
