Урок литературы для 9 класса
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Ход урока.

1. Теория

Стихотворение – это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности.

Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный состав.

Лексика просторечная – слова с грубым, стилистически сниженным и даже вульгарным оттенком, которые расположены за границами литературного слога.

Омонимы — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка

Неологизм – слово вновь образованное.

Окказионализм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

 

2. Чтение стихотворения  В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» на стр. 157-160

Посмотреть/послушать в исполнении актера В.Смехова  

 

 * Стихотворение написано в июне – июле 1920 г. в дачном посёлке Пушкино под Москвой, куда Маяковский ежедневно приезжал после напряжённого труда в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Маяковский писал: «Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идёт о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто не досыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали «Окна РОСТА», которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем, чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу.

 

Тема стихотворения - необычайное приключение, бывшее с автором.

Идея стихотворения - назначение поэта и поэзии.

 

3.Лексический анализ стихотворения. Работа с таблицей. Заполнить примерами из стихотворения таблицу

 

Лексическая группа слов

Примеры из стихотворения

 Цель употребления

Разговорная лексика, просторечия

 

 

Окказионализмы

 

 

Метафоры.

 

 

Гипербола

 

 

Омонимы.

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу/письменно/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse23.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Дата проведения:  23 апреля

Тема урока: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Ход урока.

1. Теория

Стихотворение – это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности.

Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный состав.

Лексика просторечная – слова с грубым, стилистически сниженным и даже вульгарным оттенком, которые расположены за границами литературного слога. 

Омонимы — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка

Неологизм – слово вновь образованное.

Окказионализм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

2. Чтение стихотворения  В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» на стр. 157-160

Посмотреть/послушать в исполнении актера В.Смехова  → https://www.youtube.com/watch?v=FSNAViyyjyw

 * Стихотворение написано в июне – июле 1920 г. в дачном посёлке Пушкино под Москвой, куда Маяковский ежедневно приезжал после напряжённого труда в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Маяковский писал: «Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идёт о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто не досыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали «Окна РОСТА», которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем, чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу.

Тема стихотворения - необычайное приключение, бывшее с автором.

Идея стихотворения - назначение поэта и поэзии.

3.Лексический анализ стихотворения. Работа с таблицей. Заполнить примерами из стихотворения таблицу

Лексическая группа слов

Примеры из стихотворения

 Цель употребления

Разговорная лексика, просторечия

Окказионализмы

Метафоры.

Гипербола

Омонимы.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу/письменно/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...