Дистанционный урок литературы для 9 класса 23 апреля
план-конспект урока (9 класс)

Урок литературы в 9 классе

Дата проведения:  23 апреля

Тема урока: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Ход урока.

1. Теория

Стихотворение – это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности.

Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный состав.

Лексика просторечная – слова с грубым, стилистически сниженным и даже вульгарным оттенком, которые расположены за границами литературного слога.

Омонимы — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка

Неологизм – слово вновь образованное.

Окказионализм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

 

2. Чтение стихотворения  В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» на стр. 157-160

Посмотреть/послушать в исполнении актера В.Смехова  → https://www.youtube.com/watch?v=FSNAViyyjyw

 

 * Стихотворение написано в июне – июле 1920 г. в дачном посёлке Пушкино под Москвой, куда Маяковский ежедневно приезжал после напряжённого труда в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Маяковский писал: «Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идёт о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто не досыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали «Окна РОСТА», которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем, чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу.

 

Тема стихотворения - необычайное приключение, бывшее с автором.

Идея стихотворения - назначение поэта и поэзии.

 

3.Лексический анализ стихотворения. Работа с таблицей. Заполнить примерами из стихотворения таблицу

 

Лексическая группа слов

Примеры из стихотворения

 Цель употребления

Разговорная лексика, просторечия

 

 

Окказионализмы

 

 

Метафоры.

 

 

Гипербола

 

 

Омонимы.

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу/письменно/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse23.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Дата проведения:  23 апреля

Тема урока: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Ход урока.

1. Теория

Стихотворение – это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности.

Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный состав.

Лексика просторечная – слова с грубым, стилистически сниженным и даже вульгарным оттенком, которые расположены за границами литературного слога. 

Омонимы — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка

Неологизм – слово вновь образованное.

Окказионализм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

2. Чтение стихотворения  В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» на стр. 157-160

Посмотреть/послушать в исполнении актера В.Смехова  → https://www.youtube.com/watch?v=FSNAViyyjyw

 * Стихотворение написано в июне – июле 1920 г. в дачном посёлке Пушкино под Москвой, куда Маяковский ежедневно приезжал после напряжённого труда в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Маяковский писал: «Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идёт о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто не досыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали «Окна РОСТА», которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем, чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу.

Тема стихотворения - необычайное приключение, бывшее с автором.

Идея стихотворения - назначение поэта и поэзии.

3.Лексический анализ стихотворения. Работа с таблицей. Заполнить примерами из стихотворения таблицу

Лексическая группа слов

Примеры из стихотворения

 Цель употребления

Разговорная лексика, просторечия

Окказионализмы

Метафоры.

Гипербола

Омонимы.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу/письменно/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок литературы. 5 класс. "Роберт Льюис Стивенсон. "Вересковый мёд".

Учащимся предложен учебный материал, рекомендован порядок самостоятельной работы над темой в условиях дистанционного обучения. Обозначены обязательные и рекомендованные этапы урока....

Дистанционный урок литературы. 7 класс. М. М. Зощенко. "Беда"

Предложен материал и определен ход самостоятельной работы ученика в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Ю. П. Казаков. "Тихое утро"

Материал для самоподготовки семиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок литературы. 5 класс.Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"

Предложен материал для самостоятельного знакомства  пятиклассников с классиком американской литературы и его популярным произведением....

Дистанционный урок литературы. 5 класс. Марк Твен. Том Сойер и его друзья

Инструкция предлагает ход самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения,  названы электронные ресурсы к уроку....

Дистанционный урок литературы. 5 класс. "Итоговое тестирование за курс 5 класса"

Предложен итоговый контрольный тест за курс 5 класса...