Урок литературы для 9 класса
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок литературы в 9 классе
Тема урока: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Ход урока.
1. Теория
Стихотворение – это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности.
Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный состав.
Лексика просторечная – слова с грубым, стилистически сниженным и даже вульгарным оттенком, которые расположены за границами литературного слога.
Омонимы — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка
Неологизм – слово вновь образованное.
Окказионализм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.
2. Чтение стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» на стр. 157-160
Посмотреть/послушать в исполнении актера В.Смехова
* Стихотворение написано в июне – июле 1920 г. в дачном посёлке Пушкино под Москвой, куда Маяковский ежедневно приезжал после напряжённого труда в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Маяковский писал: «Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идёт о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто не досыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали «Окна РОСТА», которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем, чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу.
Тема стихотворения - необычайное приключение, бывшее с автором.
Идея стихотворения - назначение поэта и поэзии.
3.Лексический анализ стихотворения. Работа с таблицей. Заполнить примерами из стихотворения таблицу
Лексическая группа слов | Примеры из стихотворения | Цель употребления |
Разговорная лексика, просторечия |
|
|
Окказионализмы |
|
|
Метафоры. |
|
|
Гипербола |
|
|
Омонимы. |
|
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу/письменно/
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
Дата проведения: 23 апреля
Тема урока: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Ход урока.
1. Теория
Стихотворение – это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности.
Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный состав.
Лексика просторечная – слова с грубым, стилистически сниженным и даже вульгарным оттенком, которые расположены за границами литературного слога.
Омонимы — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка
Неологизм – слово вновь образованное.
Окказионализм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.
2. Чтение стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» на стр. 157-160
Посмотреть/послушать в исполнении актера В.Смехова → https://www.youtube.com/watch?v=FSNAViyyjyw
* Стихотворение написано в июне – июле 1920 г. в дачном посёлке Пушкино под Москвой, куда Маяковский ежедневно приезжал после напряжённого труда в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Маяковский писал: «Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идёт о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто не досыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали «Окна РОСТА», которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем, чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу.
Тема стихотворения - необычайное приключение, бывшее с автором.
Идея стихотворения - назначение поэта и поэзии.
3.Лексический анализ стихотворения. Работа с таблицей. Заполнить примерами из стихотворения таблицу
Лексическая группа слов | Примеры из стихотворения | Цель употребления |
Разговорная лексика, просторечия | ||
Окказионализмы | ||
Метафоры. | ||
Гипербола | ||
Омонимы. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу/письменно/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...