Дистанционный урок по русскому родному языку в 5 классе по теме "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе
Дата проведения: 28 апреля
Тема урока: «Неопределенная форма глагола» (параграф 109)
ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕМЫ:
1) ПАРАГРАФ 109 на странице 103-104 (прочитать)
2) . Видеоурок >
https://www.youtube.com/watch?v=5SIdkLV51jI&feature=emb_logo
ИЛИ https://vk.com/video?z=video175567841_456239124%2Fpl_cat_updates
3) ТЕОРИЯ
Инфинитив — это неопределённая/начальная форма глагола, которая обозначает действие, не привязанное к субъекту (лицу, числу, наклонению) и ко времени. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?»
По функциям начальную форму глагола можно сравнить с именительным падежом существительного. Именно в форме инфинитива глаголы представлены в словарях.
Инфинитив имеет окончания:
–ть.
Например: клеить, мазать, строить.
–ти.
Например: идти, ползти, везти.
В случае, если основа глагола в форме 1-го лица настоящего времени оканчивается на согласные Б, Т, Д, тогда инфинитив будет оканчиваться на –сти. В этом случае буква –с– становится частью основы слова.
Например: гребу — грести, бреду — брести, мету — мести.
Некоторые глаголы в форме инфинитива оканчиваются на –чь. В этих глаголах –чь является частью корня.
Например: беречь, жечь, мочь.
Чаще всего для того чтобы найти основу инфинитива от формы глагола в единственном числе прошедшего времени, надо отнять от глагола в прошедшем времени суффикс –л– и окончание (если они есть). При этом необходимо учитывать возможность чередования согласной в основе слова.
Например: клеил/клеила — клеить, полз/ползла — ползти. Но! Грёб — грести, мёл — мести.
В предложении инфинитив может выступать:
- в качестве подлежащего:
не спать (— подлежащее) — вредно.
- В качестве части составного сказуемого:
я боюсь заболеть (— часть составного сказуемого).
- В качестве сказуемого:
открыть (— сказуемое) ему дверь?
- В качестве обстоятельства цели:
все вышли на улицу посмотреть (— обстоятельство) на северное сияние.
- В качестве дополнения:
ему посоветовали молчать (— дополнение).
- В качестве определения:
у меня возникло острое желание помочь (— определение).
Обрати внимание!
В форме инфинитива глагол сохраняет три грамматические категории, о которых ты сможешь узнать в следующем разделе:
• совершенный/несовершенный вид;
• переходность/непереходность;
• возвратность/невозвратность.
Что же мы должны сегодня запомнить?
Неопределённая форма – это начальная форма глагола. Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Неопределённая форма не указывает на время, число, лицо или род глагола.
Глаголы неопределённой формы имеют окончания -ть, -ти или нулевые окончания в глаголах на -чь.
4) Закрепление темы:
1. Упражнение 621(письменно)
2. Дополнительное упражнение → https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/glagol-14440/infinitiv-12699/re-17b10c48-4e6b-44e9-9bbd-f85fdb5a082c/pe?resultId=2913433447
3. Дополнительный видеоурок → https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=hKq0WyR0qDc&feature=emb_logo
5) Домашнее задание: параграф 109, упражнение 623 (письменно), подготовиться к самостоятельной работе по теме «Мягкий знак после шипящих»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Дата проведения: 28 апреля
Тема урока: «Неопределенная форма глагола» (параграф 109)
ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕМЫ:
1) ПАРАГРАФ 109 на странице 103-104 (прочитать)
2) . Видеоурок >
https://www.youtube.com/watch?v=5SIdkLV51jI&feature=emb_logo
ИЛИ https://vk.com/video?z=video175567841_456239124%2Fpl_cat_updates
3) ТЕОРИЯ
Инфинитив — это неопределённая/начальная форма глагола, которая обозначает действие, не привязанное к субъекту (лицу, числу, наклонению) и ко времени. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?»
По функциям начальную форму глагола можно сравнить с именительным падежом существительного. Именно в форме инфинитива глаголы представлены в словарях.
Инфинитив имеет окончания:
–ть.
Например: клеить, мазать, строить.
–ти.
Например: идти, ползти, везти.
В случае, если основа глагола в форме 1-го лица настоящего времени оканчивается на согласные Б, Т, Д, тогда инфинитив будет оканчиваться на –сти. В этом случае буква –с– становится частью основы слова.
Например: гребу — грести, бреду — брести, мету — мести.
Некоторые глаголы в форме инфинитива оканчиваются на –чь. В этих глаголах –чь является частью корня.
Например: беречь, жечь, мочь.
Чаще всего для того чтобы найти основу инфинитива от формы глагола в единственном числе прошедшего времени, надо отнять от глагола в прошедшем времени суффикс –л– и окончание (если они есть). При этом необходимо учитывать возможность чередования согласной в основе слова.
Например: клеил/клеила — клеить, полз/ползла — ползти. Но! Грёб — грести, мёл — мести.
В предложении инфинитив может выступать:
- в качестве подлежащего:
не спать (— подлежащее) — вредно.
- В качестве части составного сказуемого:
я боюсь заболеть (— часть составного сказуемого).
- В качестве сказуемого:
открыть (— сказуемое) ему дверь?
- В качестве обстоятельства цели:
все вышли на улицу посмотреть (— обстоятельство) на северное сияние.
- В качестве дополнения:
ему посоветовали молчать (— дополнение).
- В качестве определения:
у меня возникло острое желание помочь (— определение).
Обрати внимание!
В форме инфинитива глагол сохраняет три грамматические категории, о которых ты сможешь узнать в следующем разделе:
• совершенный/несовершенный вид;
• переходность/непереходность;
• возвратность/невозвратность.
Что же мы должны сегодня запомнить?
Неопределённая форма – это начальная форма глагола. Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Неопределённая форма не указывает на время, число, лицо или род глагола.
Глаголы неопределённой формы имеют окончания -ть, -ти или нулевые окончания в глаголах на -чь.
4) Закрепление темы:
1. Упражнение 621(письменно)
2. Дополнительное упражнение → https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/glagol-14440/infinitiv-12699/re-17b10c48-4e6b-44e9-9bbd-f85fdb5a082c/pe?resultId=2913433447
3. Дополнительный видеоурок → https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=hKq0WyR0qDc&feature=emb_logo
5) Домашнее задание: параграф 109, упражнение 623 (письменно), подготовиться к самостоятельной работе по теме «Мягкий знак после шипящих»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный урок по русскому родному языку в 5 классе
Урок русского языка в 5 Б классеДата проведения: 27 апреля.Тема урока: «Разговорная речь. Просьба, извинение» 1. Объяснение новой темы. 1) Словарная работа Такт́чный, -ая, -ое; -...
Дистанционный урок по русскому родному языку в 9 классе 28 апреля
Урок русского языка в 9 классеДата проведения: 28 апреля 2020 г.Тема урока: «Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»Ход урока:1. Повторение изученного материа...
Дистанционный урок по русскому родному языку в 5 классе по теме "Время глагола. Прошедшее время"
Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 6 маяТемы урока: « Время глагола. Прошедшее время» ( параграфы 114 и 115)Ход урока: 1. Повторение темы «Буквы Е-И в ко...
«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.
Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...
Дистанционный урок по русскому родному языку "Эффективные приёмы чтения"
Дистанционный урок по русскому родному языку "Эффективные приёмы чтения"...
Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс
Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...