Занятие "Звуки Д и ДЬ"
план-конспект

Елисеева Татьяна Константиновна

Конспект занятия, по которому родители могут познакомить дете 5-6 лет со звуками Д, ДЬ в рамках дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_d_i_d.docx597.49 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля

Конспект занятия  для детей 5-6 лет с ТНР в рамках дистанционного обучения

Звуки [д]  и [д'].

Подготовила учитель – логопед Елисеева Т.К. 06.05.2020

Цели

- Уточнение артикуляции  звуков [д]  и [д'].

 - Сравнение звуков по твердости и мягкости.

- Развитие фонематического слуха и восприятия.

- Выделение  заданных звуков на слух и в произношении  из  звукового ряда, ряда слогов,  слов.

 - Определение местонахождения звука в словах.

Ход занятия.

  1. Объявление темы занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли ребята Даша и Дима.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2080584/a5412b59-4894-4df3-a4b5-05bdaaee07ac/s1200?webp=false

- Какой звук я выделяю голосом? [д]  и [д'].

- Скажите, с какими звуками мы будем знакомиться? ( со звуками [д]  и [д'])

Когда стучит клювом большой дятел, слышится звук Д

G:\DCIM\101NIKON\DSCN6250.JPG

Когда стучит маленький дятел, слышится звук ДЬ.

G:\DCIM\101NIKON\DSCN6248.JPG

  1. Анализ артикуляции звуков [д]  и [д'].

Какой 1-ый звук в имени Даша? (Д)

 Перед зеркалом давайте произнесём звук «Д».

- Можно ли пропеть, протянуть звуки ? (произносятся коротко)

- Как расположены губы, когда мы произносим звук «Д»? (губы свободны, открыты)

- Как расположены зубы, когда мы произносим звук «Д»? (зубы сближены, но не сомкнуты)

- Как расположен язык? (язык стучит кончиком за верхними зубами).

- Проверим ладошкой горлышко, работает оно или нет? (работает, звук звонкий)

- Когда мы произносим звук «Д», воздух проходит свободно или встречает преграду?

- Как мы называем звуки, когда есть преграда? (согласные)

Вывод: Звук «Д» - согласный, звонкий, твердый.

Звук Дь – согласный, звонкий, мягкий.

3.  Игра “Поймай звук”.

Взрослый.  Поиграем в игру “Поймай звук”. Я буду произносить ряд слогов, а вы: хлопните один раз, если услышите звук [д]; топните один раз, если услышите звук [д’].

Да, ду, ди, ды, де, до, дю, дя.

А сейчас, я произнесу ряд слов, а вы: если услышите звук [д], присядьте; если звук [д’], поставьте руки на пояс.

Дом, дерево, дрова, ведро, диван, тетради, девочка, дверь.

  1. Игра с мячом «Попугайчики».

 

Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду,  ды-ду-да;  да-до-ду-ды,  ду-ды-да-до.

     5. Дятел предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко»

- Я начинаю слово, а вы заканчивайте слогом ДА.

Во...(да), яго...(да), пого...(да), коман...(да), пома...(да),секун...(да)

- Добавьте слог ДИ.

 Жёлу...(ди), медве...(ди), лебе...(ди), дож...(ди).

 

  1. Выучить чистоговорки:

 

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ду-ду-ду — за водой пойду.

7. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)

Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)

Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)

С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)

В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)

  1. Закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].

Мою подругу зовут …(Даша).

Машина едет по …(дороге).

Из трубы идет…(дым).

У белки теплое … (дупло).

Папа построил …(дом).

  1. Определи место звуков [д]  и [д'] в словах.

Помни, что на конце слов происходит оглушение ( слышится звук Т ).

https://1.bp.blogspot.com/-okUmnsUpDfQ/WUGdRdF8lFI/AAAAAAAACSc/LJXehAPsxu0298pWwZlJsiCoXT0jHl2XQCLcBGAs/s1600/FB_IMG_1497383737127.jpg

  1.  В тетради взаимодействия логопеда с родителями придумай и нарисуй как можно больше своих слов со звуками [д]  и [д']. На схеме обозначь место звука в слове нужным цветом.

Успехов!