Занятие "Основы рационального природопользования"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Методическая разработка занятия "Основы рационального природопользованипя" включает в себя описание экологических проблем человечества по использованию природных ресурсов Земли и рекомендации ученых-экологов по оптимизации природопользования. 

Материалы занятия могут быть использованы при организации внеурочной деятельности детей старшего школьного возраста и в системе дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Основы рационального управления природными ресурсами»

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний обучающихся по вопросам охраны окружающей среды.

Задачи:  

  1. повторение следующих понятий и терминов: «парниковый эффект», истощение озонового слоя, опустынивание, отходы производства и твердые бытовые отходы;
  2. формирование навыков ведения дискуссии;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

        Хозяйственная деятельность человека, приобретая все более глобальный характер, начинает оказывать весьма ощутимое влияние на процессы, происходящие в биосфере. Биосфера способна к саморегуляции, что позволяет свести к минимуму негативные последствия деятельности человека. Но существует предел, когда биосфера уже не в состоянии поддерживать равновесие. Начинаются необратимые процессы, приводящие к экологическим катастрофам. Человечество существенно изменило ход течения целого ряда процессов в биосфере, в том числе биохимического круговорота и миграции некоторых элементов. В настоящее время, хотя и медленно, происходит качественная и количественная перестройка всей биосферы планеты. Уже возник ряд сложнейших экологических проблем биосферы, которые необходимо срочно решать.

        «Парниковый эффект». К началу двадцать первого века температура на планете в среднем поднялась на 1-1,2 градуса по сравнению с концом девятнадцатого века, т.е. с  доиндустриальной эпохой. Ученые связывают такое повышение температуры в первую очередь с увеличением содержания углекислого газа (диоксида углерода) и аэрозолей в атмосфере. Это приводит к чрезмерному поглощению воздухом теплового излучения Земли. Определенную роль в создании «парникового эффекта» играет тепло, выделяющееся от ТЭЦ и АЭС. Потепление климата приводит к интенсивному таянию ледников и повышению уровня Мирового океана. Решить данную проблему было бы возможно только путем сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу и установив равновесие в цикле круговорота углерода.

        Истощение озонового слоя. Озоновый слой – защита от ультрафиолетового излучения, которое губительно для всех живых организмов. Основной причиной истощения озонового слоя является применение людьми фреонов (хлорфторуглеродов), широко используемых в производстве и быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, аэрозолей. Фреоны активно разрушают озон. Сами они разрушаются очень медленно, в течение 50-200 лет. В начале двадцать первого века в мире производилось более 1300 тысяч тонн озоноразрушающих веществ. Фреоны катализируют процесс разложения озона, нарушая равновесие между ним и кислородом в сторону уменьшения концентрации озона.

        Массовое сведение лесов – одна из наиболее важных глобальных экологических проблем современности. Лесные сообщества играют важную роль в нормальном функционировании природных экосистем. Они поглощают атмосферные загрязнения антропогенного происхождения, защищают почву от эрозии, регулируют нормальный сток поверхностных вод, препятствует снижению уровня грунтовых вод и заиливанию рек, каналов и водохранилищ. Уменьшение площади лесов нарушает процесс круговорота кислорода и углерода в биосфере.

        Несмотря на то, что катастрофические последствия сведения лесов широко известны. Уничтожение их продолжается. В настоящее время общая площадь лесов на планете составляет 42 млн. квадратных километров. Но она ежегодно уменьшается на 2%. Особенно интенсивно уничтожаются влажные тропические леса в Азии, Африке, Америке. Например, в Африке леса занимали 60% ее территории, а в настоящее время только 17%. Значительно сократились площади лесов и в нашей стране. Сведение лесов влечет за собой гибель богатейшей флоры и фауны. Человек обедняет облик своей планеты.

        Серьезнейшей экологической проблемой стали отходы промышленного и сельскохозяйственного производства. В настоящее время делаются попытки уменьшить количество отходов, загрязняющих окружающую среду. С этой целью разрабатываются и устанавливаются сложнейшие фильтры, строятся дорогостоящие очистные сооружения и отстойники. Но практика показывает, что они хоть и снижают опасность загрязнения, все-таки не решают проблему. Известно, что даже при самой совершенной очистке, включая биологическую, все растворенные минеральные вещества и до 10% органических загрязняющих веществ остаются в очищенных сточных водах. Воды такого качества могут быть пригодными для потребления только после многократного разбавления чистой водой.

        Решение проблемы возможно при разработке и внедрении в производство замкнутых безотходных технологий. При их применении вода не будет сбрасываться, а будет многократно использоваться в замкнутом цикле. Все побочные продукты будут не выбрасываться в виде отходов, а подвергаться глубокой переработке. Это создаст условия для получения дополнительной нужной человеку продукции и обезопасит окружающую среду.

        Сельское хозяйство. В сельскохозяйственном производстве важно строго соблюдать правила агротехники, следить за нормами внесения удобрений. Химические средства борьбы с вредителями и сорняками приводят к существенным нарушениям экологического равновесия. Ведутся работы по выведению сортов растений, устойчивых к сельскохозяйственным вредителям и болезням: создаются бактериальные и вирусные препараты избирательного действия. Биологические методы борьбы с вредителями направлены на уничтожение вредных насекомых. Разрабатываются высокоизбирательные препараты из числа гормонов, антигормонов, способных действовать на биохимические системы определенных видов насекомых и не оказывать ощутимого действия на другие виды насекомых или иные организмы.

        Очень сложные экологические проблемы связаны с получением энергии на теплоэлектроэнергетических предприятиях. Потребность в энергии – одна из основных жизненных потребностей человека. Энергия нужна для нормальной жизнедеятельности человеческого общества и для простого физического существования каждого человеческого организма. В настоящее время электроэнергию получают на гидроэлектростанциях, тепловых и атомных электростанциях.

        Гидроэлектростанции на первый взгляд являются экологически чистыми предприятиями, не наносящими вреда природе. Так считали многие десятилетия. В нашей стране построили много крупнейших ГЭС. Теперь стало понятно, что этим строительством нанесен большой урон природе и местным жителям. Прежде всего, строительство плотин на больших равнинных реках приводит к затоплению огромных территорий под водохранилища, что приводит к переселению большого числа людей и потере пастбищных и сельскохозяйственных земель. Второе. Перегораживая реку, плотина создает непреодолимые препятствия на путях миграций проходных и полупроходных рыб. Поднимающихся на нерест в верховья рек. В-третьих, вода в водохранилищах застаивается, ее проточность замедляется, что сказывается на жизни всех обитателей водоема. В-четвертых. Местное повышение воды влияет на грунтовые воды, приводит к подтоплению, заболачиванию, к эрозии берегов и оползням. Эти недостатки характерны для ГЭС на равнинных реках. При строительстве ГЭС на горных реках представляют собой источники опасности, особенно в районах с высокой сейсмичностью. В мировой практике известно несколько случаев, когда прорыв плотин на горных реках привел к огромным разрушениям и гибели сотен и тысяч людей.

        С экологической точки зрения АЭС являются наиболее чистыми среди других ныне действующих комплексов. Конструкция и эксплуатационные нормы атомных электростанций предусматривают надежную изоляцию от окружающей среды 99% всех радиоактивных отходов. Следует учитывать, что фактические объемы радиоактивных отходов сравнительно невелики. Для стандартного ядерного энергоблока мощностью 1 млн. кВт отходы составят объем в 3-4 м³ в год.

        У тепловых электростанций, работающих на угле, в окружающую среду поступают миллионы кубометров отработанного топлива (шлака). Уголь обладает небольшой природной радиоактивностью. Так как на ТЭС сжигаются огромные объемы топлива, то ее суммарные выбросы получаются выше, чем у АЭС. Особенно опасны для здоровья людей вещества, попадающие в атмосферу при сжигании топлива на ТЭС.

        Хотя АЭС экологически более чистые, они таят в себе большую потенциальную опасность в случае серьезных аварий реактора. Самые известные аварии на атомных станциях: Чернобыльская авария, 1986 год, Украина; авария на Фукусиме, 2011 год, Япония.

        В настоящее время активно разрабатываются новые технологии использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Это, прежде всего, энергия Солнца, ветра, тепло земных недр, тепловая и механическая энергия океана.

        Ограниченность ресурсов Земли становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем человеческой цивилизации. Поэтому особенную актуальность приобретает решение задач по рациональному управлению природными ресурсами. Необходимо сформировать такую стратегию развития человеческого общества, которая позволяет гармонично сочетать потребности человечества с возможностями сохранения нормального функционирования биосферы. Это означает широкое распространение технологий сбережения энергии и ресурсов и изменение характера потребления людей, их потребительских идеалов.

        Для сознательного и квалифицированного управления экономикой и природопользованием необходимо:

  1. определить цели управления;
  2. разработать программу их достижения;
  3. создать механизмы реализации поставленных задач.

Человечество уже приближается к пределу тех возможностей, которые могут быть обеспечены продукционными свойствами биосферы. Естественные ограничения затрагивают не только пищевые, но и иные природные ресурсы. Удовлетворяющие потребности людей в тепле, жилище, одежде и т.д. Таким образом. Рациональное природопользование – это единственный выход из ситуации.

Общая задача рационального управления природными ресурсами состоит в нахождении наилучших или оптимальных способов эксплуатации естественных и искусственных экосистем.

Известны рациональные подходы к извлечению и переработке природных минеральных ресурсов:

  1. максимально полное извлечение полезных компонентов;
  2. рекультивация (восстановление) земель после использования месторождений;
  3. экономное и безотходное использование сырья в производстве;
  4. глубокая очистка и технологическое использование отходов производства;
  5. Использование технологий для извлечения рассеянных минеральных веществ;
  6. Разработка и внедрение замкнутых циклов производства;
  7. Применение энергосберегающих технологий;
  8. Использование экологически чистых источников энергии.

Создание новых технологий должно сочетаться с компетентной экологической экспертизой всех проектов в промышленности. Независимая экологическая экспертиза позволит избежать непредсказуемых последствий реализации этих проектов для биосферы.

        В целом охрана окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов должны предусматривать следующие виды деятельности:

- локальный (местный) и глобальный экологический мониторинг;

- восстановление и охрана лесов от пожаров, вредителей. Болезней;

- расширение и увеличение числа заповедных зон;

- охрана и разведение редких видов растений и животных;

- экологическое просвещение и образование населения;

- международное сотрудничество по вопросам охраны природы.

        Только активная работа во всех областях человеческой деятельности по формированию нового отношения к природе, разработка рационального природопользования смогут решить экологические проблемы человечества.

Практическая часть занятия: обсуждение в группе реферативных сообщений по следующим темам: «парниковый эффект», истощение озонового слоя, массовое сведение лесов, отходы производства и твердые бытовые отходы, использование атомной энергии человеком, основы рационального управления природными ресурсами; просмотр видеоматериалов и электронных презентаций.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...

статья Формирование умения рационального природопользования

В курсе общей биологии раскрываются законы и принципы взаимодействия не только компонентов живой природы, но и их связь с неживой природой, с деятельностью человека.  На основе этого материала и ...

Организация проектной деятельности по рациональному природопользованию

Программа организации проектной деятельности по рациональному природопользованию может быть использованиа как программа элективных курсов по экономике для учащихся 7-9 классов . а также для  внек...

Курс по выбору "Рациональное природопользование"

В работе анализируются результата и целесообразность данного курса по выбору...

Рациональное природопользование

Рациональное природопользование...

Урок экологии в 10 классе Тема: Основы рационального природопользования.

Урок экологии в 10 классеТема: Основы рационального природопользования.Цель: расширить и углубить представления о целостности экологических    систем, сформировать понятие о рационально...

Принципы выделения рационального природопользования

Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Человек - часть природы, её порождение, он может производить, только использ...