Статья "Онлайн-тесты как способ оптимизации контроля знаний учащихся"
статья по краеведению (5, 6, 7 класс)

Махова Александра Ивановна

Обобщение личного опыта использования онлайн-тестов (с использованием Гугл-форм) для организации проверки знаний учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-o_proverke_onlayn-testy.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Онлайн-тесты как способ оптимизации контроля знаний учащихся

Тема не нова, но всегда актуальна. Для учителя-предметника , преподающего предмет развивающего, поддерживающего плана, вопрос контроля знаний учащихся далеко не праздный. А если предмет не только развивающий, но, к тому же, и стоит в расписании уроков всего 1 раз в неделю? О проведении контрольных работ не может быть и речи: за 34 учебные недели с учениками надо изучить обычно 33-34 новых темы, провести уроки "введения в раздел", обобщения изученного по разделу, да ещё 1-2 урока "пропадут" из-за праздников, проведения всевозможных МОНИТОРИНГОВ-ДКР-РДР-ВПР-ТМ и прочая и прочая (имя им легион).
Вполне логично при таких условиях проводить самостоятельные и проверочные работы. По 5-10-15 минут. На каждом уроке - по 5 человек. Раз в месяц - весь класс (по-прежнему 15 минут от урока). Но при таком способе контроля обучающие задачи реализовать при проведении проверочных работ сложно: по-прежнему не хватает времени, чтобы выполнить с ребятами работу над ошибками, сделать качественный анализ работ учащихся.
В этой связи представляется более перспективным такой вид контроля, как решение онлайн-тестов. Рассмотрим этот тезис более детально.

Все учителя оказались весной 2020 года перед проблемой лавины детских работ, которые присылаются в электронном виде (чаще всего — в виде сомнительного качества фотографии страницы тетради ученика; а если у ученика ещё и почерк...). К обычной рутине проверки детских работ добавились дополнительные опции: скачать, переложить в Paint, переназвать файл (тема, класс, фамилия), открыть, проверить и красной «кистью» исправить ошибки, поставить отметку, снова сохранить (с указанием в имени файла, что работа проверена), переслать ученику. В этих условиях задача проверки была проще, когда я предложила выполнить тест, который был мною подготовлен на бумажном носителе. Так процесс проверки перестал зависеть от почерка ученика, но появилась зависимость от возможности распечатать тест до его выполнения.

К решению этой проблемы мне пришлось вернуться через год, когда в марте 2021 года я сломала ногу, потом начались осложнения после перелома… Стала искать пути оптимизации и минимизации процесса дистанционной проверки работ. И здесь находкой оказались Гугл-формы. Знала о них давно, периодически создавала в них различные опросы, организовывала сбор необходимой информации от коллег для создания отчётов. А вот для создания тестов — не использовала, пока на одном сайте у учителя не обратила внимание на пример теста. И решила попробовать.

Спустя год постоянного использования Гугл-форм для создания тестов пришла к следующим выводам:

  1. есть множество обучающих видеороликов на Ютубе, где показано, как создавать тесты (но мне удалось освоить ресурс методом «научного самотыка»),
  2. использовала онлайн-тесты в обучении детей 5-7-ых классов; для детей 5-ых классов лучше давать 2-3 недели для выполнения теста, т.к. многие из них не могут самостоятельно пользоваться Интернетом и зависят от занятости родителей,
  3. ни в коем случае не переводить всю проверку на онлайн-тесты, это должна быть только часть работ, выполняемых учеником (разнообразие всё-таки необходимо),
  4. в тест можно включить фотографии тех объектов, о которых идёт речь в проверяемой теме (фото могут быть «точь-в-точь» как в учебнике или, наоборот, совсем на них не похожими — это зависит от поставленной педагогической задачи),
  5. можно предупредить детей, что тест можно выполнять не более 3 раз; а можно настроить тест так, чтобы ученик мог выполнить его только один раз,
  6. для решения педагогической задачи — научить ребёнка внимательно вчитываться в учебный текст — можно предложить выполнять тест, открыв учебник и выискивая в нём ответы на поставленные вопросы (а уж я постаралась их так сформулировать, чтобы ответы были прямо в статье параграфа),
  7. в одном тесте интереснее использовать разные типы вопросов:
             — с выбором одного верного ответа,
              — с выбором нескольких верных ответов,
              — с вводом ответа (например, записать слово, к которому я записала определение),
              — выставить соответствие (типа табличных данных),
              — узнать объект по фото и выбрать соответствующую подпись,
  8. кроме того, можно в настройках все вопросы сделать обязательными, а один (например, последний вопрос) сделать необязательным, на него ученик отвечает «по желанию» либо для повышения балла за прохождение теста, либо для получения дополнительной отметки,
  9. есть функция добавления файла в виде ответа (например, можно предложить ученику сделать рисунок по теме или составить кроссворд),
  10. в качестве дополнительного задания удачным оказалось добавление видео обучающего характера (с информацией, которой не было в статье учебника) продолжительностью 3-7 минут с последующими ответами на вопросы по его содержанию,
  11. самый главный вывод — сколько бы времени я ни потратила на создание и отладку теста — автоматизация проверки и отсутствие необходимости расшифровывать детские каракули окупят его с лихвой; я получаю детские ответы и сразу вижу, сколько баллов за прохождение теста ученик получил. А дальше — «дело техники» перевести эти баллы в привычную 5-балльную систему оценивания (на 30-50 работ — порядка 5 минут потребуется!).
  12. пару раз было так, что ученик выполнил тест, но его ответы ко мне не «прилетели»; причину этого выяснить пока не удалось; но теперь прошу учеников на всякий случай делать скриншоты прохождения теста.

Обобщая вышеизложенное, скажу безусловное «да» онлайн-тестированию и... начинаю осваивать Яндекс-формы (в рамках импортозамещения) для создания тестов. Но об этом — поделюсь позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения

из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспе...

Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики

В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...

Оптимизация проверки знаний учащихся, или как облегчить труд учителя.

Не секрет, что в последние годы загруженность учителя возросла неимоверно. В этих условиях каждый педагог стремиться оптимизировать свою деятельность, ищет способы облегчить свой труд и в тоже время с...

Мастер - класс "Тест – один из актуальных способов контроля знаний учащихся"

Данная статья содержит мастер - класс по созданию  разноуровневых тестов в системе MyTest...

Использование возможностей портала "Решу ЕГЭ" для оптимизации контроля знаний

С помощью сайта "Решу ЕГЭ" Д.Гущина можно формировать неограниченное количество контрольных работ по всем предметам, по которым проводится единый государственный экзамен. Дана подробная инструкция со ...

Применение различных способов контроля знаний учащихся на уроках швейного дела.

Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализ...