Советы родителям. Помощь ребёнку в изучении английского языка.
статья (5 класс)

Олийник Анна Витальевна

Советы родителям. Помощь ребёнку в изучении английского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям. Помощь ребёнку в изучении английского языка.

Олийник А.В.,учитель английского языка

г. Санкт-Петербург ГБОУ школа-интернат №2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

e-mail: oliynik.anna@yandex.ru

Уважаемые родители!

У наших замечательных деток наконец-то появилась возможность в рамках базовой школьной программы начать изучение английского языка. Несмотря на то, что опыт преподавания иностранного языка у нашей школы есть, этот предмет был исключен из образовательной программы более 10 лет назад. Прогресс не стоит на месте, и сегодня мы получили возможность использовать новейшие технические средства, программное обеспечение, уникальные авторские разработки в образовательном процессе. С их помощью учитель может выявить индивидуальные особенности восприятия каждого ребёнка, и, опираясь на эти сведения, подобрать способы и средства обучения ребят для достижения наилучших результатов, максимально облегчив процесс изучения английского языка.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте, что влияет на развитие психики, становление личности, формирование ребёнка как полноценного члена общества. Сложности в выражении мыслей, в вербальной передаче испытываемых эмоций приводят к тяжелому положению ребёнка: он частично или полностью лишен возможности участвовать в играх со сверстниками, часто становясь изгоем или объектом для насмешек. Взрослые, не знакомые с такой особенностью маленького человека, не проявляют достаточного терпения и тактичности в общении с ним, исключая его из общественной деятельности, практически лишая возможности социализации.  Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у такого ребёнка возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок-логопат. В век динамично развивающихся высоких технологий, когдаинтерактивное общение не менее важно  «живого общения», вопрос развития коммуникативных навыков, навыков  чтения и письма у детей с нарушениями речистоит наиболее остро. Кроме того, Российская Федерация, как современное государство, укрепляет свои позиции в международных отношениях, что открывает каждому члену общества всё больше возможностей для межкультурного общения, делает его более мобильным. Это ставит перед педагогами коррекционных учреждений новые задачи, требующие незамедлительного решения: адаптировать ребёнка с нарушениями речи к интеграции уже в международное сообщество. Изучение английского языка, как языка международного общения - один из основных аспектов подготовки маленького человека к многообразной, постоянно изменяющейся жизни.

Начав преподавание в школе-интернате № 2 V видадля детей с тяжёлыми нарушениями речи, где обязательное изучение английского языка было введено в 2014-2015 учебном году, я столкнулась с проблемой выбора методики преподавания. Дефицит методических рекомендаций, отсутствие специальных учебных пособий приводит к необходимости тщательно продумать, как вести со школьниками убедительный диалог, в целях формирования у них положительного отношения к предмету, не упуская при этом коррекционно-развивающей направленности обучения. Из личного практического опыта общения с такими детьми (моя мама уже более 30 лет преподаёт детям с  тяжёлыми нарушениями речи, поэтому с раннего детства я дружу с ними) я знаю, как важно и как непросто завоевать их доверие, авторитет, стать не только их другом, но и лидером, не допуская при этом панибратства. Лишь доказав, что я «в теме» (что я современный человек, знакомый с молодёжной субкультурой, модными тенденциями, языком общения в их среде, с их ценностными ориентирами), можно рассчитывать на искренний открытый диалог с учениками, вести их за собой, обучать, руководствуясь  их интересами. Моя задача - создать на уроке ощущение психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению,   без которого любовь к предмету в данном возрасте невозможна. Кроме того, важно помнить, что учеников убеждают не общие фразы, а конкретные, простые примеры из жизни, демонстрация областей практического применения ими английского языка: стационарные и сетевые компьютерные игры, социальные сети, онлайн видео ресурсы, зарубежные поездки, общение с носителями языка. Необходимо убедить каждого ребёнка, что он способен овладеть иностранным языком, вселить в него уверенность, помочь преодолеть языковой барьер, избавив от страха и стеснения допустить ошибку.

Изучив западные интернет ресурсы, где вопросами  обучения «особенных детей» занимаются уже давно, а также некоторые отечественные издания, при поддержке завуча школы, опытного работника коррекционного образования, были выбраны системы, ставшие основой преподавания английского языка в нашей школе. Опираясь на систему Эльконина-Давыдова, особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети-логопаты открывают для себя основы  предмета, я добиваюсь того, что ученикиразвивают творческие способности, формируют внутренние мотивы дляположительного отношения к учебнойдеятельности через развитие творческой активности и самостоятельности,активизацию памяти, внимания, воображения,эмоций. Одним из факторов, стимулирующих интерес учащихся  к работе, является ее эффективность – иначе говоря, успех, поэтому отметок детям на начальном этапе я не ставлю, а совместно с учениками оцениваю результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены мной к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается большим объёмом новой информации.

Главный враг детей-логопатов с проблемами концентрации внимания,  самодисциплины, ввиду особенностей психики, на  пути успешного восприятия и усваивания материала – скука. Чтобы поддерживать постоянный интерес и внимание учащихся к уроку, я стараюсь избегать однообразия и монотонности деятельности, применяя различные методики подачи материала. Например, метод «снежный ком», воспринимаемый детьми как игра: я произношу любое слово и проговариваю его перевод. Следующий ученик не только повторяет слово и перевод, но и говорит свое слово, которое ассоциируется с предложенным мной и т.д. Сложнее всего последнему ученику, который должен повторить всю цепочку и добавить свое слово. Или игра «угадай слово»:  ученики делятся на пары,  по очереди показывают жестами загаданное мной слово (один показывает, другой угадывает, потом меняются), для усиления конкуренции, что, в ограниченном объёме, стимулирует желание овладеть новой лексикой, можно разделить класс на две команды.

Расширение словарного запаса открывает детям с нарушениями речи возможности работы с текстом.В плане развитияпознавательного интереса к языку у детей-логопатовочень эффективным является использование уже знакомых детям литературных произведений, но на английском языке, адаптированных для уровня их знаний. Согласно западным исследованиям,80% информации человек воспринимает визуально, а для детей с  речевыми дисфункциями возможность комфортно видеть напрямую влияет на успех в обучении. Поэтому учебный материал, подготовленный мной к уроку, я дополняю соответствующим оформлением: начертание текстадолжно быть четким, возможно увеличенным, расстояние между знаками, словами и строками должно быть также увеличено для комфортного восприятия, новый лексический и грамматический материал я выделяю шрифтом и цветом, подкрепляя рисунками, фотографиями, моделирующими описываемую ситуацию.   Я стараюсь избегать положения, кода освещение находится за мной, например – спиной к окну. Объясняя материал, я поддерживаю визуальный контакт с учащимися, слежу, чтобы моя речь была отчётливой, достаточно, но не чрезмерно, громкой, важные сведения выделяю голосом и повторяю, желательно наличие опорного графического материала в виде презентаций, коротких мультфильмов или сказочного существа, стимулирующего развитие ассоциативного мышления. Я стараюсь не пресекать инициативу ребёнка, желающего высказать свою точку зрения, задать вопрос и даже развить моделируемую ситуацию или обсудить рассмешившую его картинку, в подобной ситуации лучше сразу договориться, что ученик может делать пометки, а в специально отведённое для этого время – вернуться к обсуждению. И обязательно сдерживаю обещание. Только чувствуя всестороннюю поддержку, заинтересованность и позитивный настрой с моей стороны, не испытывая страха попросить ещё раз объяснить непонятное индивидуально,  ребёнок-логопат гармонично вовлекается в учебный процесс.

В старших классахпроблема мотивации учащихся усугубляется ограниченностью времени, оставшегося на обучение английскому языку.Поэтому для меня было важно в двустороннем прядке, в конструктивном диалоге с учащимися, определить, чему и как их обучать, выявить сферы их интересов и составлять программу, руководствуясь полученными сведениями. Мои ученики выбрали перевод текстов зарубежных песен и просмотр фильмов на языке оригинала. Что ж, будем идти от противного, главное – заинтересовать.

Согласно системе Занкова,«развитие предполагает сотрудничество».Именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Оставаясь безразличными, мы воспитываем безразличных детей.Мы должныпринимать каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая его желания и способности, вникая в его проблемы и трудности, не осуждать неудачи, а вести дальше, вместе добиваясь успеха.

http://www.iser.com/dyscalculia.html

http://www.childrenwithspecialneeds.com/

http://www.4dyslexics.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям и учиникам как выучить английский язык

Совет: Как выучить английские словаЭтот метод позволит вам выучить 5-20 английских слов в день.Изготовьте карточки, где с одной стороны написано слово по-английски (желательно с транскрипцией), а с др...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

11 советов, которые помогут Вам в изучении английского языка

здесь рассказано о нескольких правилах в изучении английского языка...

Советы родителям "Как помочь своему ребёнку в изучении английского языка, если вы не знаете английский язык?"

Советы родителям "Как помочь своему ребёнку в изучении английского языка?"...

Советы для учащихся и родителей "Как помочь ребёнку при изучении английского языка"

В начале нового большого пути, каким является изучение языка, детям никак не обойтись без помощи взрослых - не только учителей, но и родителей. Мы как учителя знаем, что многие родители очень хотят по...

Рекомендации для родителей "Помощь ребёнку в изучении языка"

Рекомендации для родителей "Помощь ребёнку в изучении языка"...