ФОТОЭФФЕКТ. презентация
презентация к уроку (11 класс)

Григорьева Людмила Николаевна

Данную презентацию можно использовать для объяснения учебного материала по теме "Фотоэффект" в 11 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОТОЭФФЕКТ © ГБОУ СОШ № 591 Невского района Санкт-Петербурга Учитель: Григорьева Л.Н.

Слайд 2

ЧАСТЬ 1 Фотоэффект. Опыты А. Г. Столетова

Слайд 3

Открытие фотоэффекта Важнейшую роль в развитии квантовых представлений о природе света сыграло явление, которое было открыто и описано Г. Герцем в его знаменитых опытах, и впоследствии подробно изучено русским физиком А. Г. Столетовым. Это явление получило название фотоэлектрический эффект , сокращенно, фотоэффект .

Слайд 4

Открытие фотоэффекта Пытаясь улучшить условия приема электромагнитных волн, Герц попробовал облучать шарики приемного вибратора ультрафиолетовым светом. Он не исследовал это явление, а просто описал его как наблюдаемый факт: если облучать шарики приемного вибратора ультрафиолетовыми лучами, то прием волны становится устойчивым и надежным. Г. Герц (1857 - 1894)

Слайд 5

Открытие фотоэффекта А. Г. Столетов в 1888 году “переоткрыл” фотоэффект. А. Г. Столетов (1839 - 1896)

Слайд 6

Открытие фотоэффекта Столетов обнаружил, что заряженный отрицательным зарядом электрометр быстро теряет заряд, если облучать светом электрической дуги цинковую пластину, присоединенную к нему. В то же время электрометр, имеющий положительный заряд, не меняет своего заряда при таком же облучении ультрафиолетовым светом.

Слайд 7

Объяснение наблюдаемого явления если свет вырвал электрон,с поверхности отрицательно заряженной поверхности, то под действием электрического поля пластины он движется от нее если электрон вырывается с поверхности положительно заряженной пластины, то немедленно возвращается на нее электрическим полем

Слайд 8

Объяснение наблюдаемого явления Фотоэффект состоит в том, что свет, падая на металлическую поверхность (в металлах много свободных электронов), выбивает из нее электроны . Поскольку электроны - заряженные частицы, которые под действием электрического поля создают ток , то количественное исследование связано с измерением силы тока. Для этого пластину , из которой выбиваются “фотоэлектроны”, следует включить в электрическую цепь.

Слайд 9

Исследования А. Г. Столетова Свет электрической дуги Миллиамперметр измеряет силу тока в цепи анода Вольтметр измеряет напряжение между катодом и анодом Потенциометр позволяет плавно менять напряжение между анодом и катодом от нуля до некоторого максимального значения, примерно равного ЭДС батареи.

Слайд 10

План исследования I(U) - вид зависимости, физический смысл характерных точек I(U) при разных значениях светового потока постоянного спектрального состава I(U) при освещении светом разного спектрального состава I(U) для разного материала катода

Слайд 11

Вид зависимости I(U) Начиная с некоторого значения напряжения сила тока в цепи анода перестает изменяться, достигнув своего насыщения Когда между анодом и катодом электрическое поле отсутствует, сила тока не равна нулю При U = 0, I 0 ≠ 0 , следовательно, электроны, выбитые светом из катода, обладают кинетической энергией. Если за t =1 с из катода вылетают N электронов, то их суммарный заряд составляет: |q| = |e|N I = const = I нас I нас ∼ N т.е. сила тока насыщения прямо пропорциональна числу электронов, выбитых светом за 1 с

Слайд 12

Вид зависимости I(U) Полярность батареи поменяли на противоположную. Электроны движутся в тормозящем поле. Напряжение, при котором фототок прекращается - запирающее напряжение (U з ) - позволяет рассчитать максимальную кинетическую энергию фотоэлектронов в этом опыте. При таком значении напряжения сила тока в цепи анода равна нулю.

Слайд 13

Изменение интенсивности светового потока Световой поток, падающий на фотокатод увеличивается, а его спектральный состав остается неизменным: Ф 2 > Ф 1 Сила тока насыщения: I нас 2 > I нас1 Значение запирающего напряжения остается постоянным

Слайд 14

Изменение частоты падающего света При помощи светофильтров изменяли частоту падающего света. При этом изменяется запирающее напряжение: U 3 > U 2 > U 1 > U 0 Значение запирающего напряжения увеличивается при увеличении частоты падающего на катод света

Слайд 15

Изменение частоты падающего света При частоте света ν = ν min запирающее напряжение равно нулю: U зап = 0 При частоте света меньшей минимальной ν < ν min фотоэффект отсутствует

Слайд 16

Появление фототока В своих опытах А.Г. Столетов обнаружил, что фототок в цепи появлялся, как только он включал источник света. Т.е. фотоэффект практически безынерционен. Современные опыты показывают, что запаздывание в появлении фототока составляет не более 10 -9 с.

Слайд 17

Законы фотоэффекта Количество электронов, выбиваемых светом с поверхности металла за 1 с, прямо пропорционально энергии световой волны, поглощаемой за это же время. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно растет с частотой света и не зависит от интенсивности света. Для каждого металла существует красная граница фотоэффекта: фотоэффект возникает, если частота света равна или превышает значение минимальной частоты света, постоянной для данного металла. Фотоэффект практически безынерционен.

Слайд 18

ЧАСТЬ 2 Теория фотоэффекта

Слайд 19

ТЕОРИЯ ФОТОЭФФЕКТА Объяснение фотоэффекта впервые было дано А. Эйнштейном , развившем идеи М. Планка о прерывистом испускании света атомами. Он предположил, что в процессах поглощения квант света сохраняет свою индивидуальность (определяемую частотой) и может быть поглощен только целиком и сразу. Каждый акт поглощения кванта света сопровождается выбиванием одного электрона. Энергия кванта целиком передается одному электрону. А. Эйнштейн 1879 - 1955

Слайд 20

ТЕОРИЯ ФОТОЭФФЕКТА Свет - поток частиц (квантов) Квант поглощается электроном целиком. При этом энергия кванта передается этому электрону. W = hν - энергия кванта света. Работа в электрическом поле: A = qU ⦏A⦎ = эВ 1 эВ - работа, которую совершает электрическое поле при перемещении электрона между двумя точками, напряжение между которыми равно 1 В. 1 эВ = 1,6 · 10 -19 Кл · 1 В = 1,6 · 10 -19 Дж Работа выхода из металла Максимальная кинетическая энергия выбитого электрона Энергия кванта

Слайд 21

УРАВНЕНИЕ ЭЙНШТЕЙНА hν < A вых , фотоэффект не происходит hν min = A вых Работа выхода зависит от рода вещества, отсюда и красная граница - это характеристика данного вещества. nn hν = hν min + ⎟e⎪U 3 ⎟e⎪U 3 = hν - hν min = h( ν - ν min ), отсюда ⭆ определение постоянной Планка

Слайд 22

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПЛАНКА

Слайд 23

Справочные материалы Металл Химический символ Работа выхода, эВ Алюминий Al 4,1 Железо Fe 4,5 Кобальт Co 3,9 Медь Cu 4,7 Натрий Na 2,28 Платина Pt 6,3 Свинец Pb 4,1 Серебро Ag 4,7 Цинк Zn 4/3

Слайд 24

Рассмотрим решение некоторых задач

Слайд 25

Чему равна длина волны красной границы фотоэффекта для цинка? Работа выхода для цинка Авых = 3,74 эВ.

Слайд 26

Цезий освещается светом с длиной волны 0,476 мкм. Какую наименьшую задерживающую разность потенциалов нужно приложить, чтобы фототок прекратился? (для цезия Авых = 1,88 эВ)

Слайд 27

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

План - конспект урока по теме: Фотоэффект. Теория фотоэффекта. 11 класс....

Тема: Фотоэффект. Теория фотоэффекта

Сформировать у учащихся представление о фотоэффекте, изучить его законы, рассмотреть выполнение закона сохранения энергии в фотоэффекте....

Презентация к уроку физики в 11 классе по теме"Фотоэффект.Теория фотоэффекта"

Явление фотоэффекта имеет огромную праетическую значимость.Мы говорим о звуковом кино,освещении улиц.метро и др.Применение ИКТ  в образовательном процессе позволяет расширить рамки урока,активизи...

"Фотоэффект.Законы фотоэффекта".(урок с использованием ЦОР).

Сценарий расширяет границы учебника.Знакомит ребят с биографиями ученых благодаря которым явление фотоэффекта нашло широчайшее применение.В ходе урока используерся интерактивная модель(Открытая физика...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...

Презентация к уроку "Фотоэффект. Применение фотоэффекта"

Презентация к уроку "Фотоэффект. Применение фотоэффекта" предназначена для учащихся 1 курса....