ПРОГРАММА Студии организаторов досуга «ЮККА» «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА!»
рабочая программа (9 класс) на тему

Александр Анатольевич Донцов

Программа предназначена для обеспечения образовательной деятельности в студии организаторов досуга учреждения дополнительного образования. Программа направлена на формирование у подростков умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности во внеурочное время как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

 Содержание предлагаемых разделов (учебных курсов) программы направлено на развитие у детей художественно-творческих и организаторских способностей,  на формирование у студийца основных ЗУН, необходимых для организации досуговых мероприятий. Каждый вид деятельности, предложенный в программе, направлен на решение поставленных задач по формированию умений и навыков студийца, развитию их личностных качеств, созданию условий социальной адаптации подростков, формированию ценностных ориентаций в вопросах  организации досуга. Предлагаемые формы и способы организации деятельности в студии направлены на формирование основных практических навыков, необходимых студийцу. Огромное внимание педагог уделяет игре как методу, как форме, как виду деятельности. Содержание разделов соответствует принципу усложнения изучаемого материала, современным требованиям, предъявляемых к подготовке организаторов досуга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_Eyo_velichestvo_-_IGRA.doc451 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНА

На Педагогическом совете

«______»_______________200 г.                    

ПРОГРАММА

Студии организаторов досуга «ЮККА»

Дома детского творчества №2

«ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА!»

Возраст обучающихся 12-17 лет

Программа рассчитана на 4 года обучения

Автор – педагог дополнительного образования

Донцов Александр Анатольевич

г. Пенза, 2005 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях наметилось явное противоречие между сложившейся системой культурно-досуговой деятельности и формами, дающими возможность детям для выражения их внутреннего мира, эмоционального восприятия окружающей действительности. Фактически, у детей происходит смена культурных образцов, кумиров, норм. Одновременно в культуре активно проявляются разрушительные тенденции, выражающиеся в самовозникновении, саморазвитии, самораспаде культурно-досуговых форм. И это, естественно, сказывается на деятельности детей в сфере досуга.

Анализ ситуации, сложившейся в детской среде в последние годы, свидетельствует об отсутствии должного внимания общества к организации свободного времени школьников, что ведет к самым негативным последствиям. Снижение уровня жизни большинства населения привело к сокращению доступности таких традиционных форм досуговой деятельности, как посещение театров, кинотеатров, концертных залов, творческих встреч. Поэтому вопросы организации детского досуга очень актуальны сегодня, также как и проблема организации культурного досуга.

Свободное время ребенка – важная социально-педагогическая проблема, охватывающая круг вопросов, связанных с потребностями, творческими возможностями личности, развитием способностей, организаторских умений, эмоционально-ценностного отношения к миру в целом. Социализации личности ребенка способствуют активные формы работы по организации досуга детей.

Досуг – это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Досуг – это школа поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка; это та часть свободного времени, которая основана на принципах добровольности, интереса, комфорта и духовного удовлетворения. Досуг – это отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.

Социально-воспитательный потенциал досуга определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, особенно детей и подростков; незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное развитие ребенка; процесс, в котором целенаправленно взаимодействуют государство и общественные структуры, выполняющие функции социального воспитания личности ребенка; пути активизации ребенка в решении его жизненных задач, проблем, развитие его самостоятельности.

Сегодня одной из самых доступных форм активного досуга ребенка остается игровая деятельность во всем многообразии ее видов.

Разработка данной программы обусловлена потребностью социума в творческой личности и потребностью детей в самосовершенствовании через игровую практику.

Для реализации программы необходим коллектив детей (не менее 15 человек) среднего и старшего школьного возраста.

Цель программы:

создание условий для развития художетвенно-творческих и организаторских способностей учащихся и  формирования у них ценностных ориентаций, понятий, принципов, обеспечивающих необходимые условия для подготовки к общественной жизни и труду, через активный досуг.

Задачи программы:

  1. вовлечение детей в увлекательный мир организаторов досуговых мероприятий;
  2. поддержка воспитанников в их дальнейшем развитии и самореализации личности, в раскрытии творческих способностей;
  3. развитие коммуникативных умений и навыков;
  4. формирование практических умений и навыков в подготовке культурно-досуговых программ, в проведении игр, конкурсов, аттракционов;
  5. приобретение детьми знаний и умений по ораторскому мастерству;
  6. оказание помощи в преодолении психологических барьеров;
  7. формирование позитивной «Я-концепции»;
  8. формирование профессионального самоопределения подростков;
  9. формирование детского коллектива единомышленников.

Данная программа обучения рассчитана на четыре года обучения. Программа комплексная, что обусловлено наличием в ней шести разделов (учебных курсов):

  1. Актерское мастерство.
  2. Ораторское искусство. Сценическая речь.
  3. Игровой досуг.
  4. Основы сценарного мастерства.
  5. Основы организаторской деятельности.
  6. Музыкальное оформление.

Структура каждого учебного курса соответствует принципу ступенчатости. Содержание выше обозначенных курсов подчинено принципу усложнения изучаемого материала.

Программа интегрированная, т.к. предполагает взаимопроникновение учебных курсов в процессе ее реализации.

Данная программа предполагает профессионально ориентированный  уровень освоения.

В ходе реализации программных курсов предусмотрены не только занятия в группе, но и система индивидуальных занятий.

Реализация программы предусматривает следующие аспекты деятельности: образовательный, социально-воспитательный

В программе приоритетной является практико-ориентированная деятельность, реализующая действенный подход: разработка и проведение зрелищно-игровых мероприятий. Это, во-первых, обусловлено социальным заказом самого ДДТ №2, а во-вторых, учитывая специфику дополнительного образования, способствует развитию творчества и инициативы учащихся.

В усвоении программы большое значение имеют не только организация и проведение зрелищно-игровых форм досуга, но и посещение досуговых мероприятий в других учреждениях дополнительного образования детей.

В основе  организации практической работы лежит методика КТД (коллективных творческих дел), которая позволяет продуктивно организовать деятельность педагога и детей, где ребята учатся самостоятельно ставить цели, сообща вырабатывать план действий, собирать необходимую информацию, осуществлять задуманное, анализировать и оценивать результаты. В этом случае мероприятие строится не по шаблону, не по готовому сценарию, а рождается в результате коллективного размышления, поиска лучшего варианта.

В педагогической деятельности мы исходим из идей педагогики сотрудничества, так как взаимоотношение педагога и воспитанников студии основаны на демократических принципах. Творческая, обучающая, досуговая деятельность ребенка проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске.

На занятиях в студии организаторов досуга используется многообразие продуктивных методов и приемов обучения. Выбор методов обучения определяется  учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного материала. Большое внимание уделяется практическим занятиям, тренингам, играм, выступлениям на сцене.

Занятия носят, как правило, игровой характер, ведь игра является универсальным методом и средством работы педагога с детским коллективом:

  1. игра, как средство общения;
  2. игра, как средство организации учебных занятий по основам актерского мастерства, по организаторской деятельности;
  3. игра, как метод ведения репетиций;
  4. игра, как способ работы над ролью с участниками коллектива.

Давая максимальную возможность проявлению детского игрового творчества, их активности, педагогом ставятся в определенной последовательности ряд все усложняющихся заданий, трудностей, преодолевая которые дети развивают свои творческие способности, изобретательность, ловкость, наблюдательность и приобретают навыки сложной коллективной организованности. Ребята выполняют упражнения, а педагог, комментируя, исправляя ошибки, сообщает теоретический материал по ходу выполнения упражнений.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

  1. развитие познавательных интересов учащихся;
  2. развитие интеллектуальных способностей;
  3. обучение самообразованию;
  4. овладение методами и приемами самостоятельной работы;
  5. развитие творческих способностей;
  6. формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы;
  7. формирование и развитие специальных знаний, умений и навыков.

Формы контроля  качества образовательного процесса

- конкурсы внутри коллектива;

- участие в школьных, районных досуговых мероприятиях;

- итоговые представления в конце каждого полугодия;

  1. зачетные работы после учебного курса.

Структура занятия студии:

  1. Приветствие.
  2. Игровая разминка.
  3. РHHhРРРазучивание упражнений по актерскому мастерству, ораторскому искусству или сценическому движению.
  4. Теоретический материал по ходу упражнений.
  5. Репетиция эстрадного спектакля или праздника. Изготовление реквизита, деталей костюмов, оформления, декораций.

Каждое занятие начинается с оригинального приветствия друг друга, обсуждения интересных событий, происшедших за последние дни, игровой разминки (разучивания новой игры), проверки домашнего задания и т.д. по плану.

Для Студии организаторов досуга ценными моментами являются:

  1. действенность, динамичность, что отвечает подвижности, активности детского и подросткового возраста;
  2. преображение своей внешности, использование костюмов, грима, масок;
  3. игра с предметами, бутафорией.

Социально-воспитательный  аспект программы:

  1. Обучение детей нормам коллективной образовательной деятельности и общения достигается путем организации и проведения общих дел, игр, праздников, что способствует социализации подростков.
  2. Регулярные творческие упражнения, тренинги, выступления,  повышающие уровень социальной защищенности подростков, облегчающие трудный процесс адаптации к взрослой самостоятельной жизни.
  3. Моральное поощрение успешной творческой образовательной деятельности подростков, формирующие у них уверенность в себе и сознание собственной значимости в творческой деятельности.

Для реализации воспитательной системы Студии определены основные задачи:

  1. Развитие фантазии, творческих способностей детей.
  2. Развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств».
  3. Формирование исследовательских умений, навыков и приемов общения в различных ситуациях.
  4. Раскрытие и развитие организаторских способностей студийцев, воспитание культуры общения, формирование твердой жизненной позиции, патриотизма и веры в себя.

Основой формирования воспитательной системы студии стало «погружение в игровую деятельность».

Ключевыми понятиями моделируемой воспитательной системы студии организаторов досуга являются:

  1. самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
  2. индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
  3. Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.

В Студии организаторов досуга сформирован календарь традиционных творческих дел, основанный на принципах, идеях и взглядах воспитательной системы Дома детского творчества.

Календарь традиционных мероприятий Студии

  1. Сентябрь – Вечер знакомств «Откроем талант каждого»;
  2. Октябрь – Посвящение в студийцы;
  3. Ноябрь – День рождения Студии;
  4. Декабрь – Творческий отчет Студии;
  5. Январь –  Новогодние календарные праздники;
  6. Февраль – День влюбленных;
  7. Март – «Мартафля» – праздник девочек и мальчиков;
  8. Апрель – Театрализованное представление «Вот это да!»
  9. Май – Творческий отчет Студии.

Условия реализации программы

  1. Материально-техническое обеспечение
  1. Зал со сценой, оборудованный задником, кулисами, с хорошей акустикой;
  2. Учебный кабинет, оборудованный стульями и столами;
  3. Комплект звукоусилительной аппаратуры;
  4. Микрофоны, радиомикрофоны;
  5. Микшерский пульт, процессор обработки голоса;
  6. Проигрыватель минидисков, компакт-дисков;
  7. Комплект световой аппаратуры;
  8. Видеомагнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель;
  9. Аудио-, видео-кассеты, компакт-диски, мини-диски;
  10. Компьютер, принтер, сканер;
  11. Фотоаппарат;
  12. Костюмы, реквизит, декорации.

2. Учебно-методическое обеспечение.

  1. Подшивка журналов «Последний звонок», «Первое сентября», «Современная драматургия», «Молодежная эстрада», «Чем развлечь гостей».
  2. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности».
  3. Орфографический, орфоэпический, лингвистический, толковый словарь.

3. Кадровое обеспечение.

  1. Режиссер-постановщик (руководитель Студии);
  2. Педагог по вокалу;
  3. Педагог по хореографии;
  4. Звукооператор.

Учебный план

Наименование

курса

I

год обучения

II

год обучения

III

год обучения

IV

год обучения

Актерское мастерство

25

28

30

35

Ораторское искусство. Сценическая речь

20

22

24

26

Игровой досуг

25

30

35

38

Основы сценарного мастерства

18

25

30

35

Основы организаторской деятельности

18

25

30

35

Музыкальное оформление

8

15

20

20

Практика

30

35

47

63

Итого

144

180

216

252

Ожидаемые результаты

Имея развитую способность к чувственному восприятию мира, к образному мышлению и обладая ярко выраженной творческой фантазией, выпускник студии организаторов досуга должен:

Знать:

  1. специфические особенности режиссуры и драматургии праздничных действ;
  2. характерные черты театрализации как метода перевода жизненного документального материала в художественно-образную сценическую форму;
  3. виды, классификацию и методику проведения игр;
  4. методику создания сценария;
  5. функции, методы и приемы использования музыки в театрализованных представлениях.

Уметь:

  1. на основе «социального заказа» в яркой художественной форме создать оригинальный режиссерский замысел будущей постановки;
  2.  применять полученные знания, навыки и умения по организации досуга;
  3. создавать текстовый материал для будущих постановок;
  4. в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли.

Владеть:

  1. практическими навыками режиссуры и мастерства актера;
  2.  приемами творческого монтажа художественного материала различных форм и жанров в целостное театрализованное действо;
  3.  законами композиции и художественной формы.

 Курс: «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

Высокий культурный уровень, развитый вкус, знание смежных искусств отличает подлинного художника.

Цель курса – обучить воспитанников владению актерской психотехникой и грамотной работе над ролью, умению расшифровать текст автора пьесы, сценария театрализованного представления.

Кроме этого, важно постоянно копить и наращивать свой культурно-художественный багаж: обсуждение новых прочитанных книг, спектаклей, театрализованных представлений, посещение художественных выставок, концертов, ведение творческого дневника, наблюдение, живое общение с артистами театров, - все это есть составная часть обучения.

Методика воспитания актера основывается на системе  К.С.Станиславского. Школа Станиславского имеет свои особенности: она воспитывает актера психологического театра. Наше искусство требует правдивого воплощения «жизни человеческого духа» на сцене, того воплощения, которое основано на законах органического творчества. Искусство театра переживания способно с наибольшей силой и глубиной воздействовать на сознание зрителя, на его чувства. Конечный итог актера-творца – создание художественного образа через воплощение.

Материал для учебы, начиная с этюдов, отрывков из пьес и кончая зачетной работой, должен способствовать формированию профессиональных навыков и общекультурного уровня и подготовить студийцев к самостоятельному решению творческих задач.

Здесь необходим дифференцированный подход к каждому воспитаннику, который осуществляется на индивидуальных занятиях, где учитываются все личностные качества и творческие способности учащихся. При этом важен фактор подбора репертуара, его разножанровость и определенная направленность, чтобы студиец мог проявить себя в ролях разного плана.    

На итоговые занятия по данному разделу выносятся парные и групповые этюды. Цель – выявить уровень развития воспитанников, их навыки в овладении теми элементами мастерства, которые изучались практически и теоретически. Необходимо на показе этюдов раскрыть воображение, фантазию, вкус, темперамент, умение осознанно, логично и последовательно, продуктивно и целесообразно действовать по формуле «я в предлагаемых обстоятельствах»; продемонстрировать способность к образному воспроизведению наблюдаемых фактов и явлений действительности и уровень готовности к работе над авторским текстом.

В репетиционном процессе, а также на итоговых занятиях и показах, воспитанники пользуются соответствующими костюмами, помогающими обрести органику сценического действия в отрывке.

Овладение основными законами психической жизни человека на сцене имеет чрезвычайное значение для органического перехода к осуществлению главной задачи - созданию сценического образа в процессе перевоплощения.

Важно постоянно проводить специальные (итоговые) занятия по закреплению и развитию основных практических навыков и понятий, регулярно заниматься тренингом, усложняя его. Отдельной заботой должна стать самостоятельная работа студийцев, которая является итогом, подтверждающим процесс верного овладения актерским мастерством.

Участник коллектива должен знать и уметь:                                              

К концу I года обучения:

  1. Элементы системы К.С. Станиславского,
  2. «собирать» внимание, управлять вниманием,
  3. Проявлять активность на занятиях,
  4. Этику поведения актера.

К концу II года обучения:

  1. Взаимодействовать с партнером,
  2. Активно участвовать в репетиционной работе,
  3. Совершенствовать свою исполнительскую технику,
  4. Создавать актерские этюды,
  5. Определять задачи этюда.

К концу III года обучения:

  1. Импровизировать на заданные темы,
  2. Коллективно творить при осуществлении задуманного события,
  3. Анализировать свою работу и работу партнера,
  4. Самостоятельно работать над ролью.

К концу IV года обучения:

  1. Самостоятельно работать над ролью,
  2. Составлять психологическую характеристику героя,
  3. Определять тему, идею, сверхзадачу, сквозное действие,
  4. Анализировать свою работу и работу партнера

Тематический план

Номер темы

Наименование темы

Кол-во часов

всего

теор

практ

инд

I год обучения

25

5

15

5

1.1

Многообразие выразительных средств в театре

2

2

-

-

1.2

Значение  в актерском искусстве

2

1

1

-

1.3

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением

2

0,5

1,5

-

1.4

Значение подробностей в искусстве

4

0,5

3,5

-

1.5

Целесообразность поведения

2

0,5

1,5

-

1.6

Органичность поведения

4

0,5

2,5

1

1.7

Бессловесные элементы действия

2

-

1

1

1.8

Специфика актерских задач

4

-

3

1

Подготовка к зачетному выступлению и его проведение

3

-

1

2

II год обучения

28

4

17

7

2.1

Бессловесные элементы действия (повторение)

2

-

2

-

2.2

Словесные действия

4

0,5

2,5

1

2.3

Логика действия и предлагаемых обстоятельств

4

1

2

1

2.4

Связь словесных элементов действия с бессловесными

4

0,5

2,5

1

2.5

Драматургический материал как канва для выбора логики поведения (действий)

4

1

2

1

2.6

Работа над ролью в отрывке

5

0,5

3,5

1

2.7

Актер и его роль

2

0,5

1,5

-

Подготовка к зачетному выступлению и его проведение

3

-

1

2

III год обучения

30

5

18

7

3.1

Проявление характера персонажа в общении

2

1

1

-

3.2

Борьба как условие сценической выразительности

4

0,5

2,5

1

3.3

Параметры общения

4

0,5

2,5

1

3.4

Исполнительская техника и ее роль в работе артиста

2

0,5

1,5

-

3.5

Работа над ролью в спектакле

6

1

3

2

3.6

Импровизация в работе актера

6

0,5

3,5

2

3.7

Мизансцены в спектакле

3

1

2

-

Подготовка к зачетному выступлению и его проведение

3

-

2

1

IV год обучения

35

7

21

7

4.1

Специфика работы актера перед зрителем

4

1

2

1

4.2

Анализ своей работы и работы коллектива в учебном спектакле

4

1

3

-

4.3

Подготовка выпускного спектакля

16

-

12

4

4.4

Теоретическое обобщение пройденного материала

5

5

-

-

Подготовка и проведение выпускного экзамена-выступления

6

-

4

2

Содержание

I год обучения

1.1 Теория. Многообразие выразительных средств в театре (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление).

Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское мастерство актера.

1.2 Теория. Значение поведения в актерском искусстве. Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест). Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино и театральном искусстве, живописи.

Практика: посещение театральной постановки Пензенского областного театра драмы.

1.3 Теория. Связь предлагаемых обстоятельств (истории, предыстории) с поведением. Помощь актеру в «превращениях» от декорации до костюма.

Практика: игровой тренинг. «Проходка»

1.4 Теория. Значение подробностей в искусстве.

Практика: игровой тренинг. «Найди себе партнера», «Глаза в глаза».

1.5 Теория. Целесообразность поведения.

Практика: игровой тренинг. «Нарисуй героя»

1.6 Теория. Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Открытие роли особых, значительных событий в возникновении интересного поведения. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах запланированного события.

Практика: игровой тренинг. «Мир животных». «Мир растений»

1.7 Теория. Знакомство с элементарными закономерностями логики действий. Бессловесные элементы действия и их значение (пристройки, оценки, вес, мобилизации). Оправдание заданных элементов действий. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах заданной особенности характера действия (на материале бессловесных элементов действия, заданных элементов поведения). Наблюдение их в жизни, литературе, кино, театре. Представление о неразрывной связи психического и физического в действии.

Практика: игровой тренинг. Бессловесные этюды.

1.8 Теория. Первоначальное формирование представления о специфике актерских задач в этюдах. Действенный характер актерской задачи. Предлагаемые обстоятельства как рамки, активизирующие возникновение задачи.

Практика: игровой тренинг. «Я – актер». «Я в предлагаемых обстоятельствах».

Содержание зачетного выступления: упражнения на коллективную согласованность действий, упражнения на память физических действий, превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником), превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены, этюды на оправдание заданных бессловесных действий разными предлагаемыми обстоятельствами.

II год обучения.

2.1 Теория. Бессловесные элементы действия (повторение). Дальнейшее совершенствование в использовании элементов бессловесных действий.

Практика: игровой тренинг. «Я в предлагаемых обстоятельствах»

2.2 Теория. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи; словесные воздействия как подтекст. Речь и тело (формирование представления о соответствии работы тела и речи). Уникальность органического воплощения каждого элемента логики действий. Микромизансцена словесного воздействия как логика действий.

Практика: игровой тренинг. Этюды на согласование (словесные и бессловесные).

2.3 Теория. Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий. Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства.

Практика: игровой тренинг. «Я в предлагаемых обстоятельствах» (словесные этюды).

2.4 Теория. Разные варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными воздействиями. Этюдное определение заданной цепочки словесных действий. Зарождение представления о действенном характере замысла этюда (парного).

Практика: игровой тренинг. Этюды на согласование с партнером.

2.5 Теория. Знакомство с драматургией. Пьеса, отрывок как канва для выбора логики поведения (действий). Значения и способы превращения своей логики действий в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке. Расширение представления о специфичности замысла в театральном искусстве.

Практика: посещение спектакля Театра юного зрителя.

2.6 Теория. Работа над одной ролью (одним отрывком) всего коллектива. Показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действий в разных исполнениях.

Практика: игровой тренинг. Парные этюды на предложенную тему. Этюды в одиночку на предложенную тему.

2.7 Теория. Актер и его роли. Параллельная отделочная работа каждого студийца над несколькими ролями как средство активизации овладения техникой действий умения и навыки.

Практика: репетиционный процесс отдельных эпизодов.

Содержание зачетного выступления – Отрывки из классической драматургии, позволяющие проявить степень овладения бессловесными элементами действиями и словесными воздействиями (подтекстами).

III год обучения

3.1 Теория. Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения.

Практика: игровой тренинг. «Логические действия».

3.2Теория. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.

Практика: игровой тренинг «Я сам, я сама», «Крещендо», «Займи место другого».

  1.  Теория. Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения); деловитость и претенциозность, сила и слабость, дружественность и враждебность и т.д. Проявление характера персонажа в логике и особенностях речи. Параметры общения и характер персонажа. Наблюдение за проявлениями основных параметров в жизни, в кино, на сцене, в художественной литературе, в живописи. Воспроизведение в этюде увиденных и заданных параметров межличностного общения.

Практика: игровой тренинг «Конфликт», просмотр видеозаписей журнала «Ералаш».

  1.  Теория. Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.

Практика: игровой тренинг. Этюды на самовыражение.

  1.  Теория. Работа над ролью в спектакле. Применение знаний технологии действий для создания характера, образа. Характер и характерность. Представление о взаимозависимости решений характеров в спектакле. Представление о сверхзадаче.

Практика: игровой тренинг «Образность и характерность», просмотр видеозаписей журнала «Ералаш».

  1.  Теория. Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе.

Практика: игровой тренинг «Общение, отношение», «Импровизация».

  1.  Теория. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом.

Практика: репетиционная работа над отдельными номерами.

Содержание зачетного выступления – подготовленный в течении полугода одноактовый спектакль. Работа каждого исполнителя в нем оценивается по степени овладения умениями и навыками.

IV год обучения

  1. Теория. Специфика работы актера перед зрителем. Восстановление и неоднократный показ спектакля прошлого года обучения. Импровизация и точность от спектакля к спектаклю.

Практика: репетиционная работа над отдельными фрагментами.

2.4 Теория. Тренировка умения проанализировать работу свою и своих партнеров. Умение увидеть рост от спектакля к спектаклю. Приобретение умения работать над совершенствованием роли: закрепление удачных находок и устранение ошибок.

Практика: игровой тренинг «Этюды на заданные темы», «Убеждение».

  1. Теория. Подготовка и выпуск нового спектакля. Открытие особенности театрального творчества – «здесь, сегодня, сейчас». Связь со зрительным залом.

Практика: репетиционная работа в выгородках. «Связь прошлого, настоящего и будущего», просмотр и анализ предложенных этюдных фрагментов.

  1. Теория. Курс лекций по теоретическому обобщению пройденного материала и подготовка к зачетному мероприятию.

Содержание зачетного выступления – подготовленный в течении полугода спектакль. Работа каждого исполнителя в нем оценивается по степени овладения умениями и навыками.

Курс: «ИГРОВОЙ ДОСУГ»

В ходе изучения данного раздела на конкретном практическом материале учащиеся получают возможность научиться использовать игру как средство организации внутригруппового общения, сюжетных программ и их драматического решения, как средство создания среды досугового общения.

Основной формой организации учебного процесса по данному разделу являются практические занятия. Методика их проведения построена на принципе творческих заданий, ориентированных на межпредметные связи со сценарно-постановочными разделами.

Игровые тренинги и упражнения позволяют студийцам раскрыть не только сущность, но и организационно-методическую значимость основных понятий сценарно-режиссерской практики в игровых программах.

В ходе изучения данного раздела студиец выполняет практические задания не только как организатор, но и как исполнитель роли ведущего. Данные задания требуют от каждого студийца определенных навыков моделирования как самой игровой, так и досуговой ситуаций, создания атмосферы общения.

В течение всего периода обучения воспитанник получает знания об основах игровой технологии, особенностях игрового общения, о правилах организации игр и игровых программах, о психотехнике ведения игр.

Таким образом, основные задачи раздела – научить каждого воспитанника владеть методикой вовлечения аудитории в игровое действие, прогнозировать и развивать игровые ситуации, разрабатывать и внедрять игровые программы для различных социально-возрастных групп.

Участник коллектива должен знать и уметь:

К концу I года обучения:

  1. знать виды и классификацию игр,
  2. провести одну игру внутри коллектива

К концу II года обучения:

  1. самостоятельно подбирать и изготовлять игровой реквизит,
  2. повести две-три игры внутри коллектива

К концу III  года обучения:

  1. моделировать  ролевую игру;
  2. композиционное построение сюжетно-ролевой игры,
  3. импровизировать в ходе игрового представления,

К концу IV  года обучения:

  1. импровизировать в ходе игрового представления;
  2. знать специфику игрового пространства взрослой аудитории;
  3. знать основные требования к ведущим.

Тематический план

Номер темы

Наименование темы

Кол-во часов

всего

теор

практ

инд

I год обучения

25

6

19

-

1.1

Понятие «игра» и «игровая деятельность»

2

2

-

-

1.2

Виды игр и их классификация

3

0,5

2,5

-

1.3

Функциональное назначение игры

3

1

2

-

1.4

Психодиагностические возможности игровой деятельности

2

0,5

1,5

-

1.5

Игровая деятельность в различных формах досуга

4

0,5

3,5

-

1.6

Специфика идейно-тематической разработки игровых программ

3

0,5

2,5

-

1.7

Игра как средство организации зрелищного действия

3

0,5

2,5

-

1.8

Игровые элементы как средство активизации аудитории

3

0,5

2,5

-

Подготовка и проведение зачетного представления

2

-

2

-

II год обучения

30

5

18

7

2.1

Сюжетно-композиционное построение игровых программ

6

1

4

1

2.2

Разработка художественно-образного решения игровых программ

9

2

5

2

2.3

Интеллектуально-познавательные игры в обучении и развитии детей

9

2

5

2

Подготовка и проведение зачетного представления

6

-

4

2

III год обучения

35

3

26

6

3.1

Сюжетно-ролевая игра – вид деятельности детей

12

1,5

8,5

2

3.2

Моделирование ролевых игр. Формы ролевых игр на разных возрастных этапах

13

1,5

9,5

2

Подготовка и проведение зачетного представления

10

-

8

2

IV год обучения

38

8

20

10

4.1

Методика проведения игр на эстраде, в помещении, под открытым небом

8

2

4

2

4.2

Основные требования к ведущим культурно-досуговых программ: шоу-менам, диск-жокеям

8

4

4

-

4.3

Специфика игр взрослой аудитории

8

2

4

2

Подготовка и проведение зачетного представления

14

-

8

6

Содержание курса

1 год обучения

1.1 Понятия «игра» и «игровая деятельность»

Теория. Значение слова «игра» у разных народов. Игра и первоначальные формы искусства. Связь игры с трудом. Мотивы игровой деятельности. Ролевые действия как единица развернутой формы игровой деятельности. Напряжение как важнейший элемент игровой деятельности.

  1.  Виды игр и их классификация

Теория. Классификация игр по видам, по группам, месту и времени проведения позволяет ориентироваться в их многообразии. Системные подходы к классификации. Классификация игр по содержанию, форме, времени проведения, по кругу явлений. Внешние и внутренние признаки игры. Возрастной критерий классификации.

Практика: игровой тренинг «Давайте познакомимся», «Снежный ком»

  1.  Функциональное назначение игры

Теория. Функции игры: социокультурная, коммуникативная, развлекательная, игротерапевтическая, диагностическая, функция самореализации и коррекции и др.

Практика: игровой тренинг «Я сам, я сама», «А вы-то кто?», «А ну-ка…»

  1.  Психодиагностические возможности игровой деятельности

Теория. Игра как фактор психического развития личности. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы человека. Развитие умственных действий, а также произвольного внимания и поведения. Преодоление познавательного эгоцентризма в процессе игровой деятельности.

Дидактические игры и их основные формы:

  1. предметные игры (игрушки, материалы, предметы);
  2. настольно-печатные игры (лото, домино и т.п.);
  3. словесные игры (игры-загадки, игры-путешествия и т.п.);
  4. игра-труд, вовлечение в коллективную деятельность;
  5. имитационные игры.

Структура игровой деятельности. Методика вовлечения потенциальной аудитории в подготовку и планирование игровой деятельности. Самостоятельность играющих, как один из факторов эффективности руководства игровой программой. Преодоление внутренних препятствий к общению и развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности, ее подготовки и анализа результатов. Организация работы жюри в различных конкурсно-развлекательных программах.

Практика: игровой тренинг «На необитаемом острове»

  1.  Игровая деятельность в различных формах досуга

Теория. Игра и свободное время. Игровые элементы в гражданских, воинских и религиозных обрядах и ритуалах. Игра в туристических программах, в спорте. Игровая деятельность в работе любительских коллективов. Игра в работе культурно-просветительских центров (музеи, выставки, планетарии и т.п.).

Игра и творчество. Игра в поэзии, музыке, драме, живописи. Игровые формы искусства. Игра и организация экскурсионного дела. Игровая деятельность в здравницах и домах отдыха.

Практика: игровой тренинг «Сам себе режиссер», «Волшебная кисточка»

  1.  Специфика идейно-тематической разработки игровых программ

Теория. Характеристика аудитории и досуговой ситуации как важнейших компонентов идейно-тематической основы игровой программы. Особая роль психологизма в развитии мотивов игровой деятельности.

Формулировка темы в игровых программах.

Ситуативная установка и возрастная зависимость содержания игровых программ. Учет и формирование мотивов участия в игровой деятельности как важнейшая предпосылка успеха будущего мероприятия.

Практика: игровой тренинг «Я в предлагаемых ситуациях», «Пройдись по лужам»

  1.  Игра как средство организации зрелищного действия

Теория. Понятие «сюжетные игры» и основные формы их реализации. Игра как сценарные русла обрядово-ритуальных действ. Содержание, основные организационные принципы и место в духовной жизни общества обрядово-ритуальных игр. Методика организации календарных, семейно-праздничных обрядовых игр. Игра как зрелище. «Массовое действо – сценические игры» как зрелищно-игровая форма массового театра. Особенности разработки и проведения.

Практика: игровой тренинг «А у нас сегодня праздник», «Добро пожаловать»

  1.  Игровые элементы как средство активизации аудитории

Теория. Игра как средство построения внутриаудиторных мизансцен, организации коллективных акций и целенаправленного поведения. Игровые элементы как средство активизации аудитории. Приемы реализации общеаудиторных игр. Общеаудиторная игра как единая программа проведения и как форма реализации программы.

Практика: игровой тренинг «Мы рады вас видеть», «Кто на нового?»

Содержание зачетного выступления – игровая программа с элементами театрализации.

2 год обучения

2.1 Сюжетно-композиционное построение игровых программ

Теория. Игра как сценарно-режиссерский ход. Игра как элемент, выполняющий функцию сюжета. Методика разработки основных сюжетообразующих элементов в игровых программах. Основные требования к вступительному монологу. Особенности конфликта в игровых программах. Пространство и время как его основные компоненты. Особенности кульминации в игровой программе. «Плавающая» и «запланированная» кульминация.

Композиция как монтаж игровых элементов. Игры-ширмы, игры-связки, игры-рефрены как элементы композиционного построения игровых программ игровых программ. Структура сюжетной игровой программы и ее логика. Деактивация аудитории как одно из требований сюжетно-композиционного построения игровых программ.

Практика: игровой тренинг «Сам себе режиссер», «Черное и белое»

  1.  Разработка художественно-образного решения игровых программ

Теория. Образность игровой деятельности как ее важнейшая особенность. Образный характер игрового пространства и времени. Образ места действия как базовый в игровой программе. Особенности создания образа-персонажа в игровых мероприятиях. Персонификация как прием образного решения в игровых программах.  Игровой реквизит как образ-деталь.

Практика: игровой тренинг «Я вам пишу», «По тропинке близости»

  1.  Интеллектуально-познавательные игры в обучении и развитии детей

Теория. Виды игр, основанные на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений и информации о мире. Классификация игр, развивающих интеллект, познавательную активность детей. Группа интеллектуальных игр: познавательные, дидактические, обучающие, предметные, развивающие. Определение направленности игр: развитие умственных способностей, логического мышления, эрудиции, смекалки.

Практика: игровой тренинг «Подарки», «Третий лишний», «Ассоциации»

Содержание зачетного выступления – интеллектуально-познавательная игра с элементами театрализации. Работа каждого исполнителя в нем оценивается по степени овладения умениями и навыками.

Содержание курса

3 год обучения

3.1 Сюжетно-ролевая игра – вид деятельности детей

Теория. Сюжетно-ролевая игра – источник формирования социального сознания ребенка, форма, моделирование ребенком социальных отношений и свободной импровизации. Сюжет ролевой игры. Смена ролей в игре – смена мотивов. Разновидность ролей. Условность и реальность – сплав ролей. Функциональное назначение ролевой игры.

Практика: игровой тренинг «Кораблекрушение», посещение театрализованного представления в ЦПКиО им. Белинского

  1.  Моделирование ролевых игр. Формы ролевых игр на разных возрастных этапах

Теория. Классификация ролевых игр и условия участия в них. Разделение по территориальному признаку, уровням сложности, методу создания, целевому признаку. Разработка ролевой игры: картина моделируемого мира, правила игры, командные и индивидуальные, картина моделирования мира. Эмоциональный эффект ролевой игры. Алгоритмы ролевой игры. Формы ролевой игры и их зависимость от возрастной периодизации. Функции ролевых игр.

Практика: игровой тренинг «Черное и белое», «Мафия». Просмотр и анализ игровой программы в ЦПКиО им. Белинского.

Содержание зачетного выступления –разработка и проведение сюжетно-ролевой игры. Работа каждого исполнителя в нем оценивается по степени овладения умениями и навыками.

4 год обучения

4.1 Методика проведения игр на эстраде, в помещении, под открытом небом

Теория. Принцип соответствия содержания игровой деятельности и ситуации общения. Создание атмосферы психологического комфорта аудитории и выведение ее на уровень физической активности. Методы активации аудитории в зале, в парке, на эстраде.

Основные требования к среде игрового мероприятия. Средства создания среды игрового мероприятия в различных условиях его проведения. Использование природного ландшафта как средства создания среды. Технические средства как важнейший компонент среды игрового мероприятия. Особенности моделирования игровых мизансцен на эстраде, на площадке, на природе.

Практика: игровой тренинг «Игры с эстрады», «Игры-кричалки», «Футбол». Просмотр и анализ игровой программы в ЦПКиО им. Белинского, МЦ «Юность»

  1. Основные требования к ведущим культурно-досуговых программ: шоу-менам, диск-жокеям

Теория. Понятие «профессиональная грамотность» для шоуменов, диск-жокеев.

Импровизация как одно из основных качеств ведущего. Ведущий как психолог. Обратная связь и ее роль в ведении программы.

Текстовая импровизация. Ведущий – режиссер «в кадре». Речь ведущего и успех программы. Реакция на реплики и свободная импровизация игровым материалом в программе.

Практика: игровой тренинг «Подарки», «Защити свой знак зодиака», «Импровизация», «Я – ведущий»

  1. Специфика игр взрослой аудитории

Теория. Психологический аспект возраста. «Играющее» мышление. Игровое сознание. Формы и виды игровой деятельности в формах досуга. Функции игр для данной аудитории. Игры «освобождающиеся», игры экстатические. Азартные игры и формы досуга. Игра как отдых и психическая разрядка.

Практика: игровой тренинг «Игры для взрослых», «Игры в незнакомом кругу», «Вечеринка»

Содержание зачетного выступления – театрализованное представление-концерт с элементами клоунады. Работа каждого исполнителя в нем оценивается по степени овладения умениями и навыками.

Курс: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ»

Данный раздел ставит цель – помочь воспитаннику студии приобрести навык в работе над музыкальным оформлением спектакля, театрализованного представления, игровой программы.

С первого занятия в студии учащийся обращается к вопросу подбора музыки к своим этюдам, зарисовкам, самостоятельным режиссерско-постановочным работам и сталкивается с проблемой выбора и поиска музыки.

Музыка – такой вид искусства, который с помощью звука воздействует на человека с огромной энергией. Она способна вызвать неповторимые эмоциональные чувства у зрителя, заставить его сопереживать герою, рыдать, весело смеяться, отойти от бытового жизненного ряда и философски осмысливать происходящее на сцене. Режиссер, владея выразительными средствами музыки, делает постановку яркой и зрелищной.

Звуки, шумы, музыка, декорации, костюмы и т.д. помогают режиссеру вылепить художественный образ театрализованного представления. Музыка должна быть яркой, эмоциональной, глубокой по своему содержанию, лаконичной по времени.

Средствами музыки можно создать:

  1. сценическую атмосферу представления;
  2. своеобразие эпохи;
  3. характеристику героев;
  4. национальный колорит;
  5. темпо-ритм;
  6. представление о действии, происходящем за сценой;
  7. характеристику места и времени действия;
  8. образы сказочных персонажей.

Задача педагога состоит в том, чтобы ознакомить студийца с функциями музыки, ее принципами и приемами использования в работе над музыкальной партитурой постановки.

Анализируя театрализованные представления современности, можно убедиться в разнообразии режиссерских взглядов на музыкальное оформление. Своими специфическими средствами музыка помогает наиболее полному воплощению идеи представления. Введение музыки в каждом отдельном случае должно быть строго оправдано режиссерским прочтением драматургического произведения и его сценическим решением.

Воспитанник студии должен уметь осмысленно слушать музыкальное произведение и разбираться в его содержании, выразительных средствах и принципах строения. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь студийцу организовать работу при подборе музыки для будущей постановки.

Студийцу необходимо строить свою работу исходя из своего режиссерского замысла представления, концертного номера, этюда. От этого будет зависеть дальнейшая работа по музыкальному оформлению.

Подбирая музыку к своей работе, воспитаннику студии необходимо определить жанр постановки, ибо жанровое решение диктует стилевое единство всех выразительных средств режиссуры, в т.ч. и музыки.

Необходимо определить места звучания музыки в постановке и ее действенные задачи, отвечая на заданный для себя вопрос: «Ради чего я включаю музыку именно в этот момент?», «Ради чего я включаю музыку именно в этот момент?»

Изложенные принципы и приемы использования музыки помогут воспитаннику студии сориентироваться в их многообразии и правильно использовать в работе над постановкой.

В целях лучшего усвоения данного курса педагог осуществляет контроль над использованием музыки в практических работах студийцев.

Участник коллектива должен

 знать:

  1. функции музыки, принципы и приемы использования музыки,
  1. принципы звукозаписи и озвучивания концертных площадок

уметь:

  1. осмысленно слушать музыкальные произведения и анализировать их,
  2. самостоятельно подбирать музыкальные произведения для театрализованных постановок.

Тематический план

Номер темы

Наименование темы

Кол-во часов

всего

теор

практ

инд

I год обучения

8

3

4

1

1.1

Функции музыки

2

1

1

-

1.2

Сценическая атмосфера

2

1

1

-

1.3

Своеобразие эпохи

2

1

1

-

Подготовка и проведение зачетного представления

2

-

1

1

II год обучения

15

3

10

2

2.1

Характеристика героев, места и времени действия

3

1

2

-

2.2

Акцентирование отдельных моментов сценического действия

3

1

1,5

0,5

2.3

Темпо-ритм

3

0,5

2,5

-

2.4

Действия, происходящие за сценой

3

0,5

2

0,5

Подготовка и проведение зачетного представления

3

-

2

1

III год обучения

20

3

12

5

3.1

Драматический конфликт

4

1

2

1

3.2

Приемы введения музыки

4

1

2

1

3.3

Принципы использования музыки

5

1

3

1

Подготовка и проведение зачетного представления

7

-

5

2

IV год обучения

20

2

10

8

4.1

Основы работы со звуковой аппаратурой

6

1

3

2

4.2

Основы звукозаписи

7

1

2

4

Подготовка и проведение зачетного представления

7

-

5

2

Содержание курса

I год обучения

1.1.Функции музыки

Теория. Многообразие современного театра. Режиссерский стиль. Музыкальная партитура. Эмоциональные чувства зрителя. Художественный образ спектакля.

Практика: прослушивание разножанровых музыкальных фрагментов.

1.2.Сценическая атмосфера

Теория. Авторские ремарки в тексте. Место и время действия. Атмосфера бесконечного одиночества героя. Атмосфера зноя жаркого дня. Эмоциональное «зерно». Психофизическое самочувствие героя.

Практика: подбор музыкальных фрагментов для разноплановых литературных отрывков.

1.3.Своеобразие эпохи.

Теория. Музыкальная культура времени. Стиль и направления музыки. Музыкальные инструменты. Исторический колорит эпохи. Эпоха античной Греции. Времена Древней Руси. Комедии Мольера. Этикет эпохи Людовика XVII. Русские народные песни. Жизнь русской интеллигенции.

Практика: прослушивание музыкальных фрагментов разных эпох.

Содержание зачетного выступления – подбор музыкального фрагмента для предложенного литературного отрывка. Работа каждого студийца в нем оценивается по степени овладения умениями и навыками.

II год обучения

2.1.Характеристика героев, места и времени действия.

Теория. Лейтмотив. Что хочет подчеркнуть режиссер? Скрытые черты характера. Что герой исполняет, на чем он играет, что он поет, как слушает музыку – выразительные средства в раскрытии характера героя. Интонация и гармония. Смысловое значение. Звуки и шумы. Несколько лейтмотивов. Музыкальная характеристика места действия. Атмосфера места действия. Историческая реальность происходящего.

Практика: прослушивание и подбор музыкальных фрагментов для определенной характеристики героя литературного произведения.

2.2.Акцентирование отдельных моментов сценического действия.

Теория. Музыкальный акцент. «Сломы» действия. Жизнь героя и драматизм создавшейся ситуации. Несколько музыкальных акцентов. Задачи, решаемые режиссером. Природа жанра и темпо-ритм.

Практика: анализ музыкального произведения по смысловой гармонии.

2.3.Темпо-ритм.

Теория. Ощущение ритмического биения пьесы. Ритм – душа произведения. Главные и второстепенные события. Музыкальные звучания. Жанр постановки.

Практика: подбор музыкальных отрывков.

2.4.Действия, происходящие за сценой.

Теория. Бытовая реальность происходящих событий. Смысловое значение. Надежда в светлое будущее. Синхронность. Требования к музыкальной партитуре. Целостное восприятие спектакля.

Практика: подбор и прослушивание музыкальных фрагментов по заданной тематике.

Содержание зачетного выступления – подбор музыкального фрагмента для предложенного литературного отрывка. Работа каждого студийца в нем оценивается по степени овладения умениями и навыками.

III год обучения

3.1.Драматический конфликт.

Теория. Тип конфликта в спектакле. Конфликт – противопоставление, столкновение, противоречие. Контрастные темы. Характер звучания музыки. Сопоставление звука и музыкальной темы. Определение функции и задачи музыкального фрагмента.

Практика: подбор музыкальных фрагментов, их анализ.

3.2.Приемы введения музыки.

Теория. Музыкальные вступления к спектаклю и к отдельным сценам. Музыкальные интермедии. Лейтмотив. Акцентирование отдельных моментов действия. Музыкальный финал.

Практика: подбор и введение в театрализованное представление музыкальных фрагментов.

3.3.Принципы использования музыки.

Теория. Принцип контраста. «Как будто». Принцип иллюстрации. Аккомпанемент.

Практика: знакомство с музыкальными инструментами, введение их в целостную канву произведения.  

Содержание зачетного выступления – подбор музыкального фрагмента для предложенного литературного отрывка. Работа каждого студийца в нем оценивается по степени овладения умениями и навыками.

IV год обучения

4.1.Основы работы со звуковой аппаратурой.

Теория. Знакомство с музыкальной аппаратурой. Техника безопасности при работе с музыкальной аппаратурой. Виды и технические параметры музыкальной аппаратуры. Принцип работы каждого блока аппаратуры. Микшерский пульт. Параметрический эквалайзер. Элементарное сведение фонограммы. Работа с микрофоном. Обработка голоса с помощью эффектов. Виды коммутации. Озвучивание концерта.

Практика: наглядное знакомство со звуковой аппаратурой, техническое обеспечение театрализованного представления.

4.2. Основы звукозаписи.

Теория. Понятие звукозапись. Характеристика аппаратуры для звукозаписи. Виды звукозаписи. Принцип звукозаписи. Звукозапись на компакт – кассету. Звукозапись на компьютере. Сведение фонограммы на компьютере. Запись на компакт – диск.

Практика: работа с музыкальными программами «Adobe Audition», «Sound Forge»

Содержание зачетного выступления – компьютерная обработка музыкального фрагмента. Работа каждого студийца в нем оценивается по степени овладения умениями и навыками.

Курс: «СЦЕНАРНОЕ МАСТРЕСТВО»

В наше время, когда мы наблюдаем бурный рост фантазии в поисках новых выразительных средств на телевидении, когда нас каждый день ошеломляют удивительными формами подачи материала публицистика и художественная литература, да и сама жизнь преподносит нам такие драматические ситуации, которые смогли бы быть достойны пера великого Шекспира,  клубно-зрелищные подмостки находятся в ситуации острейшей конкуренции завоевания зрительской аудитории.

Вероятно, поэтому сегодня необходимы поиски новых, эмоционально-выраженных форм зрелищно-досуговой драматургии. Почему драматургии? Да потому, что именно со сценария начинается организация любого театрализованного тематического мероприятия, которое будет проходить в парке, дворце культуры, на городской площади или в актовом зале школы.

При подготовке какого-либо праздника, концерта или тематического вечера отсутствует четко выстроенная драматургическая основа, нет точного логического следования идее и теме при композиционном формировании литературно-художественного материала, - провал такого мероприятия неизбежен!

Вот почему, организуя любое досуговое мероприятие, необходимо овладеть хотя бы основными навыками сценариста, изучить методику написания сценария, понять элементы его структуры, ознакомиться с элементарной терминологией сценариста.

Участник коллектива должен знать:

  1. театрализованные формы художественно-массовой работы,
  2. композиционное построение сценарного материала,
  3. приемы инсценирования

уметь:

  1. самостоятельно подбирать материал для сценария,
  2. составлять сценарную разработку мероприятия,
  3. найти композицию в предложенном произведении,
  4. написать авторский сценарий театрализованного представления.

Тематический план обучения

Номер темы

Наименование темы

Кол-во часов

всего

теор

практ

инд

I год обучения

18

3

13

2

1.1

Драматургическая основа

6

2

4

-

2.1

Сценарий как вид драматургии

6

1

4

1

Подготовка и проведение зачетного представления

6

-

5

1

II год обучения

25

5

15

5

2.1

Театрализованные формы художественно-массовой работы

7

3

3

1

2.2

Сценарно-режиссерский ход

7

2

3

2

Подготовка и проведение зачетного представления

11

-

9

2

III год обучения

30

5

15

10

3.1

Композиционное построение сценарного материала

9

2,5

3,5

3

3.2

Монтаж как основной метод композиционного построения сценария

9

2,5

3,5

3

Подготовка и проведение зачетного представления

12

-

8

4

IV год обучения

35

5

20

10

4.1

Лаборатория сценариста или «Сценарные игры»

10

2

5

3

4.2

Инсценирование

10

3

4

3

Подготовка и проведение зачетного представления

15

-

11

4

Содержание курса

I год обучения

1.1. Драматургическая основа.

Теория. «В искусстве все может быть, кроме того, что быть не может». Что такое творчество? Драма как вид искусства. Теоретические аспекты драмы.

Практика: разбор литературных произведений, чтение и анализ.

1.2. Сценарий как вид драматургии.

Теория. Конфликт – идейно-эстетическая основа драмы. Драматический конфликт. Драматический узел. Сценарная форма. Сценарная драматургия. Линии работы сценариста. Специфика сценарной драматургии. Материал для сценария. Обработка материала – компиляция, драматургия, инсценирование, иллюстрирование, театрализация, монтаж.

Практика: составление сценария – от простого к сложному по принципу мозаики.

Содержание зачетного выступления – на основе литературного материала составить сценарий театрализованного представления

II год обучения

2.1. Театрализованные формы художественно-массовой работы.

Теория. Художественно-игровые и информационно-развлекательные программы. Специфическая особенность. Театрализованные тематические концерты, эстрадно-публицистические представления и рекламные шоу. Тематические вечера (утренники). Театрализованное обрядовое действо. Массовый праздник.

Практика: составление сценарного плана игрового действия, примерное распределение концертных номеров по предусмотренным принципам.

2.2. Сценарно-режиссерский ход.

Теория. Идейно-тематическая основа сценария. Тема или идея? Ассоциативное мышление. Образно-смысловой ход – декоративно-образный, музыкально-образный, образно-игровой.

Практика: определение темы, идеи, сверхзадачи представления, составление сюжетной линии.

Содержание зачетного выступления – на основе литературного материала составить сценарный план проведения театрализованного обрядового действа.

III год обучения

3.1. Композиционное построение сценарного материала.

Теория. Композиция сценария. Экспозиция - пролог. Завязка. Развитие действия – эпизоды, основная часть. Сквозное действие. Кульминация. Развязка.

Практика: композиционное построение представления.

3.2. Монтаж как основной метод композиционного построения сценария.

Теория. Основа искусства монтажа. Функции и приемы монтажа. Изобразительная и образно-смысловая функции. Контрастность, параллелизм, одновременность, лейтмотив, последовательность – наиболее распространенные приемы художественного монтажа. Авторские права.

Практика: составление сценария по принципу монтажа.

Содержание зачетного выступления – на основе литературного материала составить сценарий театрализованного представления, используя метод «монтаж».

IV год обучения

4.1. Лаборатория сценариста или «Сценарные игры».

Теория. Сценарный тренинг. Групповое сочинение. Ассоциации. Композиционное построение. Формирование художественного образа и последовательного мышления в сценарии. Литературно-художественный монтаж. Сценарная терминология.

Практика: самостоятельная работа над отдельными фрагментами сценария, соединение в единое целое от простого к сложному

  1. Инсценирование.

Теория. Зарождение и история. Цель и задачи. Инсценирование прозы, сказки, басни, стихов. Принципы работы над инсценирование. Приемы инсценирования

Практика: просмотр и анализ театрализованного представления в МЦ «Юность», работа над инсценированием прозы, басни.

Содержание зачетного выступления – на основе литературного материала составить сценарий театрализованного представления, инсценировки прозы.

Курс: «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

В ряде общественных сфер – образовании, управлении и других – изучение ораторского искусства стало острой практической проблемой. Гарантии успеха в этих областях деятельности зарубежная и отечественная литература связывает с повышением речевой эрудиции, знанием основ риторики – науки об убедительной и оптимальной речи. Именно речевая эрудиция «обслуживает» гибкость и рациональность мышления, обеспечивает открытость для дискуссии и свободного обмена мнениями. Способность войти в доверительный контакт, отстоять свою позицию в споре укрепит деловые связи.

Многообразные формы и способы информационного взаимодействия людей составляют суть коммуникативного общения, сильнейшим инструментом которого является риторика.

Риторика – научно-прикладная отрасль комбинированного знания, базирующаяся на «трех китах»: формальной и научной логике, филологии и социальной психологии.

Речь – составная часть жизни каждого человека, вступающего в контакты, что требует от него безупречного владения техникой живого общения.

В ходе коммуникативного взаимодействия происходят сложные процессы восприятия, осмысления, понимания, влияющие на принятие решений. Эти процессы не обособлены, они связаны друг с другом и зависят один от другого.

Совершенствование культуры речи, умение выбирать художественно-полноценный репертуар, раскрытие идейного содержания - цель последовательной работы студийцев в данном курсе.

Участник коллектива должен знать:

  1. истоки ораторского искусства,
  2. строение речевого аппарата,
  3. основы деловой риторики;

уметь:

  1. уметь делать логический разбор текста;
  2. определять нарушения литературной нормы в речи окружающих;
  3. проводить упражнения по развитию голоса;
  4. проводить вибрационный самомассаж;
  5. пересказывать текст своими словами;
  6. сделать идейно-тематический разбор текста.

Тематический план обучения

Номер темы

Наименование темы

Кол-во часов

всего

теор

практ

инд

I год обучения

20

5

13

2

1.1

Культура речи. Виды, основные качества речи.

6

2

3

1

1.2.

Риторика. Истоки ораторского искусства. Демосфен.

6

3

2,5

0,5

Подготовка и проведение зачетного представления

8

-

7,5

0,5

II год обучения

22

5

16

3

2.1

Строение речевого аппарата.

4

2

1

1

2.2

Артикуляция.

6

2

3

1

2.3

Дыхание. Упражнения на тренировку дыхания.

6

1

4

1

Подготовка и проведение зачетного представления

6

-

6

-

III год обучения

24

5

14

5

3.1

Дикция. Произношение гласных и согласных звуков.

6

3

2

1

3.2

Подготовка речевого аппарата к звучанию. Монолог.

8

2

4

2

Подготовка и проведение зачетного представления

10

-

8

2

IV год обучения

26

5

16

5

4.1

Логика речи. Логические ударения.

6

2

2

2

4.2

Деловая риторика.

8

3

4

1

Подготовка и проведение зачетного представления

12

-

10

2

Содержание курса

I год обучения

  1. Культура речи. Виды, основные качества речи.

Теория. Речь и ее виды. Культура речи. Основные качества речи.

Практика: прослушивание стихотворных произведений, анализ и разбор.

  1. Риторика. Истоки ораторского искусства. Демосфен.

Теория. Понятие «риторика». Риторические навыки и умения. История ораторского искусства от Древней Греции до наших дней. Демосфен – выдающийся оратор, достигший высокого мастерства ритора.

Практика: игровой тренинг «Крещендо», «На суде».

Содержание зачетного выступления – проведение ораторского диспута

II год обучения

  1.  Строение речевого аппарата.

Теория. Схема строения речевого аппарата. Где и как образуются звуки речи? От чего зависит их сила, тембр, широта? Характер речевого звучания.

Практика: артикуляционная гимнастика.

  1.  Артикуляция.

Теория. Понятие «артикуляция». Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Хоботок», «Маятник», «Хомяк», «Ванька-встанька», «Сахаринка», «Рожицы» и др.

Практика: артикуляционная гимнастика, игровой тренинг.

  1. Дыхание. Упражнения на тренировку дыхания.

Теория. Понятие дыхания. Схема дыхательной системы человека. Комплекс упражнений, развивающих активность речевого дыхания. Упражнения Стрельниковой.

Практика: игровой тренинг, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.

Содержание зачетного выступления – каждый воспитанник проводит цикл артикуляционной гимнастики.

III год обучения

  1.  Дикция. Произношение гласных и согласных звуков.

Теория. Понятие дикции. Установка речевого аппарата.

Дикционный тренинг: «В лесу», «Пробка», «Настольный теннис» и др. Произношение гласных и согласных звуков.

Практика: игровой тренинг, артикуляционная гимнастика, произношение отдельных звуков.

  1. Подготовка речевого аппарата к звучанию. Монолог.

Теория. 6 этапов подготовки речевого аппарата к звучанию. Освобождение, открытие глотки. Выведение звука к губам. Вывод звука на центр голоса. Вывод звука в резонаторы. Вибрационный массаж.

Практика: подбор литературных произведений, анализ и воспроизведение со сцены.

Содержание зачетного выступления – выступление каждого воспитанника с подготовленным монологом.

IV год обучения

4.1  Логика речи. Логические ударения.

Теория. Понятие «логика речи» правила постановки логического ударения. Логический анализ текста. Текст и подтекст.

Практика: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, подбор и анализ литературного произведения.

  1. Деловая риторика.

Теория. Деловое общение. Внутренняя свобода личности в деловом общении и средства обретения уверенности в себе. Дискуссионные формы деловых контактов.

Практика: игровой тренинг «Деловые переговоры», «Конфликт в магазине».

Содержание зачетного выступления – выступление каждого воспитанника с подготовленным монологом и деловой презентацией.

Курс: «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Для начинающих театр и театрализованное представление – это волнующее зрелище. Они не расчленяют его, не различают и не оценивают в отдельности значение каждого из компонентов – пьесы, работы режиссера, художника, композитора, актеров. И это их традиционное исходное целостное ощущение должно преобразовываться в знание и тех законов, по которым это целостное единство создается, и того, каковы в этом едином результате права, обязанности и значение актера, режиссера. Через пробы и ошибки, через развитие интереса и любви к собственной деятельности, обогащение ее опытом, формирование представления о критериях, определяющих, что значит «хорошо срежиссировать» и «плохо сделано» -  воспитанники приближаются к постижению основ организаторской деятельности. На этом пути студийцы совершают множество «открытий». Им открываются особое значение режиссера в осуществлении театрального зрелища, возможность попробовать себя в качестве главного режиссера, открываются выразительные возможности поведения (способность быть разными, то есть связь задумки режиссера и действие актера в предлагаемых обстоятельствах) и необходимость быть убедительным, интересным, точным в «мелочах».

Имея развитую способность к чувственному восприятию мира, к образному мышлению и обладая ярко выраженной творческой фантазией, реализовываются художественные замыслы как в сценарной работе (написание лаконичного, образного, зримого литературно-драматургического произведения), так и в постановочном процессе создания представления, концерта, празднества и других театрализованных формах.

К концу обучения учащиеся должны знать:

  1. игры с эстрады, кричалки,
  2. методику проведения игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр,
  3. основные формы организации досуга,
  4. формы театрализованных представлений и тематических концертов,
  5. основы режиссуры театрализованных представлений.

уметь:

  1. организовать и провести народные подвижные игры,
  2. проводить игры с эстрады, игры-кричалки,
  3. подготовить и провести КТД,
  4. составить программу концерта из разножанровых номеров.

Тематический план обучения

Номер темы

Наименование темы

Кол-во часов

всего

теор

практ

инд

I год обучения

18

4

11

3

1.1

Свободное время, досуг, отдых.

2

2

-

-

1.2.

Организатор и его роль в подготовке и проведении игровых программ и праздников

4

0,5

2,5

1

1.3.

Организация и проведение народных подвижных игр.

4

0,5

2,5

1

1.4.

Конкурсы. Конкурсные программы

4

0,5

2,5

1

Подготовка и проведение зачетного представления

4

0,5

3,5

-

II год обучения

25

4

16

5

2.1

Игры с эстрады. Кричалки.

4

1

2

1

2.2

Интеллектуальные игры. Викторины.

4

1

2

1

2.3

Игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

6

1

4

1

2.4

Игры, игровые программы на телевидении.

5

1

3

1

Подготовка и проведение зачетного представления

6

-

5

1

III год обучения

30

4

20

6

3.1

Концерт. Организация концерта.

6

1

4

1

3.2

Конферанс. Парный конферанс.

6

1

4

1

3.3

Основные формы организации досуга детей и подростков

5

1

3

1

3.4

Коллективно-творческое дело.

8

1

5

2

Подготовка и проведение зачетного представления

5

-

4

1

IV год обучения

35

4

25

6

13.

Режиссура театрализованных представлений

8

2

5

1

14.

Литературно-музыкальная композиция

9

1

6

2

15.

Массовые праздники.

10

1

7

2

Подготовка и проведение зачетного представления

8

-

7

1

Содержание курса

I год обучения

1.1 Свободное время, досуг, отдых.

Теория. Понятие свободного времени, отдыха, досуга. Основные функции свободного времени. Виды отдыха. Анкета «Занятность школьника в свободное время».

1.2 Организатор и его роль в подготовке и проведении игровых программ и праздников.

Теория. Кто такой организатор? Схема личностных и профессиональных качеств организатора. Функции организатора.

Практика: просмотр и анализ театрализованных представлений и игровых программ.

1.3 Организация и проведение народных подвижных игр.

Теория. Понятие и значение слова «игра». Особенности народных подвижных игр. Требования к подбору игрового материала. Алгоритм проведения игры.

Практика: игровой тренинг «Игры нашего детства»

1.4 Конкурсы. Конкурсные программы.

Теория. Методика подготовки и проведения игровых конкурсов и программ. Виды конкурсов.

Практика: просмотр и анализ игровых программ и театрализованных представлений.

Содержание зачетного выступления – проведение народной подвижной игры каждым студийцем

II год обучения

2.1  Игры с эстрады. Кричалки.

Теория. Особенности проведения игр с эстрады. Подбор кричалок к эстрадному представлению.

Практика: игровой тренинг «Игры нашего двора», просмотр и анализ игровых программ.

  1.  Интеллектуальные игры. Викторины.

Теория. Виды интеллектуальных игр. Требования к подготовке и проведению викторины. Составление викторины по заданной теме. Кроссворд.

Практика: игровой тренинг «Игры-викторины», просмотр и анализ игровых программ.

  1.  Игры – драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Теория. Понятие «сюжетно-ролевая игра» компоненты ролевой игры. Игры – драматизации как вид сюжетно-ролевой игры. Моделирование игры.

Практика: игровой тренинг «Черное-белое», просмотр и анализ игровых программ.

  1. Игры, игровые программы на телевидении.

Теория. «Любовь с первого взгляда». «Угадай мелодию». «Поле чудес». «Что? Где? Когда?». Особенности переноса телевизионных игр на сцену.

Практика: игровой тренинг «Телевидение», просмотр игровых программ.

Содержание зачетного выступления – подготовка и проведение сюжетно-ролевой игры.

III год обучения

  1.  Концерт. Организация концерта.

Теория. Композиция эстрадного концерта. Правила определения последовательности номеров в концерте. Виды концертов. Режиссура концерта. Требования к концертному номеру. Жанры номеров.

Практика: составление сюжетной линии простого тематического концерта, игровой тренинг, просмотр и анализ игровых программ.

  1.  Конферанс. Парный конферанс.

Теория. Конферанс как вид разговорного жанра на эстраде. Мастера конферанса на российской эстраде. Парный конферанс.

Практика: составление парного и одиночного конферанса.

  1.  Основные формы организации досуга детей и подростков.

Теория. Исторический обзор форм организации досуга. Индивидуальные и комплексные формы. Новые формы.

Практика: игровой тренинг «Все новое – это хорошо забытое старое».

  1.  Коллективно творческое дело.

Теория. КТД как форма организации деятельности. КТД как методика. Разнообразие форм КТД. Технология КТД: конструирование, организация и проведение КТД.

Практика: конструирование КТД, проведение и анализ КТД.

Содержание зачетного выступления – проведение коллективно-творческого дела с элементами концерта и парного конферанса.

IV год обучения

  1.  Режиссура театрализованных представлений.

Теория. Особенности РТП. Разнообразие форм театрализованных представлений. Режиссерские приемы построения. Понятие эпизод. Режиссерская работа над готовым сценарием. Выразительные средства театрализации. Образность – основа театрализации. Театрализованный концерт.

Практика: проведение простого игрового действа, игровой тренинг.

  1.  Литературно-музыкальная композиция.

Теория. Место ЛМК в современной режиссуре театрализованных представлений. Работа над ЛМК – от темы и замысла к воплощению.

Практика: подбор и составление ЛМК, показ и анализ ЛМК.

  1.  Массовые праздники.

Теория. Особенность формы. Принципы подготовка и проведения. Функции праздника. Сущность и специфика.

Практика: игровой тренинг «Масленица», «Святки», «Рождество»

Содержание зачетного выступления – подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции.

Список литературы для педагога

  1. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
  3. Гурков А.Н. Школьный театр. Классные шоу-программы!!! /Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов на Дону: Феникс, 2005
  4. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Учеб. Пособие для спец. Учеб. Заведений культуры и искусства. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: «Просвещение», 1978
  5. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004
  6. Игровой досуг: Учеб. программа по специальности 053100 Социально-культурная деятельность, специализация «Организация и постановка культурно-досуговых программ»/Сост. В.П.Матеева. – Самара: Самар. Гос. Акад. Культуры и искусств, 2003
  7. Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга/ Авт.-сост. А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004
  8. Капустина Ю.Е. Детям до шестнадцати вход разрешен. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003
  9. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. С.И. Лобачева, К.В. Щиголь,  О.Е.Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006.
  10. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. – Ростов на Дону: «Феникс», 2003
  11. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера: Хрестоматия. Учеб. пособие для высш. и сред. театр. учеб. заведений – М.: Искусство, 1984.
  12. Основы Системы Станиславского: Учебное пособие/ Авт.-сост. Н.В. Кисилева, В.А. Фролов. – Ростов на Дону: Феникс, 2000
  13. Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или Как научить школьников жить весело. – Ярославль: Академия развития, 2005
  14. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  15. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1- 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  16. Стороженко З.С. Деловая риторика. Учебно-методическое пособие по ораторскому искусству. – Самара, Самарский Государственный  институт искусства  и культуры, 1996  
  17. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001
  18. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. – М.: ТЦ Сфера, 2004
  19. Фатеев С. Театр в школе, дома и детском саду. – М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005
  20. Фейгинов С.В. Педагогическая драматизация. 200 этюдных приемов воспитания.-  Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004.
  21. Шашина В.П. Веселые игры для детских вечеринок / авт.-сост. В.П. Шашина, - Ростов на Дону: «Феникс», 2003
  22. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды//Я вхожу в мир искусств, №10, 2006
  23. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста 2-е изд. / Серия «Хит сезона». - Ростов на Дону: Феникс, 2004

Список литературы для детей

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М. ВАКО, 2006.
  2. Безымянная О. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001.
  3. Давыдова А.В. Сценарии выпускных вечеров, капустников, КВНов. – М.: ВАКО,2006
  4. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: Для учащихся 1-5 классов. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001.
  5. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии: Для учащихся 6-11 классов. – М.: Рольф, 2001.
  6. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Выпускные балы, конкурсы: Для учащихся 8-11 классов. – М. Рольф, 2000.
  7. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в семье. – М.: Рольф, 2000
  8. Погорельский Ю.М. Сценарии детских музыкальных представлений. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2001.
  9. Фестиваль Экология. Творчество. Дети. 10 лет в Московском Зоопарке. Сборник литературных материалов. – М.: Московский зоопарк, 2004.
  10. Шмаков С.А. Её величество игра. – М.: Магистр, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского общественного объединения «ЮККА и К˚» «Раскрась мир в яркие цвета»

Одной из важнейших задач воспитания является организация культурного досуга детей, формирующего личность будущего гражданина. Ребенок должен быть не только пассивным потребителем досуговых услуг, но и...

Проблемы содержательного досуга подростков вечерней школы. (Из опыта работы педагога-организатора)

        В статье освящается проблема заполнения содержательного досуга трудного подростка, которая на сегодняшний  день самая острая.   Пришедшие в вечернюю ш...

Игра-викторина "Его Величество Алгоритм"

Внеклассное мероприятие, игра-викторина «Его Величество Алгоритм». 5 класс....

Урок-игра "Её величество функция"

Урок систематизации и обощения знаний по теме "Функция и её свойства" 9 класс...

Слет юных организаторов досуга. Презентация.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что досуг для современной молодёжи является одной из первостепенных ценностей, т.к. в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых...

Сценарий совместного досуга с родителями "Математические игры" (средняя группа).

Интегрированный совместный развлекательный досуг с родителями и детьми в средней группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития....

Ее величество госпожа мотивация и ее ближайшая подруга игра. Литературные игры - важный инструмент технологии обучения иностранному языку на сюжетной основе.

Игра может быть веселой, интересной, забавной и серьезной одновременно! Забава и веселье генерируют энергию (порой гораздо большую, чем в обычном состоянии) для достижения очень серьезной цели— ...