Игра как средство экологического воспитания младших школьников
методическая разработка по теме

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_led.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РС (Я)

Муниципальное образовательное учреждение Кобяйского улуса

Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления

имени Е.Е. Эверстова.

Центр экологии и творчества

Игра  как средство  экологического воспитания младших школьников

                                                                       Доклад: Левиной  Е.Д.  Гуляевой  А.М.

                                                                 педагогов    дополнительного  образования

                                                        с. Кобяй 2011 г.

                                                     Содержание

Введение                                                                                                                    -3

  1. Психолого-педагогический потенциал детской игры.                                -5
  2. 1. Игра как средство экологического воспитания

 младших школьников                                                                                       -8

2. Программа кружка «Айылҕа»                                                                  -12

Игры на экскурсиях

Комплексные игры

Дидактические игры

Подвижные игры

Заключение                                                                                                             - 23

Литература                                                                                                             - 25

Приложение                                                                                                            -26

                                                              Введение

             В число наиболее значимых проблем, которые совместными усилиями пытаются преодолеть педагоги начальной школы и учреждений дополнительного образования входят неудовлетворительный уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей; утрата открытости окружающему миру, здоровое детское любопытство, инициативности; сохранение формально «ЗУН - ской» ориентации образования и другие. В совокупности они обуславливают совершенствования организации и содержание учебно-воспитательного процесса и целесообразность разработки новых, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий. Одним из возможных средств изменения ситуации является широкое и осознанное использование детской игры. В жизни младшего школьника она занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при методически корректном отношении способно стать универсальным средством, обеспечивающей широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей. «Разнообразная полезность игры известно не одно столетие, однако в современных условиях особый акцент следует сделать на ее роли в формировании познавательной активности и развитии экологического воспитания, развитий умения самостоятельно добывать знания». (с 30. А. Степанов. ТЦ СФЕРА 2003)

В современных условиях особый акцент следует делать на ее роли в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания. Важен вклад игры в становлении субъективности младших школьников. В процессе игры участники приобретают и совершенствуют умения определять замысел игры и устанавливать ее правила, выстраивают адекватные межличностные отношения, возникающие по поводы игры.

Разумеется, лишь одна или несколько игр, не могут обеспечить успех в решении всех стоящих задач. Неумеренное использование игр могут навредить педагогическому процессу. Наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование и реализация в работе с детьми целостных игровых программ – т.е. систематизированных наборов игр, которые направлены на достижение тех или иных. Педагогу необходимо овладеть, умением конструировать и реализовывать в практической работе игровые развивающие программы и умение использовать резервы игры, которые присутствуют в реальной жизни детей. Присущие и адаптирующая, дидактическая, воспитывающая, развивающая, коррекционно - развивающая и другие функции

                                                                      3

должны быть осознаны и освоены педагогами, чтобы избежать случайностей, ошибок. Из всего сказанного, можно предположит, что, игра позволяет младшим школьникам комфортно и наиболее «приятными» способами приспособиться к изменившимся пространственным условиям (правилам поведения, режимом). Это предположение определила тему доклада «Игра  как средство экологического воспитания младших школьников».

Цель доклада: изучить влияние игры на экологическое воспитание  младших школьников на примере кружковой деятельности.

Задачи:

-Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

-Проанализировать влияние игры  в экологическом воспитании младших школьников;

-Разработать программу деятельности кружка и апробировать ее;

-Проанализировать результаты работы.

Новизна: разработка наиболее эффективных систем игр в организации экологического воспитания младших школьников.

Гипотеза: внеклассная работа, в частности кружковая деятельность младших школьников, будет эффективно влиять на их экологическое воспитание, если:

Будут учтены психолого-педагогические особенности обучения младших школьников во внеурочное время;

Обучение в кружке будет строиться на принципах игры и учета возрастных особенностей;

Объект: процесс творческой игры в экологическом воспитании младших школьников.

Предмет: экологическая игра как фактор воспитания и творческого развития младших школьников.

Методы исследования:  

 - Анализ первоисточники

 - Экологические тесты;

- Тренинги, опросники.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные занятия из разработки программы кружка «Айыл5а» могут быть использованы руководителями кружков, студий в процессе игры в экологическом воспитании младших школьников.

Организация исследования: Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления им. Е.Е.Эверстова. Центр экологии и творчества.

Структура доклада:  доклад состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

                                                                   4

 I. Отношение к игре как средство, обладающей мощным воспитывающим обучающим и коррекционно - развивающим потенциалом, прошло длительную проверку времени. Так, Аристотель подчеркивал важность правильного отбора игр в воспитании маленьких детей: «игры эти должны соответствовать достоинству свободнорожденного человека, не должны слишком утомлять ребенка и быть разнузданными…». Древне греческий ребенок с начала воспитывался в семье, а с отрочества поступал в общественную школу- палестру, где существовал культ игры, в том числе игры с разнообразными предметами (мячи, диски, волчки и т.д.).

        В 17 веке Я.А. Коменский относил игру с одной стороны, к числу развлечений, способствующий отдыху и восстанавливающей силы человека и с другой стороны, игра была им включено в число средств, которые позволяли представлять «серьезные стороны жизни и этим уже развивали бы у юношества некоторые склонности к этим сторонам жизни».

Отечественная педагогическая наука 19 века имела оригинальные суждения о необходимости оценки игры как неизменной, составляющей детства. Так, К.Д. Ушинский особо подчеркивает самостоятельность детской игры: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка». Вторая половина 19 века явилась периодом дальнейшего повышения интереса психолого-педагогической науки к детской игре. Детская игра укрепляет свои позиции, как средство воспитания; форма организации обучения, форма организации воспитания, а также прием обучения и воспитания детей. Однако преобразовываться в педагогическое явление игра может стать в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение, когда она специально используется для достижения определенных целей и задач воспитания. Игра как средство воспитания происходит в том случае, когда педагог в нужном ему направлении влияет на содержание на организацию и структуру игры на отношение детей в процессе игры, на развитие уровня детских игр и т.д.  Игра в этом случае решает и задачи воспитания и задачи детского развития.

Игре как форме организации воспитания принадлежит значимое место в плане развития самых разных качеств и свойств детской личности.  С этих позиций актуальным остается мнение Д.А. Колоцца о том, что игра, прежде всего, должна служит именно воспитательным средством; в ином случае – если бы ее захотели сделать просто средством обучения – она бы выродилась.

                                                                   5

     

      Обсуждение воспитательных функций игры обращает Г.П. Щедровицкого и других исследователей к чрезвычайно важному понятию «детского общества». Если игра самостоятельна, т.е. организована самими детьми, то она становится тем видом деятельности, вокруг которого складывается «детское общество». Такой ракурс постановки проблемы игры позволил переключить внимание на взаимоотношения детей по поводу игры.

      По игре ребенка можно судить о том, что его интересует, на что он обращает внимание; отчетливо выступает его отношение к увиденному . Сам характер организации игры, сюжет, реплики ребенка, внимание раскрывают его внутренний мир. По тому, как играет ребенок, как справляется с неудачами, находит выход из трудного положения, можно узнать о характере ребенка. Чем сильнее меняется характер ребенка, тем более меняется и характер игры, который будет находиться в зависимости от окружающей среды.

      Хотя ведущая деятельность младшего школьника – учение, игра занимает очень большое место в его жизни, игра создает особого рода практику в поведении ребенка и таким образом способствует формировании качеств личности. Жажда деятельности у детей находит свое выражение в игре. Хорошая игра требует от играющих различные усилия на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Крупская и Макаренко отмечали, что «игра воспитывает не только волю, организованность, находчивость, инициативность, что само по себе важно, но создает коллектив, воспитывает чувства товарищества, чувство локтя, умение руководствоваться в своем поведении интересам коллектива». Игра приучает их к согласованным действиям, к ответственности перед командой, в добровольном подчинении правилам игры. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – все то, без чего немыслим успех. Ребенок младшего школьного возраста очень подвижен игры его почти сплошь подвижные. Ходьба,  беготня,  прыгание  и лазанье

играют очень большую роль в этом возрасте. Это возраст – не просто возраст большой подвижности, интенсивного роста и физической силы, но и возраст овладения средствами передвижения и орудиями труда и игры

        Так растет не только физическая, но и техническая мощность ребенка. Если эти деятельности педагогически не регулируются, они вследствие чрезмерной подвижности ребенка могут быть опасны для самого ребенка, так и окружающих его. Потребность

                                                                        6

ходьбе, бегании можно разумно удовлетворить посредством экскурсий и педагогически отобранных подвижных игр. Потребность в прыганье может удовлетворяться посредством физических упражнений.

       Игры детей этого возраста – коллективные. В игре ребенок чувствует определенным членом коллектива. Его поведение определяются правилами игры. В игре предшествует сговор, в какую игру играть, и какую функцию в ней кто будет выполнять. Это  обсуждение коллективное, в нем принимают участие все дети. Все больше в этом возрасте фигурируют партийные игры. Так личное желание, личный интерес, личная выгода уступает место правилам, коллективным интересам. Таким образом, игры в этом возрасте не только коллективные, но очень интенсивно развивающие коллективизм  в детях. Дети этого возраста очень активны и предприимчивы. Они постоянно что-то затевают, что-то предпринимают. Они помогают друг другу. Взаимопомощь очень сильно развита в данном возрасте.

      Детский коллектив является огромной воспитывающей силой, он регулирует не только общественно – моральные поведения своих членов, он доходит иногда до регламентации мелочей, вплоть до способа выражаться, носить шапку и т.п. Хороший товарищ вызывает уважение и любовь коллектива. Но в случае конфликта с коллективом ребенок рискует подвергнуться сильным мерам воздействия насмешкам, издевательствам, побоям, изгнаниям из коллектива. В этом возрасте влияние детского коллектива на ребенка огромно. Поэтому педагог должен учитывать, в каком коллективе проводит время ребенок. Складывающиеся нормы поведения в коллективе, чувство взаимопомощи, уважения друг друга переносятся и на личные дружеские и товарищеские отношения. Дети этого возраста лучше играют и работают в коллективе и предпочитают коллективную деятельность, чем индивидуальную. Чтобы игра способствовала интеллектуальному, нравственному и художественному развитию младшего школьника, учитель должен оценивать игру по двойному критерию: решает ли она сиюминутные задачи и способствует ли достижению дальнейшей цели образования – развитию школьника.

                                                                 7

          II.1.   У  каждого  человека складывается какое-либо воззрение на окружающий мир,

но оно состоит из обрывков различных, противоречивых представлений, теоретически

не обоснованных, не осмысленных. Сегодня люди Земли переживают трудный и опасный период, когда над человечеством нависла угроза исчезнуть в небытие. Чтобы лучше понять, как предотвратить эту угрозу надо научиться слушать друг друга, вести честный диалог сохранения всеобщего мира, внесения гармонии во взаимоотношениях между обществом и природой.

Современная экология раскрывает законы жизни биосистем на разных уровнях организации материи, она затрагивает все жизненные вопросы человечества и всех живых организмов. Экологическая проблема становится все острее в равной степени для всех стран с различной общественно-политической структурой. Она не знает политических и национальных границ, это вызывает необходимость объединения всех усилий разных стран в ее решении. А для решения необходимо всеобщее экологическое образование. Учитель, как личность и профессионал, творит в жестких условиях разрушения социальной и природной среды. Л.Н. Толстой около сто лет тому назад ставил перед педагогикой, школой задачу «…как, живя дурно, воспитывать хорошего человека». Актуальность этих слов не утрачена и в наше время. Мы обязаны донести до молодого поколения чувства оптимизма, веру в то, что по мысли В.И. Вернадского, человек способен, прежде всего, управлять собой в отношениях с природой….

Сегодня проблема образования и экологии все более оказываются в центре внимания специалистов. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, формирование системы научных, практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. « Концепция экологического образования и воспитания в республике Саха (Якутия)» определяет направление экологического образования и воспитания: «система дошкольного и школьного ЭОВ призвана обеспечить основы формирование общих принципов культуры человека в его взаимоотношениях с окружающей природной средой».

Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников ребенок этого возраста – не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания.  Поэтому нужно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения

                                                                   8

 в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации. Он будет идти по лесу тихо, спокойно, если поймет, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей и т.д. Младшего школьника нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качество окружающей среды.

Не далек  день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему важно сегодня помочь ребенку освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XXI век наречен мировым сообществом «столетие окружающей среды» в отличие второго тысячелетия – «столетие экономики».

В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку уровень культуры человека – общий или экологический – есть результат воспитания. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияние семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже сферу стихийного воспитания. Воспитать нравственность в отношениях детей к людям и природе – значит внести вклад в решение экологической проблемы. Практика экологического воспитания в школе показывает, что основной упор в нем делают в усвоении экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. Замечено, что крайне редко педагоги прибегают к игре как наиболее универсальному средству воспитания детей любого возраста.

Иначе решается проблемы экологического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования. В отличие от  школьного система  дополнительного

образования обладает целым рядом преимуществ: меньшая формализованность учреждений, доверительность в отношениях детей и взрослых и т.д. Постановка экологического воспитания в условиях дополнительного образования обширны: направленность экологической деятельности, созидательная, опытническая, мониторинг, охрана животных и растений, активное участие в различных движениях, исследовательская работа.

          Анализ концепций экологического образования показал, что воспитательной работе во внеурочное время отводится второстепенная роль. Педагоги переносят   из  учебного

                                                                        9

процесса во внеурочное время не только содержание, но и формы работы с детьми. Экологическое воспитание младших школьников включает следующие основные направления: практическая экологическая деятельность; познавательная деятельность; общение с представителями животного и растительного мира; эколого-эстетическая, творческая деятельность; участие в детских экологических объединениях, движениях.

Практическая деятельность способствует формированию опыта, умений, навыков взаимодействия с окружающей средой, природой, социумом. Познавательная деятельность отличается от учебных курсов и носит эмпирический характер, расширяет представление детей за счет непосредственного контакта с природными и социальными объектами. Общения с представителями животного и растительного мира способствуют расширению личного опыта, развивает эмоциональность, эмфатические впечатления, упражняет в позитивном поведении и деятельности. Специфический образовательно-воспитательный потенциал внешкольных учреждений обоснован в исследовании М.Б. Коваль. Он связывается со своеобразием педагогической организации работы с детьми. Массовые и групповые виды предметно-практической деятельности требует от него проявления своего умения и отношения это комплексные игры – соревнования, творческие праздники, конкурсы, фестивали и другие. Участвуя в них, ребенок имеет возможность выбора. Добровольность участия в деле обеспечивает доступность всем детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с успехами товарищей. Вторым аспектом М.Б. Коваль называет организационные формы (кружки, студии, секции, лаборатории и т.п.) обеспечивающие равенство возможностей заняться

 в соответствии интересам и возможностям. И третий аспект форма и виды работ для наиболее подготовленных детей.  Реализация образовательно-воспитательного потенциала внешкольного учреждения зависит, по мнению М.Б Коваль, «от включения детей в разнообразную деятельность на основе их увлеченности и интереса, обеспечивается богатством и оригинальностью содержания работы, сочетанием массовых, групповых и индивидуальных форм, привлечением широкого круга специалистов различного профиля, мастеров своего дела в различных областях науки, техники, искусства и производственной деятельности, а также их личным примером».  (104, 20)

         Методические принципы экологического воспитания младших школьников во внеурочное время включает:

  1. предоставление ребенку наглядных образцов экологически обоснованного взаимодействия человека с окружающим миром;

                                                                   10

  1. упражнение его в соблюдении эко-культурных норм поведения в социо-природной среде;
  2. конкретность, образность диалога ребенка с природой, включая его в разнообразную эмоционально-насыщенную экологически значимую деятельность;

4.    обеспечение постепенного перехода ребенка от действия по образцу к самостоятельному выбору в пользу экологического благополучия;

  1.       игровой инструментовки взаимодействия младших школьников с окружающим миром.

      В соответствии с указанными принципами разработан и апробирован комплекс методов экологического воспитания младших школьников во внеурочное время:

       - длительные и кратковременные экологические проекты младших школьников;

       -  сюжетно-ролевые экологические игры;

        - игры-маршруты с элементами туристко-краеведческой деятельности;

        - диалоги с природой, развивающие эмоционально-чувственную сферу ребенка;

        -  массовые экологически ориентированные мероприятия – праздники.

Организация экологической деятельности младших школьников вызывает серьезные затруднения в силу ограниченных возможностей детей.  Вот почему важно организовать деятельность детей пусть не так значимой для среды, но оказывающее огромное влияние на развитие экологической культуры. Особое внимание в играх уделять развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника, способности к сопереживанию представителям животного и растительного мира, сочувствия им, эмпатии, милосердия, формирование эстетического отношения к природе, потребности в общении с ней. Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, упражнении его в добротворчестве, закреплении позитивного экологического опыта в ситуациях успеха. Игра способствует приобретению знаний с удовольствием, расширяют кругозор, получать радость от побед, от своего умения быть находчивым, остроумным. Игры создают атмосферу радостного возбуждения, которая дает толчок детскому любопытству и сосредоточенности, учат быть наблюдательными.

                                                          11

       

        II.2. Кружковая деятельность – одна из форм работы, дополняющая систему обязательных занятий и способствующая более полному развитию индивидуальных интересов и склонностей для разностороннего формирования их личности, целесообразной организации внеурочного времени школьников. В кратком словаре «Семейное воспитание» мы читаем: «В отличие от факультативов, ученические кружки могут создаваться уже в начальных классах, работают они без обязательной программы, план и характер работы определяются руководителями кружков и ребятами – кружковцами. В школах создаются различные кружки различного профиля: предметные (служащие для расширения и углубления знаний по интересующим ребят предметам школьной программы, художественно эстетические, технические, краеведческие и экскурсионно-туристические, красных следопытов, юных натуралистов и защитников родной природы, спортивные (секции) и другие)»  (с. 283).

В развитии учащихся по интересам значительное место отводится внеклассным занятиям. Внеклассная работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, следует учитывать и местные условия и запросы детского коллектива и индивидуальные возможности и интересы учащихся.

Эти занятия дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников. Они побуждают учащихся к творческому поиску, к практическому применению приобретенных знаний. Внеклассная работа начинается с организационных вопросов. Кружок «Айыл5а» для учащихся начальных классов был организован в 1997 году в Центре экологии и творчества. Была составлена программа кружка для первого года обучения и второго года обучения. В организации работы кружка исходила из принципа работы в кружке по годам: в кружок первого года обучения входили учащиеся

 2 и 3 класса, второго года обучения входили учащиеся 4 класса. Это позволяет постепенно расширить и углублять тематику занятий, что дает возможность учитывать интересы детей и их возраст. При планировании работы кружка тщательно подбирала темы для групповых и индивидуальных занятий. Учитывала возрастные особенности учащихся и местные условия, осуществляла индивидуальный подход к каждому члену кружка.

При составлении программы кружка была определена следующая цель: научить    видеть,     понимать, создавать, и  оберегать,  красивое в  природе;  воспитывать     любовь

к природе путем изучения растительного и животного мира на экскурсиях, в походах по

                                                                    12

родному лесу; пропагандировать среди школьников и населения идеи охраны и обогащения родной природы; воспитывать экологическую культуру. Исходя, из этого были запланированы такие темы, например:

     1.           Охрана природы родного села

а).  Выявление объектов природы, подлежащие охране;

б).  Организация охраны птиц, зверей и других животных

  1.  Обогащение природы родного села

а).  Выращивание древесных, кустарниковых и травянистых растений;

б).  Озеленение села

      3.      Человек - дитя природы

а).  Организация и проведение экскурсий по родному селу;

б).  Организация экологических игр и праздников (см. прил.)

            Все темы программы объединила общей идеей изучения и охраны родной природы, развития познавательных интересов и экологической воспитанности. Учитывала, какие объекты подобрать для наблюдений и как лучше организовать и проводить вечера, игры, праздники.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни ребенка. В руках педагога вся многообразие игр представляет собой важное средство. В процессе воспитания и обучения используются разнообразные виды игр. Это игра – путешествие, драматизация, ролевые,  ситуативные, игры – состязания (КВН, турниры). Игра в современном обучении – это необходимый компонент для формирования опыта творческой деятельности учащихся, сохранение опыта. Задания могут проходить в виде игр или проблемных ситуаций, что способствует повышению творческой активности школьников, сохранению интереса в природе. Целям развития экологической культуры и специфике данного процесса младшем школьном возрасте будут соответствовать те экологические игры, которые предусматривают контакт с объектами окружающего мира, которые требуют от него проявления лучших человеческих качеств. Только в данных условиях может, достигнута главная цель современного образования формирование всесторонне развитой, творческой личности. По мнению американского ученого Джозефа Корнелла игры «естественный путь познания». Он писал «играйте в них творчески и с радостью, и я уверен, что установите новые, гармоничные отношения с природой и будете обмениваться энергией с разумом и добротой природы». По его мнению, перед тем, как начать познавать природы надо задуматься об основных принципах, которые позволяли

                                                                  13

бы  организовать обучение так, чтобы оно стало веселым и полезным для всех. И он

разработал 5 правил обучения детей. В основе этих правил лежат 2 основных чувства – уважение к детям и благоговейное отношение к природе.

Первое правило: меньше учите, больше делитесь. Сообщать не только голые факты, а необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми.

Второе правило: будьте открытыми к восприятию. Это означает умение слушать и осознавать. Распахните свои чувства: каждый вопрос, комментарий, каждое радостное высказывание это возможность общаться.

Третье правило: сразу же сосредоточьте внимание ребенка. С самого начала задайте тон, займите внимание детей, дайте им почувствовать, что их открытия интересны и вам.

Четвертое правило: сначала наблюдайте, говорите потом. У детей есть замечательное способность погружаться в то, на что она смотрят.

Пятое правило: познание природы должно быть пронизано радостью. Дети естественным образом тянуться к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости.

Эти правила можно применять в играх проводимых на экскурсиях, на занятиях, на экологических играх. Экскурсия рассматривается как особый вид занятий, где решается образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Основное значение экскурсий заключается в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни, где включаются игры, способствующие выявлению и закреплению представлений о качествах наблюдаемых объектов. При проведении экскурсии необходимо удачное сочетание игры с готовностью к восприятию окружающего мира. В начале экскурсии надо вовлечь всю группу, создать атмосферу сотрудничество и веселья. У детей младшего школьного возраста избыток энергии, надо упорядочить расход этой энергии. Например, игра «Спящий скряга», выбирается один ребенок, который будет «Спящим скрягой», все остальные будут подкрадываться к нему. Он сидит завязанными глазами, другие, по сигналу ступая как можно тише попытаться украсть богатство. Это игра для утихомирования и для концентрирования внимания.

После такой игры можно постепенно направить и энергию в одну точку. Для этого использовать игры, которые настраивают ум и сердце на восприятия красоты природы. Эти игры сконцентрируются на органы чувств, как на зрение, слух, осязания. Например, игра «окна Земли». В этой игре лес покажется новым и интересным, если взглянуть

                                                                  14

на него по-другому. В этой игре дети ложатся на землю и следят за раскачиванием деревьев, слушают птиц и шум ветра. Она дает опыт восприятия леса. Дальше даются игры непосредственно, заставляющие детей слиться с природой, это игры на воображения.

         Они помогают нам обнаружить глубинный смысл, внутренний смысл, т.е. понять, что мы тоже принадлежим природе. Например, игра «Защити природу». Игроки представляют себя в образе природного объекта. Они мысленно переживают все то,  как они превращаются воображаемого объекта, рассказывают о проблемах, способах защиты и т.д. Эти игры на первый взгляд кажутся просто веселым развлечением на природе, а на самом деле совсем наоборот. Эти игры передают ощущение свежести и таинственного общения с природой.

Умелое использование игр позволяют правильно оценивать интерес детей, подбирать материал для изучения в такой последовательности, которая позволит пробудить в детях сопереживание и сочувствие живому, готовность оказать помощь.

Большой интерес у детей вызывают различные комплексные экологические игры, где включаются различные компоненты игр и конкурсы. Эти игры направлены на развитие слуха, зрения, осязания, обоняния, творчества. Регулярно проводим такие экологические игры как «Тулалаан турар айылҕаҕын төһө билэҕин?», «Аар тайҕам ыҥырар», «Мин айылҕа оҕотобун» и т.д. Например, игра для второклассников «Мин айылҕа оҕотобун» состояла из шести этапов такие, например, представление своей команды, узнай растение по описанию, мозаика «Они из Красной книги», узнай по вкусу и т.д. (см. приложение). Эти игры позволяют осознать необходимость коллективного взаимодействия, развивают быстроту, культуры дискуссии.

Любой вид игры приносит пользу школьнику, где он проверяет свои способности. Каждая игра определяется содержанием программного материала и воспитательными целями. Заранее определяется место и роль игры. Объяснение содержание игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным.

           Регулярно планируются игры, посвященные сезонным явлениям и различным экологическим датам. Например, игры, посвященные сезонным явлениям: «Көмүс күһүн», «Кырыа кыһын», «Саас». (см. прил.). Очень интересны изучение природы в зимний, осенний, летние периоды. Здесь должно быть отбор объектов и определить круг

                                                                    15

наиболее существенных вопросов, которые наглядно раскрывали бы перед учащимися

пробуждение, бурный рост, цветение, плодоношение и увядание растений, поведение животных и многое другое, что тесно связано с сезонными явлениями. Ежегодно проводятся общешкольные экологические месячники осенью и весной. В рамках этого месячника проводим различные мероприятия. Например, «Праздник урожая» он дает возможность продемонстрировать результат работы летнего лагеря. В лагере «Кэнчээри» каждый год работают младшие школьники. Осенью проводим праздник «Золотая осень».

Значительную роль в экологическом воспитании младших школьников имеет метод театрализованных мероприятий (праздники, утренники, конкурсы, концерты и т.п.) благодаря их мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка. Так, например, литературно-музыкальный праздник «Киһи айылҕа оҕото». В ее программу были включены рекламы, стихи, песни, танцы, показ авангардной моды.  Подготовка праздника занимает много времени. Подбираются материалы, которые раскрывали бы заданную тему праздника (см. прил.).

Регулярно проводим экологические игры к различным датам, например «День птиц, День Земли, День воды», в программы которых включаем различные КВН, выставки детских работ, различные игры (см. прил.). Эти праздники, экологические игры имеют огромное значение на формирование нравственно экологической позиции младших школьников.

Интеллектуальные умения ребенка формируются только в индивидуальном опыте ребенка, поэтому приобретение его опыта должны, организованы взрослым. В любых занятиях должны быть включены специальные задания и упражнения по программным материалам, и использовать с этими заданиями дидактические и интеллектуально-развивающие игры. Это дает педагогу прицельно и результативно вести работу над становлением обще-учебных умений. Ценность этих игр не только развивают умственные способности, но оказывают влияние на становление личности. Полезно использовать дидактические игры с природным материалом, например, листья, цветы, плоды, семена, кора деревьев.  С успехом используем игры, например, «Узнай по вкусу», «Чьи листья?», «Корешки и вершки», «Дублирование».  Цель таких игр: уточнение и конкретизация, обогащение представления детей о свойствах и качествах объектов природы.

Введение игры в любой вид деятельности предполагает наличие определенных условий необходимых благоприятного отношения к окружающему, душевный комфорт.

                                                                        16

Всегда есть игры, которые особенно любимы детьми. Таким играм относятся подвижные игры. Подвижные игры разнообразны. Возможность использовать для игры любую площадку, привлекает всех ребят независимо от возраста. Непременный спутник подвижной игры – дух соревнования, у ребят повышается жизненная энергия, желание помериться  силой, сопереживание, рождает увлеченность, азарт. Такие игры можно организовать и на улице, и в помещении. Например, «Лягушка - охотница», «Сороки и вороны», «Паучок на паутинке» и т.д. В таких играх дети вживаются в образ животного и передают их движения, характерные признаки, способы добывания пищи. Эти игры пользуются огромной популярностью у ребят. В таких играх задача взрослого управлять групповым мнением в ходе игры и после нее. Очень любят дети эстафетные игры за эмоциональность, за соревновательный характер. Например: «Посадка картошки», «Бег пингвинов» и т.д. Такие эстафеты регулярно включаем в экологические игры как заключительный этап.

Формирование учащихся умений анализировать информацию и обобщать ее, устанавливать родовидовые отношения – суть дидактических игр. Главная цель дидактической игры – обучающая. Основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта. Эти игры направлены на развитии речи, слуха, развития мыслительных операций. Например, игры «Отгадай растение», «Лесник» и т.д. Наряду с такими играми можно предложит детям различное лото. Их темы могут быть разными, например, «Что это за лист?», «Что это за цветы?», «Что это за семена?» и т.д. Для такого лото можно использовать рисунки, но и засушенные листья, наклеенные на картонные карточки и окантованные прозрачной пленкой. Лото «Красная книга Якутии» в ходе  этой  игры  дети  получают  сведения  о   растениях   и   животных      занесенных  в «Красную книгу Якутии». Мы с ребятами составили лото «Удивительный мир природы», где вопросы составили в виде загадок. Составили 5 карточек с изображениями растений, животных, птиц, насекомых. У кого, из играющих будут все карточки отгаданы, тот  и

выигрывает. (см. прил.). В этих играх дети учатся выделять наиболее значимые признаки предметов и явлений, обеспечивают перевод приобретенных знаний из конкретного мышления в систему абстрактного.

Наряду с играми проводим тренинги. Эти тренинги основаны на методологии социально-психологического тренинга, носят дискуссионно - игровой характер. Очень эффективен  в выполнении следующих задач:

  1. коррекция, формирование и развитие экологических  установок личности;

                                                       17

  1. обучение умениям и навыкам взаимовыгодного взаимодействия с природой;
  2. расширение зоны персональной ответственности за природу.

Проводить их можно в самых обычных условиях в школе, в клубах на природе. Например, тренинг «Человек – листочек». Цель тренинга расширение персептивного опыта, стимулирование эмпатии, развитии воображения. Использовать можно листочки местных деревьев, карандаши, краски. Детям предлагается исследовать несколько листьев. После каждый дает максимум информации о своем листочке. Затем представить, что каждый листочек превратился в «человечка». Этих человечков, соответственно своему листочку, нужно нарисовать. В конце предлагают друг другу определить, из какого листочка какой человек «родился». Такой тренинг можно проводить с разными природными объектами: плоды, веточки и т.д. Их можно проводить еженедельно в течение года.

Для выявления субъективного отношения к природе провожу эколого-психологические тесты в начале и конце учебного года. Например:

«Осознанность моего отношения к природе»

Цель: мотивация взаимодействия с природой.

               1.   на природе я:

  1. люблю отдыхать и работать – 3 б
  2. только отдыхать – 2 б
  3. бываю редко – 1 б

                  2.  природа влияет на мои мысли, поведение, настроение:

  1. всегда       - 3 б

                      b)  не всегда – 2 б

                      с)  не влияет – 1 б

                 3.    читая книги, я:

a) никогда, не пропускаю описание природы – 2 б

b) иногда – 1 б

c) пропускаю – 0 б

  1.   если увижу, что кто-то наносит ущерб природе:

a)  обязательно вмешиваюсь – 2 б

  1. затрудняюсь ответить – 1 б
  2.  пройду мимо – 0  

                                                                    18

  1. мне приходилось вольно или не вольно вредить природе:

 a)  да – 0 б

                      b) нет – 2 б

 c). не  знаю – 1 б

Тест был проведен в 4 классе, надо было выбрать один из ответов. Приведем данные теста в начале учебного года в %:

Уровень

В %

Высокий

53

Средний

44

Низкий

3

Из теста видно отношение к природе было у большинства учащихся мало осознанным и неактивным.

В конце года проведен тест: «Развитость моего экологического сознания»

Цель: оценка развитости экологического сознания

  1. высшую ценность представляет человек
  1. полностью согласен – 0 б
  2. не уверен – 2 б
  3. не знаю – 1 б

                  2.  человек разумен, поэтому несет ответственность:

  1. согласен – 2 б
  2. не уверен – 0 б
  3. не знаю – 1 б

                        3. отношение человека и природы должны быть взаимовыгодными:

  1. согласен – 2 б
  2. не уверен – 0 б
  3. не знаю – 1 б

                         4. бывают вредные и полезные жуки:

  1. согласен – 0 б
  2. не уверен – 2 б
  3. не знаю – 1 б

                          5. нет ничего страшного в том, что я поймал бабочку:

  1. согласен – 0 б

                                                                     19

                                                                     

  1. не уверен – 2 б
  2. не знаю – 1 б

Уровень

В %

Высокий

67

Средний

33

Низкий

0

В конце года выясняется отношение к природе, стало более осознанным, глубоким, желание познать природу выросло. Дети, относившиеся к низкому уровню, переходят на средний уровень, а большая часть детей относившиеся к среднему уровню переходят на высокий уровень.

       Всегда интересно узнать, как живут другие существа, игры помогают создавать атмосферу радостного возбуждения, которая дает толчок детскому любопытству и сосредоточенности. Если мы хотим пробудить в детях самое хорошее, что в них есть, то нужно сосредоточиться на их потребности и четко реагировать на их настроение.

Что дает это работа?

  1. Помогает развивать ребенка как личность;
  2. Расширяют знания, развивают логическое мышление;
  3. Желание участвовать в экологически ориентированной деятельности;

                                                                   20

                                                            Заключение

  Трудно себе представить человека, у которого нет воспоминаний о детстве. Детство у людей связано с разными играми и игрушками. Игра и игрушки сопровождают человека в течение всей жизни. Ребенок не для того играет, чтобы подготовиться к жизни, но он, играя, готовится к ней, он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. «Игра – практика развития», - писал С.Л. Рубинштейн. Игровая деятельность направлена на освоение детьми предметного мира, на формирование представления детей о живой и неживой природе, на привитие размышления, анализа, нахождение предметов или животных по признакам. Игры развивают у детей системное мышление, творческое воображение,

   После изучения и анализа проведенной нами работы можно сделать вывод:
- в играх дети осваивают конкретные представления о природе, накапливают эмоционально – положительный опыт отношения к живым существам;

- в играх представления детей о животных и растениях уточняются и обогащаются, становятся более дифференцированным, что подготавливает детей к составлению рассказов о природе;

- в игре ребенок накапливает гуманный опыт сочувствия, содействия, помощи живому;

- дети научились  системно мыслить, стараются делать сравнительный, обобщающий и взаимно - связывающий анализ  объектов и явлений природы;

- эти игры, мероприятия воспитывают ребенка ценить и понимать красоту природы, бережно относиться к природе, оказывать посильную помощь;

- проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаются оценивать их состояния с позиций хорошо – плохо.

 Игра в союзе с душой – это живое слово и живое действие. Игра в союзе с любознательностью – это школа живого знания. Игра в союзе с действием – это школа свободного и ответственного действия, школа поступка. Всякий народ и всякое государство стремится подготовить себе последователей, которые могли бы продолжить дела, начатые их отцами. Фундамент открытой морали – творческая личность, ее цель – человечность, её содержание – любовь к  ближнему, её свойство – дух новаторства.  Познавательные игры стимулируют получение и самоконтроль экологических знаний. Подвижные игры закаляют тело и душу, воспитывают чувство единения с природой.

                                                                  21

Комплексные экологические игры соединяют романтику, смекалку, интеллект, спорт и непосредственное общение с природой. Все эти игры создают психологическую основу для экологического мировоззрения личности. Веселье, радость и масса получаемого удовольствия сопровождают такие экологические игры.

                                   

                                                              22

                                  Использованная   литература:

  1. Тихонова А.Е. Учите любить родную природу. – Х.: 1996
  2. Игрушка Якутии. - Якутск, Мин. Обр. РС (Я), 2001
  3. Степанова О.А. Игровая школа мышления. – М.: 2003
  4. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М. 2000
  5. Шишигина В.Р, Ефремова А.В., Кудрина М.А. Саха тылын µ³рэтиигэ оонньуу уонна оонньуу технологията. – Дьокуускай, 2004
  6. Джозеф Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. – Владивосток, 1999.
  7. Гагарин А., Новиков С. Человек – листочек. – Х.,1998
  8. Мостик в природу. – ЯГУ им. Аммосова, Я. 2005
  9. Начальная школа № 3, 1991
  10. Начальная школа № 12, 1989
  11. Начальная школа № 10, 1989
  12. Начальная школа № 11,1989
  13. Начальная школа № 6, 1994
  14. Начальная школа № 6, 1993
  15. Народное образование Якутии № 3, 2001
  16. Народное образование Якутии №1, 2001

                                                     

                                                   

                                               Приложение:

  1. Программа кружка «Айыл5а»
  2. Сценарии (экологические игры праздники)
  3. Экологическое лото
  4. Дидактические игры
  5. Конспекты занятий, тренинги
  6. Таблицы