Элективный курс"В мире радиотехнических профессий"
методическая разработка (9 класс) на тему

Семенова Елена Юрьевна

 

Программа  предназначена для обучающихся 9-х классов.  Преподаватель данного курса опирается на знания и умения обучающихся, приобретённые в процессе изучения школьного курса физики, технологии и их жизненный опыт.

Основная функция курса – профориентационная. Вместе с тем, программа курса призвана, не только информировать о профессиях, но, и направлена на самопознание в отношении данного профессионального направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» («Концепция профильного обучения»).

В МОУ МУК созданы благоприятные условия для более глубокого изучения основ радиоэлектроники, что позволит учащимся разбираться в принципах работы сложной бытовой техники, её грамотно обслуживать и эксплуатировать, производить несложный ремонт, и как закономерное следствие, перейдёт в серьёзное увлечение  технических устройств и определит дальнейший профессиональный выбор молодого человека.

Программа  предназначена для обучающихся 9-х классов.  Преподаватель данного курса опирается на знания и умения обучающихся, приобретённые в процессе изучения школьного курса физики, технологии и их жизненный опыт.

Основная функция курса – профориентационная. Вместе с тем, программа курса призвана, не только информировать о профессиях, но, и направлена на самопознание в отношении данного профессионального направления.

Основные цели программы:

              1.Оказание помощи школьнику в принятии решения о выборе                направления дальнейшего образовательного маршрута.

2.Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения

                3.Развитие разносторонних качеств личности.

Основные задачи элективного курса

«В мире радиотехнических профессий»:

  1. Ознакомление учащихся с радиоэлектронными профессиями и специальностями, содержанием и характером труда рабочих (инженеров, техников и др.);        оказание помощи в профессиональном самоопределении.
  2. Формирование интереса к профессиональной деятельности в сфере производства, эксплуатации и конструирования радиоаппаратуры. Стимулирование познавательного интереса обучающихся.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе практического применения знаний по физике, основам радиоэлектроники, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации.
  4. Расширение возможностей дифференциации обучения, его индивидуализации (каждый ребёнок на занятии может работать в своём темпе).
  5. Вовлечение обучающихся в радиолюбительство и получение дополнительного образования

В процессе изучения данного курса девятиклассники знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии (специальности); овладевают основными принципами производственных и технологических процессов, учатся работать с технической документацией, измерительными приборами, справочно-технической литературой, приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки.

Учащиеся получают обобщенные знания о труде различных специалистов в области радиоэлектроники,  электрических измерений, сборки простейших радиотехнических устройств.

Место курса в системе предпрофильной  подготовки.

 

     Содержание курса базируется на знаниях из области физики и химии, учит практическому применению этих знаний. В свою очередь изучение вопросов данного элективного курса углубит знания учащихся в физике и химии.

Курс ориентирован на выбор профессий:

-         радиомонтажника;

-         регулировщика радиоаппаратуры;

-         электрика;

-         инженера-электронщика;

-         техник по ремонту и обслуживанию  радиоэлектронного оборудования;

-         наладчик контрольно измерительных приборов и автоматики (КИПиА) и др.

 

Ведущие формы организации учебных занятий

  1. интерактивные лекции; дискуссии;
  2. деловые, ролевые, дидактические игры;
  3. работа с информационной литературой;
  4. решение и анализ задач;
  5. практические занятия.

В связи  с тем, что программа данного курса составлена не только в аспекте оказания помощи школьнику в принятии решения о выборе направления образовательного маршрута, но и в аспекте готовности подростка к профессиональному, социальному самоопределению в целом, любая тема программы может быть развёрнута в своеобразный «модуль». В изучении «модуля» учащиеся реализуют свои познавательные интересы и получают необходимые знания при помощи самостоятельной работы с информационной литературой, под руководством педагога.

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

  1. схематическое  обозначение основных радиотехнических устройств;
  2. что такое электрический ток, проводник, полупроводник, диэлектрик;
  3. профессии и специальности, связанные с радиоэлекроникой;
  4. учебные заведения, где можно получить профессию, связанную с радиоэлектроникой;
  5. требования профессии к человеку;
  6. медицинские противопоказания.

Должен уметь:

  1. вычерчивать и читать принципиальные схемы различных радиотехнических устройств;
  2. определять при помощи справочников основные характеристики радиотехнических материалов, параметры радиодеталей и радиоэлементов, полупроводниковых приборов по их маркировке;
  3. соотнести область знаний с областью профессиональной деятельности;
  4. соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку.

Изучение курса может быть выявлено в рамках следующих форм контроля:

  1. текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, самостоятельный анализ задач);
  2. тематический контроль (тестовые задания);
  3. зачётный практикум;
  4. обобщающий контроль  проводится в форме зачётной работы включающей в себя теоретические знания и практические умения;
  5. итоговые работы отдельных учащихся могут быть: подготовленные самостоятельно рефераты; работы исследовательского или творческого характера.

Оценка деятельности учащихся бальная.

СХЕМА ИСЧИСЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЙТИНГА

№ п/п

Позиция

Компоненты

Балл

1.

Элективные курсы

Работы, предусмотренные программой

От 0 до 3

Защита реферата

От 0 до 2

Проект

От 0 до 4

Исследовательская работа

От 0 до 5

2.

Участие в научных конференциях и олимпиадах

Победитель

Призёр(2,3 место)

3

3.

Итоговый максимальный рейтинг

12

В целом по окончании прослушивания данного курса учащийся должен:

  1. Иметь представление о многообразии видов деятельности с выбором данного образовательного маршрута.
  2. Утвердиться в сделанном им выборе направлении дальнейшего обучения, связанного с данным видом профессиональной деятельности или отказаться от него.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1.  Общие сведения о радиоэлектронике (технике).

Вводное занятие. Цели и задачи данного курса. Радиотехническая лаборатория. Правила работы в лаборатории. Техника безопасности. Радиотехнические материалы.

    Практическая работа. Изучение инструкций по безопасности труда,        санитарии        и        гигиене. Ознакомление с организацией рабочего места, оснащением мастерской (лаборатории).

       2. Что такое радиоэлектроника?

Проводники, диэлектрики, полупроводники. Электрический ток. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.  Переменный электрический ток. Источники переменного тока.  Пульсирующий электрический ток.  Измерительные приборы. Электрическая цепь – путь движения электрических зарядов. Электрическое сопротивление – характеристика противодействия проводника движению зарядов. Закон Ома для участка и полной цепи. Короткое замыкание. Профессия электрик, элекромонтер.

    Демонстрации. Радиотехнические изделия и конструкции. Радиоматериалы и электрорадиоматериалы (на примере конкретного        изделия). Простейшие электроизмерительные приборы (амперметр,        вольтметр,        авометр,        пробник). Работа простейшей электрической цепи, влияние сопротивления на силу тока.

Практическая работа: решение задач, тест.

  1. Радиосхемы.

 Что следует знать о радиодеталях? Электрорадиоэлементы: общая характеристика, назначение, параметры, обозначение в электрических схемах, маркировка (резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, коммутирующие устройства, полупроводниковые        приборы). Буквенно-цифровая маркировка резисторов. Цветовая характеристика резисторов. Переменный резистор как делитель напряжения. Вольтамперная характеристика резисторов.

Основные радиоэлектронные устройства: назначение, принципиальные электрические схемы. Особенности режимов работы (источники питания радиоаппаратуры, усилители, генераторы, радиопередающие и радиоприемные устройства, узлы электронно-вычислительных        устройств).
Радиоволны их распространение и применение человеком.  Радиопередача. Как работает радиоприёмник? Резонанс. Телефон и его устройство.  Работа со справочно-технической литературой. Профессия телемастер, инженер – связи и др.

Демонстрации: Таблицы, набор деталей резисторов, демонстрация зависимости Y (U).

    Практическая работа. Изучение образцов радиотехнических изделий, узлов, блоков и элементов радиоаппаратуры.
Ознакомление с радиоматериалами, радиоэлементами, их назначением, условными обозначениями в электрических схемах.
Упражнения по вычерчиванию простейших электрических схем.

  1. Великие учёные и их изобретения.

 Общие сведения о ведущих инженерах и ученых (Тесла, Эдисон, Фарадей, Попов и др.). Характеристика их изобретений и открытий. Обсуждение изобретений  XXI века.  Перспективы развития радиоэлектроники. Практическая        работа.        Тест.
   
5.  Виды радиоэлектронной аппаратуры. Ее назначение. 

Основные электрорадиоэлементы и радиоматериалы, используемые при производстве радиоаппаратуры. Простейшие электроизмерительные приборы для измерения параметров и контроля качества радиоаппаратуры.
 Общие сведения о предприятиях, выпускающих радиоэлектронную аппаратуру.

 Предприятия (заводы, производственные объединения, НИИ, КБ), занимающиеся разработкой и производством радиоэлектронной аппаратуры, специфика их деятельности. Содержание, характер и условия труда монтажника, слесаря-сборщика и контролера радиоэлектронной аппаратуры и приборов, регулировщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов, мастера по ремонту бытовой радиоаппаратуры, инженера-конструктора, инженера-технолога. Ознакомление с содержанием и характером труда рабочих Полупроводникового завода.        Ознакомление с содержанием и характером труда                инженеров-конструкторов,        технологов.

Демонстрация:  Таблицы, амперметры, вольтметры с прозрачным корпусом, авометр.

Практическая работа: Изучение  профессиограмм. Самостоятельная работа.

  1. Выбор профессии.

Профессии и специальности связанные с радиоэлектроникой. Требования к индивидуальным особенностям человека, медицинские противопоказания. Уровень образования и квалификации. Среднее специальное и высшее образование. Учебные заведения республики, где можно получить профессию. Ознакомление с факультетами профилирующих вузов и их требованиями, системой        проведения                вступительных        экзаменов.
  Практическая работа. Анализ профессиограмм.

Самостоятельная внеурочная деятельность.

 Подготовка рефератов (докладов) по истории радиотехники и электроники, перспективы        развития        радиоэлектроники.
 Подготовка обзорной информации по радиоэлектронике по страницам научно-популярных        журналов.
      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Общие сведения о радиоэлектронике (технике).

3

2.

Что такое радиоэлектроника?

2

1

3.

Радиосхемы.

2

1

4.

Великие учёные и их изобретения.

2

1

5.

Виды радиоэлектронной аппаратуры. Ее назначение. 

2

1

6.

Выбор профессии.

2

1

ИТОГО

13

5

ВСЕГО ПО КУРСУ

18

 

Список  рекомендуемой литературы для учащихся:

 1. Под редакцией Н.И. Чистякова. Справочная книга радиолюбителя- конструктора.- М : Радио и связь1990.

2. Ельянов М.М. Практикум по радиоэлектронике.- М.: Просвещение, 1985.

3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1983. – 255с. 

4.Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования. - М.:  Просвещение, 1990.

5.Борисов В.Г. Юный радиолюбитель. – М: Энергия, 1979.

6. Бессонов В.В.Электроника для начинающих и не только. – М: Солон-Р,  2001

7. Бессонов В.В Радиоэлектроника в школе – теория и практика М: Солон-Р, 2001

8. Борисов В.Г. Практикум начинающего радиолюбителя. М: ДОСААФ СССР 1984

 9. Иванов Б.С. Энциклопедия начинающего радиолюбителя.- М.: 1994.

 10.Радио. Ежемесячный научно популярный радиотехнический журнал  №2 1985 г, №1 1992, №4 1992 г, №10 2006 г, №2,3,6,7 2008 г.

  1. Борисов В.Г.   Юный радиолюбитель – М.: Радио и связь, 1985.

12. Головин П.П.  Учимся радиоэлектронике  - Ульяновск: РИЦ «Реклама», 1999.

13. Ехонович А.С.  Справочные материалы по физике – М.: Просвещение, 1990.

14.Лободюк В.А., Рябошанка К.П., Шулимова О.И.   Справочник по элементарной физике – Киев: Наукова думка, 1975.

  1. Кухлинг Х. Справочник по физике – М.: Мир, 1985.
  2. Энциклопедический словарь юного техника – М.: Педагогика, 1987.
  3. Энциклопедия для детей  - М.: Аванта +, т.14, 2001.

Рекомендуемая литература  для учителя:

  1. Головин П.П.  Электродинамика. Фронтальные лабораторные работы и практикум – р.п. Ишевка, 2002.
  2. Головин П.П. Физика (уроки, факультативы, кружки, домашний эксперимент) – Ульяновск – Ишевка, 2003.
  3. Головин П.П.  Школьный физико-технический кружок – М.: Просвещение, 1991.
  4. Дик Ю.И.  Физический практикум для классов с углубленным изучением физики – М.: Просвещение, 1993.
  5. Большой словарь Самоделки юного радиолюбителя – М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1988.
  6. Хуторской А.В.,Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов. - М:АРКТИ,2001. -192 с.
  7.  Практические советы мастеру - любителю по электронике.
  8. Журнал «Радио».
  9. Справочник радиолюбителя

Основная литература.

№ п/п

Авторы

Наименование

Год издания

1.

Ю.С.Лёзин

Введение в теорию и технику радиотехнических систем. "Радио и связь".

1986

2.

Под редакцией Ю.М.Казаринова

Радиотехнические системы. "Высшая школа".

1990

3.

В.А.Чердынцев

Радиотехнические системы. "Высшая школа", Минск.

1988

4.

Ю.Г.Сосулин

Теоретические основы радиолокации и радионавигации. "Радио и связь"

1992

5.

А.Г.Зюко, Д.Д.Кловский, М.В.Назаров, Л.М.Финк

Теория передачи сигналов. "Радио и связь".

1986

6.

Ю.С.Лёзин, В.В.Савченко

Сборник задач по теории радиосистем, ГПИ.

1988

7.

Ю.С.Лёзин

Задачи и упражнения по теории информационных радиотехнических систем.

1996

8.

К.П.Полов, М.М.Лещинский

Методические указания к курсовой работе "Радиотехнические системы", ГПИ.

1981

По итогам элективного курса учащиеся должны знать:
      - содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
      - общие теоретические сведения, связанные с характером выбираемой        деятельности;
     - правила безопасности труда, санитарии и гигиены;
     - инструменты, материалы, оборудование и правила их использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к элективному курсу"В мире радиотехнических профессий"

Для наглядного обеспечения   краткого  информирования по курсу....

Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс

Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...

Программа элективного курса «Я и моя профессия»

Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требо...

Элективный курс «Я и моя профессия»

Эта программа ориентирована на подготовку  для учащихся 8-9 классов и является  одиним  из возможных путей ориентирования школьников по профессиональному  самоопределению (по выбор...

элективный курс "В мире профессий"

Программа элективного предпрофильного курса "В мире профессий"...