конспект мастер-класса "Антресоли чудес"
план-конспект по теме

 

 

Мастер-класс: «Антресоли чудес».

 

Цель: расширить кругозор детей в области кукольного театрального искусства.

Задачи:

Развивающие:

*      Развитие воображения, речи, внимания, памяти и мышления, воображения;

*      Развитие интереса к творчеству, театру;

*      Развитие коммуникативных способностей обучающихся;

Обучающие:

*      Ознакомить детей с видами кукол;

*      Познакомить детей с элементами театральной техники;

*      Обучить их пальчиковой гимнастике,  на примере упражнения «Цветок».

Воспитательные:

*      Воспитание чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к окружающим людям.

 

Форма проведения занятия:  познавательно-игровая.

Методы проведения:

*      Беседа;

*      Пластическая игра;

*      Артикуляционная гимнастика ( Скороговорки);

*      Пальчиковая гимнастика;

*      Игра-импровизация;

*      Дыхательная гимнастика;

*      Кукольное представление;

Оформление:ширма, куклы, декорации к спектаклю, схема видов кукол.

План мастер-класса:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово ведущего ( тезисы о театре).
  3. Рассказ о происхождении и видах кукол.
  4. Игра «Буратино и Папа Карло».
  5. Дыхательные, пластические и речевые упражнения.
  6. Выступление ребят творческого объединения «Кукольный театр» со спектаклем  «Кот и Пёс».
  7. Подведение итогов занятия.

 



Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_antresoli_chudes.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»

 Шатурского муниципального района Московской области

Конспект занятия мастер - класса

творческого объединения «Кукольный театр»

 на тему: «Антресоли чудес».

                                                               Педагог : Валежева  С.А.

Шатура, 03/2009 г.

Мастер-класс: «Антресоли чудес».

Цель: расширить кругозор детей в области кукольного театрального искусства.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развитие воображения, речи, внимания, памяти и мышления, воображения;
  2. Развитие интереса к творчеству, театру;
  3. Развитие коммуникативных способностей обучающихся;

Обучающие:

  1. Ознакомить детей с видами кукол;
  2. Познакомить детей с элементами театральной техники;
  3. Обучить их пальчиковой гимнастике,  на примере упражнения «Цветок».

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к окружающим людям.

Форма проведения занятия:  познавательно-игровая.

Методы проведения:

  1. Беседа;
  2. Пластическая игра;
  3. Артикуляционная гимнастика ( Скороговорки);
  4. Пальчиковая гимнастика;
  5. Игра-импровизация;
  6. Дыхательная гимнастика;
  7. Кукольное представление;

Оформление: ширма, куклы, декорации к спектаклю, схема видов кукол.

План мастер-класса:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово ведущего ( тезисы о театре).
  3. Рассказ о происхождении и видах кукол.
  4. Игра «Буратино и Папа Карло».
  5. Дыхательные, пластические и речевые упражнения.
  6. Выступление ребят творческого объединения «Кукольный театр» со спектаклем  «Кот и Пёс».
  7. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Педагог. Здравствуйте, ребята, мы рады приветствовать вас в стенах нашего центра «Созвездие» в гостях у кукольного театра «Звёздочка».

Многие из вас были в театре, некоторые из вас видели кукольные представления.

Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра! Театральный спектакль полон движения, ярких чувств и мыслей, на нем мы познаем жизнь, искренне радуемся, огорчаемся и восхищаемся. Многие из вас любят театр и тайком мечтают стать артистами, но боятся в этом признаться.

Чтобы стать артистом кукольного театра надо иметь талант, актёрское дарование. Быть актёром  кукольного театра так же, как  и актёром просто театра – это кропотливый труд.

Актерское дарование — явление сложное. Его надо развивать с детства. К. С. Станиславский, выдающийся режиссер и актер, писал: «Талант — это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей... Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память... темперамент, воображение, фантазия, вкус, ум... искренность, самообладание, находчивость ...»

Этот театральный час поможет вам больше узнать о театре, попробовать свои творческие силы.

Театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления.

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас есть везде: в школах, в ДК, в больших семьях, кружках.

Самый простейший кукольный театр – это настольный. Где декорации и герои выставляются на столе. Такой театр напоминает оживший детский рисунок.

От простейшего театра на столе теперь перейдём к более сложным формам кукольного театра.

По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.

К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.

Напольные в отличии от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей

.

ПЕРЧАТОЧНЫЕ - На Руси издавна существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами – Петрушками, надеваемыми на руку. Основой - туловищем, такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актёра.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой - туловищем, такой куклы служит пальчик. На каждом пальчике создаётся образ персонажа.

ТЕНЕВЫЕ - основой этих кукол является силуэт (показ контурного рисунка)

ТРОСТЕВЫЕ - куклы управляются специальными механизмами с помощью тростей. Основу таких кукол составляет деревянная конструкция-гапит. Трости для управления руками куклы крепятся к её кистям.

МАРИОНЕТКИ - куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.

Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно. Но в этом разнообразии есть свои закономерности и прочные связи. Так, из перчаточной куклы родилась в своё время тростевая, а из марионетки – БОЛЬШАЯ НАПОЛЬНАЯ КУКЛА. Внешне эти куклы напоминают “родителей”, только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит “в открытую” один, а чаще всего два исполнителя. Но вот на сцене появились огромные куклы. Большие кукольные головы, огромные ладони, здоровенные ботинки…. И что самое удивительное, кукловодов рядом с ними нет. Но куклы прыгают, танцуют, водят хороводы со зрителями. Это ЛЮДИ-КУКЛЫ, то есть РОСТОВЫЕ КУКЛЫ..  Актёр надевает на себя огромную голову-маску и превращается в живую куклу.

Вот мы с вами познакомились с различными видами кукол, а теперь хотите поиграть?

Игра «Буратино и Папа Карло». Представьте, что злой и коварный волшебник заколдовал вас, превратил в дерево. Сначала постепенно перестаёт двигаться голова, становясь «деревянной». Затем шея, руки, туловище, бёдра и ноги. Вы стали «деревянными» и в таком состоянии перемещаетесь по залу. Но вот появился Папа Карло, и благодаря ему, у вас начинает двигаться голова влево - вправо, вверх – вниз. Затем можете согнуть руки в локтях, сначала по очереди, потом обеими руками вместе, передвигаясь, таким образом, по залу. Далее сгибаете руки, следом сгибаясь в пояснице, а потом и в коленном суставе.

Молодцы! А теперь попробуйте поприветствовать друг друга таким образом.

Замечательные куклы у нас получились, а теперь вы можете вернуться в своё нормальное состояние и сесть на свои места.

Ребята, а вы знаете, что надо, чтобы стать настоящим кукольным артистом?

Чтобы стать настоящим актёром необходимо уметь говорить чётко, управлять своим дыханием, интонацией , эмоциями. Необходимо каждый день выполнять определенные упражнения:

  1. Дыхательные.
  2. Речевые.
  3. Голосовые .
  4. Интонационные.
  5. Упражнения на дикцию.
  6. Пластические упражнения для рук и пальцев.
  7. Артикуляционная гимнастика.

Давайте сейчас поупражняемся, а заодно и проверим, готовы ли вы стать артистами кукольного театра.

Первое упражнение, которое мы сейчас выполним – это речевое упражнение.

Попробуйте произнести на одном дыхании скороговорку чётко, в темпе и без запинок.

От топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит от топота копыт.

Второе упражнение – дыхательное упражнение

«Снежинки»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Дровосек.

Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

Игра «Ворона». Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить - выдох. На выдохе произнести: Карр!

Следующее упражнение  - Мимические упражнения.

  1. Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.
  2. Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.
  3. Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
  4. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.
  5. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
  6. Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Чтобы стать настоящим артистом, необходимо учится правильно говорить, делать мимические и речевые упражнения и зарядки для своего язычка. Одну из таких зарядок мы сейчас с вами и сделаем.

Зарядка Для Язычка
(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет) 
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался: 
(открыть рот)

Он умылся, 
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам
)

Причесался, 
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, 
провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся, 
(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)

Игра на тренировку мышц губ и щёк.

Круглые овощи и предметы – щёки надуваем. Тонкие –щёки втягиваем.

Пальчиковая гимнастика.

Домик
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик, 
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят

Пластические упражнения.

Покажи походку (показывают все поочередно) манекенщицы, солдата, балерины, старика, очень спешащего человека; человека, которому жмут ботинки; человека, который несет тяжелые сумки; мальчика-воображалы; обиженного человека.

Игра-пантомима.

Покажем, что умеют говорить наши части тела (показывают дети по словам взрослого):

- как наши плечи говорят: "Я гордый!",
- как спина говорит: "Я старый человек",
- как наш палец говорит: "Иди ко мне",
- как наш рот говорит: "М-мм, как вкусно!"
- как наша голова говорит: "Нет-нет-нет",
- как делает наше ухо, чтобы сказать: "Я хочу услышать, как поет птичка",
- как делают нос и рот, когда плохо пахнет,
- как глаза и рот говорят: "Мне хочется спать".

Настоящие артисты могут из вас получиться. Но а пока  посмотрите спектакль «Кот и Пёс»  в исполнении ребят из творческого объединения «Кукольный театр «Звёздочка» .

(просмотр спектакля)

Молодцы! Ребята, понравилось вам выступление?

Что нового и интересного  вы узнали на нашем занятии?

Рефлексия.

Посмотрите внимательно на стенд. Здесь вы увидите индикаторы вашего настроения.

 При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию.

Поднятая вверх одна рука  - занятие понравилось.

Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение.

Опущенные вниз руки -  ничего не изменилось в моём настроении.

Кто хотел бы стать юным артистом кукольного театра и заниматься в нашем творческом объединении?

Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "

Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира  в конце курса....

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» Тема «Русские богатыри»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в игровой форме. Игра "Поле чудес" на тему "Русские богатыри"...

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Конспект урока "Поле чудес"

Тема урока: Урок-игра "Поле Чудес"Место урока в системе уроков: текущийЦели и задачи урока: ·         выявить наличие у учащихся более глубоких знаний в области...

Конспект ООД " Лесные чудеса"

Конспект ООД " Лесные  чудеса"...

Конспект урока "Семь чудес света"

Конспект урока разработан для обучающихся, воспитанников для детей с нарушениями слуха. В доступной для детей уровне материалурока  позволяет познакомить детей с основными достижениями в области ...

Конспект занятия Мастерская чудес"

Конспект занятия «Мастерская чудес» разработан для воспитанников областного государственного казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района». Це...