Главные вкладки

    Статья "ИННОВАЦИИ В ПРИКЛАДНОМ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЬЮТЕРА: МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «КОМПЬЮТЕР, Я И МОЯ СЕМЬЯ»
    статья по теме

         Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

         Мастер-класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний,  в данном случае – по теме «Компьютер, я и моя семья». Методическое мастерство педагога является чрезвычайно важным интеллектуальным капиталом, который лишь умножается, когда им делятся. Для педагогов дополнительного образования мастер-класс служит важным практическим подспорьем при решении возникающих теоретических и практических проблем.

         Приведены основные задачи  мастер-классов, требовательность к организации и их  проведению, последовательность действий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_po_master-klassam_19_fevralya_2012.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИННОВАЦИИ В ПРИКЛАДНОМ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЬЮТЕРА:

    МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    «КОМПЬЮТЕР, Я И МОЯ СЕМЬЯ»

    М.В.Руковчук

    Т.П.Шибаева

    Введение.

    Мастер-класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний в данном случае – по теме «Компьютер, я и моя семья». Методическое мастерство педагога является чрезвычайно важным интеллектуальным капиталом, который лишь умножается, когда им делятся. Для педагогов дополнительного образования мастер-класс служит важным практическим подспорьем при решении возникающих теоретических и практических проблем. Сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно формулировать воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее выигрышным способом решать их.

    Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

    Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

    Педагог-мастер – это человек, уже прошедший самостоятельный, неповторимый путь личностно-профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Здесь и самобытная логика выстраивания воспитательных отношений, и оригинальная организация процесса обучения, и технологически выверенные модели оптимального планирования учебных занятий, емкая, многомерная оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов. Сфера локализации профессиональных методических достижений безгранична, как безграничен системно осмысленный опыт творчески работающего педагога-профессионала, но прежде всего, она неразрывно связана с понятием «инновационности».

    Предъявляемые сегодня требования «инновационности» профессионального опыта становятся лидирующими в оценке качества работы педагога. Педагог-инноватор — это сегодня тот педагог, который способен последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно-образовательных результатов.

    Идея проведения мастер-классов, пропагандирующих и демонстрирующих высокий класс мастерства педагога, как раз и должна быть воплощением в жизнь признаков инновационности. Но инновационности не просто эмпирической, а отмеченной осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью, выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.

    К достижению отмеченных качеств стремились и добились на этом пути успехов авторы предъявляемого цикла семинаров «Компьютер, я и моя семья».

    Именно такая проработка методико-дидактического материала и системно-целостная осмысленность опыта обеспечивает педагогу дополнительного образования не только успех в работе, но и реальную возможность связно и последовательно представить свои достижения коллегам, администрации, методическому объединению, аттестационной комиссии. Сегодня это важное требование к профессионализму педагога становится едва ли не самым важным в обеспечении перспектив профессионального роста педагога дополнительного образования. Этому необходимо учиться. Учиться друг у друга. И лучшим средством здесь должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и обучающей деятельности. Оптимальной же формой взаимообучения является, на наш взгляд, мастер-класс.

    Цели цикла семинаров по проведению мастер-классов

    Целью мастер-класса является распространение уникального методического преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс. Представление и передача коллегам в ходе мастер-класса особенностей опыта методического, педагогического, психологического и предметно-практического осмысления конкретных тематических единиц.

    Основные задачи мастер-классов:

    1. создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
    2. повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
    3. распространение передового педагогического опыта;
    4. внедрение новых технологий обучения и воспитания.

    План проведения мастер-классов

    После определения целей и задач при подготовке к проведению мастер-класса важно разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.


    Предполагаемая последовательность действий:

    1. вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
    2. основная демонстрационная часть; иллюстративные материалы должны способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса;
    3. комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;
    4. обсуждение занятия самими участниками мастер-класса; педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, считают важным получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе;
    5. в случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер;
    6. подведение итогов руководителем мастер-класса.

    Требования к организации и проведению мастер-классов

    Мастер-классы «Компьютер, я и моя семья», как локальная технология трансляции педагогического опыта, демонстрируют конкретную методику преподавания и технологию обучения и воспитания. Они состоят из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс всегда начинается с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволяет расширить свои представления знаниями других участников.

    В учреждении дополнительного образования детей в отличие от массовой школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. Все перечисленные особенности учитываются при проведении мастер-классов «Компьютер, я и моя семья».

    Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

    При подготовке мастер-классов следует обратить внимание на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для педагога-мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

    Необходимо учитывать и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны иметь адекватную готовность к действительно профессиональному теоретико-методическому обсуждению  представляемого опыта.


    В предлагаемом цикле семинаров «Компьютер, я и моя семья» учитываются несколько взаимосвязанных методических уровней:

    1. уровень общеметодического порядка - более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и схем на сферу других учебных предметов, в том числе и реализуемых в данном образовательном учреждении;
    2. уровень психологический, обеспечивающий проектируемую результативность обучения и воспитания за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных структур личностно-психологического развития ребенка, за счет актуализации индивидуально-личностного мотивационного поля деятельности обучаемых;
    3. уровень собственно педагогический, воспитательный, и дидактический, задающий инновационному опыту свою особую логику организации предпринимаемых профессиональных педагогических действий, объясняющий в деятельностно-практическом контексте многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.

    Этап самоанализа

    После проведения мастер-класса педагогу, проводившему его, желательно сделать самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы, поэтому очень желательным является осуществление видеозаписи мастер-класса. Кроме того, такая запись может использоваться впоследствии и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.

    В случае если мастер-класс носит серийный характер, по окончании всей серии занятий, как правило, должны выдаваться соответствующие рекомендации педагогам дополнительного образования детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Применение программного обеспечения компьютера в подготовке фрагментов уроков по технологии".

    Уважаемые коллеги!Я представляю мастер-класс по применению программного обеспечения компьютера в подготовке фрагментов уроков по технологии. Представляемый мастер-класс для учителей. Его назначение по...

    Мастер-класс для учителей начальной школы на тему: "Применение коррекционных приемов при изучении гласных букв на уроках обучения грамоте"

    В работе даны советы, которые помогут учителям начальной школы избежать дисграфических и орфографических ошибок у первоклассников при обучении грамоте....

    Мастер - класс "Применение технологии творческого развивающего обучения на занятиях декоративно прикладного искусства"

    Мастер - класс "Применение технологии творческого развивающего обучения на занятиях декоративно прикладного искусства". Изготовление подсвечника "Весенняя фантазия" из соленого теста....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Проведение учебного занятия по образовательной программе «Начальное техническое творчество с применением компьютера»

    Проведение учебного занятия по образовательной программе  «Начальное техническое творчество  с применением компьютера». Изготовление игрушки "Часы-Будильник"...

    Мастер -класс для учителей начальных классов и воспитателей "Артикуляционная гимнастика"

    Презентация знакомит с понятием "артикуляционная гимнастика", её целью и задачами, строением артикуляционного аппарата, особенностью артикуляции школьников с СНР; содержит рекомендации по ор...