Главные вкладки

    Программа летнего отдыха для детей и подростков "Сириус"
    методическая разработка по теме

    Рогова Ольга Сергеевна

    Летнее  время  благоприятно  для  позитивной  социализации  детей,  освоения  ими  различных  социальных  ролей  и  функций.  Это  имеет  особое  значение  сегодня,  когда  в  России  происходит  столь  значительный  рост  асоциальных  явлений  в  детской  и  подростковой  среде.

    Необходима  организация  таких  видов  деятельности,  которые  изменили  бы сложившиеся  представления  о  себе,  своих  возможностях,  побуждали  бы  по-новому  строить  свои  отношения  и  свое  поведение  в  социуме.

    Поэтому  организация  летнего  отдыха  детей – один  из    важных   аспектов  воспитательной  деятельности  ДДТ  «Гармония».   Содержанием  летнего  досуга,  должен  стать  активно  организованный   отдых,  способствующий  снятию  накопившегося  за  учебный  год  физического  и  психологического  напряжения  детского  организма.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл le.docx21.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Направление – социально-педагогическое

    Уровень  реализации – от  начального  до  основного общего

    Каникулы – латинское  наименование  Сириуса,  наиболее  яркой   звезды  Галактики.  Случайно  или  не  случайно  так  называли  люди  перерыв  в  занятиях  на  свободное  от  учебы  время?  Наверное,  не  случайно  такое  отожествление.  В  созвездии  дней  школьного  года  летние  каникулы – самое  яркое  по  эмоциональной  окраске  время.  Лето  дает  возможность  выявить  самые  разнообразные  таланты  всех  детей  независимо  от  социально-экономического  положения  их  родителей  и  учебной  успеваемости  самого  ребенка.

    Актуальность и значимость  программы.

     Летнее  время  благоприятно  для  позитивной  социализации  детей,  освоения  ими  различных  социальных  ролей  и  функций.  Это  имеет  особое  значение  сегодня,  когда  в  России  происходит  столь  значительный  рост  асоциальных  явлений  в  детской  и  подростковой  среде. Сложная  социально-экономическая  ситуация, расслоение  общества,  все  возрастающая  алкоголизация  семей  ведут  к  росту  числа  детей  социально  дезадаптированных,  нуждающихся  в  социальной  реабилитации.  Особенно  остро  эта  проблема  проявляется  в  подростковом  возрасте.  У  детей  накапливается  эмоциональное  напряжение,  которое  разряжается  в  негативных  поведенческих  актах. В связи  с  этим  особую  важность  приобретает  своевременная  и  целенаправленная  профилактика  правонарушений.  Необходима  организация  таких  видов  деятельности,  которые  изменили  бы сложившиеся  представления  о  себе,  своих  возможностях,  побуждали  бы  по-новому  строить  свои  отношения  и  свое  поведение  в  социуме.

    Поэтому  организация  летнего  отдыха  детей – один  из    важных   аспектов  воспитательной  деятельности  ДДТ  «Гармония».   Содержанием  летнего  досуга,  должен  стать  активно  организованный   отдых,  способствующий  снятию  накопившегося  за  учебный  год  физического  и  психологического  напряжения  детского  организма.  Летние  каникулы  являются,  с  одной  стороны,  формой  организации  свободного  времени  детей,  с  другой – пространством  для  оздоровления  и  развития  ребенка.  ДДТ  «Гармония»  предоставляет  детям  7-11 лет  и подросткам 12 -16 лет  возможность  получить  дополнительные  знания  и  умения,  с  пользой  расходовать  свободное  время;   учит  бережно,  относиться  к  своему  здоровью.

    Говоря  о  летнем  отдыхе  детей  и  подростков  села,  нельзя  забывать  детей,  чьи  возможности  ограничены из-за  болезни.   Дети  с  ограниченными  возможностями  в  течение  года  отделены  от  основной  массы  учащихся  т.к, образовательные  программы  ДДТ  «Гармония»,  по  которым работают,  педагоги,  не  рассчитаны  на  такую  категорию  детей.  Но  летом  им  предоставляется  возможность  всем   вместе  пообщаться  на  празднике,  поучаствовать  в  изготовлении  подарков,  рисунков.

    Летний  отдых  сегодня – это  не только  социальная  защита,  это  еще  и  полигон  для  творческого  развития,  обогащение  духовного  мира  и  интеллекта  ребенка.   Досуг,  игры  должны  не  оглуплять  детей  и  подростков,  делая  их  сознание  примитивным,  а  побуждать  к  приобретению  новых  знаний,  к  серьезным  размышлениям.

    Поэтому  в  Доме  детского  творчества  «Гармония»  появилась  потребность  в  создании   комплексной  программы  летнего  отдыха  «СИРИУС».  Для  реализации  данной  программы  определены  следующие  направления:

    1. организация  игровых  площадок  на  базе  ДДТ  «Гармония»  с. Борское  и  ДК  «Нефтяник»  п. Н-Борский;  работа  с  детьми-инвалидами  с. Борское  на  базе  ДДТ «Гармония»;
    2. социальный  заказ  от  образовательных  и  культурных  учреждений  на  организацию  летнего отдыха детей;

    Цель  программы:

    создание  благоприятных  условий  для  жизнедеятельности  детей  в  летний  период,  как  целесообразно  организованной  среды  для  личностного  роста,  самоутверждения,  оздоровления  и  занятости  детей  и  подростков.

    Задачи:

    1. формировать  привычки  здорового  образа  жизни;
    2. воспитывать  культуру  поведения    учащихся;
    3. развивать  у  детей  и  подростков  навыки  общения  и  толерантности;
    4. обогатить  знания  детей  об  окружающем  мире;
    5. способствовать формированию  навыков  социальной  адаптации.

    Ожидаемый   результат:

    1. развитие  навыков  самостоятельности,  ответственности  за  свои  поступки,  умение  общаться  с  природой,  строить  свои  отношения  со  сверстниками  и  взрослыми;
    2. создание  атмосферы  сотрудничества  и  взаимодействия;
    3. приобретение  навыков  безопасного  и  здорового  образа  жизни;
    4. вовлечение  подростков  в  различные  формы  деятельности;
    5. приобретение  дополнительных  знаний  по  истории  и  культуры  родного  края;
    6. наибольший  охват  детей.

    Способ определения   результативности:

    1. мониторинг   удовлетворенности  детей  участием  в  программе  (анкеты,  диаграмма  «Хорошее  настроение»,  тесты);
    2. количественные  показатели  (охват  детей);
    3. социальные  показатели  (заинтересованность  партнеров,  рост  социальной  активности);
    4. представление  опыта  работы  на  конкурсе  методических  материалов.

       Форма подведения итогов:

    1. выпуск  методической  литературы;
    2. обобщение опыта работы  педагогов.

    Диагностика  и мониторинг.

    Так  как   на  игровые  площадки  приходят  дети  разные  по  своему  характеру  и  поведению,  то  важно   выявить  педагогу  личностные  изменения  ребенка   с  одной   стороны,  и  с  другой стороны,  самому ребенку  отреагировать,  что  с  ним происходит.

    Чаще  всего  такого  рода  диагностика  проводится  в  течение  всего  времени площадки  на  разных  его  этапах:  через  диагностику  настроения  дня,  оценку  детьми  и  взрослыми  проведенного  дела,  степень  своего  участия  в  деятельности  и  своих  ощущений  от  этого.  

    Анализ  может  быть  индивидуальным,  групповым,  коллективным.  Педагогами  используются  такие  формы:  анкеты,  цветопись,  незаконченные  предложения,  ассоциации,  рисуночный  тест.  Важно,  чтобы  было  выражено  мнение  большинства  участников. Особенно  важен  итоговый  анализ. Для  педагога  важно,  чтобы  ребенок  смог  увидеть, в  какой  деятельности  он  реализовался, какие  препятствия  для  самореализации  ему  удалось  снять,  что  этому  помогло.

    Анализ  мнений  детей,  посещающих  площадку,  дает  основу  для  разработки  последующих  направлений  деятельности  педагогов.

    Этапы диагностики

    1. Начальная диагностика.

    Осуществляется сбор данных о направленности интересов  ребенка, уровень готовности к деятельности  (тесты, анкеты)

    1. Промежуточная диагностика.

    Позволит корректировать процесс реализации  программы и определить искомый результат.  (тест «Настроение»,  рисунок «Мой и твой портрет», ассоциация  «Я сказочный герой»)

    1. Итоговая диагностика.

    Позволит оценить результаты реализации программы, эмоционального состояния детей, степень удовлетворенности отдыхом.

    УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Кадровое  обеспечение.

    Работа  с  детьми – это  и  радость,  и  определенные  трудности,  поэтому  деятельность  педагогов  в  летний  период  требует  постоянного  совершенствования.  Нужно,  чтоб  педагог  почувствовал  собственную  значимость  в  организации  летнего  отдыха  детей.

    Важными  условиями  в  работе  педагога  являются  умение  находить  понимание  и  способы  взаимодействия,  будить  творческие  способности  каждого  ребенка,  создавать  ситуацию  успеха.  В организации  летнего  отдыха  на  базе  ДДТ  «Гармония»  участвуют  педагоги  дополнительного  образования   и  помогают  им  подростки    клуба  старшеклассников  те,  кто  прошел   обучение  по  программе  «Успех».

      Кадровый  состав  в  течение  летних  месяцев  формируется   в соответствии  с  направлением  программы,   например:  хореографы – для  блока  «Ритмическая  гимнастика»,  художники  и  прикладники -   для  блока   «Мастер  на  все  руки»  и  т.п.