Что тебя поразило сегодня? развитие навыков работы над композицией.
методическая разработка по теме

 

«Поразилка» - композиция.

   Композиция - это ключевой предмет в преподавании, в обучении живописи, в скульптуре, архитектуре и т. д. Нам очень бы хотелось, чтобы наши ученики занимались композицией 24 часа в сутки. Чтобы их Вся жизнь превратилась в сплошную композицию... Чтобы наши ученики смотрели на свою жизнь, на то, что с ними происходит, на то, что им снится, на то... на все через композицию.

 

  «Поразилка» - это то событие, тот факт, о чем учащийся  желает рассказать при помощи линии и тона. «Поразилка» посвящена сегодняшнем событиям. Вначале учащийся рисует просто факты из жизни, это напоминает ведение дневника, это напоминает хроникальную фотографию... Вот так я умываюсь, вот так я иду на занятия, вот так я играю в футбол... Это еще не есть композиция, это скорее компановка (композиция - это отбор и согласование составляющих во имя эмоций, компановка - это факт без эмоций, без удивления). «Поразилка» выполняет функцию опорного знака памяти, если событие не зарисовано, то можно сказать, его просто не было. И наоборот, совершенно незначительное событие становится запоминающимся, если было зарисовано удачно. Постепенно у учащихся крепнет рука, оттачивается мысль, и работы становятся более эмоциональны, более художественны.

   Следующий этап - это «поразилка» событийная. Учащийся пытается рисовать то, что бывает редко, неожиданные сочетания. Постепенно у учащегося развивается навык всегда быть начеку, всегда все видеть, все замечать, искать смысл во всем видимом. Студент через определенное время (иногда через полгода, иногда через год и т. д.) начинает рисовать не фиксацию факта, а раскрытие его смысла, то есть зарисовка аналитическая, иногда даже поэтическое, или философское размышление о жизни.

   «Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создается вовсе не ими.» Ж. Шарден

   Учащиеся со временем начинают тщательнее выбирать свои сюжеты. В их работах нас интересует уже не событие (часто информация не представляется сколько-нибудь значительной, необычной, или неинтересной), а проявление личности ученика, его видение и его мышление.

   Работа над «поразилками» требует от учащегося развития у него способности отвлеченного мышления, умения оперировать обобщенными, упрощенными, доведенными до геометрического состояния формами и силуэтными фигурами. Она требует умения добиваться удачных и острых сочетаний, умения оценить их эстетическое значение и их содержательность.

   В работе над «поразилкой»-композицией совершенно необходимо вначале упрощать, обобщать. Больше того, именно этими очищенными от излишних деталей и подробностей формами и надо обобщенно выразить сюжет. Для зрителя все формы и части картины являются живыми конкретностями - людьми, домами, деревьями, но для художника в начале работы - это компоненты, это силуэты, это цветовые пятна, которые при определенном сочетании должны обрести свой смысл.В данной методической разработке мы оставляем за скобками основные средства композиции - равновесие, симметрию, ритм, соразмерность, а также категории единства, гармонии и целостности. Мы обращаемся к «трем китам» -

КОМПОНОВКА - КОНСТРУКЦИЯ - КОМПОЗИЦИЯПервый этап - КОМПОНОВКА.

   Это распределение предметов и фигур на изобразительной плоскости. Основная цель - заполнение плоскости, элементарное равновесие. Если что-то находится справа, нужно уравновесить его чем-то слева, чтобы не было пустого места.
   Есть простые правила компоновки (часто композицию сводят к этим правилам), но компановка и композиция соотносятся как текст телеграммы и литературное произведение.
   Варианты компановки можно перечислить по пальцам, возможности композиции неограниченны, здесь нет, и не может быть никаких правил, как не может быть правил в творчестве. По сути, это и есть творчество, творчество формой.
   Хорошая или плохая, какая-то компановка имеется в любом изображении, даже в самой корявой изобразительной фразе. Но далеко не любое изображение обладает композицией. В отличие от компоновки композиция обязательно наделена смыслом.

Следующий уровень - КОНСТРУКЦИЯ.

    Это схема построения композиции.
   Из живописи известны несколько общепринятых конструктивных построений - в треугольнике, в круге, в овале... Конструкция касается всего лишь нескольких главных элементов изображения, их сочетаний и взаимодействий. Это скелет, который потом обрастает мясом деталей, подробностей и нюансов.Конструкция - план организации, но не законченная организация, ее элементы можно заменять другими, двигать, уменьшать или увеличивать.

И третий уровень - это собственно КОМПОЗИЦИЯ.

   Итак, компоновка - это орфография, конструкция - грамматика фразы. А композиция - поэтика, наполнение этой фразы выразительностью и смыслом.
   Основа конструкции - смысловые и зрительные (конструктивные) связи. Учащийся делает предварительные эскизы, наброски, а потом в процессе работы уточняет положения, размеры и форму элементов изображения, ослабляет одни связи и усиливает другие.
   Конструкция, конструктивные связи определяют смысл изображения, а композиция с ее тонкими отношениями гармонии и единства - выразительность, эмоциональное, духовное его наполнение.
   Конструкция - это схема построения, композиция - выразительное и законченное целое.

   Задание «поразилка» - композиция нужно для учащихся, чтобы приучить их мыслить композиционно. Для того чтобы наши ученики могли видеть вокруг себя сюжеты для будущих картин. Для того, чтобы не происходила трагедия: когда учащийся может нарисовать фигуру человека, написать любой объект... Только вот в это самое время он понимает, что сказать ему нечего.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция «Мой обожаемый поэт, К тебе я с просьбой и поклоном…»

Литературная композиция  «Мой обожаемый поэт,К тебе я с просьбой и поклоном…»Место проведения: аул Эдельбай, МКОУ «СОШ№14» В дружной семье народов Северного Кавказа уже более трехсот лет жив...

Музыкально-литературная композиция "Я славлю тебя, Россия"

«Я славлю тебя, Россия»Музыкально-литературная композиция Участники: хор-класс 4-5 класса, чтецы, танцевальная группа....

Сценарий музыкально-проэтической композиции "Люблю тебя, мой край родной!"

Сценарий досуга с участием детей и взрослых, посвящённого родному городу Суздалю. В сценарий вошли произведения местных авторов....

Проект литературно-музыкальной композиции "Мама, я люблю тебя" к Дню матери

Благодаря такому мероприятию более полно раскрыть понятие материнская любовь с позиции общечеловеческих ценностей. Поможет рассширить знания учеников и родителей о праздновании Дня Матери в России. ...

Тестовые задания для выявления творческого развития по разделу «Композиция"

Тестовые задания для выявления творческого развития по разделу «Композиция" Задания подобного рода позволяют, отслеживать уровень творческого воображения у обучающихся,  композиционное решен...

"Благодарю тебя, Россия, за верность дружбы вековой" литературно-музыкальная композиция.

Данная композиция была разработана к 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства....