цикл из 4 занятий по сценической речи
методическая разработка по теме

Cязи Елена Валерьевна

           Представленный материал является разработкой цикла  из 4 занятий по сценической речи. Занятия рассчитаны на возраст обучающихся 8-10 лет  и проводились с детьми первого, второго и третьего годов обучения в кружке « Кукольный театр». Представленный материал может быть использован педагогами начальных классов для внеклассных занятий, в группе продленного дня, педагогами дополнительного образования, ведущими кружки театрального направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cikl_zanyatiy_po_scenrechi.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по сценречи на правильность и чистоту произношения

Педагога дополнительного образования Сязи Е.В.

Государственной общеобразовательной школы-интерната Калужской области

« Лицей-интернат «Областной центр образования»

Аннотация

           Представленный материал является разработкой цикла  из 4 занятий по сценической речи. Занятия рассчитаны на возраст обучающихся 8-10 лет  и проводились с детьми первого, второго и третьего годов обучения в кружке « Кукольный театр». Представленный материал может быть использован педагогами начальных классов для внеклассных занятий, в группе продленного дня, педагогами дополнительного образования, ведущими кружки театрального направления.

Цель: Формирование правильного и чистого произношения букв и звуков и их различных сочетаний.

Задачи:

1.Добиться правильного и чистого произношения букв, буквосочетаний, звуков и звукосочетаний обучающимися

2. Научить трем видам выдыхания

3. Научить обучающихся четко и быстро произносить скороговорки на разные буквы алфавита

4.Добиться правильного, четкого и в то же время раскованного выполнения заданий педагога.

Занятие 1

Кабинет оформлен плакатами с различными упражнениями по сценречи, скороговорками, правилами произношения и мимической и артикуляционной гимнастикой.

Приветствие

Вступительное слово о важности четкого и правильного произношения для артиста. Игровое упражнение с раздаточным материалом за столом:

  1.  Произнеси текст, как будто во рту у тебя: конфета, горячая картошка и т.д.
  2. Спой куплет из песни как :иностранец, который не знает русского языка, как певец народного хора, как рок-певец, как рэп –певец, оперная певица( карточки с заданием для каждого ребенка

Упражнения на произношение букв и буквосочетаний

И  Э  А  О  У  Ы - таблица гласных звуков

БГДИ     ПКИ    КИ    ГИГГИ

БГДЭ     ПКЭ     КЭ    ГЭГГЭ

БГДА     ПКА     КА    ГАГГА

БГДО     ПКО     КО    ГОГГО

БГДУ     ПКУ      КУ    ГУГГУ

БГДЫ     ПКЫ    КЫ    ГЫГГЫ

ГИГИГИК

ГЭГЭГЭК

ГАГАГАК

ГОГОГОК

ГУГУГУК

ГЫГЫГЫК

Зарядка для языка

  1. «Жало змеи»: Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо- влево
  2. «Конфетка» Губы сомкнуты, языком за ними перемещается воображаемая конфетка: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
  3. «Колокольчик» Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика
  4. «Уколы» Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  5. «Самый длинный язычок»

Высунуть язык, как можно дальше и попытаться достать им до носа и подбородка.

Ребята встают в круг

Игра-разминка « Зарядка»

 Чтобы голос был в порядке

Проведем сейчас зарядку

 Вправо-влево поворот,

а теперь – наоборот

а теперь прыжки на месте-

 прыгну хоть сто раз, хоть двести

 на одной и на другой-

 нет одышки никакой

прогибаюсь- наклоняюсь

поднимаюсь- улыбаюсь

с радостью на мир смотрю

 и свободно говорю.

Заключение.- Устное подведение итогов « Что узнали на занятии»

 

Занятие 2

Приветствие.

Вступительное слово о правильном дыхании и важности правильного дыхания для артиста на сцене. Пояснение что такое мимика и артикуляция и для чего они нужны.

УПРАЖНЕНИЯ НА 3 ВИДА ВЫДЫХАНИЯ

1 вид – обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Свистит ветер – ССССССС…

Шумят деревья – ШШШШШ…

Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖ…

Звенит комар – ЗЗЗЗЗЗЗЗ…

2 вид – обслуживает волевую, но сдержанную речь

Работает насос – СССС! ССССС!

Метет метель – Ш Ш Ш Ш! ШШШШ!

Сверлит дрель  - ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!

3 вид – обслуживает эмоциональную    речь в быстром темпе

Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила – С! С! С! С!

Заводится мотор – Р! Р! Р! Р!

«Мотоцикл»

Заводим мотор: Р! Р! Р!... РРРРР! РРРРР! РРРРР! РРРРРРРРРРРРРРРР!

Упражнения на артикуляцию:

«Веселый пятачок»

  1. Сомкнутые губы вытягиваются вперед, как «пятачок»  у поросенка
  2. Губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов
  3. Пятачок делает круговые движения: вверх – вниз – вправо - влево и обратно.
  4. После окончания упражнения нужно расслабить все мышцы и фыркнуть, как лошадка

Зарядка для шеи и челюсти:

  1. Вращательные движения шеей: к правому плечу, к левому плечу и по кругу – от плеча к плечу
  2. «Удивленный бегемот»: нижняя челюсть отбрасывается вниз и расслабляется, рот при этом раскрывается широко и свободно
  3. «Зевающая пантера»: нажать двумя руками на щеки в средней части и произносить: «Вау!Вау!Вау!...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться
  4. «Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картошку и сделать  закрытый зевок (губы сомкнуты)

 Заключение. Подведение итогов. Что узнали на занятии

 Занятие 3

Приветствие.  Пояснение темы занятия- как важно отличать разные звуки и как правильно их произносить.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ

ГЛАСНЫЕ:

И, Э, А, О, У, Ы

ЙОТИРОВАННЫЕ

Е, Ё, Ю, Я

СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ:

  1. ЗВОНКИЕ: Б, В, Г, Д, Ж, З
  2. ГЛУХИЕ: П,Ф,К,Т,Ш,С,Х
  3. СОНОРНЫЕ(самые звонкие согласные):Л, М, Н, Р
  4. АФФРИКАТЫ: Ц,Ч,Щ

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ

  1. Гласная под ударением не изменяется. Как пишется, так и произносится. (Река, Хорошо)
  2. Звуки «О» и «А» в начале слова произносятся как «А» (окно – акно, ограда – аграда)
  3. «А» и «О»  в предударном слоге произносятся как короткое «А» (гроза – граза)
  4. «Е» и «Я» произносятся как короткий средний звук между «Е» и «И» и обозначаются Е (весна –вЕсна, лягушка – лЕгушка)
  5. «И» произносится как «Ы» после предлога или если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную (с интересом – с ынтересом, без имени – без ымени)

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ  И  ИХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ

  1. Звонкие согласные в конце слов произносятся как соответствующие им парные глухие (глаз- глас, нож-нош, любовь-любофь, сапог-сапок)
  2. Если в слове рядом стоят две согласные, из которых одна звонкая, а вторая глухая или наоборот, то при произношении первая согласная уподобляется второй ( лодка-лотка, пробка- пропка, отдача-оддача,сдача-здача)

Исключения:  сочетания с «Л», «М», «Н», «Р» и «В» (квартал,акварель,сверка)

  1. «Ж», «Ц» и «Ш» всегда произносятся твердо. Исключение: жюри
  2. «Ч» и «Щ»  произносятся мягко (чай, щука, чашка)
  3. В окончаниях прилагательных в родительном падеже ед. числа мужского и среднего рода           на -ОГО, -ЕГО  и в словах «Сегодня» и «Итого» вместо «Г» произносится «В». 
  4. Сочетания «СЖ» и «ЗШ» произносятся как долгое твердое «Ш» (расшибся- рашшибся, без шума- бес шума)
  5. Сочетания «СЖ» и «ЗЖ» на стыке приставки и корня произносятся как долгое твердое «Ж» (сжалься- жжалься, изжога-ижжога)
  6. Сочетания «ЗЖ» и «ЖЖ», относящиеся к корню слова произносятся как долгое мягкое «Ж» (приезжий-приежьжьий, жужжать-жужьжьать)
  7. Сочетания «СЧ» и «ЗЧ» произносятся как долгий звук «Щ» (счастье – щастье, счет-щет)
  8. Сочетания «ДЦ» и «ТЦ» произносятся как твердое долгое «Ц» (блюдце-блюцце, золотце-золоцце)
  9. Сочетания  «ДЧ» и «ТЧ» произносятся как долгий  двойной«Ч» (летчик-леччик, молодчина-молоччина)
  10. Сочетания «ДСК» и «ТСК» произносятся как «ЦСК» (детская-децкая, заводской-завоцкой)
  11. Сочетание «ЧТ» произносится как пишется.(мачта,ничтожный) Исключения (что-што, что-нибудь-што-нибудь)
  12. Сочетание «ЧН» произносится как «ШН» в разговорной речи (Скворечник-скворешник, нарочно-нарошно); и произносится как «ЧН» в служебных терминах (киносъемочный, ленточный)

Если «Ч» относится к корню слова, тогда произносится «ЧН» (свеча-свечной, мелочь-мелочный)

 Просьба привести самостоятельные примеры на изученные звукосочетания. Повторение артикуляционной и мимической гимнастики, упражнения « Зарядка»

Заключение. Устное подведение итогов « Что узнали на занятии»

Занятие 4

Приветствие. Пояснение темы занятия- правильное произношение скороговорок.

Игра-« Угадай букву»- загадки на разные буквы- ребенок, который отгадывает загадку читает скороговорки на угаданную букву.

Повторение артикуляционной и мимической гимнастики. Разминка « Зарядка».

Игра на снятие усталости « Сноп, елка, пенек»

Заключение. Подведение итогов - Чему научился на занятиях по сценречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».

Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....

Занятия по сценической речи в школьном кукольном театре

В разработке приводятся упражнения, использующиеся в занятиях кукольного театра....

Конспект открытого занятия по сценической речи

Конспект открытого занятия по сценической речи в детской театральной студии "Бродячие артисты".Тема: "Речевой тренинг"...

Скороговорки для занятий по сценической речи

Набор скороговорок для занятий по сценической речи...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Овладение приемами сценической речи в процессе занятий  театральной студии...