2012. Женские русские народные головные уборы
учебно-методический материал

Манякова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Автор: Манякова Т.В. 

Педагог дополнительного образования

I часть

Женские русские народные

 головные уборы

Древнерусский женский головной убор изучен лучше, чем мужской, благодаря обилию археологических находок. Обычай, согласно которому замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы («простоволосая баба» могла якобы как-то вредить окружающим, «светя волосом»), очевидно, уходит своими корнями далеко вглубь веков, в дохристианские времена. Девушки в древней Руси, как и позднее, могли ходить без такого головного убора, который закрывал бы все волосы. Распущенные по плечам или заплетенные в одну или две косы волосы зачастую придерживались венчиком — узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке. Более сложный, богато украшенный венчик назывался коруной. Известны остатки таких корун, сделанных на проволочном каркасе, в киевских кладах домонгольского времени. Видимо, украшенная коруна была атрибутом богатой городской девушки и ценилась высоко. Несколько более скромные, но тоже снабженные металлическими украшениями венчики носили, по-видимому, и крестьянские девушки в северных русских землях. Венчик и коруна не закрывали ни темени, ни спускавшихся на плечи волос девушек.

Девичьи головные уборы  были довольно простыми по форме и способу изготовления. Самыми распространенными были уборы в форме венца или обруча из древесной коры, обшитого тканью  с вышивкой бисером, жемчугом. Применялась повязка из полоски ткани, из парчи или с золотистой вышивкой. Иногда головные уборы  декорировались поднизью из речного жемчуга, бисером, вставками стекла, рубленого перламутра, фольгой.

Женский головной убор — повой, судя по изображениям, был полотенчатым, о чем говорит и встречающееся в летописи упоминание в связи с головным убором слова «убрус» — полотенце. Он обвивался вокруг головы, закрывая целиком волосы женщины, спускался иногда и на плечи, оба конца могли свисать на грудь. Человек, который сорвет с женщины повой и она окажется простоволосой, наказывался в Новгороде в XII в. высоким штрафом, вдвое выше, чем за повреждение плаща, поскольку в этом случае женщина считалась опозоренной.

В обычное время на улице мужчины и женщины бывали в головных уборах. Но мужчина должен был «ломать шапку» в знак почтения перед встречными более высокого социального положения. Поэтому мужчины и изображены на большинстве миниатюр Радзивилловской летописи без шапок. Женщины же по причинам, изложенным выше, всегда оставались в головных уборах.

 Наиболее традиционным был, пожалуй, женский головной убор. Его состав и конструкция были продиктованы тем, что издавна считалось, что замужняя женщина никому не должна показывать свои волосы, а если она будет «светить волосом», то от этого может произойти даже какой-либо вред для окружающих. «Спаси меня от колдуна и от девки гладковолосой и от бабы простоволосой»,— гласил старый заговор. Но девушкам, независимо от того, были ли их волосы кудрявыми или гладкими, полагалось дома, а в летнюю пору и на улице ходить с открытой головой

 Девичью косу украшал косник или накосник — вплетенная в нее золотная нить или чаще — треугольная привеска, обычно на жесткой основе, богато расшитая нитками и жемчугом, окаймленная кружевом или металлическими пластинками. Вокруг головы (заплетала ли девушка косу или носила волосы распущенными) была перевязка — шелковая лента, а у богатых — и из золотых нитей. Украшенная на лбу шитьем (иногда — жемчугом), она называлась также челом или челкой; если орнамент шел по всей окружности — венком или венцом.

Женский головной убор отражен в источниках довольно подробно. Основные части его перечислены в свадебном чине, рекомендованном в XVIв.  Домостроем. При приготовлениях к свадьбе предписывалось на блюдо возле «места» молодых в доме невесты «положити кика да положити под кикой подзатыльник, да подубрусник, да волосник, да покрывало». Подубрусник или повойник представлял собой легкую мягкую шапочку из цветной материи; под него и убирались заплетенные в две косы волосы женщины. Сзади повязывался для той же цели одинаковой с повойником расцветки платок — подзатыльник. Поверх всего надевала убрус — полотенчатый, богато вышитый головной убор, закалывавшийся специальными булавками (другое его название — шлык), или волосник— сетку с околышем из золотных или вышитых золотом материй.

Наконец, главной частью головного убора была  кика или кичка — символ замужества. Кика имела мягкую тулью, окруженную жестким, расширяющимся кверху подзором. Она была крыта яркой шелковой тканью, спереди имела расшитое жемчугом чело, у ушей — рясы, сзади — задок из куска бархата или собольей шкурки, закрывавший затылок и шею с боков. Поверх кики надевался иногда еще платок, так что оставалось видно чело. Кроме кики, источники XVII в. называют еще сороку и (чаще) кокошник.                                  

«Это некрасивый, но самый богатый убор, уже выходящий из обычая; но мне самому еще случалось видеть сороку в десять тысяч рублей». Богато вышитую свадебную сороку — золотоломку, которую молодуха носила по праздникам и в первые два-три года после свадьбы и в XIX — начале XX в., отмечает Г. С. Маслова.

Женские головные уборы северных губерний России назывались кокошниками. Изготавливались они профессиональными мастерицами из фабричных тканей. В орнаментации кокошников использовались белый бисер, фольга, стекло, перламутр и речной бисер. Основой для вышивки служили шелк, бархат, орнаментальные мотивы – ветки, побеги, цветы.  Часто для украшения кокошников применялись поднизи-налобники из жемчуга. Кокошники были разной формы, но в основном это шапочки с высокой передней частью.

 Выходя на улицу, женщина надевала поверх этого убора платок или (у зажиточных слоев населения) шапку или шляпу.  Женские шляпы были круглыми, с небольшими полями, богато украшались шнурами из жемчужных и золотых нитей, иногда — драгоценными камнями. Шапки были меховыми, по большей части — с матерчатым верхом. Шапка столбунец была высокой и напоминала мужскую горлатную шапку, но суживалась кверху и имела дополнительную меховую опушку на затылке. Каптур был круглым, с лопастями, закрывавшими затылок и щеки, треух напоминал современные ушанки и имел верх из дорогих тканей. Иногда платок — фата — повязывался поверх меховой шапки, так что угол его свешивался на спину.

Кичка - раздничный головной убор замужней женщины (преимущественно северорусский). Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. Рогатые кички были главным образом у населения южных регионов, где преобладала понева (в Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской и других губерниях). Копытообразные кички имели свой регион распространения — Архангельская и Вологодская губернии. Исследователи относят развитие и распространение кичкообразных головных уборов не к древней общеславянской общности, а к более позднему периоду и связывают их возникновение с финно-угорскими предками (X – XIII вв), у которых имелись некоторые аналогичные виды головных уборов.

Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России, а также у некоторых групп мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.

Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.

В качестве части головного убора — чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички.

Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины.

Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх небольшими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур-«вздержку». Кичку надевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем шнуром фиксируют ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки и закрепив его. Затылок прикрывают позатыльнем (позатыльником) — прямоугольной полосой расшитого золотными нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сложное сооружение. Основными мотивами орнамента золотной вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи. Сохранились местные названия отдельных частей сороки: спереди располагается «очелье», по бокам — «кружки», сзади по «позатыльню» спускаются «крылушки».

Иногда сороку изготавливали сами крестьянки, но чаще ее отдавали шить на заказ или покупали на ярмарках.

Основные типы традиционных женских головных уборов — полотенечный, кичкообразный и кокошник. Кичкообразные головные уборы, как правило, делались составными.

Приложение 1

(см. Презентация: Женский народные головной убор)

________________________

II часть

Стилизованные женские головные уборы

для коллекции "Масленица"

т.м."Виктория"

Прежде чем приступить  непосредственно к изготовлению головных уборов мы изучили историю русского головного убора в объединении театра моды "Виктория" и выбрали  за основу  несколько разновидностей  кокошника и кику.

Все модели выполнены из вельвета бардового, фиолетового и розового цвета.  Декор выполнен из связанных крючком и спицами кружевом и бисером. Узоры  для  головных уборов девочки выбирали сами.  Активное участие в изготовлении кружева вместе с девочками принимали родители и односельчане. Совместные обсуждения, изучение фотографий, обмен впечатлениями – все это за чашкой чая у самовара – стали необходимыми для всех нас.

Первая модель (2 слайд, см.Приложение) - коруна декорирована мотивом кружева зубчатой формы  выполненного крючком.

Вторая модель (3 слайд) – коруна с высокой передней частью украшена бисером. Верхняя часть головного убора украшена круглым кружевом (крючок).

Третья модель (4 слайд) – повойник с плоским жестким верхом,  прикрепленным  на затылке и обшитый каймой оренбургского пухового платка связанного на спицах.

Четвертая модель (5 слайд) – выполнена в виде высокого кокошника округлой формы. Украшенного с лицевой и тыльной стороны кружевом, (крючок). На кокошнике сзади укреплен большой бант. Узор взят из мотива  круглой салфетки.

Приложение 2

(см. Презентация: Стилизованные женские головные уборы

для коллекции "Масленица", т.м."Виктория")

_____________________________________________

Используемые материалы:

1.фотогравии из личного архива.

Интернет ресурсы:

2. "Венец" Женский головной убор, Автор: ВасильВасиличъ  

http://rodonews.ru/news_1316254171.html   

3. История костюма: Головные уборы на Руси

Рабинович М.Г. - Древняя одежда народов Восточной Европы. – Москва, изд. «Наука»,      1986 http://family-history.ru/material/history/kostum/kostum_6.html 

4. Библиотекарь.Ру

«Русский народный свадебный костюм» Горожанина СВ., Зайцева Л.М. Изд. «Культура     и традиции», 2003, Художник Н.Е.ИЛЬЕНКО, Фото Г.Н.ПЛАХУТА  

•Южные губернии России -  Свадебный головной убор «сорока» из Бирюченского уезда Воронежской губернии (начало XX в.) http://bibliotekar.ru/rusSvadba/24.htm 

•Русский Север. Приуралье. Среднее Поволжье - Прически и головные уборы http://bibliotekar.ru/rusSvadba/6.htm   

5. Википедия – свободная энциклопедии

Повойник

Кика (кичка) (головной убор) 

Сорока (головной убор)

Кокошник (головной убор) 

6. Повойник - Автор: KaterinaZ http://www.tourblogger.ru/content/fotografiya.html-11143 

7. Одежда и украшения:  женский головной убор http://www.slavyans.narod.ru/dress/shapka-women.html 

8. Сайт Рязанский язык.: Рязанский костюм Фото № 0140

http://rjaz.net/photo/rjazanskij_kostjum/foto_0140/13-0-483 

9. От КОКЕТКИ до КОХТЫ - Авторский проект NARODKO.RU  

http://www.narodko.ru/article/detail/ot_koketki_do_kohty.htm   

10. Сайт: История, культура и традиции Рязанского края - Особенности русского народного костюма (фото № 24, 31, 33, 35), Татьяна САПОЖНИКОВА, методист Центра непрерывного художественного образования  http://www.history-ryazan.ru/node/374 

11. "Традиционные головные уборы русских крестьянок-староверок  Южного и Юго-Западного Алтая в первой половине ХХ века." © 2006-2011 г Автор и составитель: Игорь Григорьев http://ethnography.narod.ru/etno7_files/muzeum1.html   

12. ОБРАЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР - Русские кокошники и повойники

XVII-XIX веков http://mith.ru/treasury/natio/rus/kokosh.htm 

13. Книга Марии Мерцаловой "Поэзия народного костюма". Русский народный костюм в фотографиях А. Божко. - http://punto-di-vista.livejournal.com/58370.html   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стилизованные женские головные уборы для коллекции "Масленица" т.м."Виктория" Автор: Манякова Т.В., педагог дополнительного образования

Слайд 2

Коруна

Слайд 3

Коруна

Слайд 4

Пово́йник

Слайд 5

Кокошник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ИЗО "Женские головные уборы"

Урок по программе Б.Неменского "Женские головные уборы" 5 класс...

Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»

Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...

Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза). Презентация к уроку в 8 классе коррекционной школы VIII вида

презентация к у уроку по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)». Эстетическая неделя на уроке т...

Татарские женские головные уборы

Татарские женские головные уборы....

"Традиционные русские женские головные уборы"-конспект занятия.

Старинный женский костюм мог многое рассказать о женщине. Особенно важным элементом костюма считался головной убор, которому уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из как...

Методическая разработка «Декорирование женского головного убора как элемента народного костюма»

Обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма.Для 5 классов....


 

Комментарии