Программа "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
рабочая программа по теме

 

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ  ПРОГРАММА

 

Театра – студии  «Ступени»

 

 

 «Одаренные дети»

 

                          Одаренный   ребенок   -   

              это  ребенок,   который   выделяется                          

   яркими, очевидными  достижениями

(или имеет внутренние посылки

 для таких достижений)    

 в том или ином виде деятельности.    

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

         Под  одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

           Программа    «Одаренные    дети»,    ставит    своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития   творческих   способностей      детей      и      подростков      в      условиях  дополнительного образования.

 

Дополнительное образование в театре-студии «Ступени» - образование творческое: главное здесь - не научить (передать определенные знания, умения, навыки), а открыть ребенка, развить его потенциал, включить внутренние импульсы к последующему развитию. Если в школе главное - научить, то в студии- развить.

 

Дополнительное образование в театре студии - образование через успех:программа «СТУПЕНИ» содействует самореализации ребенка и создает «ситуации успеха». В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для тех детей, которые испытывают трудности в процессе школьного обучения. Также выход ребенка в сферу творческойдеятельности положительно сказывается на результатах общего образования.

Образовательный процесс, организованный в театре-студии,отвечаетследующим требованиям:

имеетразвивающий характер, т.е. направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

• является разнообразнымкак по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию (способствуетразвитию общих и специальных способностей детей);

базируетсяна развивающих методах обучениядетей; для педагога дополнительного образования уже недостаточно знанийлишь той предметной области, которую он преподает: переход дополнительного образования детей в систему развивающего обучения требует от педагогаумения использовать в своей работе психологические принципы и методы развития способностей детей, их личностного роста;

использует  диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельностии форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами  раскрыть в студии свой творческий потенциал и выявить одаренных.

 

Комплексная, многоуровневая и вариативная система дополнительного образования в театре-студии  позволяет одаренному ребенку самореализоваться в соответствии со своими индивидуальными способностями.

 

 

Первый уровень- подготовительно-ознакомительный

«ПРИГОТОВИШКИ».

Он предполагает развитие у детей положительной мотивации приобщения к различным видам деятельности в театральной студии. Это первое знакомство ребенка с Театром,  с его традициями и обычаями. На этом уровне занимаются дети от 7-8 лет. Образование идет по принципу: «многим дать немногое», вызвать яркое впечатление, желание остаться и узнать еще больше, подготовить ребенка к дальнейшему образованию.

              Наподготовительно-ознакомительном уровне образовательная программа носит ознакомительный характер, что соответствует уровню образовательных результатов, учащиеся приобретают простейшие навыки и знания.

 

Второй уровень – познавательно-развивающий

«ДЕЙСТВИЕ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

 

Предлагает образовательную деятельность с детьми 9-13 лет.  У  детей, занимающихся на данном уровне, уже   сформировался интерес к театральному виду деятельности и к творческому коллективу. Здесь  реализуются программы по спецкурсам (актерское мастерство, кукловождение, сценическая речь, сценическое движение, художественное оформление спектакля), дающие возможность ребенку сформировать базисные умения и навыки.

 

 

Третий уровень

- принцип «немногим дать многое»  -

«МАСТЕР – КЛАСС»

.

 

Здесь учитывается возможность самостоятельности и добровольности выбора студийцем (14-17 лет) творческой деятельности.

 Повышение профессионального определения, дальнейшее развитие творческого диапазона, творческая самореализация (самостоятельная актерская и режиссерская деятельность), изучение ряда смежных дисциплин с последующим выходом на специализацию для заинтересованных учащихся, принявших решение поступать в соответствующие вузы (углубленный, допрофессиональный уровень обучения)- основные направления этой ступени.

Для студийцев, которые уже определились в выборе будущей профессии, создаются индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие расширить и углубить  ранее полученные знания.

 

На всех 3-х уровнях образовательного процесса «сквозной»  программой стала программа «Одаренные дети», направленная на создание оптимальных условий для развития одаренных детей, их творческой реализации.

К группе одаренных детей относятся студийцы, которые имеют более высокие, по сравнению с большинством студийцев-сверстников, интеллектуальные и творческие способности, восприимчивость к учению; испытывают радость от творческой деятельности; характеризуются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

 

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

 

  • Дети с признаками специальной  одаренности в определенной области (подростковый возраст).

 

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 

 

Концепция программы

 

Данная программа ориентирована на освоение  творческой  деятельности ребенка в области театрального искусства.

Программа актуальна и перспективна, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития образования.

Личностно-ориентированная программа «Одарённые дети» открывает большие возможности прежде всего для самих детей и позволяет им:

  • обеспечить себя духовно, эстетически и физически;
  • узнать о своих возможностях, о внутренних силах человека, о своём «Я» на пути к успеху;
  • изменить  свои  представления  о  жизни,   отношение   к  учебе,  изменить ценностные ориентации, взяв за основу высококультурные и нравственные образцы;
  • получить возможность самореализации.

Работая по данной программе, есть возможность реализовать и развить в полной мере своё педагогическое мастерство, шире раскрыть творческий потенциал детей, проанализировать и оценить свои успехи в сравнении с другими творческими коллективами, быстрее достичь результата и закрепить его.

           Доказательством успешной реализации программы «Одаренные дети» служат высокие результаты, которые демонстрируют студийцы, участвуя в конкурсах, фестивалях – 17 студийцев являются Лауреатами и Дипломантами Областных, региональных, международных  конкурсов и фестивалей.

 

 

Реализация программы позволяет:

 

1.   Создать оптимальные условия для развития способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

2. Выявить психологические черты детей, выделяющихся потребностью в познании, явно опережающих сверстников по уровню творческого развития.

3. Диагностировать умственные  и творческие способности детей.

4. Объединить детей в совместной  творческой деятельности.

5.Привлекать одаренных детей  к участию в конкурсах, концертах, фестивалях;

6. Создать банк данных о способных, талантливых и одаренных  студийцах.

 

               Цель программы:

 

      1.   Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей.

     2.     Развитие   одаренности  детей.

 

     3.     Обеспечение их личностной  самореализации и профессионального самоопределения.

 

Задачи программы:

 

1.    Выявление одаренных детей.

2.     Организация информационно -  просветительской деятельности для педагогов и родителей. Создание банка данных «Одаренные дети».

3.    Наработка методик, программ в работе с одаренными детьми.

 

 

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми:

 

1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей  для развития личности.

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

3. Принцип свободы выбора студийцами дополнительных образовательных услуг.

4. Принцип сотрудничества (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).

 

Участники программы:

 

1. Воспитанники театра-студии.

2. Педагоги.

3. Психолог.

4. Родители.                         

                                               

Обеспечение программы

 

I.Методическое:

а) методическое сопровождение  мероприятий;

б) обобщение и популяризация методов работы с одаренными детьми;

г) организация информационного обеспечения:

  • Обзоры методических разработок для педагогов в заявленной тематике;
  • Создание информационного банка: «Одаренные дети»;

II. Психологическое:

Проведение:

- семинаров, практикумов для педагогов и родителей;

- консультации с психологом и родителями;

- индивидуальная работа с детьми, родителями;

- диагностика и тестирование одаренных детей.

 

Формы работы с одаренными учащимися:

 

-   творческие показы;

 

-  конкурсы актерского мастерства;

 

-   участие в районных, областных конкурсах, фестивалях;

 

-   спецкурсы;

 

-   инструкторская работа;

 

-   работа по индивидуальным планам;

 

-   мастер - классы.

 

 

Организация работы

 

 Работа с одаренными детьми проводится постоянно и последовательно, с постепенным усложнением  материала и повышением требований к ученику.

 

3 этапа:

   

 1) «Приготовишки»

 

2)  «Действие-взаимодействие»

 

3)  Мастер-класс

 

 

                                              Условия  обучения

 

Одаренность настолько индивидуальна и неповторима,   что   вопрос   об   оптимальных   условиях обучения каждого ребенка  рассматривается отдельно.

 

 

План действий

по реализации программы «Одарённые дети»

 

 

1. Отслеживание результатов.      

        

2.  Обеспечение педагогического и психологического мониторинга развития одарённых детей.        

 

3.  Поощрение одаренных детей.

 

На уровне профессионального образования педагогов

 

                 

1. Расширение банка информации об опыте работы с одарёнными детьми.

                                                                                                         

 

2. Организация семинаров-практикумов, методических объединений по теме.   

                                                                                                                

3. Разработка диагностических методик.       

                                                                                                     

 

На уровне воспитательного взаимодействия с родителями

 

        

1. Открытые занятия  для родителей «Ваш ребёнок талантлив».      

 

                                                                                                 

2. Консультации, групповая работа с родителями.

 

                                                                                    

3. Отчётные концерты, спектакли, конкурсы мастерства.          

 

 

 На сегодняшний день в студии по индивидуальным образовательным маршрутам занимается __________ детей.

 

 

Ожидаемые результаты программы

 

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»:

 

1.  Повышение качества образования основного и дополнительного блока.

 

3.  Создание атмосферы позитивного творчества, его значимости в жизни человека,   в   противовес распространяющейся наркомании, алкоголизму, безнравственности в современном обществе.

 

4.  Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей студийцев.

 

 5. Освящение в прессе результатов программы «Одаренные дети».

 

  6.  Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными       детьми.

 

 

Результативность процесса развития одаренной личности обусловлена необходимостью постоянного изучения продвижения детей, эффективностью педагогических усилий. Этому служат диагностические карты, педагогические срезы, таблицы, отражающие динамику развития детей, которые отражаются в индивидуальных папках

 «Личностный рост студийца».

 

       В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения воспитанника от одной стадии к другой используются карточки диагностики и развития индивидуальных особенностей детей (Таблица № 1).

           Введение  карточек в процесс работы с детьми преследует цель – систематизировать и наглядно оформить представления руководителя студии о своих воспитанниках, а также научно организовать деятельность педагога по выработке у детей навыков саморазвития в ходе студийных занятий.

Регулярное   заполнение карточки позволяет педагогу решить следующие методические задачи:

  • Выявить индивидуальные особенности детей, влияющие на эффективность их работы в студии;
  • Найти оптимальные способы воздействия на сознание и поведение каждого ребенка;
  • Отследить развитие наблюдаемых качеств под влиянием занятий в студии и соответственно корректировать методику работы с каждым ребенком.

Применение методов психодиагностики требует выполнения определенных правил и условий. Вот основные из них:

  1. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим: его прежними результатами, оценить его индивидуальный вклад в то или иное достижение.
  2. Педагогу необходимо подходить к психологическому изучению воспитанников с оптимистической гипотезой.
  3. Стремиться за внешне одинаковыми проявлениями увидеть разные причины.
  4. Заключение, суждение о воспитаннике, его характеристика должны формироваться педагогом в щадящей форме с опорой на положительные стороны и возможности ребенка.
  5. Возможно применение диагностических карт как средство наглядной агитации в пользу саморазвития личности, как для самого воспитанника, так и для его родителей. Зримое представление о динамике своих изменений, особенно успехов, может усилить желание ребенка и дальше работать над собой.

 

 

           Естественно, мониторинг образовательных результатов трудоемкий и сложный, но он является и самой объективной и четкой системой, позволяющей отследить реальный вклад педагога в ребенка.

 

 

 

Конечный   результат.

 

              Результатомучебного процесса являются выступления студийцев с театрализованными сольными или групповыми концертными номерами, спектаклями, игровыми и театрализованными программами, включающими в себя синтез драматического, кукольного, хореографического, разговорного жанров.

 

Формой оценки качества приобретенных знаний и навыков становятся выступления - отчетные концерты, спектакли, городские концерты и театрализованные массовые праздники, гастрольные выступления, конкурсы актерского мастерства, Областные фестивали.

          Обязательными являются  выступления на концертах, где одаренный студиец может себя проявить,  посвященных Дню сельхозработников, Дню матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы,  Дню Пионерии.

 

         Одним из результатов деятельности данной программы, является то, что выпускники студии поступают и учатся в творческих учебных заведениях – Институте культуры и искусств, педагогическом колледже.

 

Большинство воспитанников  студии не претендует на профессиональную карьеру. Вместе с тем, для них это и не хобби, в смысле просто приятного времяпрепровождения, это – особый процесс становления разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки практически в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации.

 

Результатом обучения по программе «Одаренные дети» является получение студийцами Свидетельства об окончании образовательной программы «СТУПЕНИ». Как правило, к окончанию 7-летнего обучения по программе «Ступени» приходят самые одаренные студийцы.

 

           Таким образом, в театре-студии «СТУПЕНИ»  реализуется многоступенчатая программа по работе с одарёнными детьми, которая позволяет коллективу добиваться высоких результатов, занимать призовые места на районных, областных, региональных фестивалях и конкурсах, а одаренным студийцам становится Дипломантами и Лауреатами в различных номинациях: «Художественное чтение», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Яркая актерская работа», «Приз зрительских симпатий», «Гран-при фестиваля».

 

 

 

Психологическое обеспечение программы «Одарённые дети»

 

         Термин «одарённость» по отношению к детям служит для обозначения своеобразной психологической реальности. Если педагог знает  особенности детской одарённости, это может ему помочь в организации процесса обучения способного ребёнка. Одарённым свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, коммуникативность, неустанная любознательность.

 

                   1 уровень - «Приготовишки»  -

 

диагностика психологических особенностей студийцев – памяти, внимания, воображения, мышления, речи, пластики и т.п.

 

 

МЕТОДИКИ

 

 

  • «Смысловая память». Позволяет оценить степень развития словесно-логической памяти, умения устанавливать смысловые связи между словами.

 

  • «Скороговорочный базар». Исследование качества звукопроизношения (наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения)

 

  • «Домики». Использование этой методики даёт возможность получить представление о степени овладения действием наглядного мышления.

 

  • «Творческое мышление». Оценивает способность строить различные изображения на основе одного и того же графического контура.

 

  • «Устойчивость внимания». Оценка интеллектуальной работоспособности.

 

  • «Умозаключения». Оценка степени развития логического мышления.

 

 

          2 уровень - «Действие-взаимодействие» -

 

  выделяются наиболее одаренные дети, с которыми проводятся индивидуальные занятия по речи, пластике, актерскому мастерству, кукловождению.

            В репертуарный план студии входит  не только показ спектаклей, театрализованных представлений, игровых программ, т.е. массовых творческих работ,  но и выступления отдельных одаренных воспитанников с концертными номерами. Подготовка концертных номеров требует от студийца намного больших усилий, и естественно, индивидуальной работы с педагогом.

 

                                       МЕТОДИКИ

 

Важным фактором определения одарённости, особых способностей  в 3-8 классах является развитие речи, актерских и коммуникативных способностей. Предлагаются следующие методики:

 

 

  • «Эйдетика» – развитие памяти, внимания, воображения одновременно.

 

  • Артикуляционная гимнастика.

 

  • «Грация» - диагностика и развитие пластики.

 

  • «Бег ассоциаций» - развитие образного мышления.

 

  • « Аналогии и противоположности», «Что лишнее», «Скажи иначе» - развитие логического мышления.

 

и т.д.

 

                       3 уровень – «Мастер – класс» -

 

определение предрасположенности к обучению в 9 - 11 классах, профориентация, предвузовская подготовка.

                                 

                                   МЕТОДИКИ

 

•  Тест «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»