«Родители + педагог = творческий ребёнок»
статья по теме

Жулева Ирина Анатольевна

опыт работы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Родители + педагог = творческий ребёнок»

         Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берёт своё начало в детстве.

       Потому, какие бы задачи общество ни ставило перед учреждениями образования, без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности, наличии у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата.

       В Доме пионеров и школьников я работаю 10 лет, являюсь педагогом мастерской «Народные ремёсла» и занимаюсь с детьми по модифицированной программе «Бисерное рукоделие».

         Одним из условий развития мастерской является сотрудничество педагога с родителями воспитанников. С одной стороны, именно мамы и папы детей должны быть более всего заинтересованными в том, чтобы дети здесь находились в комфортных условиях, получали полноценное образование и воспитание, творчески развивались. С другой стороны, добиться положительных результатов в развитии детей родители и педагог могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций. Родители должны знать, где и чем занимаются их дети и поддерживать то, чему их учат в мастерской. Важно, чтобы радость и успех ребёнка были замечены не только педагогом, но и родителями.

          В начале работы с родителями была поставлена цель: 

- создание условий для творческого взаимодействия педагога, воспитанников и их родителей.

задачи:

- изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка;

- повышение педагогической культуры родителей;

- приобщение родителей к участию в жизни Дома пионеров и школьников через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

           Для достижения поставленной цели и решении задач используются следующие формы и методы взаимодействия педагога с родителями:

- индивидуальные консультации и беседы по различным темам воспитания;

- психолого-педагогическая диагностика;

- дни открытых дверей;

- родительские собрания;        

- агитационно-просветительская и информационная деятельность;

- посещение совместно с детьми выставок прикладного творчества, музеев;

- привлечение родителей к различным формам совместной деятельности;

- помощь родителей в укреплении материально – технической базы;

- творческий отчёт;

- благодарственные письма родителям.

          На первой ступеньке взаимодействия с воспитанниками мастерской «Народные ремёсла» и их родителями я провожу изучение семьи.  

    Нужно учитывать:

- культурно-образовательный уровень родителей;

- социально-экономическое положение семьи, занятость родителей;

- условия проживания, особенности образа жизни, семейного уклада;

- структуру семьи.

           Для этого использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют мне поближе познакомиться с детьми, помогают понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, взаимоотношения родителей и детей, воспитательные возможности семьи. Такие методы как, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Эффективно используются проективные методики – методики неоконченных предложений, воспитанники и родители дают ответ на одни и те же вопросы. Интересные результаты дают рисуночные диагностики, их можно так же предложить выполнить как детям так и их родителям на одну и ту же тему.

        Проанализировав ответы детей и их родителей, я использую их результаты для подготовки и проведения индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, различных внеклассных мероприятий с привлечением родителей и детей, а так же для работы на информационном стенде уголка «Для  вас, родители» в кабинете, где занимаются воспитанники мастерской. В уголок помещаю советы родителям, правила воспитания, памятки для родителей, различные рекомендации.

         На этом же этапе обращаю внимание на индивидуальные беседы и консультации по различным темам воспитания. Встречаясь индивидуально с родителями детей мастерской, во время бесед обговариваю успехи ребёнка, его трудности и пути их решения. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами. Темы консультаций и бесед фиксируются в тетради «Работа с родителями».

          Но возникает вопрос: «Как же вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс в мастерской «Народные ремёсла»? Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность родительского совета, который мы выбираем на родительском собрании в начале года из числа родителей воспитанников. В функции родительского совета входит участие в принятии решений по актуальным проблемам учебного и воспитательного процесса, помощь в организации массовых дел. Успешно родительский совет участвует в работе жюри внеклассных мероприятий, оказывает помощь в приобретении материально-технической базы для занятий кружка: бисер, проволока, леска, в конце года совместно с педагогом самым активным родителям вручают благодарственные письма.

          Когда контакт с родителями установлен, постепенно перехожу к одной из  ступенек в сотрудничестве педагога и родителей - это различные формы проведения мероприятий и праздников с привлечением родителей. Проводя такие мероприятия и праздники, убедилась, что праздники с привлечением родителей позволяют решить комплекс задач: 

  - разнообразить формы работы с детьми и родителями;

 - создать уровень эмоционально-благополучной атмосферы  в семье;

- активизировать сознательное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

        Я думаю, что совместные мероприятия, организованные педагогом и родителями, очень благотворно действуют не только на творческую деятельность воспитанника, но и на процесс становления его как личности.

          Самая главная и важная ступенька во взаимодействии педагога с родителями – это организация и проведение родительских собраний. Опыт показывает, что заблаговременное приглашение родителей за 1-2 недели намного эффективнее, чем за пару дней. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания. Приглашаю родителей с помощью индивидуальных приглашений с указанием темы собрания, иногда используя стихотворные фразы. Заранее готовлю выставку работ воспитанников, летопись мастерской «Народные ремёсла», где отражены проводимые мероприятия, конкурсы, жизнь мастерской. Завершает организационную часть подготовки родительского собрания красочное оформление кабинета. Не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал приветливый педагог в праздничном, уютном кабинете. Сценарий и проведение собрания – это предмет творчества педагога. Среди учебного года провожу родительские собрания в форме: устных журналов, лектория, ролевых игр, по такой тематике как: «Давайте познакомимся», «Эстетическое воспитание детей на занятиях декоративно-прикладного искусства», «Развитие творческих способностей детей мастерской «Народные ремёсла»», «Развитие познавательных интересов детей» и др. применяя также психолого-педагогическую диагностику.

          В интересной форме можно провести итоговое родительское собрание в конце учебного года. Например, родительское собрание «Колесо истории». Вместе с родителями поворачивая «колесо истории» жизнедеятельности объединения вспомнить, чем запомнился учебный год, пережить вновь его некоторые моменты. Провести игру в форме «открытого микрофона», где предложить родителям дать советы, на различные ситуации, возникающие в образовательном и воспитательном процессе. Поиграть в конкурс «Частных детективов» (отгадывая о ком, идёт речь),  и в конце собрания оставить заветные мечты и пожелания в конверте «Загадай желание».

          Другие формы проведения итоговых родительских собраний совместно с детьми «Перелистывая страницы», праздник «У самовара я и моя мама». С помощью компьютерных технологий можно составить фильм об объединении с такими страничками как: «Знания»- на которой родители знакомятся, какие знания, умения и навыки получили их дети в течение года, воспитанники, закончившие образовательную программу получают звание «Инструктор». На страничке «Наше творчество» родители видят, в каких выставках, конкурсах мастерская принимала участие и какие дала результаты. Страничка «Жизнь вне занятий» (игры, конкурсы, мероприятия) открывает для родителей, что дети умеют не только получать знания, но умеют и отдыхать. Страничка «Мы и наши родители», открывая которую родителям вручаются благодарности за участие в жизни ребёнка в форме детских ладошек, а детям медали «За целеустремлённость», «Знатоку всех наук», «Мастеру на все руки», «Генератору идей», «Дебют 2009» за удачное любознательное начало на творческом пути. Последняя любимая страничка детей и родителей на каждом собрании «Загадай и пожелай» и чаепитие за круглым столом.

     Завершая родительские собрания очень важно сделать выводы, сформулировать необходимые решения, важно выяснить и отношение родителей к проведённому собранию, всё это впоследствии становится предметом размышлений и анализа для педагога.

          Анализируя опыт работы с родителями за последние 3 года, выявила положительную «Динамику роста» посещения родителями родительских собраний.

     

 

                                         2008-2009    2009-2010    2010-2011

      Таким образом, целенаправленное, системно организованное использование разнообразных форм работы с семьёй приносит, как показывает опыт, определённые результаты: родители становятся всё более активными и профессионально грамотными участниками процесса развития своего ребёнка.

       Но очень часто возникает вопрос: «А как же взаимодействовать с «равнодушными родителями»? Для этого применяю такие формы работы как:

- индивидуальные встречи, либо беседа по телефону, иногда личное вручение пригласительных на родительские собрания;

- выясняю причины равнодушного отношения со стороны родителей;

- стараюсь всеми способами привлечь к творческому процессу, выясняю хобби, интересы, профессиональные навыки;

- изготавливаем с ребятами сувенир либо поздравительную открытку к Дню рождения родителей;

 - акцентирую внимание на успехи и достоинства ребёнка, его достижения в образовательной деятельности.

   Таким образом, активное взаимодействие педагога с семьями воспитанников является важным условием формирования семейных ценностей обучающихся, так как от грамотно организованной в мастерской совместной деятельности педагога и родителей зависит творческий рост ребёнка, его самоопределение и самореализация в выборе индивидуального творческого маршрута.

     Конечно, наряду с достигнутыми результатами работы с семьёй существует и немало проблем. Но мы хорошо понимаем, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех, же детей, и результат деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут подлинными союзниками.

    И в завершении хочу предложить приготовить пирог «Счастья педагога».

Ингредиенты:

  1. Улыбка
  2. Радость
  3. Тепло души
  4. Радуга
  5. Солнце
  6. Голубое небо
  7. Благополучие
  8. Доброта
  9. Щебет птиц

Способ приготовления:

Замесите пирог на доброте;

Смешайте Улыбку с Радостью;

Влейте тонкой струйкой Тепло Души;

В больших пропорциях добавляйте Благополучие;

Украсьте кусочками Голубого Неба;

Посыпьте цветами Радуги и выпекайте в Солнечных Лучах до ощущения Счастья!

Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому!

Будьте здоровы! Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жулева Ирина Анатольевна педагог дополнительного образования МОУ ДОД Дом пионеров и школьников 1 квалификационная категория село Шира 2011 Тема: «Родители + педагог = творческий ребёнок»

Слайд 2

мастерская «Народные ремёсла»

Слайд 3

Задачи: Изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка; Повышение педагогической культуры родителей; Приобщение родителей к участию в жизни Дома пионеров и школьников через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы; Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. В начале работы с родителями была поставлена цель: создание условий для творческого взаимодействия педагога, воспитанников и их родителей

Слайд 4

Используются формы взаимодействия педагога с родителями: Индивидуальные консультации и беседы по различным темам воспитания; Психолого-педагогическая диагностика; Дни открытых дверей; Родительские собрания; Агитационно-просветительская и информационная деятельность; Посещение совместно с детьми выставок прикладного творчества, музеев; Привлечение родителей к различным формам совместной деятельности; Помощь родителей в укреплении материально-технической базы; Творческий отчёт; Благодарственные письма родителям.

Слайд 5

Методы психолого-педагогической диагностики, позволяют поближе познакомиться с детьми, помогают понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции. Такие методы, как: Наблюдение; Беседа; Анкетирование; Тестирование; Проективные методики (методика незаконченных предложений) Рисуночные диагностики.

Слайд 6

Индивидуальные беседы и консультации по различным темам воспитания Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях.

Слайд 7

Когда контакт с родителями установлен, постепенно перехожу к одной из ступенек в сотрудничестве педагога и родителей – это различные формы проведения мероприятий и праздников с привлечением родителей, которые позволяют решить комплекс задач : Разнообразить формы работы с детьми и родителями; Создать уровень эмоционально – благополучной атмосферы в семье; Активизировать сознательное участие родителей в воспитательно – образовательном процессе.

Слайд 8

Самая главная и важная ступенька – это организация и проведение родительских собраний. Оформление кабинета: Сценарий и проведение родительских собраний –это предмет творчества педагога. Родительское собрание: «Развитие творческих способностей детей на занятиях в мастерской»

Слайд 9

Другие формы проведения родительских собраний совместно с детьми -«Перелистывая страницы», праздник «У самовара я и моя мама». С помощью компьютерных технологий можно составить фильм об объединении.

Слайд 10

2008-2009 2009-2010 2010-2011 Анализируя опыт работы с родителями за последние 3 года, выявила положительную «Динамику роста» посещения родителями родительских собраний Целенаправленное, системно организованное использование разнообразных форм работы с семьёй приносит, как показывает опыт, определённые результаты: родители становятся всё более активными и профессионально грамотными участниками процесса развития своего ребёнка.

Слайд 11

Формы взаимодействия с «равнодушными родителями»: Индивидуальные встречи, беседы по телефону; Личное вручение пригласительных на родительское собрание; Выяснение причины равнодушного отношения со стороны родителей; Привлечение к творческому процессу; Выяснение интересов, хобби, профессиональных навыков; Изготовление совместно с детьми сувениров для родителей; Акцентирование внимания на успехи и достоинства ребёнка, его достижения в образовательной деятельности.

Слайд 12

Таким образом, активное взаимодействие педагога с семьями воспитанников является важным условием формирования семейных ценностей обучающихся, так как от грамотно организованной в мастерской совместной деятельности педагога и родителей зависит творческий рост ребёнка, его самоопределение и самореализация в выборе индивидуального творческого маршрута.

Слайд 13

Конечно, наряду с достигнутыми результатами работы с семьёй существует и немало проблем. Но мы хорошо понимаем, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех, же детей, и результат деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут подлинными союзниками. Спасибо за внимание!