Урок по теме "Сотвори себя сам"
методическая разработка на тему

Данный урок рекомендован учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования, для использования на уроках этикета, воспитательных мероприятиях ит.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_sotvori_sebya_sam.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Этикет

Класс: 7

Дата: 22 ноября 2011г.

Тема: «Сотвори себя сам»

Тип:  закрепление и совершенствование знаний

Вид:  эвристическая беседа с элементами ролевой игры

Цель: формирование внутренней культуры обучающихся, побуждение к самоанализу и самоконтролю.

Задачи:

·        Закрепление  знаний о предупреждении конфликтов в школе и семье;

·        Формирование позитивного отношения к одноклассникам и родителям;

·        Развитие желания овладения навыками общения и социального взаимодействия.

Методы: репродуктивный, частично-исследовательский.

Ход урока:

1.Организационно-психологический момент:

- постановка темы, цели, задач урока;

- ориентирование обучающихся на предстоящую работу.

2. Актуализация прежних знаний:

 - блиц-опрос (в чем отличие диких растений и людей от домашних)

 - работа по карточкам (какие бывают конфликты и пути их решения)

3. Воспроизведение теоретических знаний:    

- индивидуальные задания  (мягкое противодействие и конструктивное  предложение)               

предложение)

4. Выполнение практических упражнений и заданий:

- ролевая игра «На приеме у психолога»;                                                                                                 - составление «рецепта счастливой семьи».                                                                                                     - методика «6 шагов»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   5. Анализ деятельности обучающихся. Итог урока:                                                                                              - эвристическая беседа по изученному материалу;                                                                                         - оценивание работы обучающимися на уроке.

        

                                                        

Открытый урок в 7 классе  по теме «Сотвори себя сам»

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас последний урок по теме «Сотвори себя сам». В течение нескольких уроков мы изучили  много интересного и нужного материала о поведении людей в разных сложных ситуациях. Поэтому сегодня вместе со мной урок будут вести ваши одноклассники. Я передаю слово Липчанской Лизе.

Лиза: Скажите, пожалуйста, а для чего мы изучали весь этот материал?

Ученики:

- чтобы знать как надо себя вести, когда возникают конфликты;

- чтобы не допускать никаких конфликтов вообще;

- научиться вести себя, как воспитанные люди;

- чтобы всем было понятно, что мы не хотим ссориться и конфликтовать;

- чтобы создать вокруг себя благоприятный климат.

Лиза: Все правильно. И сегодня нам предстоит вспомнить все изученное и оценить свои знания.

Мне нужны  помощники, есть желающие? Хорошо, давайте это будут  Валетова Регина  и Сергей Шевырев. Сережу я попрошу  раздать карточки с заданиями, чтобы ребята подготовили ответы, а Регина проведет блиц-опрос по изученному материалу.

Регина:

-  можно ли отличить дикую грушу от культурной ? (да, дикая растет где попало, а культурная в саду)

- есть отличия во внешнем виде? (да, культурная имеет более красивый внешний вид – крупные листья, сформированную крону, большие плоды, а у дикой – мелкие листья, иногда надломленные ветки, мелкие и корявые плоды)

-отличается вкус плодов дикой и культурной груши? (да, у дикой невкусные сухие плоды, а у культурной сладкие и сочные)

-можно дикую грушу превратить в культурную (можно, если ее пересадить, сделать прививку, поливать, удобрять, формировать крону)

- можно пример с грушами рассмотреть как пример с воспитанными и невоспитанными людьми? (можно)

- в чем отличие воспитанного о невоспитанного человека? (воспитанный никогда никого не обидит, будет вести себя по правилам)

- с кем приятнее общаться окружающим людям: с воспитанным человеком или с невоспитанным? ( с воспитанным)

- можно  невоспитанного  человека превратить в воспитанного? (можно, только если он сам этого захочет)

- как это можно сделать? (выучить правила поведения и быть добрее и вежливее с людьми)

Лиза:  Вы все сказали правильно – каждый должен сотворить себя сам. А в каких ситуациях особенно ярко проявляется воспитанность человека? Конечно, в конфликтных. Сережа, тебе слово, проведи опрос по карточкам:

1.     Что такое конфликт? (это столкновение, противоречие, из-за чего возникает вражда)

2.     Какие бывают конфликты (неуправляемые, когда конфликт может перейти в ссору и драку;  внутренний конфликт или холодная напряженность, когда люди настраивают всех друг против друга; избегание общения, когда человек переживает, у него все валится из рук)

3.     Какие есть способы остановить  конфликт (компромисс, когда люди уступают друг другу  и сотрудничество, когда решают проблему сообща, находят общее решение)

4.     Каким должно быть поведение в конфликте (воспитанным: должно быть мягкое противодействие  и конструктивное предложение)

Лиза: Все правильно.  А сейчас  Максим Прохоров  раздаст задания. Подумайте,  как будете  себя вести, если сложится конфликтная ситуация в классе . Решите проблемную ситуацию, в основе решения должно быть мягкое противодействие и конструктивное предложение.

Задания:

1.     Вам не хочется принимать участие в классном часе, вы уже его проводили не раз, как поступить?

2.     Ваш одноклассник в игре никогда не передает вам мяч, вам обидно, вы считаете это несправедливым, как поступить?

3.     Вы хорошо рисуете,  и все в один голос твердят, что рисовать плакат к празднику должны вы, а вам хочется, чтобы участие принимали все. Как быть?

4.     Ваш одноклассник постоянно забывает ручки и тетради, а потом просит вас поделиться, но назад их не возвращает, как сказать ему, что это неправильно?

5.     Вас постоянно просят заменить дежурных в классе по разным причинам, кто-то себя плохо чувствует или опаздывает на автобус, как отказаться, никого не обидев при этом?

6.     У вас просят списать домашнее задание, вы понимаете, что этого делать нельзя, как мягко отказать?

7.     Ваш сосед по парте не носит учебники и постоянно пользуется вашими, вас это отвлекает на уроке, как поступить?

Лиза: Пока ребята думают над вопросами, давайте поиграем в игру «Если бы я был психологом». Сейчас мы разыграем сценку, вам надо внимательно выслушать конфликтующие стороны и решить проблему.  Мне нужны мама, дочь и психолог, который будет всем задавать вопросы. В роли мамы я вижу Валетову Регину, в роли дочери Вайс Настю, а роль психолога исполнит Абдулин Арман.

Сценка:

Мама: Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она меня совершенно не слушает. Она не хочет меня понимать. Ну, ладно, прическа, серьги, голый живот, наушники, жвачка бесконечная… я с этим смирилась. Но в своей комнате можно убрать?! Там, как после бомбежки, везде все разбросано. В шкафу книги вперемежку с колготками. А под кучей футболок – тюбик с губной помадой и тени. На столе тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах и не уберу сама. А, главное, что сама не убирает, и меня не пускает – это, мол, «ее территория». Про учебу не говорю уже. В школу стыдно зайти. Иногда хочется взять ремень и выпороть хорошенько. Но я пока терплю, глотаю обиды со слезами…

Дочь: родители конкретно уже достали: и то не так, и это не так. Им вообще «начхать» на мои дела – иду в ванную, а они говорят: «вынеси мусор». Только включу музыку, надену наушники, чтобы не мешать им же, а они «сходи за хлебом». Только сяду к компу, тут же «вымой посуду». Как будто времени другого не будет,  все специально делают, чтобы меня разозлить. И постоянно хотят мной командовать: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь спорить, сразу называют неблагодарной. А я все равно буду делать по-своему, иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

Психолог:

1.     Правильный способ поведения выбрала девочка?

2.     В чем ее ошибка?

3.     Что можно ей посоветовать?

4.     Правильно ли вела себя мама?

5.     Должна ли она терпеть от дочери такое поведение?

6.     В чем может заключаться компромисс между ними?

7.     Счастливы ли они? Могут  они в дальнейшем  стать счастливой семьей?

Лиза: Давайте все вместе попробуем создать рецепт счастливой семьи, в которой нет места конфликтам и ссорам. Для этого надо ответить на вопросы. Сейчас Дима Неустроев раздаст вам карточки, в которых написано продолжение предложения. Настя Белова  читает первую часть предложения, а вы продолжаете, но всего предложений будет два. Они написаны на доске:

1.     Счастье семьи, это умение владеть собой, что означает…..

2.     Счастье семьи, это умение найти компромисс, для чего нужно…..

Прочтите внимательно, что написано в ваших карточках. Итак, Настя, читай  первое предложение, а ребята продолжат:

Счастье семьи, это умение владеть собой, что означает…

- контролировать свое поведение, держать себя в руках, быть уравновешенным, корректным;

- сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно, не позволять себе грубости;

- заниматься самовоспитанием, ставить себя на место другого;

- научиться уважать других людей и видеть свои недостатки.

Счастье семьи, это умение найти компромисс, для чего нужно...

- найти такое решение, которое устроит всех;

- войти в положение другого человека;

- видеть правоту другого человека, отказаться от своего эгоизма;

- не считать себя выше других, уважать чужое мнение.

Лиза: Мне кажется, что если мы научимся применять все эти правила в своих семьях, мы будем счастливы, как вы думаете?                                                                  А пока  мы обсуждали поведение в семье, ребята готовы рассказать о поведении в классе. Когда решаются все проблемы на основе мягкого противодействия и конструктивного предложения. ( ответы ребят). Ребята  справились с заданием. Еще есть замечательная методика, которая называется «6 шагов». О ней нам расскажет Галиева Асель.

Асель: Давайте попробуем данную методику, которая называется «6 шагов»  использовать при решении конфликта между Таней Бессарабовой и Антоном Санниковым. Антон и Таня, встаньте, пожалуйста, друг против друга на расстоянии 6 шагов. Представьте, что у вас  завтра самостоятельная работа  по литературе, а вы не дочитали нужное произведение, но у вас только одна книга на парте, кому читать первому? Никто не хочет уступать, разгорелся конфликт. Давайте попробуем этот конфликт погасить.

Методика «6 шагов»

1.     Задайте себе вопрос «Какое мое желание привело к ссоре?» Ответьте по очереди  и при ответе сделайте шаг навстречу друг другу.

2.     Конфликт возник из-за желания получить что-то именно сейчас, одновременно? Ответьте по очереди  и при ответе сделайте шаг навстречу друг другу.

3.     Можете ли вы поодиночке придумать выход из этой ситуации? Какой? Ответьте по очереди  и при ответе сделайте шаг навстречу друг другу.

4.     Сколько решений вы можете придумать вместе? Можно попросить помощи у одноклассников. Ответьте по очереди  и при ответе сделайте шаг навстречу друг другу.

5.     Какое решение самое лучшее? К чему оно приведет? Будет ли доволен каждый из вас? Ответьте по очереди  и при ответе сделайте шаг навстречу друг другу.

6.     Вы будете выполнять это решение? Ответьте по очереди  и при ответе сделайте шаг навстречу друг другу. Пожмите друг другу руку в знак примирения.

Лиза : Ребята, как вы думаете можно ли подобным образом решить многие наши конфликты? Я тоже думаю, что да. Запомните эту методику и в трудную минуту применяйте. Подводя итог нашего урока, давайте сделаем  анализ всего, о чем мы сегодня говорили.

Мукашева М.: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликта.

Грибенникова Л.: чтобы сохранить свое здоровье, надо научиться жить в мире, принимая всех такими, какие они есть.

Прохоров М.: Мы должны сами измениться и воспитать себя, а не ждать, пока это сделает кто-то другой.

Учитель: Спасибо всем помощникам. Можно сказать, что мы сможем найти выход из любой ситуации только в том случае, если научимся правильно оценивать себя, контролировать свои эмоции и действия, т.е. мы должны  «сотворить себя сами»? Хорошо, что вы все поняли, но как на любом уроке  за работу полагается ставить оценки. Я предлагаю вам оценить себя самостоятельно. Давайте поставим  оценки своему соседу, комментируя работу этого ученика на уроке. (ребята ставят друг другу оценки)

Урок закончен. До свидания.

Для подготовки данного урока использованы материалы сборника «Классные часы. 8 класс» Авт-сост. А.В.Давыдова М.:Вако,2010.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок безопасности "Научи себя беречь"

Жизнь каждого человека бесценна. Начиная с раннего возраста каждого ребенка необходимо учить сознательному и ответственному отношению к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих людей. Пот...

открытый урок "Разбуди в себе лидера"- педагог организатор Карамзина Светлана Валентиновна

Конспектоткрытого занятия «Разбуди в себе лидера!»Цель занятия - создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.Зад...

Урок-практикум "Помоги себе сам"

Сформировать умения уобучающихся правильно действовать   в  возникших нестандартных, критических ситуациях....

Урок русского языка в 7 классе Тема: «Страдательные причастия настоящего времени» урок сочетает в себе ряд технологий: диалоговая, технология игрового обучения, здоровьесберегающие, компьютерные

    Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, ...

Технологическая карта урока Познай самого себя

Цель урока - способствовать изучению учащимися себя как части природы и общества, выявлению своих биологических особенностей и потребностей; раскрыть  роль знаний о собственных способностях и воз...