Прогулки по речке Рагуше. Первые дни лета.
статья по теме

 

Любое место ассоциируется с каким-то определенным цветом. В этот раз представляю речку Рагушу в сочетании зеленого и коричневого. Зеленый был буквально везде: трава, деревья, гусеницы, палатки, миска… Коричневый пришел от камней, глины, торфяной речки, стволов. Хотя глина не была вовсе коричневой, скорее красной, синей или белой в разных местах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki_po_rechke_ragushe.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулки по речке Рагуше. Первые дни лета.

Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 538

Москалькова Н.Р.

Любое место ассоциируется с каким-то определенным цветом. В этот раз представляю речку Рагушу в сочетании зеленого и коричневого. Зеленый был буквально везде: трава, деревья, гусеницы, палатки, миска… Коричневый пришел от камней, глины, торфяной речки, стволов. Хотя глина не была вовсе коричневой, скорее красной, синей или белой в разных местах.

Начало было очень неожиданное, и пришлось потратить достаточно времени, чтобы привыкнуть к людям, природе и условиям. Смешанный лес (больше лиственный), стаи комаров, целые стада клещей, готовая поляна с костровым местом и столом, безупречная погода, россыпи камней — все это было как-то непривычно. Еще одним походным новшеством было разделение всех дней на до и после обеда. Такого обычно не бывает. Но здесь это распределение было достаточно удобным, так как ходили не очень далеко и в разные стороны.

 А вот к постоянной смене ландшафта привыкнуть так и не удалось. Менялись не только места, то есть поле-поле-река-болото-поле-дорога-лес-поле и т. д., но и одно и то же место могло каждый день быть совершенно иным! За время нашего пребывания уровень воды спал на целый камень диаметром около 30 см! Не говорю уже о том, что если долго идти вертикально вверх от реки, то через полчаса можно неожиданно намочить ноги в болоте, расположенном на возвышенности.

 У местных комаров распорядок дня отсутствует напрочь… Пыталась установить закономерность степени их активности — безрезультатно. Как верблюды какие то: могут день наедаться и где-то в горбу откладывать запасы, а потом день спать.

В общем, чтобы проанализировать все законы природы этой местности, надо потратить не неделю, не две, и даже не месяц!

Первый день. Сухое русло, установка лагеря.

 Ставим лагерь на подготовленной поляне с волейбольной сеткой, столом и щитами для «ровного пола палаток». Все это происходит совсем недалеко от дороги, но, как позже выяснилось, ее совсем не слышно из лагеря. То ли автобусы там проезжают два раза в сутки, то ли стоят магические прозрачные звуковые барьеры. Здороваемся с рекой, спустившись по деревянной лесенке. Она нам вежливо отвечает небольшой прогулкой по руслу до места исчезновения воды. Возвращаемся в итоге перемазанные глиной, загрызенные комарами, шокированные перепадом высот русла и берегов, так, что можно фотографировать сверху головы людей! Но папоротники в половину человеческого роста удивили! Можно прям кино про динозавров снимать. Хотя Валерий Евгеньевич (хозяин места) что-такое вроде рассказывал уже…

 Вечером возник вопрос: какой вход в палатке открывать, если станет совсем душно? Решался он сам по себе на протяжении всей ночи, когда каждый по пять раз просыпался и пытался закупорить все щели так, чтобы сохранить внутри еще хоть каплю тепла. Каждая последующая ночь была «на один свитер теплее».

Второй день. Продолжение похода по реке от моста к воклюзам (место появления реки из-под земли), небольшой дождь после обеда, проход под водопадом, подготовка к ориентированию.

 Спустились под мост и оказались в сухом русле. Играли в геологов — собирали камни. Учились отличать кварц, кремень, известняк, гранит и слюду. Особенно всем понравились зоофикусы (это когда нечто зоологическое проползает по земле, потом известняк затвердевает, а след остается и напоминает по виду нечто фикусообразное. Надо еще сказать, что время проползания отстоит от нас на пару миллионов лет).

 После небольшого бурелома вышли к водопаду. Стоило посмотреть на лица взрослых, смотревших снизу на это все! «Интересно, вот успею я снизу половить ребят или лучше не пробовать?» На самом деле, все было не так уж и страшно, но это когда идешь сам. А снизу достаточно широкой полочки не было видно, смотрелось жутковато. Лично я за эти пять минут наслаждения состоянием «предсвободного падения» усвоила две вещи: 1) резиновые сапоги замечательны для прогулки по мокрой глине, но дело в том, что вода из водопада заливается в них сверху. 2) если фотографировать водопад снизу вверх, то потом можно довольно долго делать превосходные затуманенные кадры без всякого фотофильтра.

 После обеда сухое русло немного намокло от дождя, поэтому занимались изучением компасов, карт и местных коллекций минералов.

Третий день. Методика быстрого чтения (устного счета), пробное ориентирование, поход на рудник и родник.

 После припозднившегося завтрака нас учили читать. Для этого понадобилось вспомнить таблицу умножения и правила сложения чисел в пределах ста. За это время была поставлена небольшая трасса по ориентированию. Первый блин комом. Компас перевернут, показывает не туда, ЛЭП есть, а проводов нет, идти надо строго на восток, а там болото по колено… Что делась с этими красными бумажками и где их вообще искать? Какая же это поляна, если здесь трава растет? Я не могу найти КП, его уже кто-то буквально «взял»! И это еще хорошо, если ЕГО, а не ЕЕ… Но в итоге с помощью волшебного свистка и аппетитного запаха супа все были возвращены на финиш.

 Дальше появилась следующая проблема: куда идти, на рУдник или на рОдник? Решили совместить. Шли по полю, собирали цветочки, а потом пересекали реку по бревнышку. Смелые парни пытались соорудить в воде живые перила. О вытекающих из кроссовок последствиях догадайтесь сами… Наконец увидели красные вертикальные стены старого бокситного карьера. Постояли на красных россыпях бокситов. И все это на фоне ярко-голубого неба! И как можно было забросить это все? Здесь же даже работать приятно, наверное!

 А родник оказался очень удобным, хорошо оборудованным и удивительно прозрачным. Интересно, что сток воды осуществляется по деревянным 100-летним желобам, которые находятся в прекрасном состоянии и пока не собираются даже прогнивать. Хлебнули водички и спустились обратно в поле через заросли борщевика.

Четвертый день. Волейбол и загорание, усложненное ориентирование, поход части группы к «ножу» и могильнику.

 Утро выдалось жаркое, солнце пекло, пока ставилась очередная ориентировочная трасса, поляна разделилась на две части: одни загорали на траве, а другие играли над ними в волейбол. Странно, но клещи тоже оценили хорошую погоду и выползли одновременно с нами на туже траву, так что к вечеру их коллекция в блокнотике заметно увеличилась.

 С ориентирования на финиш уже не «случайно выползали», а целенаправленно прибегали. Некоторым удалось даже собрать все семь КП!

 Но на этом сил немного убавилось, выйти сухими из воды удалось не всем, тем более, было воскресенье, поэтому смотреть на «нож» пошла не вся группа. На этот холм с живописным названием пришлось заползать на четырех конечностях, и это еще если все удачно сложится. После был могильник 12 века (древний курган посреди распаханного поля). На нем росли красивые сосны, а над ними кружили вместо воронов чайки. На обратном пути встретилась деревня. Вроде и жилая, а вроде и нет никого. Но все же встретили одного человека, выходившего из дома, который даже поздоровался с нами и, почему то, сразу попрощался.

 Вечером воспоминания были такие: «Мы взобрались на нож и оказались на языческой могиле»…

Пятый день. Поход к березе из сосны, возвращение по вырубке, глиняной тракторной дороге, после обеда небольшой поход к роднику через деревню по дороге.

 Это был день дорог. Первая была глиняная и скользкая, вторая — сухая и пыльная. Прокладывать дороги хорошо, но вот там она ну совсем не смотрелась. Зато было интересно учиться ходить по глине, угадывая, где она тверже. Тяжелое ощущение после посещения вырубок снимали прогулкой в лес.

Шестой день. Сборы, возвращение к сухому руслу, отъезд.

 Погода нам все так же не изменяла, и уезжали мы под солнцем. Самым интересным процессом был поиск хозяев носков, развешанных по дереву. В центре поляны стояло одинокое дерево, которое с первых промоченных штанов играло роль вешалки-сушилки. Со стороны выглядело новогодней елкой с подарками и игрушками.

 Напоследок сходили попрощаться с Рагушей к сухому руслу. Вернулись в лагерь как хомячки, с полными карманами камней. Прямо как из сувенирной лавки в конце поездки! Палатки собрали, клещей стряхнули и… до свидания, Рагуша. На прощание получили вежливое приглашение сделать посещение этих мест &


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речка Рагуша"

Любое место ассоциируется с каким-то определенным цветом. В этот раз представляю речку Рагушу в сочетании зеленого и коричневого. Зеленый был буквально везде: трава, деревья, гусеницы, палатки, ...

Там, где речка -речка Бирюса...

Книга Рыбиной Светланы Петровны "Там, где речка -речка Бирюса..."...

Социальный экологический проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке» (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!»)

Проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!») рассказывает о системе организации и опыте проведения эко...

Электронный сборник материалов первого этапа педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районного конкурса "Учитель года"

Материалы выступлений педагогов на первом этапе педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районног...

Классный час, посвященный Международному Дню защиты детей "Первый праздник лета"

Данный классный час проводился дистанционно сразу в двух колледжах города города - Белгородском политехническом колледже и Белгородском индустриальном колледже. Кураторы двух групп подготовили теорети...

конспект открытой прогулки "Навстречу солнечному лету"

Цель занятия: расширять представления детей о летних изменениях в природе...