составляющие проф.культуры современного педагога
методическая разработка по теме

Головченко Марина Борисовна

Описание о том, что такое культура, и каковы основные составляющие проф.культуры современного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.r_no3_esse.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ЭССЕ   на тему:

«Каковы основные составляющие профессиональной культуры современного педагога».

                                                 Слушатель курсов по   программе:  «Образование и общество

                                                                       Актуальные вопросы  психологии и педагогики»

                                                                                        Педагог дополнительного образования:    

                                                                                                     Головченко Марина Борисовна

                                                                                                        Руководитель: к.п.н. ,доцент

                                                                                                     Озерова Светлана Анатольевна

                                                                 

                                                          Орехово-Зуево

                                                                      2012

Профессионально-педагогическая культура педагога  выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры по моему мнению необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

  1. профессионально-педагогическая культура — это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
  2. профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
  3. профессионально-педагогическая культура — это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
  4. единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;

И поэтому, особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры педагога обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. В процессе своей педагогической деятельности я  овладеваю  идеями и концепциями, приобретаю знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оцениваю их как более значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.

Я, считаю,  что каждый педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности. История школы и педагогической мысли — это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение в старом, давно известном, увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры педагога.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности педагога. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Гуманистическая направленность педагогической деятельности дает возможность исследовать механизм удовлетворения многообразных духовных потребностей личности. В частности, как, каким образом удовлетворяются потребности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного индивидуального опыта, т. е. всего того, что лежит в основе целостного образовательного процесса.

Педагогическая деятельность по своей природе технологична. В этой связи требуется операциональный анализ педагогической деятельности, позволяющий рассматривать ее как решение многообразных педагогических задач. К их числу я  отношу совокупность аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач, приемы и способы решения которых и составляют технологию профессионально-педагогической культуры педагога.

Педагогическая технология мне помогает понять суть педагогической культуры, она раскрывает для меня исторически меняющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений. Именно в таком случае педагогическая культура выполняет функции регулирования, сохранения и воспроизведения, развития педагогической реальности.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения мною выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, как каждый  педагог я способна  преобразовывать, интерпретировать их, что определяется моими личностными особенностями, так и характером моей педагогической деятельности. Именно в моей педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. Таким образом, педагогическое творчество это вид жизнедеятельности любого творческого человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от педагога адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.

Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей педагога. В педагогических ценностях личность опредмечивает  индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т. е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.  

.  Таким образом, педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей  педагога. Педагогическое творчество предполагает наличие  инициативности, индивидуальной свободы, независимости суждений, ответственности, мобильности. На своем примере, воздействуя на других, творю себя, определяю своё собственное развитие, реализую себя в деятельности.  Педагогическая деятельность имеет количественные и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда я  правильно оцениваю , лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей её объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. Педагогическое творчество как компонент профессиональной педагогической культуры не возникает автоматически, для его развития нужны объективные и субъективные предпосылки.  К объективным предпосылкам относится влияние конкретного культурно-исторического периода, в котором работает педагог; морально-психологический климат коллектива; наличие адекватных средств обучения и воспитания; материально-техническая оснащённость образовательного процесса.    Субъективными предпосылками для проявления педагогического творчества являются высокий уровень общекультурной подготовки педагога, его личностные качества, наличие мотивации к творческой деятельности и уровень образованности, педагогический опыт и интуиция. Неотъемлемой частью профессионального становления меня, как педагога,  является совершенствование профессиональной компетентности, которая определяется уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.  Проблема развития профессионально-педагогической компетентности сегодня для меня является одной из самых ключевых в современной педагогике. Ведь профессионализм в любой профессии как и в моей професси, профессии педагога-музыканта,– это сплав личностных характеристик человека, теоретических знаний и практических умений. И поэтому  уровень профессионализма – это качественный показатель его развитости как личности. Благодаря данной компетентности взаимодействие педагога на личность воспитанника реализуется на фундаментальной научной базе, на уровне высоких гуманитарных технологий.                                        

Личность педагога-музыканта в современном образовании – это личность носителя культуры и ее творца, преемника и создателя педагогического опыта.  Основными составляющими профессиональной культуры в моей работе можно назвать следующие: многоуровневая структура процесса подготовки музыканта; постепенное усложнение образовательных и развивающих задач (двигательных, слуховых, эмоциональных, композиционных, логико-аналитических); постоянное совершенствование и саморазвитие; главенство и сохранение индивидуального подхода в подготовке детей ; сочетание широкого культурного подхода и исполнительской универсальности; высокий уровень психолого-педагогической и культурологической подготовки; погруженность в пространство культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный педагог.

Публичное выступление на тему: "Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный педагог"...

Имидж современного педагога. Составляющие педагогической культуры.

В современном мире, где требования к профессиональной деятельности педагогов становятся все более высокими, профессиональный имидж играет важную роль в формировании доверия и уважения со стороны учени...


 

Комментарии

Головченко Марина Борисовна

Спасибо за поддержку