План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"
план-конспект на тему

Хисамова Лилия Ханифовна

 

Занятие-проект (краткосрочный).

Тип урока: иформационно-творческий.

Решение проектной задачи требует  коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформление "Красного уголка природы")

Здесь проявляются умение планировать ход решения, распределять работу между членами группы осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_stranicam_krasnoy_knigi.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: По страницам Красной книги.

Проблема: недостаточные знания детей о Красной книге.

Цель: формирование основ экологической культуры.

Задачи:

  1. Познакомить с экологическими понятиями: Красная книга, среда обитания; 
  2. Активизировать познавательную и самостоятельную деятельность обучающихся;
  3. Развивать сотрудничество в группе, творческий потенциал, умение анализировать, видеть проблему, логическое мышление, воображение, эмоции, память, речь;
  4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на земле, любовь к природе родного края.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированный.

Форма занятия: коллективно-групповая.

Методы: 

  1. Словесно-логические (эвристическая беседа, дискуссия);
  2. Наглядно-образные (плакат, карточки, использование видеофильмов); 
  3. Практические.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Видео из передачи «В мире животных», мультфильм «Смешарики»;
  3. Раздаточный материал: запрещающие знаки, плакат «Будь природе другом», цветная бумага, клей, кустарники.

Словарная работа: Красная книга.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, юные любители природы.

Доброе утро!    я вам говорю.

Доброе утро, я всех вас люблю.

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться.

II Новая тема.

1. Вводное слово. 

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в таинственный мир природы, узнаем о существовании необычной книги, а что это за книга и для чего она нужна, вы расскажите в конце занятия.

2.  Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию

- А путешествовать мы будем с мульт. Героем Кар-карычем. Он хочет рассказать  одну историю, которая произошла с ним.

( Видео из м/ф Смешарики - «Красная книга» на полянке 1)

- Почему расстроился Кар-карыч? (Ответы детей.)

- Что же сделали его друзья? (Ответы детей.)

Кар-карыч сказал, что они исчезла целая среда обитания.

- Что же это значит среда обитания? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, кто-нибудь пострадал после таких раскопок? (Ответы детей.)

3. Животные, птицы, растения. 

Почернела поляна, исчез яркий ковёр цветов, (слайды 2) а вместе с ним и все насекомые,  ведь они собирают с цветков пыльцу и нектар для питания своей семьи. Улетели и птицы, ведь без цветка нет плода и нет пищи для них. Исчезли лягушки, уползли ужи, многие животные не нашли для себя привычных растений.

- А вы встречали этих животных и растения в природе? (Ответы детей.)

 Да, действительно, ими бы только восхищаться,  но исчезла полянка, и эти животные тоже могут исчезнуть.

- Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? (Ответы детей.)

- Послушайте, что об этом говорит Кар-карыч.

4. Знакомство с Красной книгой.

( Видео из м/ф Смешарики - «Красная книга» в библиотеке. 3)

- У меня в руках Красная книга. Как вы думаете, почему книгу назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Ответы детей.)

Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.

- Что ещё знаете о красном цвете? (Ответы детей.) (Сигнал опасности.)

 - Где на дороге нам встречается красный цвет?

- Что он обозначает? (Ответы детей.)

- А какую опасность обозначает красный цвет книги? (Ответы детей.)

5.Физ. минутка. 

- Ребята, давайте вместе сделаем зарядку. (Музыкальная 4)

6. Составление памятки.

Мы познакомились с Красной книгой.

- А все животные и растения туда занесены? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, беречь нужно только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)

- А почему всех? (Ответы детей.)

 Помните, Кар-карыч сказал, что исчезла целая среда обитания, давайте поиграем в игру «Продолжи предложение».

 Д/игра «Продолжи предложение». (Карта – схема. 5)

Если исчезнут растения, то ….

Если исчезнут насекомые, то….

Если исчезнут птицы и лягушки, то….

Если исчезнут звери, то….

- А чем же мы с вами можем помочь растениям и животным? (Ответы детей).

 - Давайте мы выпустим памятку «Береги природу» для Кроша и Ёжика и всех людей, чтобы они не забывали правила поведения в природе.

- Ребята, перед вами плакат, на котором нарисованы рисунки, нужно   правильно расставить запрещающие знаки.

(Слайды 6)

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают первую модель-ошибку  

( картинка - мальчик с ножом, повреждает кору дерева).

- Какую ошибку совершает мальчик?

- Можно наносить вред коре дерева? Почему нельзя? (Ответы.)

(Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок – дерево может засохнуть.)

- О каком запрете здесь говорится? (Не повреждай кору деревьев.)

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.) 

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают вторую модель-ошибку  

 (картинка - ребята, пинающие мухоморы).

- Какую ошибку совершают ребята?

- Правильно ли это? Почему? (Для человека мухоморы вредны, а вот для лесных жителей они служат пищей и лекарством. Например, заболевший лось заходит в ельник, находит среди елочек мухоморы и поедает их. Мухоморы - лосиное лекарство!)

- О каком запрете здесь говорится? (Нельзя сбивать грибы в лесу, даже несъедобные.)

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают третью модель-ошибку  

 (картинка – девочка собирает луговые цветы).

- Какую ошибку совершает девочка?

- Можно так делать? Объясните почему. (Ответы.)

Если вы сорвать цветок, то семян от него не будет, и таких цветов будет все меньше и меньше.

- О каком запрете здесь говорится?

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают четвёртую модель-ошибку  (картинка - дети сбивающие паутину.)

- Какую ошибку совершают ребята?

- Правильно ли это? Почему?

 (Пауки уничтожают комаров, мух, тлей и других насекомых, которые вредят человеку и его хозяйству.)

- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? (Не обрывай паутину и не убивай пауков.)

 - Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают пятую модель-ошибку  

 (картинка – мальчик сачком ловит бабочек).

- Правильно ли поступает мальчик?

- А вам приходилось ловить бабочек сачком?

- Как вы думаете, это хорошо или плохо? Объясните. (Насекомых ловить нельзя: они нужны природе. Пчелы и шмели с утра до вечера собирают нектар, из которого получается мед.)

- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? (Нельзя ловить бабочек, пчел, стрекоз и других насекомых.)

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают шестую модель-ошибку  

 (картинка – девочки собирает редкие цветы).

- Правильно ли поступают девочки, собирая редкие цветы?

- Можно так делать? Нет? Объясните почему. (Ответы.)

(Со временем такие растения совсем пропадут.)

- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? (Нельзя рвать редкие цветы.)  

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.) 

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают седьмую модель-ошибку  

(картинка – дети с палкой, разоряющие муравейник).

- Правильно ли поступают ребята?

- Как вы думаете, какую роль в природе играют муравьи?

(Муравьи питаются мелкими насекомыми, которые приносят вред человеку.)

- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? («Нельзя разорять муравейники!».)

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают восьмую модель-ошибку  

(картинка - дети, несущие ежа домой.)

- Какую ошибку совершают ребята?

- Правильно ли это? Почему? (Нельзя ловить животных в лесу и приносить их домой. В неволе они погибнут: неволя не заменит животным их природного дома.)

- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? («Нельзя уносить животных домой!».)

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают девятую модель-ошибку  

(картинка - дети, нашедшие гнезда птиц с птенцами и яйцами.)

- Правильно ли поступают ребята?

- Почему нельзя трогать, птичьи гнёда?

- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? («Нельзя разорять птичьи гнёзда!».)

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

 (Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают десятую модель-ошибку  

(картинка – дети собирают грибы и ягоды с корнями.)

- Какую ошибку совершают ребята?

- Почему нельзя собирая ягоды и грибы вырывать их с корнями?

- О каком запрете здесь говорится? (Нельзя вырывать грибы и ягодные кустарники с корнем.)

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают одиннадцатую модель-ошибку  (картинка – дети  возле костра.)         

- Какую ошибку совершают ребята?

- Можно ли без взрослых разводить костёр?

- Какой вред может нанести не затушенный костёр?

- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? («Нельзя разжигать костёр без взрослых.)

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

(Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)

  1. Дети совместно с педагогом рассматривают двенадцатую модель-ошибку  (картинка – дети, слушающие громко музыку.)

- Правильно ли поступают ребята?

- Почему нельзя шуметь в лесу?

- Значит, какое правило, мы с вами можем из этого вывести? («Нельзя шуметь в лесу!».)

- Найдите этот знак и прикрепите к памятке.

 (Запрещающие знаки на столе. Дети по одному подходят к столу и выбирают запрещающий знак и соотносят его с рисунком.)

  1. Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Если мы все будем соблюдать эти правила, то  тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

 (Слайд – концовка 7.)

7. Практическая работа.

 Ребята, давайте мы с вами оформим свой «Красный уголок природы».

Он будет напоминать нам, и нашим гостям, что нужно бережно относиться к природе, беречь её и охранять.

- Посмотрите на этот уголок (показ уголка), чего не хватает в этом уголке? (Ответы детей.)

  1.  Давайте мы его заселим. Сейчас я вам раздам детали для изготовления животных, растений. Вам нужно будет их склеить.

(Дети изготавливают животных и растения из бумаги.)

8. Рефлексия.

- Ребята, что бы вы могли пожелать природе, друзьям, гостям. (Дети по одному говорят своё пожелание, и выставляет свою подделку в «Красный уголок природы».)

V. Итог

1. Обобщение.

- С какой книгой мы познакомились? (Ответы детей.)

- Какие животные занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)

(Редкие, исчезающие.)

- Как вы думаете, беречь нужно только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)

- Что мы выпустили?  (Памятку «Береги природу», с правилами поведения в природе.)

- Что мы с вами оформили? (Свой «Красный уголок природы».)

- Ребята, если вам понравилось наше занятие улыбнитесь друг другу.

- А если вам ребята и дорогие гости понравились наши добрые дела похлопайте друг другу.

2. Вручение сувениров.

 - Наше путешествие с Кар-карычем подошла к концу, и он вам приготовил подарки в благодарность за хорошие дела, которые мы сделали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области

Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи:  Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку;  Воспитание и пропаганда разумного...

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

План-конспект открытого занятия «Красная книга Тамбовской области».

Цель: Познакомить детей с понятиями «Красная книга» и «Красная книга Тамбовской области». Задачи: Познакомить детей с причинами создания Красной книги.Познакомить обучающихся с некоторыми видами ...

Конспект занятия: Тема: По страницам Красной книги.

Задачи занятия познакомить с экологическими понятиями: Красная книга, среда обитания....

Открытое занятие «ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ».

воспитывать чувство понимания прекрасного, бережного отношения к природе и любви к ней;            б) через содержание учебного проекта подвести ...

Тематическое занятие "Путешествие по страницам Красной книги. Венерин башмачок"

Данное занятие можно провести среди учащихся в рамках работы по экологическому направлению. Занятие можно провести на классных часах, при организации кружковой работы и внеурочной деятельности среди д...

Познавательное занятие "По страницам Красной книги"

Познавательное занятие "По страницам Красной книги" рекомендовано для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ( 5 класс, возраст 11-13 лет)      ...