Программа " Азбука счета " ( Подготовка детей к школе )
рабочая программа на тему

Рыкова Светлана Александровна

Программа «Азбука счета» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.

Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития , что позволяет успешно учиться.

Целью программы является формирование элементарных математических представлений, что  обеспечивает  преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием.

Апробирована в течении 2 лет работы с детьми 5-7 лет и дает положительные результаты .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_scheta.odt36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа «Азбука счета» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.

       Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития , что позволяет успешно учиться.

        Целью программы является формирование элементарных математических представлений, чтобы обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием.

        Задачи программы:

Образовательные:

  1. Формировать общее представление о множестве и числе;
  2. Формировать навыки количественного и порядкового счета в  пределах  20;
  3. Знакомить с составом числа;
  4. Учить детей решать простейшие арифметические задачи ;
  5. Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ;
  6. Учить сравнивать множества;
  7. Знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление;
  2. Развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;
  3. Развивать мелкую моторику, глазомер;
  4. Развивать  инициативу;

Воспитательные:

  1. Воспитывать внимание;
  2. Воспитывать организованность;
  3. Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию,

Отличительной особенностью программы является то, что содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Что позволяет  снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают  много  нового, учатся обобщать.

   Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас  детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

  Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.

Учебный материал организован по следующим разделам :

  1. Количество и счет.
  2. Величина.
  3. Ориентирование в пространстве.
  4. Ориентирование во времени.
  5. Геометрические фигуры.
  6. Логические задачи.

      Основные формы и способы работы с детьми.

Режим занятий :

        Программа составлена для детей 5,5-6,5 лет,

занятия будут проходить 2 раза в неделю по 30 мин.

        Срок реализации программы 1 год.

        Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий, игр и игровых  упражнений, теоретическую часть, физкультминутки,  что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

        Предполагаемая наполняемость групп 12-14 человек.

        Планируется провести 72 занятия за учебный год.

        Программа включает работу по группам , коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

                      Прогнозируемые результаты.

На конец учебного года дети должны уметь:

  1. Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества  и целое по известным частям.
  2. Считать до 10 и дальше.(количественный и порядковый счет до 20)
  3. Называть числа в прямом и обратном порядке до10.
  4. Соотносить цифру и количество предметов.
  5. Составлять и решать задачу на сложение и вычитание ,пользоваться цифрами и математическими знаками.
  6. Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу.
  7. Измерять длину предметов.
  8. Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть.
  9. Различать ,называть : отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб.
  10. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница)
  11. Определять временные отношения.

На конец года дети должны знать

  1. Состав чисел первого десятка( из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших.
  2. Предшествующее число, последующее число , соседей числа, предпоследнее число, последнее число.
  3. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним.
  4. Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

        В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств ,как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

        Для проведения занятий используются   наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный  и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

Учебно - тематический план.

 п/п

Название раздела

Количество часов

 

    всего

теоретических

практических

1

Введение

1

1

-

2

Количество и счет

28

2

26

3

Геометрические фигуры

13

4

9

4

Величина

5

1

4

5

Ориентировка во времени

8

3

5

6

Ориентировка в

пространстве

9

2

7

7

Логические задачи

8

1

7

8

Всего:

72ч.

14ч.

58ч.

                            Содержание программы

Количество и счет.

        На занятиях по этой теме у детей  следует  развивать  общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.

        Совершенствовать  навыки  количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

         Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.

        Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.

        Познакомить с составом второго пятка из единиц.

        Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)

        Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Величина.

        Раскладывать  предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие  определения.

        Делить предмет на 2-8  равных  частей  путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.

        Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.

        Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.

        Способствовать развитию глазомера.

Геометрические фигуры.

        Закреплять знания о геометрических  фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал.

        Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

         Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям ( виду, величине.)

        Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

         Учить называть и показывать элементы геометрических фигур(вершина ,сторона ,угол)

        Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

        Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

        Продолжать  учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Ориентировка во времени.

        Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

        Учить пользоваться в речи словами -понятиями :сначала ,потом, до, после, раньше, позже.

        Учить различать длительность отдельных временных интервалов ,регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

        Учить определять время  по часам с точностью до часа.

Ориентировка в пространстве.

        Учить детей ориентироваться на ограниченной территории( лист бумаги, страница, учебная доска.)

        Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, другому лицу ( справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...)

        Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

        Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка ,плана.

Логические задачи.

        Продолжать учить решать логические задачи(на сравнение, классификацию, анализ и синтез) ,развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

                   

                    Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы.

п/п

Название раздела

Форма занятий

Организация

учебно-воспит.

процесса

Форма подведения

итогов

1

Количество и счет

Беседа,

дидактическая игра

Наборы наглядного, демонстрационного

 и раздаточного материала, арифмети- ческое домино, предметные картинки,

набор  карточек с цифрами от 0 до 20

Опрос,

беседа

2

Геометрические фигуры

Беседа,

дидактическая игра

Набор пластмассовых плоскостных  и объемных фигур

Конкурс

3

Величина

Беседа,

дидактическая игра

Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек.

Беседа, игра-эксперимент.

4

Ориентировка во времени

Беседа ,

дидактическая игра

Модель часов, иллюстрации  времен года , месяцев,

дней недели, художественная литература по теме.

Викторина

5

Ориентировка в пространстве

Беседа,

дидактическая игра

Карты, планы, схемы. Наборы игрушек, дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы.

Дидактич. игра,практи

ческое занятие.

6

Логические задачи

Беседа,

дидактическая игра

Наглядный материал,  предметные картинки, развивающие игры «Колумбово яйцо»,  «Магический квадрат»,пазлы

Математический  конкурс.

Перечень оборудования

  1. Учебные пособия.
  2. Предметные картинки.
  3. Раздаточный и счетный материал.
  4. Набор цифр.
  5. Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
  6. Модель часов, весы.
  7. Арифметическое домино, мозаика, пазлы.
  8. Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.
  9. Строительный конструктор.
  10. ТСО.
  11. Кубики с сюжетными картинками.

Список литературы

Список литературы для реализации программы.

1.Е.В.Колесникова .Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА -2010г.

2.Е.В.Колесникова. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА — 2010 г.

3Е.В.Колесникова. Диагностика математических способностей. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Москва. Творческий центр СФЕРА-2010 г.

Список литературы для детей и родителей .

1.Е.В.Колесникова.Я считаю до 10.Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва. Творческий центр СФЕРА-2010 г.

2.Е.В.Колесникова.Я составляю числа. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва ,Творческий центр  СФЕРА-2010 г.

3.Е.В.Колесникова .Я считаю до 20.Рабочая тетрадь для детей  6-7 лет. Москва. Творческий центр СФЕРА-2010г.

        Согласовано

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

_____________/К.П. Ильина/

«____»________2011г.

        Согласовано

на заседании МО

школы раннего развития детей

протокол №___от

«____»___________2011г.

           Календарно - тематическое планирование

п/п

Название темы

  Дата

Скорректированные сроки

1

Выявление математических представлений.

Число 1 и цифра 1,величина .Л

2

Число 2 и цифра 2.,знаки +,=, ориентировка на листе.

3

Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой, Л

4

Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4,соотнесение количества предметов и цифр, величина ,круг.

5

Числа и цифры 1,2,3,4,5,знаки +,=,независимость числа от величины предметов.

6

Число и цифра 6,знаки =,+.Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятия «длинный», «короче», « еще короче»

7

Числа и цифры  4,5,6, знаки < , >,=.,независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.

8

Числа и цифры 4,5,6,установление соответствия между числом ,цифрой и количеством предметов.

9

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -,установление закономерностей, геометрические фигуры.

10

Числа и цифры 0,4,5,6, решение задачи, знаки -,<,>,понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди»

11

Число и цифра 7,знаки=,+,порядковый счет, деление квадрата на 2,4 части.

12

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7,сложение числа из 2-х меньших, дни недели.

13

Числа и цифры 1-8,знаки +,-.

14

Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина -деление предмета на 4 части.

15

Решение примеров , ориентировка в пространстве,

овал.

16

Знаки <,>,геометрические фигуры, порядковый счет.

17

Числа и цифры 1-9,понятия «высокий — низкий», дни недели.

18

Порядковый счет ,сравнение смежных чисел, логические задачи.

19

Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку.

20

Соотнесение цифры с количеством предметов. Образование чисел до 5 путем прибавления единицы.

21

Образование чисел от 6 до 10 путем прибавления единицы. Сравнение смежных чисел.

22

Разложение числа 3 на два меньших. Состав числа 3  

из двух меньших.

23

Решение задач. Закрепление знаний о  составе числа 3 из двух меньших. Нахождение несоответствия.

24

Разложение числа 4 на два меньших. Состав числа 4 из двух меньших.

25

Задачи-загадки. Закрепление знаний о составе числа 4 из двух меньших.

26

Разложение числа 5 на два меньших, состав числа 5 из двух меньших.

27

Нахождение и установление несоответствия. Закрепления знаний ос составе числа 5 из двух меньших.

28

Разложение числа 6 на два меньших. Состав числа 6 из двух меньших.

29

Задачи — загадки.

Закрепление знаний о составе числа из двух меньших.

30

Нахождение и устранение несоответствия. Разложение числа 7 из двух меньших.

31

Состав числа 7 из двух меньших. Задачи-загадки.

32

Закрепление знаний о составе числа 7 из двух меньших.

33

Разложение числа 8 на два меньших, состав числа 8 из двух меньших.

34

Задачи-загадки, нахождение и устранение несоответствия. Закрепление знаний о составе числа 8.

35

Разложение числа 9 на два меньших. Состав  числа 9 .Решение задач.

36

Закрепление знаний о составе числа 9 из двух меньших.

37

Разложение числа 10 на два меньших, состав числа 10.Решение примеров.

38

Задачи -загадки. Число 10.Нахождение и устранение несоответствия.

39

Закрепление пройденного материала. Числа 4,5,6.

40

Закрепление пройденного материала .Числа 7,8,9,10.

41

Решение задач и примеров, соотношение цифры с количеством предметов, знаки <,>.

42

Знаки +,-,=, математические задачи, величина .

43

Счет по образцу и названному числу, геометрические фигуры, части суток.

44

Знаки <,> ,=,соотнесение количества предметов с цифрой, логическая задача.

45

Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, знакомство с моделью часов.

46

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели.

47

Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

48

Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

49

Цифры от1 до 10, число 11,знакомство с понятием «десяток»

50

Независимость числа от пространственного расположения предметов , состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

51

Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг.

52

Отношения между числами, величина ,повторение времен года ,месяцев.

53

Число 13 , математическая задача, решение примеров , геометрические фигуры.

54

Решение примеров ,знаки +,-,соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник.

55

Число 14, логическая задача, дни недели.

56

Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, прямоугольник.

57

Число 15,соотнесение количества предметов с цифрой ,геометрические фигуры.

58

Числа от 1 до 15 , решение примеров, овалы.

59

Число 16, измерение линейкой, работа с моделью часов.

60

Математическая загадка, знаки +,-.Состав чисел из двух меньших. Знакомство с объемными фигурами.

61

Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам.

62

Число 17,определение расположение предметов на листе.

63

Число 18,счет по названному числу, знакомство с объемными фигурами, логическая задача.

64

Число 18, решение примеров, ориентировка в пространстве, времена года и месяцы.

65

Число 19 ,состав числа 10 из двух меньших чисел, сравнение предметов по величине.

66

Число 19,геометрические фигуры,измерение фигур линейкой.

67

Число 20,решение примеров. Распознавание объемных фигур.

68

Решение арифметической задачи, решение примеров.

69

Знаки +,-.,соотнесение количества предметов с цифрой, определение времени по часам.

70

Соотнесение количества предметов с числом, решение примеров, геометрические фигуры.

71

 Закрепление. Задачи -шутки, ориентировка во времени, решение примеров , логические задачи.

72

Закрепление. Игра «Скоро в школу»

 

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

        Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста.

         Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкости, быстроты, силы, точности, координации движений). В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

        За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. п.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятии спортом, утренней гимнастикой.

        Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

         За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.

         У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение - принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения рекомендациями педагога или разрешить ее самостоятельно, используя известные способы (сравнение, анализ, измерение и т. п.), понятно выразить в речи итог познания. Главное - это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, научился следить за ходом рассуждения воспитателя.

        Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности.  

         Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна.

         Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель н условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату.

        В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.

        В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются черты общей гуманистической направленности. Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относится к животным, растениям. Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро зло, справедливо - несправедливо, хорошо — плохо).

         Вместе с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен.

         У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

         Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

         Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

         Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

         В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

         У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Я -  БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»...

Образовательная программа «Азбука лыжной подготовки» (физкультурно - спортивное направление)

Программой предусмотренно: овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работо...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Весёлая академия"

Программа полезна для воспитателей и  педагогов дополнительного образования....

Программа "Музыкальная шкатулка" по подготовке детей к школе (компонент музыка)

В  дошкольной гимназии, в соответствии с предложенной программой «Музыкальная шкатулка», реализуется содержание по теме: «Музыка, музыка всюду нам слышна…», которая...

Консультация: Проектная деятельность по подготовке детей к школе "Год перед школой"

Консультация предназначена для педагогов и специалистов ДОУ, работающих с воспитанниками по подготовке детей к школьному обучению....

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"

Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников  к обучению в школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка детей к школе» для дошкольников 6-7 лет на 2022-2023 учебный год

У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучен...