Классный час по профилактике алкогольной зависимости
классный час (7 класс) по теме

 

Предлагаю проведение классного часа, направленного на профилактику алкогольной зависимости с использованием  метода социального взаимодействия.

Данная педагогическая технология основывается на закономерностях формирования процессов сознания, самосознания, мотивации.

Основные принципы данного метода:

·         Ведущая роль в воспитании отводится внешней среде и социуму, состоящему из сверстников, педагогов, родителей;

·         Учет естественной потребности каждого человека в самовыражении, самосовершенствовании (если мы покажем, «что такое хорошо и что такое плохо», то ребенок делает сознательный, самостоятельный выбор);

·         Сознательное поведение ребенка определяется мыслью – целью (если ребенку привить мудрые мысли – цели, то он будет ими руководствоваться в своем поведении)

·         Учет логики мыслительной деятельности (сначала необходимо вызвать эмоциональное переживание у ребенка, затем дать возможность ребенку «заговорить с самим собой», далее слово трансформируется в мысль).

 

Тема: «Скажи мне, почему?»

Цель:

·         формирование сознания, самосознания и мотивации ребенка, активной жизненной позиции

·          помочь учителю вести разъяснительную работу о вреде алкоголя

·         показать  пагубное воздействие алкоголя  на организм  человека  

·         развеять миф  о «полезности» алкоголя.

Примечание.

При проведении классных часов по методу социального взаимодействия нельзя уличить детей в неискренности, нечестности, особенно когда он явно говорит неправду. Эта методика предполагает перенос ответственности на самих детей. (Пример: солгал – это твой выбор для себя.)

Располагаются участники классного часа в кругу. В ходе занятия на период обсуждения в группах дети пересаживаются в маленькие кружки, а затем вновь садятся в большой круг.

Классный час можно провести после неожиданного происшествия в классе кто – то из одноклассников был замечен в нетрезвом виде.

Далее учитель обязательно уделяет внимание тем детям, у которых появилось желание исправить поведение, он проявляет заботу, оказывает им поддержку и помощь.

Предварительная подготовка  состоит в том, чтобы обозначить проблему, собрать или подобрать информацию для обсуждения. За 1-2 дня до классного часа проводится анонимное анкетирование.

Оформление  листы с пословицами на стенах класса,

Ход классного часа

Этап

Цель

Методика

1.      Введение (3 мин)

Организация сознания детей

На столах разложены слова их необходимо собрать в пословицу. Тема собранных пословиц обозначает проблему классного часа

«Почему люди пьют алкоголь?»

2.      Информация (5мин)

Вызвать переживания у ребенка

1.      Обсуждение «Можно ли алкоголем отравиться и умереть?»

2.      Рассказ о конкретной ситуации с трагическим исходом из жизни подростков.

3.      Результаты анкетирования.

3        «Я - позиция» (10 мин.)

Активизация мыслительной деятельности, столкновение разных точек зрения

Участники по кругу отвечают на вопросы:

1.Почему люди пьют алкоголь?

Выделить из рассказов детей причины:

·         повеселиться;

·         быть взрослым;

·         почувствовать себя непринужденно;

·         приобрести друзей;

·         алкоголь поможет решить личные проблемы,

·         другие ребята будут относиться лучше …

4.      Информация (10 мин)

Активизация мыслительной деятельности,

Участники делятся информацией, полученной ранее из разных источников и взволновавшей их.

1.      Устное сообщение о последствиях употребления алкоголя

2.      Каждая группа делает «мини- слайд» на альбомном листе бумаги о последствиях употребления алкоголя.

5.      «Я - позиция»(5- 7 мин.)

Соотнесение своей позиции с общественно значимой нормой

В группах готовят вопросы, написанные на доске:

1.      Как можно веселиться без алкоголя?

2.      Как можно осуществить желание быть взрослым?

3.      Как можно добиться, чтобы сверстники относились к тебе хорошо, принимали в свою компанию?

4.      Как можно преодолеть свое смущение в компании сверстников

6.      Дискуссия (10 мин)

Формирование социально значимых норм и ценностей

Каждая группа отвечает на вопрос, остальные добавляют

 

7.      Рефлексия (3-5 мин)

Формирование сознания ребенка, т.е. такого знания, которое участник принял на уровне убеждения для руководства своей деятельностью

Дети отвечают по кругу на вопрос «Изменилась ли твоя точка зрения на проблему «пить или не пить» алкоголь?» Опрос с использованием цветных сигналов:

Я думаю, что

А)  что это нормально, если мой сверстник пьет спиртные напитки;

Б) моим сверстникам  лучше обходиться без алкоголя

В) не знаю

8.      Свободный выбор 1-2 мин

Перенос ответственности за решение  на самого подростка

Слово классного руководителя и предложение сделать выбор самим

 

 

 

 

 

Приложения:

Приложение 1

Наша анкета

«Алкогольное опьянение – что это такое?»

1.      Никогда не испытывал ощущения алкогольного опьянения, так как не употреблял спиртных напитков в больших дозах

2.      Испытал алкогольное опьянение, для меня это было малоприятное ощущение.

3.      Ощущение алкогольного опьянения для меня приятно.

4.      Испытал алкогольное опьянение, но плохо помню свои ощущения и то, что происходило вокруг.

Приложение 2

Пословицы

1.      Поздоровавшись с водкой, попрощайся с умом.

2.      Когда появляется вино, удаляется мудрость

3.      Вино ремеслу не товарищ.

4.      Пьяного дело – трезвого ответ

5.      Вино начинается церемонией, а кончается дракой.

6.      Хмель шумит –  ум молчит.

 

 

Приложение 3

Дополнительный раздаточный материал, с которым предлагается ознакомиться до классного часа

Мы с вами знаем, что организм человека состоит из сердца, легких, желудка, печени, почек, органов чувств - каждый выполняет свою работу, алкоголь может нарушить слаженность этой работы.

Алкоголь  - яд! Он вызывает заболевания желудка и других органов. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного вызывает у вас отравление.

Проникнув в организм, алкоголь ведет «вредительскую деятельность». Он спешит в «цех» нервной системы. К нервной системе относится головной мозг, спинной мозг и нервы: одни, по которым бегут сигналы от наших органов чувств к мозгу, и другие, по которым возвращаются приказы мозга к мышцам, внутренним органам. Мозг управляет нашим поведением, настроением. Когда алкоголь проникает в нервную систему, он тормозит проведение сигналов к мозгу и от мозга, как бы замедляет скорость реагирования.

Алкоголь не только замедляет реакцию, он отрицательно воздействует на способности: человек, что называется,  «тупеет». Употребление детьми небольших доз алкоголя ухудшает их память: они не могут выучить даже небольшое стихотворение, а 13-14 летние не в состоянии своими словами рассказать прочитанное, в самых простых арифметических действиях делают грубейшие ошибки.

Алкоголь поражает не только нервную систему. Попав в организм, он направляется и к другим жизненно важным органам – сердцу, легким, нарушая их нормальную деятельность. Наше сердце работает,  не останавливаясь ни на минуту, на протяжении всей жизни: оно перекачивает кровь, заставляя ее доходить до самых отдаленных уголков нашего организма. Мы можем почувствовать его работу, найдя у себя пульс. Сердце нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислороде, а алкоголь препятствует ему, поэтому сердце может остановиться, и наступит смерть.

Другим важным органом, работе которого мешает алкоголь, являются легкие. Они тоже работают всю жизнь, не останавливаясь. Легкие отдают во внешнюю среду отработанный, бедный кислородом воздух и забирают свежий, богатый кислородом. Алкоголь повреждает ткань легких, делая её  уязвимой для микробов, которые вызывают легочные заболевания.

Алкоголь вредно действует на кровь. В  крови содержатся красные кровяные шарики и тельца, которые склеиваются  друг с другом. В крови есть белые кровяные тельца, которые борются и уничтожают микробы, проникшие в организм. Алкоголь воздействует на эти элементы крови, снижая их возможности: белые кровяные тельца не могут бороться с микробами, а красные - разносит кислород.  Нарушается работа всего организма.

Но наш организм начинает бороться с алкоголем, стремиться обезвредить и вывести его. Печень обезвреживает алкоголь: за 1 час – 1 грамм алкоголя. Некоторые клетки печени при этом гибнут. А с большим количеством алкоголя печень справиться не в состоянии, и тогда наступает цирроз печени и смерть.

А сейчас вы попробуете доказать ложность доводов, что алкоголь полезен.

1.      Многие люди  считают, что алкогольные напитки улучшают аппетит. Это неверно. Использование вина в этих целях ведет к извращению деятельности  желудка и кишечника. Состав выделяемого под воздействием алкоголя желудочного сока существенно изменяется: в нем становится много соляной кислоты и мало пепсина, фермента, расщепляющего белки.  Кислота обжигающе действует на слизистую оболочку желудка, что может вызвать в нем боли, способствует развитию гастрита. Регулярное употребление алкоголя с целью повысить аппетит приводит к атрофии желудка.

Как  хорошо, придя с работы, снять усталость, выпив вина

2.      Это иллюзия. Алкоголь и отдых несовместимы. Под воздействием алкоголя мозг не только не отдыхает, но работа его ухудшается. После небольшой дозы спиртного снижается сообразительность, способность к творчеству, к труду. Сразу после приема алкоголя возникает особое состояние  - эйфория: в течение некоторого времени человек ощущает приятные эмоции. У человека появляется желание испытать его вновь и вновь, развивается зависимость от алкоголя, которая может перерасти в страшную болезнь практически не излечимую – алкоголизм.

Алкоголь в малых дозах расширяет сосуды сердца

3.      Исследования давно опровергли эту точку зрения. Под влиянием этилового спирта расширяются лишь периферические  кровеносные сосуды. После кратковременного расширения артерий наступает их резкое сужение. Алкоголь учащает сердцебиение, создавая дополнительную нагрузку на сердце в тот момент, когда оно нуждается в отдыхе. Поэтому у тех, кто употребляет алкоголь, «слабое» сердце.

В нашей стране употребление алкоголя  «по любому  важному событию» стало традицией. Почти все взрослые употребляют алкоголь.

4.      Именно пьянство в ответе за разрушение семей. Ссоры, ругань, драки – ужасный удел таких семей. Пьянство несет большой вред формированию личности детей в этих семьях.

5.      Очень часто человек в состоянии алкогольного опьянения опасен для окружающих. С пьянством связано 55 % детской беспризорности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Алкоголь и алкогольная зависимость

презентация видеоролик и методическая разработка по теме...

Классный час по теме: "Алкогольная зависимость"

Классный час по теме "Алкогольная зависемость" для аудиторных работ...

Закон о профилактике алкогольной зависимости

О профилактике алкогольной зависимости унесовершеннолетних в Нижегородской области...

Тренинг профилактики деструктивных зависимостей у подростков (табакокурение, алкогольная и наркотическая зависимости).

Переживание и осознание негативного влияния деструктивных зависимостей на весь организм;  формированию убеждения, направленного против разного вида деструктивных зависимостей; переживание чувства...

Буклет "Профилактика алкогольной зависимости у подростков"

Профилактика алкогольной зависимости...

Классный час: «Алкоголь и алкогольная зависимость».

Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихс...