Проект "Водный мир"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Идея: Вторичное использование промышленных и бытовых отходов.

В содержание проекта входит:

 

1.Исследование потребности, актуальность и краткая формулировка

темы, целей проекта.  

2.Определение перечня дизайн-критериев изделий.

3 Выработка идей и поиск возможных решений (с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи).

4 Планирование изготовления изделий, эскизная проработка.

5. Подбор материалов и инструментов.

6.  Техника безопасности.

7.Требования к изделиям. Изготовление изделий в выбранных техниках.

8. Дизайн - анализ и самооценка полученных результатов.

9. Эколого-экономическое обоснование.

10.Реклама изделий.

11.Защита проекта (Презентация)

К сожалению, весь проект не удаётся загрузить на сайт!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodnyy_mir.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей -

«Центр внешкольной работы»

Открытое занятие

Тема:

Презентация интегрированного творческого проекта

 «Водный мир».

                                                             Руководители:

Педагог дополнительного

образования Панкова Е.А.,

педагог дополнительного

   образования  Семёнова О.И.

О. Муром – 2009г.

Цель: Формирование экологического мышления через защиту мини-проектов, в рамках реализации интегрированного творческого проекта: «Водный мир».

Задачи:

              Образовательные:

Подвести итоги проекта.

Проанализировать качество мультимедийных презентаций, созданных детьми.

               Развивающие:

Развивать  коммуникативные навыки.

Развивать  познавательный интерес к объектам живой и неживой природы.

             Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережливости, ответственности за окружающую нас природу.

Расширять кругозор детей.

Формировать экологическую культуру.

Здоровьесберегающая:

Формировать ЗОЖ через использование здоровьесберегающих технологий.

Ход занятия:

Организационный  момент.

 (из коридора голоса детей и педагогов)

Учитель: Ребята, сейчас мы войдём в лес и проведём наше занятие

                на полянке. Вы знаете как нужно вести себя в лесу?

Дети:       Тихо! Не мусорить! НЕ разжигать костры! Не ломать

                 Деревья!...

                   (Дети входят в «лес»)

Учитель: Ребята, садитесь вон на те пеньки.

Рассказчик: Довелось мне как-то раз

                    Услышать вот какой рассказ…

                    В ночь чудес – на Иванов день,

                    (Такое бывает, уж ты мне поверь!)

                    На поляне под сосной

                    Заседал народ лесной.

                    Под сосною той сидели:

                    Лесовик, Лесная Фея,

                    Водяной с сестрой своею.

                    Только бабушка Яга

                    Почему-то не пришла.

                    Собранье это Леший вёл,

                    Там шёл серьёзный разговор.

Леший:      Собрались мы на совет –

                   Как избавиться от бед?!

                   В лес, друзья, пришла беда,

                   Помощь срочная нужна.

Лесовик:    Леса здесь когда-то стояли густые,

                    Шумели липы молодые,

                    Берёзки нежно всем кивали,

                    В своих серёжках щеголяли,

                    Осины протяжно скрипели,

                    А птицы так радостно пели.

Фея:            А сосны, как стражи, в бору здесь стояли,

                    Дубы вековые, как старцы, ворчали.

                    И ёлок пушистых зелёный народ

                    Водил на поляне свой хоровод.

Кикимора: В болотах такая была благодать!

                   Во мху так приятно было лежать.

                    И мягко, и влажно, и ягод не счесть –

                    Бывало что за день устанешь их есть.

                    (обращается к Водяному)

                    А ты, братец мой, отчего не речист?

                    Ведь каждый ручей был прозрачен и чист.

Водяной:   Да что говорить? Загрязнили озёра и реки.

                   А виной тому всё они – человеки!

Леший (друзьям): Вон они – человеки!

           

Актуализация.

Учитель: (защищает детей) наших детей очень тревожат проблемы окружающей среды.

Дети: В наше время население Земли – общество суперпотребителей.

          Старые, но вполне ещё годные вещи выкидываются. Мусор постепенно

          становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии

          экономики и культуры быта люди ещё долго обречены жить среди этих

           рукотворных памятников своей беззаботности.

                Вопрос: «Куда деть мусор?» становиться всё более актуальным.

Учитель: «Куда деть мусор?» - это наш проблемный вопрос.

Повторение раннее изученного.

Учитель:  Сегодня мы подведём итог нашего совместного

                 экологического творческого проекта «Водный мир» и

                 вам предстоит творчески защитить свои работы.

                 -    Что такое проект?

                 -    Как мы реализовали творческий проект?

(на доске)                      

 Задание: Выстроить последовательность работы

                 над творческим проектом.

Определение потребности и краткая формулировка задачи.  

Набор первоначальных идей.                                                                      

Проработка одной или нескольких идей (эскиз, техника исполнения, материалы)

Изготовление изделий.

Оценка результата.

Учитель: Молодцы! Проведя социологический опрос населения с целью выявления экологической ситуации  в городе Муроме, мы решили использовать в своих работах бытовые и промышленные отходы. Затем отправились в «Музей природы» для того, чтобы  погрузиться в мир природы нашего края.

Учитель: Что интересного вы там увидели?

Дети:       Красивая лисичка!   и др.

Учитель: А ещё наш экскурсовод Ольга Игоревна рассказала вам

                 много интересного. Сейчас мы проверим внимательно ли

                 вы слушали.

Учитель: (Викторина)

Какие природные ландшафты представлены в «Музее природы?» (городской ландшафт, открытые пространства,  лиственный лес, хвойный лес, бассейн Оки)

Почему растения в лесу не мешают друг другу расти? (растут ярусами)

Как дышат рыбы? ( рыбы поглощают кислород жабрами, кровеносные сосуды разносят кислород по всем органам)

Кикимора: Какие умные человеки!

                   А можно я им вопросы задам?

Учитель:   Не пугайтесь, это друзья природы и мои тоже. Они

                   охраняют природу. Задавай свои вопросы, Кикимора.

Кикимора:  Какая команда правильно ответит на вопрос, тому

                   дам  пиявку (мармелад)

                   Вопросы:

Эта птица живёт среди болот и водоёмов. Умеет отлично лазать в тростнике, но ест и лягушек, мелких птиц, раков, моллюсков. Птица может целый день простоять на одной ноге. О какой птице идёт речь? (о цапле)

Бывают ли «голые» рыбы? Пример. (Да. «Голой» рыбой является, например, речной угорь. Его кожа покрыта только слизью. Не имеют чешуи – речной сом, морская рыба-меч)

Название какой рыбы созвучно с названием приспособления для мытья бутылок? (Ёрш)

Для чего рыбе хвост? (используется в качестве руля)

(по два вопроса каждой команде)

      Посмотрите, какие умные!

      Эти точно не могли водоёмы загрязнять и в лесу мусорить.

Учитель: Конечно,  не могли. Наши дети очень добрые,

                внимательные и любознательные. Они в музее природы и

                на «Станции юных натуралистов» не только любовались

                красотой, но и наброски с натуры делали, самое красивое

                и запоминающееся рисовали.

                   (показ слайдов)

Защита мини проектов.

Учитель: Вы разделились на группы и каждая группа создала свой мини

               проект. Мы хотим дать возможность вам самим оценить ваши

               работы и творческую защиту. Для этого каждой группе мы раздадим

               экспертную карту, в которой вы должны фломастерами трёх

               цветов обозначить оценочный балл по критериям (отлично, хорошо, удовлетворительно). Постарайтесь внимательно прослушать и просмотреть каждое выступление, объективно обосновать свои оценки.

Дети (1группа): Мозаика: «Лягушонок»

Марина: Мы назвали это панно: «Лягушонок».

Вика:  Мы очень полюбили нашего лягушонка и очень хотим, чтобы вы тоже с ним подружились. А для этого я попрошу всех встать и повторять движения за нами.

Физкультминутка    

       «Лягушки»

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались

Ножками топали

Ручками хлопали

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгай с пятки на носок.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкультпривет!

Марина: Мы определились, что будем делать мозаику.  Очень важно чтобы рисунок в мозаике был крупным и понятным, потому что техника выполнения сложная.

   

Алина: Мозаика – это рисунок или узор из скреплённых между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.

                                                                    (словарь Ожегова)

Мы решили складывать мозаику из разноцветных кусочков стекла.

У каждого было своё задание. Вика и Алёна выкладывали рисунок. Готовый рисунок мы залили раствором гипса.  Марина аккуратно раскрасила пробелы гипса между стёклами в нужные цвета. Затем мы приклеили глазки и ротик лягушонку, а рамку сделали  из осколков компакт-диска.

Леший:  Ой, какие молодцы! Может, возьмём этих к себе в лес, в

               помощники.

Друзья лешего: Возьмём! А давай их испытаем.

Лесовик: Отгадайте загадки. (1 группе)

Длинноногая подружка на болоте ждёт лягушку. (цапля)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

                 - Всё, берём себе в помощники!

Учитель: Подождите, у нас все дети творческие.

Дети (2 группа):  Композиция: «Чистота озёр»  

Всей командой мы трудились

Вот у нас что получилось

Получился целый пруд

Рыбы здесь у нас живут.

Здесь форель, усатый сом

Жерех, лещ,

Планктон кругом.

Вот зелёной лентой вьются

Водоросли в толще вод

А на дне лежат ракушки

Закопав в песок живот

Вот и лилия большая

Распустилась на листе

А вот здесь сидит улитка

Отражается в воде.

Рядом стрекоза присела

Пучеглазый вертолёт

Отдохнёт она немного

И отправится в полёт.

Чтобы пруд такой чудесный

Мы смогли бы здесь создать

Много книг о водоёмах

Нам пришлось перечитать.

Всем сходить в музей природы

Там с натуры рисовать

И о рыбах очень много

Интересного узнать.

Чтоб поделку эту сделать

Нам использовать пришлось

Пластик, клей, бумагу, бисер

Всё, что под рукой нашлось.

Пластилин, песок, ракушки

И, конечно же, стекло

Кисть, гуашь и наши руки

Были здесь важней всего.

Нам понравилось трудиться

Над поделкою такой

Как приятно любоваться

Тем, что сделано тобой.

Я не хочу, чтоб река высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых

Где пляшет резво лодка у причала,

Где тёплый вечер так порою тих

Пусть на земле не умирают реки

Пусть стороной обходит их беда

Пусть чистой остаётся в них на веки

Студёная и чистая вода.

Лесовик: Да, новое поколение растёт. Природу берегут, красоту

                волшебную делать умеют.

                Только что–то у меня, старого, ноги затекли и спина

                болит. Давайте разомнёмся.

Учитель: Физкультминутка

        «СТРЕКОЗА»

Стрекоза над речкой тихой

И порхала, и кружилась,

А потом на лист плавучий

Осторожно опустилась.

Точно сделала посадку

На зелёную площадку.

Видел я её полёт –

Настоящий вертолёт!

  Учитель: Отдохнули? Посмотрим, что нам приготовила 3 группа.

Дети (3 группа): Панно: «Речные обитатели»

              Творческая защита проекта в форме интервью.

Ведущая: (Настя выходит с микрофоном)

                  - Здравствуйте, дорогие телезрители. Вы смотрите программу «Мир вокруг нас» и сегодня у нас в гостях воспитанники кружка «Самоцветы» Центра внешкольной работы Захарова Лена и Глазунова Женя со своим творческим проектом «Речные обитатели».

                  (Лена и Женя проходят в «студию»)

- Здравствуйте. Из достоверных источников стало известно, что дети  в ЦВР умеют сами разрабатывать творческий проект, сами придумывают, обсуждают, готовят материалы и, в результате, получаются замечательные работы, достойные восхищения. Так ли это?

Женя: Да! Заниматься творческим проектом очень интересно. Например, над этим панно мы работали втроём: я, Лена и Настя Сысуева.

Лена: Мы решили сделать творческую композицию  на тему: «Водный мир».  Нарисовали эскиз предполагаемой работы (показ). Определились с техникой: «Многослойный витраж».

Ведущая:  Что необычного в этой технике?

Женя: Это панно состоит из трёх стёкол. Я занималась первым стеклом. В мою работу входило рисование дна, водорослей, ракушек.

Лена: Я рисовала судака на втором листе, а на третьем Настя делала аппликацию карпа золотистого.

Ведущая: Какие материалы вы использовали? Такое панно обошлось вам, наверное, очень дорого.

Женя: Нет. Мы решили, с целью защиты окружающей среды от мусора, использовать бросовый материал: пластиковые бутылки, одноразовую посуду, ненужные компакт-диски, камешки, ракушки. Например, вот эти водоросли Лена делала из пластиковых бутылок.

Ведущая: Не могли бы вы показать технологию изготовления?

Лена: С удовольствием.

Нужно нарезать полоски из зелёной пластиковой бутылки    

Зажечь свечу

Придать водоросли нужную форму над пламенем свечи. Ни в коем случае нельзя дотрагиваться до огня, иначе в воздух будут выделяться вредные вещества.

Ведущая: И последний вопрос: «Понравилось ли вам работать над этим проектом?»

Лена: Да, очень понравилось! Мы планируем сделать еще несколько работ в другой технике.

Ведущая: Спасибо за внимание!

  Дерзайте, выдумывайте и знайте, двери ЦВР всегда открыты для вас.

   А наша передача «Мир вокруг нас» ищет новые таланты. До встречи!

Фея:        А этих детей я хочу взять себе в помощники.

Дети (4 группа): Батик: «Пробуждение»

Защита проекта в виде сочинения с показом слайдов.

 Вопрос «Куда деть мусор?» становиться всё более актуальным. Мы попробуем помочь решить этот вопрос, дав вещам вторую жизнь, то есть найти применение бытовым отходам.

    Мы решили сделать декоративную композицию на тему, связанную с водным миром и дополнить её объёмными элементами из бросового материала.

     Мы посетили «Музей природы», где мы были не раз и даже в роли экскурсоводов. В этот раз мы сделали зарисовки понравившихся рыб и фотографировали витрину с рыбами. Особенно нам понравились кувшинки чисто белые. Они такие красивые, но их очень мало осталось и они занесены в «Красную книгу».

    Затем в СЮНе мы наблюдали за живыми водными обитателями и отсматривали материал по теме. Далее мы решили сделать нашу композицию в технике: «Батик» - роспись по ткани с вторичным применением бытовых отходов. Мы сделали много эскизов и остановились на этом.

   Мы не стали себя ограничивать в выборе бытовых отходов и в дело у нас пошли:

испорченные компакт-диски;

фольга от шоколадки;

целлулоидную плёнку от упаковки;

пенопласт;

пластиковые стаканчики из-под йогурта;

пластмассовая рубка, похожая на бусинки.

Обрезками потолочного плинтуса после ремонта мы решили оформить батик. А ещё мы придумали название своей работе: «Пробуждение2. Это название очень  ёмкое. Это и утро, когда стрекозы вылетают над озером, это и пробуждение чувств и совести у будущих зрителей нашей картины. Мы надеемся, что наш батик будет обладать и терапевтическим эффектом – успокаивать нервы, радовать глаз (так называемое эко-видение), и воспитательным эффектом. Зрители поймут, что нельзя разрушать такую хрупкую красоту, надо беречь то, что нам дарит природа.

Подведение итогов.

Учитель: Дети, какая презентация вам больше всего понравилась. Обоснуйте свой ответ.

       (ответы  детей, работа с экспертными  картами)

Учитель: Молодцы! Как вы думаете, друзья лесные, справились

                 дети со своей задачей?

Леший:   Да!

Учитель: Дети, ответили мы на вопрос: «Куда деть мусор?»

Дети: Да. Использовать в поделках. А эти работы мы хотим подарить в экологический детский садик № 13.

Домашнее задание.

Учитель: Так как вы научились использовать бросовый материал в своей работе, мы предлагаем вам домашнее задание: «Найти  применение ненужным и использованным вещам:

Сломанному зонтику

Дырявой перчатке

Консервной банке

Тюбику из-под зубной пасты

(задания на карточках)

Леший:   Собрались мы на совет

                Как избавится от бед

                В лес друзья наши пришли

                И решение нашли

                Надо мусор убирать

                И костры не разжигать.

Водяной: А нарушит кто запрет

                 То пощады, знайте, нет

                 Поселюсь я в ванне, в бане,

                 Буду жить я даже в кране                              

                 Вас везде я отыщу

                 И на дно всех утащу.

Кикимора: Что стращаешь ты детей

                    Вместе будем мы сильней

                    Дружно силы мы приложим

                    Сохранить природу сможем.

Учитель: Благодарим всех за урок. Кому понравилось это занятие, просим похлопать с нами в ладоши. (хлопают в ладоши)