Современный бальный танец. "Фигурный вальс". 4 класс
методическая разработка по теме

Глухова Ольга Анатольевна

Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon figurnyy_vals_4_klass.doc811.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Ритмика и бальные танцы. 4 класс

Тема:   Современный бальный танец. «Фигурный вальс». 

Цель: открыть перед учащимися мир бального танца, приобщить их к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.

Задачи:

 ● познакомить с историей танца; 

 ● учить движение променад-поворот;

 ● отрабатывать технику работы стопы;

 ● прививать учащимся культуру общения между собой, в паре в танце.

План урока

Теоретическая часть урока:

-приглашение  учеников в кабинет информатики;

- сообщение «Король» танцев – вальс;

-просмотр слайдов, видео.

Практическая часть урока: 

Вводная часть:

-приглашение учеников в зал;

-приветствие.

Подготовительная часть:

-разогревающие упражнения на все группы мышц;

-растяжка;

Основная часть урока:

-учебно-тренировочные движения: «качели», большой квадрат, совершенствовать технику  работы стопы, геометрию шагов, технику поворотов.

-новый материал, движение променад-поворот: исполнение по одному, дополнительно: в парах.

Заключительная часть урока:

-рефлексия;

-поклон в третьей позиции в полувыворотном положении ног.

Описание урока

Теоретическая часть урока.

  Бальный танец вальс возник на рубеже двух веков - 18 и 19. Много времени прошло с тех пор, но до сих пор исследователи немецкой школы утверждают, что вальс произошел от австрийского народного танца лендлера, распространенного в Австралии и Южной Германии. Среди старых песен Германии и Австрии найдется много таких, которые пелись в ритме вальса, под них и танцевали дреер, лендлер и ленчор. Как же танцевали лендлер? Кавалер, выбрав понравившуюся партнершу, выводил ее на круг, вращал ее вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.

   Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и веселым провансальским танцем вольта.

   Лендлер и вольта исполнялись, как и вальс, в размере ¾. Вначале в вольте преобладали прыжки и весьма энергичные подъемы ног. Позднее в танце появились элементы вращения, и даже в старинных описаниях вольты уже есть указания, что «пары вертелись как одно целое». Вольта стала называться «вольт», что в переводе означает «быстрый поворот».

  Знаете ли вы, что:    

-к середине 16 века вольтой был увлечен весь  Париж, однако графа де Соля, исполнявшего вольту при королевском дворе, считали одним из самых дерзких людей Парижа.

   Вольт благополучно пережил трех Генрихов (второго, третьего и даже вспыльчивого Генриха 4), но по настоянию известного всем кардинала Ришелье, усмотревшем в нем подрыв устоев религии и общества, был категорически запрещен Людовиком 13. Продолжая жить в народе, танец перешел границу и, смешавшись с лендлером, начал быстро распространяться в странах Европы: Германии, Австрии, Чехии.  

    Там танец получил новое название – вальс, освободился от прыжков, стал шире, динамичнее, и возвратился во Францию, приобретя здесь большую популярность.

  Знаете ли вы, что:

- в  изданных до 1800 года книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит «вальсовая зараза». Вальс сравнивался с холерой и проказой.

   Но вся это официальная критика только увеличивала тягу к танцу, и, ломая все преграды, вальс распространился по всем городам и селам центральной Европы. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских  стран. Не сразу появился этот танец и в России, так как подозрительный Павел первый высочайшими повелениями старался помешать его распространению.

  Знаете ли вы, что:

- в России при Павле первом офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемой», прямо с бала препровождали на гауптвахту.

   Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить, что огромное влияние на развитие вальса оказало творчество прославленного австрийского композитора, автора 447 вальсов – И. Штрауса – «короля венского вальса». Его оркестр исполнял вальсы в городах Европы с неизменным успехом.

   Дойдя до наших дней, вальс сохранил свои основные черты, он сочетает широту и динамику с необычайной плавностью и легкостью, танец оказал огромное влияние на весь остальной

бальный репертуар.

   Сколько появилось и отшумело танцев! А вальс все живет. В чем секрет его успеха? Может быть, в том, что в вальсе так органично слились музыка и движение? Тысячи песен звучат в ритме вальса, музыкальные формы его породнились с балетом и оперой, опереттой, драмой и кино. Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитывал.

   Вальсы Шуберта – это, как правило, небольшие пьесы, танцевальные миниатюры, некоторые из них еще при жизни автора пользовались большой популярностью.

   «Приглашение к танцу» Вебера – первый в истории этого жанра концертный вальс. Это был смелый и очень отважный шаг: из области сценической и бытовой, где музыка вальса служила тому, чтобы под нее танцевали, он перешел на концертную эстраду, где его только слушают.

   Польский композитор Фредерик Шопен сочинял вальсы на протяжении всего творческого пути. Самые первые вальсы были им написаны в ранней юности, последний – за год до смерти. Сам Шопен опубликовал только 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений – их 17.

   Вальсы встречаются в операх и балетах, симфониях и сюитах Чайковского, среди его фортепьянных и скрипичных  пьес, романсов и песен. Чайковский обращается к вальсу очень часто, особенно в своем первом балете «Лебединое озеро», в его музыкальную ткань вплетено пять вальсов: их танцуют поселяне и гости в первом и третьем действиях, танцуют партнерши – лебеди во втором.

   Давайте вспомним о «старинных русских вальсах»: «Дунайские волны» И. Ивановича, «Амурские волны» М. Кюсса, «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова, «Березка» Е. Дрейзина, «Осенний сон» А. Джойса и многие другие. Под некоторые из них танцуют до сих пор.

   Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен.  

Первый слайд. Ребята я продолжаю вас знакомить с бальными танцами. С сегодняшнего  урока вы начнете изучать «Фигурный вальс». Этот танец сохраняет традиции бальных танцев 19 века. Отношение партнера к партнерше должно быть подчеркнуто внимательным.  

Второй слайд. Наиболее распространенной композицией является фигурный вальс в постановке С. Жукова. Танец состоит из четырех движений, занимает 32 такта, темп умеренно быстрый. Основные движения танца: променад-поворот;  окно, смена мест; поворот партнерши под рукой; правый поворот (Венский вальс).

Третий слайд. Променад-поворот. При исполнении движения шаги выполняются полувыворотно, с носка на всю ступню. Корпус должен постоянно сохранять прямое положение.

Четвертый слайд. Окно, смена мест. Правая рука партнера и правая рука партнерши соединены в 3-ей позиции. Свободные руки находятся в исходной позиции.

Пятый слайд. Поворот партнерши под рукой. Девочка выполняет правый поворот под рукой партнера по линии танца. Переводы рук исполняются через округлые позиции, близкие к позициям классического танца.

Шестой слайд. Правый поворот (Венский вальс). Исходное положение – замкнутая позиция рук. Левая рука партнера и правая рука девочки соединены во второй позиции. При исполнении вальсовых поворотов каждый полутур заканчивается лицом или спиной к центру.

Седьмой слайд. 1-ая позиция рук. Руки находятся впереди корпуса немного выше пояса, так чтобы грудь была открыта. Пальцы рук сгруппированы и закруглены в фалангах.

Восьмой слайд. 2-ая позиция рук. Руки отведены в стороны, чуть-чуть округло согнуты в локте.

Девятый слайд. 3-ая позиция рук. Руки подняты вверх с округлыми локтями.

Десятый слайд. Обращайте внимание на следующее:

-чтобы шаги были скользящими, подушечка ступни не отрывалась от пола;

-корпус должен постоянно сохранять прямое положение;

-ни в коем случае нельзя смотреть на ноги, что является обычной ошибкой начинающих;

-соблюдать синхронность движений партнера и партнерши, точное исполнение каждым партнером своей партии;

-партнер и партнерша не должны слишком приближаться к друг другу.

Видео. Посмотрите  как основные движения танца «Фигурный вальс» исполняют  ребята из старшей танцевальной группы.

Практическая часть урока.

Вводная часть.

   Ученики приглашаются в зал и встают на свои места. Урок начинается с приветствия, после чего сообщается организация учебной деятельности в ходе урока, цели урока.

Подготовительная часть.

    Ученики на своих местах под музыку,  выполняют  разминку «Балетная зарядка». Обращаю особое внимание:

- на постановку корпуса, рук, выворотность ног.

Основная часть.

   Ученики исполняют учебно-тренировочные упражнения: «качели», большой квадрат по одному, под счет, потом под музыку. Напоминаю:

-как работает стопа (шаги скользящие);

-что делает колено;

-что делает корпус (сохраняет прямое положение);

-куда направлен взгляд.

    Во время объяснения  дети стоят на своих местах. После объяснения,  самостоятельно  выполняют движения.  Я прохожу по залу, осматривая правильность исполнения движения и сразу поправляю, и делаю замечания.

    Переходим к изучению нового движения, променад-поворот. Знакомлю с последовательностью исполнения движения. Балансе исполняется попеременно вправо и влево.  Балансе вправо исполняется с правой ноги, И.П.-3п (правая нога впереди). На затакт отведите правую ногу вправо на воздух. Колени выпрямите, на «раз» сделайте шаг правой ногой вправо в приседание. Левая нога сгибается в положение у щиколотки правой ноги, позади; на «два» - переход на полупальцы левой ноги по 3п. Колено выпрямляется, правая нога сгибается в положение у щиколотки левой ноги впереди; на «три» - переход на правую ногу, левая нога сгибается в положение у щиколотки правой ноги  позади. Балансе влево исполняется влево с левой ноги аналогично балансе вправо. Обращаю особое внимание: шаг в приседание исполняется мягко и сдержанно, иначе нарушится плавность движения;

- необходимо добиваться выворотного положения ног. После балансе исполняется полный вальсовый  поворот.

    Во время объяснения дети стоят на своих местах.  После объяснения, вместе с учениками, выполняю движение  под счет, потом под музыку.  Предлагаю протанцевать самостоятельно. Прохожу по залу, осматриваю правильность исполнения движения. Обращаю особое внимание:

-на умение держать голову и корпус прямо;

-на технику работы стопы;

    Ученикам, которые, справились с новым движением, предлагаю исполнить променад-поворот в паре. Разбираем танцевальную позицию в паре:

-при исполнении балансе по линии танца и балансе против линии танца руки соединены во второй позиции;

-на первой половине вальсового поворота руки разъединяются, в конце второй половины вальсового поворота руки соединяются в И.П.

Заключительная часть урока:

    Переходим к обобщению урока. Подвожу краткий итог:

-итак, сегодня на уроке вы познакомились с бальным танцем  «Фигурный вальс». Выучили  движение променад-поворот. Попробовали протанцевать это движение в паре. Поднимите, руки кто ничего не запомнил? Кто может исполнить движение, но нужна помощь?  Кто все понял, может  помочь другим?

   Наш урок подошел к концу, за работу могу похвалить…  

   Дети встают в третью полувыворотную позицию и выполняют поклон.

                                                     

                                                       Приложение

                                                  «Балетная зарядка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние танцев народов Латинской Америки на современные бальные танцы».

Влияние танцев народов Латинской Америки на современные бальные танцы....

«ЭТОТ ТАНЕЦ МНОГОЛИКИЙ» Сценарий разработка отчётного концерта по историко – бытовому и современному бальному танцу

      На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества.        Исторический танец занял значительно...

Программа "Современный бальный танец"

Программа "Современный бальный танец" разработанна для учащихся МОУДОД ДШИ №6 расчитана на 7 лет обучения....

Методика обучения современной бальной хореографии.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для педагогов -хореографов в помощь освоения методики обучения современного бального танца, а также для обучающихся с целью знакомства с музыкальным ри...

Рабочая образовательная программа предмету Историко-бытовой и современный бальный танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8715611","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...

История возникновения современного бального танца

Бальный танец – один из жанров хореографического искусства, основу которому дал народный танец, относящийся к бытовой хореографии. Эти танцы очень сильно видоизменялись: любая эпоха европейской и...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам «Медленный вальс. Основы взаимодействия в паре»

Цель:  Сформировать  и  закрепить  в паре  навыки  исполнения единичных действий и  фигур  танца  медленный вальс.Задачи....