Главные вкладки

    Сценарий урока на тему: «Изготовление объемной композиции из природного материала. «Сирень Победы».
    план-конспект урока (6 класс) на тему

    Фирсова Нина Викторовна

    Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству. Программа рассчитана на 2 года обучения: 144 часа первый год, 216 часов второй год. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа – для первого года обучения, и по 3 часа – для второго. Урок выбран из учебного плана второго года обучения. Урок проводился с группой учащихся 5-6 классов, численностью 10 человек, все дети из общеобразовательных школ города.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_siren_pobedy.docx962.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Данный урок был представлен на участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по  третьему направлению на 2012/2013 учебный год и был признан лучшим на муниципальном и региональном этапе, получено приглашение на финал.

    СЦЕНАРИЙ   УРОКА

    Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок». Программа рассчитана на 2 года обучения: 144 часа первый год, 216 часов второй год. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа – для первого года обучения, и по 3 часа – для второго. Урок выбран из учебного плана второго года обучения. Урок проводился с группой учащихся 5-6 классов, численностью 10 человек, все дети из общеобразовательных школ города.

    Тема: «Изготовление объемной композиции из природного материала.

    «Сирень Победы».

    Цели:

    1. Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  объемной аппликации из природного материала.
    2. Развитие чувства красоты, гармонии и патриотизма.

    Задачи:

    1. Образовательные:

    1. формирование системы знаний по данному направлению деятельности;
    2. приобретение практических знаний, умений и навыков;
    3. формирование умений  самостоятельно организовывать свою работу;
    4. обучение учащихся технологическим приёмам и операциям по изготовлению аппликации из соломки и природного материала.

    2. Развивающие:

    1. раскрытие творческих способностей учащихся, активизация их продуктивных потенциальных возможностей;
    2. раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
    3. развитие познавательной активности, фантазии, образного и логического мышления;
    4. развивать чувственное восприятие ребёнка;
    5. формирование коммуникативной культуры;
    6. воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре  своего народа, бережного отношения к природе и окружающим).

    3. Воспитательные:

    1. сформировать у учащихся основу эстетического мировоззрения, ощущения причастности к традициям через изделия декоративно-прикладного искусства;
    2. развивать художественный вкус и ориентацию на качество изделий;
    3. прививать и поощрять смелость в поисках нового, в проявлении фантазии при разработке и изготовлении изделий.

    Оборудование:

    1. соломка, семенные коробочки туи,
    2. клей ПВА,
    3. кисточка для клея,
    4. ножницы,
    5. клеевой пистолет,
    6. плойка
    7.  пергаментная бумага, ткань для фона
    8. краситель пищевой.

    Дидактический материал:

    1. фотографии,
    2. сюжетные композиции,
    3. книги, иллюстрации.

    Ход занятия

    1. Организационная часть – 5 мин.

    Проверка численности группы. Проверка рабочих мест.

    2. Повторение пройденного материала – 10 мин.

    Вопросы  по пройденному материалу:

    1. Какие способы приготовления соломки к работе Вы знаете, какой из них самый приемлемый и почему? (Горячий и холодный, приемлемый горячий, потому что солома получается гладкая и глянцевая)
    2. Что добавляется в воду при варке соломы и зачем? (Пищевая сода, для придания соломе мягкости)
    3. Как можно тонировать солому и чем? (Тонировать с помощью горячего утюга или добавить в воду при варке природные красители)

    3. Историческая справка – 15 мин.

    В России сирень начали разводить с конца XVIII века, но широкое распространение она получила во второй половине XIX века. Своё название сирень получила в честь одного из персонажей древнегреческой мифологии — наяды Сиринги. И называли этот изысканный кустарник первоначально не сиренью, а "синелью". Помните у Ф. И. Тютчева: "Бродить без дела и без цели и ненароком, на лету, набресть на свежий дух синели или на светлую мечту". Сирень запечатлена на многих картинах Врубеля, Поленова, Максимова, Кончаловского. Сирень (листья и цветки) изображены на гербе города Сигулда (Латвия).

    Cразу после войны советские ботаники селекционеры и цветоводы  в ознаменование Великой победы над фашизмом вывели небывалый сорт  сирени,  соцветия которого окрашены были не в природный - сиреневый - цвет, а в удивительно насыщенный ярко-красный - стало быть в цвет знамени Победы, а лист сирени символично напоминает сердце.

    Сирень Победы – это не случайно: пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям, букетами сирени встречали на станциях поезда возвращавшиеся из Берлина. Радостная и яркая, ароматная и нежная, романтичная майская сирень запомнилась им, воинам-освободителям на долгие годы.

    Во многих городах России и других стран в канун Дня Победы проходит акция «Сирень Победы». Цель акции - проявить уважение к павшим в войне советским воинам и воинам братских и союзных стран, возложить цветы или посадить кусты сирени на местах боёв, на братских могилах, у мемориалов.

    4. Изложение нового материала – 20 мин.

    Изложение материала будем осуществлять доступными методами обучения, а именно:

    1. вербальным методом проводим основную часть урока, фотометод используем при показе фотографий,
    2. иллюстративный метод используем при выборе сюжетных композиций.

    Все перечисленные выше методы обучения соответствуют цели занятия, развивают чувство красоты и гармонии.

    Аппликация бывает трех видов:

    • декоративная, объединяющая различные элементы украшения;

    • предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, грибок, домик и т. п.);

    • сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка на лужайке, корзина с цветами).

    Итак, приступим.

    Во время работы мы используем здоровосберегающие технологии (хорошо освещенное место, где нам будет удобно расположить достаточное количество предметов и клей, обычно используется клей ПВА, т.к. он экологически чистый), физминутки.

    Пример физминутки.  

    Гимнастика для пальчиков.

    Наши алые цветки распускают лепестки.        Руки в стороны, в кулачок,

    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.        Разожми и на бочок.

    Наши алые цветки закрывают лепестки,            Руки вверх и в кулачок.

    Головой качают, тихо засыпают.                     Разожми и на бочок.

                                                                                   Руки вниз, в кулачок,

                                                                                     Разожми и на бочок.

    Прежде чем начать практическую работу необходимо повторить правила техники безопасности при работе (повторение ТБ при работе с ножницами, клеем, утюгом и эл.плиткой).

    5. Практическая работа -  1час 40мин.

    Делая композицию «Сирень», покажу вам поэтапно.

    Вот пример объекта для работы из соломки.

    Нам понадобится соломка разных оттенков (зеленая, темная - тонированная). Гладим соломку, предварительно подготовив ее.

    В нашем случае при варке добавляем пищевой краситель зеленого цвета.

    Начнем делать листочки сирени.

    Переведем листья сирени для наглядности на отдельный лист. Ставим направление соломки. Оно должно быть от оси листика до края (так и в других листочках). Переводим на кальку и вырезаем.

    Наклеиваем соломку по направлению. Если одной соломинки не хватает по ширине листка, наклеиваем рядом вторую. Можно промакнуть салфеткой с обратной стороны, выйдет лишний клей, листок будет более ровный. Вырезаем листок по линии кальки. Так делаем все листики. Делаем каждую половинку отдельно. Затем склеиваем их вместе на другом листе кальки.

    Вот наши листочки готовы.

    Теперь придаем лепесткам объем. Чтобы лепесток был более выгнутым можно паяльником или плойкой произвести соответствующее действие, выгнув листик, придаем объем.

    Красим каждую шишечку туи. Цвет выбираем по своему вкусу.

    Приклеиваем каждую шишку, создавая кисть сирени.

    Приклеиваем  листки на фон, используя клеевой пистолет.

    Тонируем соломку с помощью утюга, делаем ветку, соединяя листочки и цветы.

    Вот такая у нас получились ветка сирени.

    У нас получились 2 картины сирень нежно розовая  и сиреневая. Тут дети сами решают какая сирень у них будет.

    «Сирень Победы»

    Уборка рабочих мест.

    5. Закрепление пройденного материала – 10 мин.

    1. На сегодняшнем занятии мы узнали о методах выполнения обьемной композиции (задаю вопросы по пройденному материалу, опрос тестированием)
    2. Назовите основные этапы изготовления аппликации из природного материала и соломки?
    3. В чём проявлялись затруднения?

    Список используемой литературы.

    1. Н. Голубева  «Аппликация из природных материалов».  Москва: Культура и Традиции, 2002 г.
    2. И.В. Новикова, А.В. Базулина  «100 поделок из природных материалов». Ярославль: Академия Холдинг, 2002 г.

    Пояснительная записка к уроку.

    Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Образовательный  процесс в учреждениях дополнительного образования детей особенный и характеризуется содружеством детей и взрослых, демократичностью их общения, возможностью приходить на занятия в свободное от основной учебы время ,организацией обучения на добровольных началах всех сторон, предоставлением детям возможности сочетать различные направления и формы занятий. Урок - момент жизни, это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусочек» истории личностной судьбы ребёнка», который направлен на развитие природных задатков на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих способностей. Каждое учебное занятие имеет общие критерии современного занятия:

    1. результативность (прочность знаний и умений, экономное расходование времени, положительный уровень межличностных отношений),
    2. структура занятия (главное - нахождение оптимальных содержания и методов обучения, планирование дидактических и воспитательных задач, дифференцированный и индивидуальный подход,
    3. активизация познавательной деятельности,
    4. самостоятельность и творчество.

    Предлагаемый урок «Изготовление объемной композиции из природного материала «Сирень Победы»  - один из уроков рабочей дополнительной образовательной программы по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок». Художественные произведения из природного материала могут быть разными по жанру и технике исполнения. В нашем случае это аппликация.

    Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем помогает: организация работы детей на доступном для них уровне, четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала, установка не только на запоминание учебной информации, но и на смысл и практическую значимость, направленная на создание оптимальных условий для развития творческого потенциала.

    Цель урока развитие мотивации личности к познанию и творчеству; формирование  знаний и умений по изготовлению аппликации из природного материала развитие чувства красоты и гармонии; военно-патриотическое воспитание детей.

    Задачи урока познакомить учащихся с композиционным способом изготовления аппликации; развить усидчивость, аккуратность, чувство вкуса; воспитать уверенность в своих силах и возможностях.

    Урок проводился с группой учащихся 5-6 классов, численностью 10 человек. Учащиеся обучаются по Рабочей программе декоративно-прикладного творчества два раза в неделю по 3 часа, 216 часов в год. Все дети из общеобразовательных школ города

    Структура урока представлена из нескольких частей.

    Вводная часть - педагог ставит целью заинтересовать детей, мотивирует к предстоящей продуктивной деятельности.

    Первая часть занятия - познавательная, связана с развитием познавательной функции. Детское экспериментирование с природным материалом активирует продуктивное мышление детей, формирует творческое познание окружающего мира, увеличивает количество познанных предметов и явлений, возбуждает интерес к предстоящей практической работе.

    Вторая часть занятия - практическая. Она посвящена формированию технических навыков работы с природным материалом и соломой, обучению приемам, способам выполнения, техникам аппликации, процессу активной художественной деятельности, решению поставленных проблем.

    Третья часть занятия – итоговая, поощрение отличившихся анализ выполненных работ, домашнее задание.

    Кроме того, в ходе урока определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за  соответствием  работы и ее чередованием в течение урока.

    Физминутки проводятся, учитывая специфику предмета, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный фон.

    Проведенный урок по данной теме выявил следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата. Сравнивая результаты можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения. Поставленные задачи в начале урока выполнены, цель достигнута.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок на тему "Изготовление сюжетной композиции из природного материала (На примере аппликации «Памяти АПЛ Курск»)"

    Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  сюжетной аппликации из природного материала.2....

    Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Ромашки".

    Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  объемной аппликации из природного материала.2....

    Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Сирень".

    Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Сирень". Цели: 1.             Формирование у обучающих...

    Занятие - путешествие «Изготовление оберега с использованием природного материала»

    Занятие - путешествие «Обереги славян.Изготовление оберега с использованием природного материала»...

    Внеурочное занятие "Изготовление объемных фигурок из природного материала: шишек, желудей, каштанов"

    Урок ручного труда в классе коррекции. Изготовление объемных фигурок из шишек, желудей, каштанов с помощью пластилина....

    Методическая разработка «Изготовление декоративной шляпки из природного материала»

    В данной  методической разработке представлена технология изготовления шляпки из природного материала (борщевика и листьев кукурузы). Данные рекомендации могут быть использованы педагогами в учре...

    Воспитательное занятие по теме: Изготовление объемной аппликации «Дед Мороз»

    Цель: Создать благоприятные условия для творческой самореализации детей. Задачи: - Учить детей изготавливать объемную аппликацию. - Формировать у детей навыки работы с бумагой, клеем и ватными ди...