Особенности социальной адаптации детей в группе раннего развития
статья по теме

Руль Ольга Сергеевна

В России 45-50 % первоклассников, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения. Многие из них испытывают большие трудности в усвоении курса начальной школы. Ведь переход дошкольника к систематическому обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни, требующем напряжения всех физиологических систем организма и эмоционально – волевой сферы.  Поэтому эту проблему, которая возникла в системе дошкольного образования можно эффективно решать на базе учреждений дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности социальной адаптации детей в группе раннего развития

Известно, что детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности.

Дошкольное детство – это благоприятный период для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, так как природные особенности, передающиеся по наследству, могут служить лишь задатками тех или иных способностей, они выступают как предпосылки психического развития. Гораздо большее влияние, чем врожденные особенности, на различия в психическом развитии детей, формирования их способностей, особенностей развития личности, оказывают условия жизни, воспитания и обучения [6, 58].

В России 45-50 % первоклассников, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения. Многие из них испытывают большие трудности в усвоении курса начальной школы. Ведь переход дошкольника к систематическому обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни, требующем напряжения всех физиологических систем организма и эмоционально – волевой сферы.  Поэтому эту проблему, которая возникла в системе дошкольного образования можно эффективно решать на базе учреждений дополнительного образования детей.[6,58]

Исходя из всего сказанного, целью данной работы является выявление особенностей социальной адаптации детей в школе раннего развития на базе учреждений дополнительного образования детей.

Задачи данной работы можно обозначить так: во – первых, изучить и проанализировать сущность социальной адаптации детей в школе раннего развития на базе учреждения дополнительного образования детей, во- вторых, выявить особенности социальной адаптации детей в школе раннего развития, в – третьих, учесть возрастные особенности детей дошкольного возраста в социальном воспитании.

Социальная готовность к обучению представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, выполнению социально значимой роли, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Старший дошкольный возраст традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется, становится более трудным в воспитательном отношении. Его негативные поведенческие проявления имеют общую основу – потребность в социальном признании, стремлении к самостоятельности. В психическом развитии детей наблюдаются существенные индивидуальные различия. Это касается, прежде всего, темпа психического развития. Еще большие различия наблюдаются в темпах  овладения отдельными видами деятельности, развития психических процессов и качеств. Наряду с различиями в темпе развития у детей обнаруживаются и увеличиваются с возрастом различия в индивидуально – психологических качествах: интересах, чертах характера, способностях. [2]

Кроме того, осознание своего социального «Я» и формирование внутренней позиции являются переломным пунктом в психическом развитии дошкольников. В пяти – семилетнем возрасте ребенок впервые начинает осознавать расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания.

Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для  других людей деятельность. У любого ребенка изменение условий жизни, привыкание к новой среде и приспособления к ее условиям, вызывает стресс, напряжение.

Стало быть, психологическая готовность к школе выделяется как исключительно важная и значимая.

Принимая во внимание сказанное, можно заключить, что формирование социальной адаптации дошкольника, является одной из важных задач обучения и воспитания детей в группах  раннего развития

 Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, его социального окружения.

Освещение данной проблемы нашло отражение в трудах Н. Алешиной, М.В. Антроповой, М.В. Битяновой, Ю.В. Васильковой, Л.В. Мардахаева, В.С. Маркова, А.В. Мудрик, А.В.Петровского и др.

В концепции развития личности А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер ее дальнейшего развития. Успешная адаптация позволяет сочетать интегрированность ребенка в группе с его индивидуализацией и автономностью.

Социальная адаптация выделяет 2 подструктуры: готовность ребенка к учебной деятельности и его социально - психическая готовность.

В то же время, социальная адаптация – это процесс взаимодействия личности и социальной группы с окружающей средой. Она включает усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Соглашусь с мнением Картавцевой В.А., что адаптация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:

  1. возможность общения (развитие коммуникативных способностей);
  2. временный фактор (игровая деятельность сочетается с учебной);
  3. плавный переход от игровой деятельности к учебной;
  4. создание условий, приближенных к условиям детского сада  [3,53]

В настоящее время на базах учреждений дополнительного образования детей создаются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста: «Малышкина школа», «Играем в школу», «АБВГДЕ-йка» и др. В частности на базе МБОУ ДОД «ДДТ №2» группа раннего развития «Солнышко».

Эти группы создаются  в ответ на запросы родителей, дети которых не посещают дошкольные учреждения. Ведь одной из причин затруднений в общении со сверстниками и проблем в школьном обучении является то, что дети  социально не адаптированы к условиям, отличным от домашних.  При поступлении в образовательное  учреждение у детей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для него источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходит нарушение в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии. [5, 26].

Стало быть, для педагогов,  работающих в группах, ставится непростая задача: построить работу так, чтобы она не только соответствовала запросам родителей, но и обеспечивала сохранение самооценки ребенка, неповторимости дошкольного периода детства. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

Ведь, работа с «домашними детьми» в условиях дополнительного образования имеет свои особенности и как всякое новое дело сопряжена с определенными трудностями: первое, необходимо иметь в виду, что пришедшие в дополнительное образование малыши значительно различаются по уровню развития. Именно поэтому в основу всей работы положено тщательное изучение индивидуальных черт и интеллектуальных возможностей каждого воспитанника. Второе, восполнить период общения с взрослыми, сверстниками, чтобы период адаптации к школьной жизни не приводил к ослаблению здоровья, психологического травмирования детей. [1,36]

Следует сказать и об одной важной особенности социальной адаптации детей. В дошкольном возрасте ребенок впервые делается таким, что модель его поведения становится взрослой: носителем общественных функций. Он хочет быть как взрослый, но не может им быть в силу возраста, и тогда «быть взрослым» ему удается только в игре.

Не что иное как, игра детей – самая свободная, естественная форма проявления их деятельности. Она дает ребенку положительные эмоции, в ней он проживает какие – то периоды взрослой жизни, приобретает навыки, подражая взрослым. Так развивается универсальный механизм обучения человека на разных стадиях развития.

В игре ребенок осознает и усваивает нормы людских взаимоотношений, расширяет представления об окружающем мире. [4, 40].

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» (В.А.Сухомлинский) [5,60]

В дидактических играх ребенок усваивает основные способы действий, ведущих к усвоению конкретных знаний о количествах, формах, величинах, цветах, функций и назначениях различных предметов. Говоря и о дидактических играх, нужно уточнить   и методы работы с детьми:

1.  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, обьяснительно-иллюстративные, поисковые,  устные, письменные

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации. И немаловажное значение здесь же играют элементы телесной терапии (обнять, погладить)

Наблюдая за этим процессом, можно судить какой ребенок, каковы его жизненные ресурсы, с какими трудностями он может столкнуться.

Однако, на занятиях должны учитываться психологические и возрастные особенности детей. Поэтому, в структуру занятий нужно включать игровые путешествия и экскурсии со сказочными героями и героями мультфильмов; упражнения, через которые раскрывается воображение ребенка, самостоятельность. На занятиях детям нужно предоставить возможность проявить свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал.

Ведь развивающая среда, игровая деятельность, специальные занятия и межличностное общение создают условия для целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства, формирования социального опыта, помогают детям подготовиться к будущей учебной деятельности в начальной школе. А это немаловажная задача, которую ставят перед собой педагоги.

Итак, подведя итоги, можно констатировать следующее: социальная  адаптация детей в современном обществе представляется проблемой значимой. Социальная адаптация ребенка — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Список литературы:

  1. Гаврисенко, О. А. Подготовка к школе [Текст] / О.А. Гаврисенко // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. - №1.- С. 36-37.
  2. Забровская, О. Психолого – педагогические основы проблемы подготовки детей к школе в современной социокультурной ситуации [Текст] / О. Забровская // Детский сад от А до Я. – 2007. - №5.- С. 52-63.
  3. Картавцева, В.А. Образование дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей [Текст] / В.А. Картавцева // Дополнительное образование и воспитание. – 2004. - №2.- С. 40-43.
  4. Лебедева, Г.В. Вариативная модель дошкольного образования [Текст] / Г.В. Лебедева // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. - №7.- С. 25-29.
  5. Макаренко, Г.И. Предшкольная подготовка в системе дополнительного образования [Текст] / Г.И. Макаренко // Дополнительное образование и воспитание. – 2005. - №8.- С. 58-60.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение занятий физической культуры, как средство социальной адаптации детей с тклонениями в развитии.

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений, У них отмечается выраженный рост распространённости функциональных отклонений, хрониче...

Социальная адаптация детей с отклонениями в развитии

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т.е. посильно участвовать в труде и ...

Статья "Общая характеристика социальной адаптации детей с проблемами в развитии."

            Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект привод...

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Особенности социальной адаптации детей с нарушениями речи

Проблема особенностей социальной адаптации детей с нарушениями речи является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования в связи с ростом числа детей с отклоняющимся развитием. Самой мно...

Статья «Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны и...

Адаптация в группе раннего развития детского сада.

Адаптация в детском саду в группе раннего  развития.В адаптации учавствуют родители и воспитатель. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособл...