Развитие художественных способностей у детей через нетрадиционные техники рисования
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

Из опыта работы


Тема:  Развитие художественных способностей у детей через нетрадиционные техники рисования


( Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности Жданова Е.Н.)

Каждый ребёнок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

Выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

   В каждом из нас живёт художник, а мы даже не знаем об этом, точнее забываем. Вспомните притчу о «зарытых талантах». Действительно, многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Моя цель эти таланты находить ещё в детстве. Ведь бездарных детей нет, есть нераскрытые дети.

   Сразу после окончания Педагогического училища, я пошла работать в детский сад руководителем изобразительной деятельности. Работала с детьми разных возрастных групп и в каждой группе искала таланты. Талантливых деток было много, но чего-то им не хватало. Тестируя детей, я поняла, что им не хватает уверенности в себе, самостоятельности. Для решения этой проблемы, я стала изучать методическую литературу и заинтересовалась нетрадиционными техниками рисования, с помощью которых можно развивать у детей самостоятельность, творческую активность, а также развивать интеллект и умение нестандартно мыслить. Я решила организовать кружок «Юный художник», который посещали все желающие дети старшего дошкольного возраста. Все занятия были основаны на нетрадиционных техниках рисования и проводились два раза в неделю. Моя теория заработала уже на второй год. Я убедилась, что рисование необычными материалами, позволяет детям ощутить положительные эмоции. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию творчества. Дети становятся более самостоятельными, развиваются индивидуальные способности, уверенность в своих силах.  Чтобы дети с удовольствием ходили на мои занятия, я стараюсь не допустить в детскую  деятельность скуку. Все мои занятия напоминают игру. Для занятий я стараюсь приготовить яркие, красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Начиная с трёхлетнего возраста  можно рисовать пальчиками и ладошкой. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальчиками на зелёной лужайке появляются жёлтые цыплята. А когда дети вместе со мной дорисовывают недостающие детали и перед глазами предстаёт целая картина – радости нет предела. Старшие дети радуются не меньше малышей. Как здорово,  когда взрослый разрешает влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, а в итоге окажется, что этот след похож на сказочную птицу. Разве это не чудо? Разве они не волшебники-художники? Интерес у старших дошкольников  появляется еще и потому, что все занятия я стараюсь  проводить комбинированными. Например, нарисовать пейзаж можно используя сразу несколько техник рисования. Сначала способом рисования  «по- мокрому» рисуем фон будущего пейзажа, затем традиционным способом (кисть и краски) рисуем деревья и всё остальное, а листопад и кроны нарисуем нетрадиционным способом – смятым листком газетной бумаги. Детям среднего дошкольного возраста очень нравится рисовать свечой или восковыми мелками. Если нарисовать рисунок свечой, а потом сверху лист покрыть акварельной краской. А вот и сюрприз! Краска не ложится на жирное изображение свечой и рисунок как бы проявляется внезапно перед глазами ребёнка. Дети постарше очень  любят рисовать кляксами. Ребёнок набирает с ложечку немного гуаши и выливает на бумагу. Затем лист накрывается другим листом бумаги и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют на что похоже. Можно дорисовать недостающие детали. Эта техника очень интересная, но сложная для детей, у которых не развито воображение. Ведь не так уж и просто в обычной кляксе увидеть какое-нибудь животное или героя из мультфильма. Здесь на помощь прихожу я. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей. Нетрадиционные техники создают атмосферу непринуждённости и раскованности. Результат деятельности не может быть плохим или хорошим. Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Именно на таких занятиях очень легко отыскать будущего Пикассо. Ведь здесь ребёнок раскрывается , как цветок. Здесь он главный и не боится само выражаться на все сто процентов своего  внутреннего детского потенциала.

Многие дети, посещающие мой кружок, уходя в школу, продолжают заниматься изобразительным творчеством в Центрах Детского Творчества. Шесть моих выпускников учатся в Художественной школе. Кто знает, может, мы ещё о них услышим.

   Совсем недавно, специфика моей работы кардинально поменялась. Уже год я работаю в Детском доме с детьми-сиротами. Естественно. Дети, воспитывающиеся в таком учреждении, отличаются от домашних детей, и основной проблемой является высокий уровень тревожности. По сравнению с домашними детьми, ребёнку в условиях детского дома недостаёт заботы и лаки. Творческая деятельность способна создать тёплую эмоциональную атмосферу. Я считаю, что вовлечение в творческую деятельность детей-сирот, является эффективным методом снижения уровня тревожности. Творческая деятельность помогает ребёнку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность. Чтобы дети с удовольствием ходили на занятия, они должны быть интересными. И здесь на помощь снова приходят нетрадиционные техники рисования. Несомненно, достоинством этих техник, является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна детям, поэтому они так привлекательны для них. Они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению  в целом. Мои занятия помогают детям быстрее адаптироваться. Я работаю в тесной связи с психологом детского дома, ведь ценную информацию о внутреннем мире ребёнка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить, изучая продукты детского творчества. Очень полезны рисунки вновь поступивших детей. Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть всё, что твориться в душе ребёнка, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

 Специфика планирования занятий в детском доме немного усложнилась. Много времени я отвожу на индивидуальную работу с детьми, так как дети поступают в учреждение в течение  всего учебного года и с разной подготовкой. Но это не делает мои занятия скучными. Дети, занимающиеся с начала года, с удовольствием помогают новичкам, и они быстро адаптируются к новой среде. Мои занятия не носят форму обучения и изучения. Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. И даже сами того не замечая они становятся настоящими художниками.

   

Нетрадиционные техники рисования, которые особенно нравятся детям:



Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.



Предварительный просмотр:


Мастер – класс



 «Применение методов арт терапии в работе с трудными подростками»







Подготовила и провела



педагог дополнительного образования



Жданова Е.Н.











2012 год




Мастер-класс «Применение методов изо-терапии

в работе с трудными подростками»

Кто-то, когда-то, должен ответить, 

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Часть первая

Давайте сегодня мы с вами поговорим о том,  как можно помочь трудному ребёнку снять агрессию и улучшить настроение посредством изо терапии.

Достоинства изо-терапии, особенно в работе с трудными подростками, заключаются в следующем:

- возможность невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;

- облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии;

- возможность для исследования бессознательных процессов;

- возможность свободного самовыражения и самопознания;

- мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции;

- повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения;

- создание положительного эмоционального настроя.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Приемов изотерапии очень много. В работе с трудными подростками я  использую такие как: «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Рисуем (лепим) маски», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», использую прием рисования пальцами.

Изо-терапия — это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Рисовать можно всем — крупами, камушками, ракушками, мятой бумагой… Детям даются те материалы, краски, и темы, которые обязательно приводят к успешному результату.

Часть вторая.

Мастер – класс «Кляксография + монотипия»

Цель:1. Познакомить педагогов с техниками -  кляксография и монотипия.

2. Доказать, что данные техники помогают преодолеть негативные переживания, снимают эмоциональное напряжение и тревожность.

Материал: Лист бумаги формата А-4 на каждого педагога, краски акварельные, фломастеры, кисти, банки с водой, салфетки.

Выставка работ, выполненных в технике «Кляксография+ монотипия»

Сегодня я хочу вас познакомить с одним очень интересным способом рисования, который эффективно помогает справиться с агрессией и плохим настроением ребёнка. Это – способ «Кляксография+монотипия»

Если вы сегодня освоите этот способ, то в любое время сможете помочь ребёнку победить плохое настроение и агрессию.

Складываем альбомный лист пополам, разворачиваем его. А теперь, представьте себя ребёнком с плохим настроением. Наберите на кисточку краску любого цвета и выплесните свое настроение с помощью клякс на бумагу. Можно воспользоваться несколькими цветами. ( желательно не предлагать ребёнку мрачные цвета)

Теперь складываем лист и растираем свое плохое настроение рукой. Готово? Снова раскладываем лист. Сейчас начинается самое интересное. Ребёнок должен в получившемся увидеть что-то доброе и хорошее ( яркое солнышко, добрая кошечка, улыбающееся лицо…)  Самому ребёнку справиться с этим будет тяжело. Здесь ему на помощь должны прийти вы. Для этого мы с вами сегодня и собрались. Попробуем? Отдельные детали в увиденных образах можно дорисовывать красками или фломастерами. Если очень постараться, можно увидеть целую картину доброго настроения.

Работа педагогов.

Какие замечательные получились работы. Настроение улучшилось? Правда, очень помогает?

Теперь в ваших семьях не должно быть плохого настроения. Удачи вам и хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность развития творчества детей через нетрадиционные техники рисования.

Художественно - творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих спос...

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования

     Меня заинтересовало, какими же техниками, приёмами можно преподать детям программу обучения помимо тех способов, что освещены в ней. Ведь в наше современное время по разным ...

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и мате...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...

«Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования».

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»«Истоки способностей и даро...

Проект по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования "Живая картинка".

Проект по развитию творческих способностей  у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования "Живая картинка"....