Игры на школьных вечерах
классный час по теме

Куропатин Сергей Александрович

Рассматриваются игры, которые можно проводить на школьных вечерах. В помощь классному руководителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_shkolnyh_vecherah.doc566.5 КБ

Предварительный просмотр:

В ЧАСЫ ДОСУГА

Содержание

  1. Игры на школьных вечерах………………………………..2
  2. Веселые старты………………………….………………….9
  3. Игры народов России…..…………………………………12
  4. Игры с мячом и без мяча………………….………………14
  5. Игры на перемене………………………..………………..18

Игры на школьных вечерах

Приглашение с коробкой конфет.

Перед тем как объявить очередной танец, ведущий ставит на середину зала стул, на который садится девочка. В руках у нее коробка конфет. Затем называется танец и руководитель вечера говорит: «На этот танец обычная форма приглашения отменяется. Приглашать можно только того, кто сидит на этом стуле. Сейчас на нем сидит девочка, приглашать ее будут два мальчика, с одним из них она пойдет танцевать, а другому отдаст конфеты, и он займет ее место на стуле. Приглашать мальчика пойдут две девочки, и опять повторится то же самое: с одной он пойдет танцевать, а другой отдаст конфеты, и она сядет на стул, ожидая приглашения. Тот, кто окажется сидящим на стуле в момент окончания танца, получает эту коробку конфет в качестве приза».

Начинает играть музыка. Два мальчика подходят к девочке и раскланиваются, приглашая ее на танец. Она выбирает партнера и, отдав коробку с конфетами его товарищу, начинает танцевать. Тем временем к мальчику подходят две девочки и т. д. Количество танцующих увеличивается.

Во время игры надо следить, чтобы на стуле никто не «засиживался». Возможно, сначала ребята будут стесняться выходить на середину круга для приглашения, поэтому «в резерве» нужно иметь несколько пар, чтобы быстро ликвидировать заминку.

Пусть вас не смущает, если в первый раз игра пройдет неудачно. Непременно повторите ее на следующем вечере и вы убедитесь, что она понравится, старшеклассникам.

Игру можно проводить и с другими предметами: букетом цветов, воздушными шарами и т. п.

Приглашение с лентами.

Для игры нужно приготовить разноцветные ленты. Их нужно разрезать на куски по 1,5 м и сшить в различных сочетаниях (например, синюю с красной, желтую с зеленой и т. д.). Таким образом, получатся двухцветные ленты длиной в 3 м каждая. Таких лент должно быть 6— 8 штук.

Руководитель выходит на середину зала и выносит все восемь лент. Концы их свободны, а место сшивки зажато в кулаке, чтобы участники вечера не знали, что ленты состоят из двух разных кусков.

Руководитель называет следующий танец, но предупреждает, что первыми танцевать его начнут пары, которые составятся из участников игры. Затем он просит подойти к нему восемь мальчиков и каждому взять в руки один конец любой, ленты. Когда они это сделают, приглашаются восемь девочек.

«Вы можете выбрать себе партнера,— говорит руководитель, обращаясь к ним,— для этого каждая из вас должна взяться за свободный конец ленты». После того как девочки возьмут в руки концы лент, руководитель объявляет, что пару будут составлять мальчик и девочка, которые держатся за одну и ту же ленту. Он разжимает кулак, и оказывается, что все получилось не так, как предполагали зрители и участники игры. В зале наступает оживление. Руководитель просит пары, держась за ленты, пройти за ним круг по залу. По окончании этого «шествия» музыка играет объявленный ранее танец. Участники игры первыми начинают его танцевать. Постепенно к ним присоединяются все желающие.

В шляпе не танцуют.

Для проведения игры требуются четыре шляпы, желательно нарядные и красивые (две для мальчиков и две для девочек). Фасон шляп должен быть таким, который бы позволял надеть шляпу на голову, не испортив прическу. Можно использовать соломенные шляпы, украсив их лентами и перьями, или специально изготовить шляпы из плотной бумаги.

Перед началом танца руководитель вечера объявляет правила игры: «Со мной рядом стоят мальчики и девочки, у которых на головах надеты шляпы, они тоже хотят танцевать, но ... в шляпе не танцуют. Чтобы принять участие в танце, они должны надеть шляпу на голову любого танцующего — только в этом случае они получают право танцевать с его партнером. Девочки будут надевать шляпы девочкам, а мальчики — мальчикам.

Если вам на голову наденут шляпу, уступите своего партнера и не огорчайтесь. Выбирайте другого, пользуясь своим правом надеть шляпу. Если вам надели шляпу, не снимайте ее, пока не выберете себе нового партнера».

Начинает играть музыка. Когда танцующих станет достаточно много, в круг входят мальчики и девочки в шляпах. И начинается игра. Руководитель следит за тем, чтобы танцующие выполняли правила игры. Если кто-либо со шляпой выйдет из круга танцующих, его нужно вернуть или передать шляпу другому. Игра продолжается до тех пор, пока не закончится музыка.

Под   счастливой   звездой.  

Эту игру можно использовать при проведении новогоднего бала, хотя она разнообразит программу и любого другого вечера с танцами. Из тонкого картона или плотной бумаги вырежьте звезды разной формы и величины. Хорошо, если они будут разноцветными. Чем больше их будет, тем интересней пройдет игра.

На каждой звезде напишите порядковый номер (1, 2, 3 и т. д.), который должен быть хорошо виден. Протяните под потолком вдоль и поперек зала тонкие шнурки и укрепите на них звезды так, чтобы они равномерно распределились над всей площадью пола. Заготовьте также три листа бумаги размером 40 X 30 см. На каждом из них крупно и ярко напишите номер одной из звезд. Затем возьмите три воздушных шарика и внутрь каждого из них вложите один сложенный лист с номером, туда же всыпьте и немного конфетти. После этого шарики надуйте и повесьте на эстраде. Они должны быть хорошо видны всем присутствующим.

Объявляя один из очередных танцев, руководитель говорит: «Во время этого танца будет проводиться  игра, которая называется «Под счастливой звездой». В ней могут принять участие все желающие. Игра заключается в следующем: по моему сигналу танец и музыка прекратятся и каждая пара танцующих должна будет занять место под одной из звезд,  которые  сегодня   украшают наш зал. Пара, которая окажется под; счастливой звездой, получит приз. Под каждой звездой может находиться только одна пара. А сейчас танцуйте».

Играет музыка. Все танцуют. Неожиданно раздается сигнал руководителя. Все перестают танцевать и каждая пара занимает место под одной из звезд.

Обращаясь к присутствующим, руководитель говорит: «Внимание!; Сейчас мы узнаем номер счастливой звезды. Прошу запомнить номер звезды, под которой вы стоите, и не сходить с места». Затем он поднимается на эстраду, подходит к одному из воздушных шариков и прокалывает его. Шарик лопается, из него эысыпается конфетти и падает лист бумаги с номером звезды. Пара, стоящая под звездой с этим номером, приглашается на эстраду, где ей торжественно вручают приз. После: этого снова играет музыка, и все продолжают танцевать.

В течение вечера игра может повторяться несколько раз.

Естественно, что никто из участников вечера не должен знать номера счастливых звезд. Если нет шариков, листы с номерами звезд можно вложить в большие, специально приготовленные для этой игры конверты, которые также должны висеть у всех на виду.

                                                                     

Мяч по кругу.

Все участники игры становятся в круг и рассчитывают на «первый-второй». Первые номер составляют одну команду, вторые — другую. Командам могут быть даны какие-нибудь шутливые названия: это оживит игру. Затем каждая из команд получает по мячу и игра начинается.

По сигналу руководителя команды начинают передавать мяч своим игрокам, одна — вправо, другая — влево; мяч передается по очереди каждому игроку команды. Чей мяч быстрее обойдет круг, та команда и выигрывает. Игра повторяется до трех раз, и только после этого определяется победитель.  

Мячи надо передавать из рук в руки, а не перебрасывать их. Если мяч упадет, его подбирает тот, кому он предназначался. Подняв мяч, игрок быстро становится на место и передает мяч дальше.

Если помещение позволяет игрокам стоять друг от друга на расстоянии вытянутой руки, то мяч можно перебрасывать. Правила игры остаются те же, запрещается только передача мяча.

Тихое пение.

Все играющие сидят. Один из них, по выбору, выходит из зала. В его отсутствие задумывают какой-нибудь предмет (например, стул, мяч, рояль). Этот предмет вышедший из зала игрок должен отгадать.

По сигналу руководителя отгадчик входит. Все тихо поют какую-нибудь песню. Чем ближе отгадчик к задуманному предмету, тем громче пение, и наоборот. Когда водящий отгадает предмет, все хлопают в ладоши. Затем выбирается новый отгадчик и игра продолжается.

Можно придумать и более сложное задание (например, взять стул, поставить его посередине зала и сесть на него). Когда отгадчик найдет задуманный предмет, он должен еще догадаться, что с ним сделать. При неправильном обращении с предметом пение затихает.

Игру можно проводить и под музыку: чем ближе к цели отгадчик, тем громче музыка.

Сценки.

Из играющих выделяются две группы по 6—10 человек в каждой. Это актеры. Ведущий обращается к остальным играющим и предлагает придумать актерам темы для инсценировки. Темы называются, и актерам даются 5—10 мин для подготовки. Они выходят в другую комнату и там быстро составляют сценарий, распределяют роли, а если успеют, то и прорепетируют. Затем актеры выходят в зал и разыгрывают свой миниспектакль. Жюри, составленное из ребят, дает оценку их работе и называет победителей.

Найдя «затейника».

В этой игре могут участвовать от 15 до 40 человек. Все играющие садятся на стулья, образуя круг. Руководитель назначает водящего, который выходит из зала. В его отсутствие ребята выбирают «затейника». Затем все начинают хлопать в ладоши — это сигнал, по которому водящий возвращается. Он встает в центре круга. Все продолжают хлопать в ладоши до тех пор, пока «затейник», улучив момент, когда водящий находится к нему спиной, не покажет ребятам новое движение, например, начнет потирать руки одна о другую. Тогда играющие перестают хлопать в ладоши и начинают повторять его движение. Незаметно для водящего  «затейник» снова меняют движение, соответственно меняют его и остальные. Водящий должен угадать, кто из играющих меняет движения, т. е. найти  «затейника».  Если первый раз он ошибется, ему дается возможность сделать это еще дважды. Если и после трех раз он не угадает «затейника», то снова будет водить. Но это совсем не обязательно. При повторении игры можно выбрать и нового водящего, и нового «затейника

Советы    руководителю:

Когда   водящий  возвратится   в круг, скажите ему, чтобы он не смотрел все время в одну сторону, а поворачивался; это позволит «затейнику» чаще менять движения и тем оживить игру

Играющих  надо  предупредить, что следить за сменой движений «затейника» надо незаметно, иначе водящему по их взгляду будет легко его обнаружить

В начале игры надо помочь «затейнику» придумывать разнообразные движения.  Лучше всего имитировать такие движения, как дирижирование оркестром, пилка дров и т. п

Не следует топать ногами, хлопать по коленям, так как в этом  случае   водящий может  обнаружит «затейника»  на слух.  Не следует также заменять движения позами -игра станет скучной

Если нет стульев, в игру можно играть и стоя.

Приз.

Ведущий показывает завернутую в бумагу коробку, на которой написано слово «приз», и сообщает условия игры: необходимо назвать как можно больше слов, составной частью которых является слово «приз», например: «призма», «призыв», «призвание»,- «призрак», «призвук», «каприз», «признак», «признательность», «приземление»,  «реприза», «сюрприз».

Вручая приз победителю, ведущий говорит, что слово «сюрприз» обозначает неожиданный подарок, разворачивает бумагу и показывает всем коробку с тортом «Сюрприз».

Веселые старты

Предлагаемые игры носят характер состязаний. Их можно проводить и в помещении, и на свежем воздухе. Хорошо, если в состязаниях будут участвовать две команды. Это оживит игру. Не забудьте и о судьях, которые должны судить состязания.

Гонки с обручами.

Оказывается, прыгать можно не только через веревочку, но и через гимнастический, обруч.

Устройте бег наперегонки с обручами. Выигрывает тот, кто придет к финишу первым. На старте состязания участники стоят таким образом, чтобы не мешать друг другу.

Кто быстрее?

В игре участвуют две команды по 7—10 человек. Перед каждой командой, участники которой стоят в затылок друг другу, лежат в одну линию обручи. Их несколько. Расстояния между ними 1 м.

По сигналу ведущего выходят те, кто стоит впереди. Их задача: пройти череа все обручи, т. е. поднять каждый из них над головой и затем как бы пропустить себя через обруч. Положив обруч на пол, игрок переходит к следующему, и т. д. Пройдя через последний обруч, игрок возвращается в свою команду, а на старт выходит другой игрок.

Выигрывает та команда, игроки которой первыми пройдут через все обручи.

Разноцветные обручи.

Каждому участнику игры вручается обруч. По команде ведущего ребята должны раскрутить обруч вокруг талии. Выигрывает тот, у кого обруч упадет на пол последним.

Кенгуру.

В игре участвуют две команды по 5 человек. У каждой из них по мячу. Зажав его коленями или щиколотками, ребята должны пропрыгать 15—20 м, стараясь добраться до старта-финиша как можно быстрее. Если мяч выскользнул, его надо поднять и продолжать бег. Отталкиваться при прыжках надо обеими ногами, иначе мяч удержать трудно.

Пронеси, не урони.

Играют две команды по 6 человек. Ребята встают парами. Первой паре вручается большой мяч. Зажав мяч между головами, они должны пронести его 10 м и вернуться к старту. Выигрывает та команда, участники которой быстрее закончат эстафету и наберут меньше штрафных очков. Штрафные очки засчитываются тогда, когда мяч упадет на пол.

Конкурс футболистов.

Участвуют в нем две команды по 5 человек. Для игры нужны два круглых надувных воздушных шара. Команды стоят в затылок друг другу. Задача футболистов: провести шар от старта до финиша и обратно ногами и головой. Если игрок задел шар рукой, то он получает штрафное очко. Выигрывает та команда, которая первой закончит соревнование.

Веселые носильщики.

Для этой игры необходимо десять надувных воздушных шаров. В состязаниях от каждой команды одновременно участвуют 2 человека. Их задача: взять пять шаров (не за веревочки!) и перенести их в другой конец площадки.

Разноцветные гирлянды.

Двум командам раздают разноцветные воздушные шары, тесьму и нитки. По сигналу ведущего они должны составить гирлянду из шаров, т. е. надуть шары, завязать их и составить гирлянду. Кто это сделает быстрее и лучше, тот и победит.

Бой со змеем-горынычем.

Двум командам, изображающих дружины русских богатырей, вручают шлемы, мечи, щиты и детские лошадки или палки. На расстоянии 15—20 м стоят стулья, к которым привязаны по три надувных шара, разрисованных под змея-горыныча. По сигналу ведущего богатырь должен сесть на коня, доскакать до змея, срубить ему одну голову и вернуться обратно. Затем в бой вступает второй богатырь и т. д. Кому быстрее удастся победить змея-горыныча, тот получает, приз.

Сомбреро.

К деревянной стойке с отверстиями прикрепляются воздушные шары, на которых нарисованы веселые рожицы. Играющим вручается 10 сомбреро, изготовленных из цветной бумаги. Цель игры — набросить их на шары.

Ловушка.

Эта игра проходит под музыку. Играющие разбиваются на тройки и, взявшись за руки, пританцовывая, движутся по залу. Водящие — их двое — образуют пару и, тоже танцуя, движутся по залу (если играющих много, то водящих может быть две-три пары). Неожиданно для всех водящие подходят к одной из троек и, взявшись за руки, замыкают в ловушку одного из этой тройки. Так они образуют новую тройку, а оставшиеся двое становятся водящими.

Игры народов России

Санная кавалерия.

Карельские ребята любят кататься на санках не только с горок, но и по ровному месту. Садятся верхом на санки, берут в руки лыжные палки и отталкиваются ими. Ребята постарше устраивают гонки на дистанцию 50—100 м, а октябрята — на 20—30 м.

Если желающих играть много, а санок мало, устраивают эстафету. В каждой команде по 6—10 человек, у каждой — свои санки. Рассчитываются по порядку номеров. Нечетные номера остаются на линии старта, а четные — уходят на финиш.

По сигналу судьи нечетные номера устремляются к финишу. Здесь их товарищи по команде принимают от них санки и палки и таким же образом возвращаются на линию старта. Команда, первая закончившая состязание, считается победительницей.

Гонки.

У народов Крайнего Севера есть сказание о легендарном охотнике Тунг-Понксе. Однажды Тунг-Понкс, преследуя лося, спустился в овраг и сломал лыжу. Что делать? Добыча уходит). Погнался Тунг-Понкс на одной лыже, Трудно, ох, как трудно скользить на одной лыже. Но Тунг-Понкс все-таки догнал зверя. Рассказывая об этом, вам непременно покажут на звезды Млечного Пути. Там звезды сначала идут двумя полосами, а потом сливаются в одну. Эти звезды, мол, лыжня  Тунг-Понкса

Юные эвенки, остяки, нанайцы хотят быть такими же искусными лыжниками,  как  Тунг-Понкс.   Они проводят   гонки   на   одной   лыже. Скользят на правой лыже, а левая нога без лыжи. Ею нельзя ступать ни на правую лыжу, ни на снег. Отталкиваясь  обеими  палками,  лыжник скользит на одной лыже 20 и даже 30 м. Кто первый пересечет линию финиша, тот и победил.  

Туесок.

Башкирские ребята любят веселые подвижные игры под музыку. Одна из таких игр называется «Туесок». Туесок — это круглый берестяной короб с плотной крышкой. Во время праздников его наполняют гостинцами. Туесок с гостинцами — награда выигравшему.

Перед началом игры одному из ее участников дают в руки туесок. Все становятся в круг. Как только заиграет музыка, туесок начинают передавать друг другу. Музыка внезапно замолкает. Тот, у кого в руках оказался туесок, выбывает из игры. Все меньше и меньше становится играющих, а музыка все убыстряется и убыстряется. Когда остаются двое, музыка начинает очень быстро играть и туесок так же быстро передается из рук в руки. Вдруг музыка смолкает. Тот, кто не успел отдать туесок, считается проигравшим. Он отдает туесок товарищу в награду: ведь тот дольше всех сумел продержаться в этой игре, требующей расторопности и ловкости.

Куобах.

В переводе на русский язык «куобах» означает «заяц». Это любимая игра якутских ребят. Состязаясь в куобахе, они должны выполнить прыжки, сомкнув ноги вместе. Кто прыгнет дальше других, тот и выиграет. Для младших ребят число прыжков ограничивается тремя — пятью. История появления этой игры рассказана этнографом С. Николаевым ич Якутска.

Задумавшись, шел однажды охотник по лесной тропе и едва не наступил на зайца. Тот стремительно отскочил и скрылся в кустах. Запоздало прогремел выстрел. Досадуя на себя, охотник попытался передразнить косого. Оттолкнувшись двумя ногами, сделал прыжок-другой, но далеко прыгнуть не смог. Еще раз прыгнул. Снова неудача. Ловкий оказался куобах.. Далеко прыгает. Охотник показал прыжки своим товарищам. Так родилась эта якутская игра.

Игры с мячом и без мяча

Попади в цель.

Берется кусок фанеры или картона размером 100Х к80 см и на нем рисуется голова волка. Затем она выпиливается или вырезается, в зависимости от материала, и крепится на стойке неподвижно. Вместо рта у волка отверстие произвольного размера, но такое, чтобы теннисный мяч свободно проходил в него. Все это могут Вделать сами ребята в школьной мастерской под руководством учителя труда.

Стойка с головой волка выносится на улицу и устанавливается на ровном месте. На расстоянии 3—5 м вт нее проводится черта. Отсюда ребята будут «пристреливаться». Мяч должен попадать волку прямо в рот. Каждому участнику игры дается пять пробных мячей, после чего начинается соревнование на лучшего стрелка. Каждый игрок бросает по десять мячей.

Зимой мячи можно заменить снежками. В ненастную погоду стойка с головой волка может устанавливаться в физкультурном зале. Игра хороша тем, что пригодна для детей разного возраста. Можно произвольно менять высоту расположения головы волка, увеличивать или уменьшать расстояние, с которого надо бросать мяч. Все это определяется руководителем игры. Желание точно попасть в цель у ребят велико, поэтому они с удовольствием играют в эту игру довольно долго.

Не опоздай.

На земле чертится круг диаметром 3—8 м (в зависимости от возраста играющих). В центре круга становится участник игры с мячом в руках. В двух-трех шагах от круга кладут мяч поменьше или втыкают в землю маленький флажок. Игрок, подбросив свод мяч, должен выбежать из круга, взять маленький мяч или выдернуть флажок, а затем вернуться в круг и поймать свой подброшенный мяч. Каждому участнику игры дается 3—5 попыток.

Игра с мячом.

Берутся два больших мяча (волейбольный, футбольный). Один мяч лежит неподвижно. От него отмеряют расстояние 3 — 5м. С этого расстояния игрок ударом ноги старается послать другой мяч так, чтобы попасть в неподвижно лежащий мяч. Вместо мяча можно поставить и другую цель, например старый ящик, ведро, корзину.

Перенеси быстрей.

Игра проходит на улице. Собираются все мячи, какие есть, и складываются в одно место. В 10 —15 м от него чертятся два круга диаметром 1 м. В них становятся два участника игры. По команде они бегут к тому месту, где мячи, и по одному переносят их в свой круг. Побеждает тот, кто больше перенесет мячей в свой круг. Есть вариант этой игры: каждый из участников берет столько мячей, сколько сможет, и бежит к своему кругу, но если один из мячей упал, он должен его подобрать, т. е. в свой круг игрок должен вернуться со всеми взятыми мячами.

«Комната».

Все игроки делятся на две равные части. На земле рисуется квадрат, стороны которого равны 10 м. Это — «комната». Одна группа ребят становится внутрь «комнаты», другая — окружает ее. Игру начинают те, кто стоит вне «комнаты». Они перекидываются мячом со своими игроками, затем кто-нибудь внезапно бросает мяч в «комнату». Если мяч попал в игрока, он выбывает из игры. В этот момент все играющие стараются поймать мяч, каждый со своей стороны. Если, например, мяч оказался у ребят, находящихся в «комнате», перекидываться мячом начинают они. Затем также внезапно кто-то, из них бросает мяч в игроков, стоящих вне «комнаты», и т. д. Побеждает та команда, которая за установленное время выведет из игры больше игроков чужой команды. Затем играющие меняются местами и игра начинается сначала.

Займи круг.

В эту игру могут играть все желающие. Сначала ребята «считаются» и таким образом определяют водящего. Затем все, кроме водящего, чертят круги на земле и становятся в них. После Этого ребята незаметно переглядываются за спиной водящего и жестами выражают желание поменяться кругами. Водящий должен заметить эти «знаки». Когда двое бегут навстречу друг другу, чтобы обменяться кругами, то на какое-то время их круги остаются пустыми. В этот

момент водящий должен быстро занять один из них. Тот, кто остался без круга, водит. Игра повторяется несколько раз. Одновременно меняться кругами могут несколько пар. Это затрудняет водящему выбор свободного круга.

Составь слова.

В эту игру играют от двух до четырех человек. Один из играющих называет какое-нибудь слово в именительном падеже. Все записывают его. Дается время 5—7 мин. Из букв этого слова надо составить другие слова. Чем больше составлено слов, тем лучше. Например, названо слово «вокзал». Из букв этого слова получаются следующие слова: вокал, зал, лаз, лак, вол, зов, воз, вал, коза и т. д. По истечении времени все кладут карандаши. Затем участник игры, сказавший это слово, зачитывает все слова вслух. Одинаковые слова вычеркиваются. Таким образом, у каждого остаются только те слова, которые не повторяются. Оставшиеся слова каждым участником игры записываются на своем листочке. Затем слово называет другой участник игры и т. д. Итоги подводятся после 10—15 слов (как договорятся сами игроки). Эта игра заставляет ребят перебрать много слов. Они стараются найти малоизвестные слова. В этом случае назвавший новое малознакомое слово объясняет его значение и игра продолжается. Игра пользуется успехом у детей разного возраста.

Собери картину.

Для игры необходимо иметь 15—20 пейзажных открыток и столько же конвертов. Каждую открытку надо разрезать на 10—15 частей и сложить в конверт. Каждая разрезанная открытка должна быть в отдельном конверте.

На каждую парту или стол кладется один конверт. По сигналу все вскрывают конверты и начинают складывать картины.

Побеждает тот, кто первым соберет картину.

Вместо открыток можно использовать также старый географический атлас, вырезав из него, например, все материки (Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию, Антарктиду), разрезать их на части, разложить по конвертам и далее складывать как открытки. Для детей старшего возраста, знакомых с политической картой мира, можно вырезать отдельные государства. При этом задание можно усложнить, предложив им назвать государство и его столицу, сказать, где оно находится и т. д.

Игры на перемене

Игры на переменах — составная часть двигательного режима школьников в течение учебного дня. Они снимают утомление, повышают работоспособность учащихся на последующих уроках. Особенно важно это иметь в виду в конце учебного года.

Умело организованные подвижные игры на переменах — это и одно из условий успешного проведения физкультурно-оздоровительной работы в школе, в классе.

Весной, когда становится тепло, дети, как правило, проводят перемены на свежем воздухе. Они охотно играют, особенно если за их игрой наблюдают старшие — классный руководитель, вожатый, которые подбадривают ребят, предупреждают конфликты, словом, «болеют».

Младшим школьникам педагогу нужно помочь организовать игру и, может быть, даже самому принять в ней участие; подростки справятся с этой задачей сами.

Чтобы ребята не возбуждались чрезмерно, игры на переменах должны быть малой и средней интенсивности. Приводим описание некоторых игр для школьников младших и средних классов, которые с успехом можно проводить во время перемены на школьном дворе или, если погода не позволяет, в спортивном зале.

Поезд (игра малой интенсивности).

Все играющие делятся на две группы, выстраиваются один за другим и кладут руки на плечи товарищам. Тот, кто впереди,— паровоз, остальные — вагончики. По сигналу руководителя поезда начинают движение, то ускоряя, то замедляя темп, в зависимости от команды. При этом паровозы руками имитируют вращение колес, а вагоны, на счет руководителя, приговаривают: «Тук-тук-тук». Во время движения паровозы могут произвольно менять его направление. По сигналу «стоп» поезда останавливаются. Ребята, которые точнее выполнят все команды руководителя, побеждают.

«День» и «Ночь» (игра средней интенсивности).

В середине площадки параллельно проводятся две линии. Расстояние между ними 1—2 м. На расстоянии 20 м от каждой из этих линий и параллельно им проводятся еще линии; за ними — «дом», куда ребята будут убегать. Все играющие делятся на две примерно равные по силам и числу игроков команды. Каждая из них получает свое название, например «День» и «Ночь». Обе команды выстраиваются вдоль линий на середине площадки лицом к «домам», и игра начинается.

Руководитель неожиданно для ребят называет одну из команд, и ее игроки стремглав бегут за линию своего «дома», а игроки другой команды стараются догнать и осалить их. Осаленных подсчитывают, и они снова вступают в игру. Команды занимают исходные позиции, и игра продолжается. Называть команды поочередно не следует; названия их должны произноситься неожиданно для ребят. Игрокам запрещается сходить с места, пока руководитель не назовет одну из команд, а также осаливать игроков за чертой «дома». Побеждает тот, кто больше осалит игроков противника.

«Перестрелка» (игра средней интенсивности).

Эта игра очень популярна среди подростков. Проводится она на площадке размером 10X 18 м, которая делится пополам средней линией. На двух противоположных сторонах размечается коридор «плена» шириной до 2 м. Играющие делятся на две команды, которые располагаются на своей половине поля произвольно. В каждой команде выбирается капитан. Они разыгрывают в центре поля мяч, который подбрасывает между ними руководитель. Капитаны стараются отбить мяч своим игрокам. По команде руководителя игроки, завладевшие мячом, стараются попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Осаленный игрок идет в коридор «плена» противоположной команды. Играющая команда старается выручить своих «пленных», перебрасывая им мяч по воздуху. Если мяч каким-то образом попал к ним, те могут осаливать мячом игроков противника. Играют два тайма по 10 мин или до тех пор, пока не будут выбиты все игроки одной из команд. Побеждает команда, пленившая наибольшее число игроков.

Правила игры:

игрок, поймавший мяч с воздуха, осаленным не считается;

игрок, в которого попал мяч, отскочивший от земли, осаленным не считается;

игрок считается вырученным, если ему перебросили мяч и он поймал его;

пробегать с мячом можно не более трех шагов;

игроки противника не имеют права заходить в коридор «плена».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный вечер: День Святого Валентина

 14 февраля – день Святого Валентина. Исстари этот день считается праздником влюблённых. Оформление не должно быть громоздким, главное, чтобы в зале царила располагающая к размышлениям атмосфера. Стол...

Сценарий "Школьный вечер у нас выпускной"

Сегодня выпускникам будут вручены аттестаты об окончании нашей школы. Событие это радостное и грустное одновременно. Радостное, потому что  наши выпускники вступают в самостоятельную жизнь,...

Новогодний сценарий школьного вечера "Рейс 2013"

Сценарий новогоднего вечера для старшеклассников "Рейс 2013"...

сценарий школьного вечера "Лев Николаевич Толстой и музыка"

Лев Николаевич Толстой - писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений. Но мало кто знает, еасколько музыкальным человеком был этот писатель. Лев Никола...

Сценарий школьного вечера встречи с выпускниками

Сценарий школьного вечера встречи с выпускниками.Выполнила: Слепкова Татьяна Владимировна, учитель Талажанской ООШ.  На сцене школьный хор, исполняют песнюПЕСНЯ «ЧУДО-ШКОЛА» (запевает ...

презентация "Я - будущий защитник Отечества!" для проведения школьного вечера в старших классах

Презентацию можно использовать при проведении классного часа или школьного вечера....

Школьный вечер " 10 поводов влюбиться"

Сценарий школьного вечера для старшеклассников " 10 поводов влюбиться" - это яркое, интересное, неординарное мероприятие привлечет внимание и девушек, и молодых людей. Вечер проводился моими десятикла...