Авторская дополнительная образовательная программа по композиции
рабочая программа по теме

Предлагаемая Программа является авторской учебной образовательной программой по композиции, где расширяется практика преподавания сочинения музыки в качестве предмета, дополняющего учебный план школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmakompoziciya.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

“Ребенок, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени,

становится другим, чем ребенок,

подражающий актам других.”

Б.Асафьев

  1. Вступление

В учреждениях дополнительного музыкального образования большинство детей обучается игре на фортепиано, так как именно этот инструмент позволяет наиболее полно реализовать музыкальные интересы и потребности учащихся.

При этом главной целью обучения должно быть развитие у детей интереса к различным видам музицирования на фортепиано, - таким, как чтение с листа музыкальных произведений разнообразных стилей и направлений (классических, джазовых, эстрадных), подбор по слуху любимых мелодий с аккомпанементом, сочинение и импровизация в разных стилях и жанрах .Это особенно актуально в учреждениях дополнительного образования детей, где большинство учащихся нацелено на общемузыкальное развитие и приобщение к любительскому музицированию.

Вместе с тем на практике преобладает профессионально-исполнительская ориентация детей без учета специфики учебного заведения, а также запросов учащихся и их родителей. В результате у детей редко формируется интерес к занятиям музыкой. Это обусловлено слабой теоретической разработанностью подходов к формированию у школьников интереса к музицированию на фортепиано и недостаточным обеспечением педагогов и учащихся учебно-методическими материалами.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность в ДШИ № 1 рассматриваемой проблемы на теоретическом уровне и в практике, послужили основанием для создания образовательной программы «Обучение основам композиции».

В последние годы в детских музыкальных школах и школах искусств значительно возрос интерес к детскому и юношескому композиторскому творчеству.

Предлагаемая Программа является авторской учебной образовательной программой по композиции, где расширяется практика преподавания сочинения музыки в качестве предмета, дополняющего учебный план школ.

Помимо работы, изнурительной и долгой, над академической программой, выпускники детских музыкальных школ, школ искусств в большинстве своем не умеют подбирать популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать песню, не владеют навыками транспозиции, словом, всем тем, что сделало бы музицирование на инструменте насущной ежедневной потребностью.

Тем не менее, в истории музыкального образования существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. "В XYI-XYIII столетиях органисты и клавиристы были вынуждены часто прибегать к импровизации. Искусно сымпровизировать произведение на заданную тему считалось высшим достижением исполнителя. Своеобразной формой импровизации был и аккомпанемент. Импровизатор рассматривался как композитор высшего типа. Импровизатор ставился бесконечно выше исполнителя, который в состоянии играть только заученные ноты.

Способность импровизировать рассматривалась как искусство, которому, конечно при наличии определенных данных, можно и должно было выучиться. Обучение импровизации находилось в неразрывной связи с обучением сочинению и «теории музыки».

Много внимания в программе уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.

  1. Пояснительная записка.

2.1.        Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы и необходимость ее разработки.

Современная  система музыкального воспитания направлена, в основном, на воспроизведение нотного текста на уроках сольфеджио, хотя дети не умеют ни читать, ни тем более «говорить на языке музыкальном», чему и обучают в процессе импровизации и сочинения.

Тем не менее, обучение детей сочинению и импровизации - явление в русской музыкальной педагогике довольно позднее, так как еще до недавнего времени считалось, что это - прерогатива высшей ступени музыкального образования (консерватории). Программа рассчитана на учащихся, которые достаточно успешно освоили курс сольфеджио.

Отличительной особенностью программы по композиции является её гносеологическая направленность, что объясняется необходимостью на начальном этапе обучения дать знания и привить навыки, помогающие осмыслить и освоить на практике познавательный аспект музыкального искусства, найти путь от первых несовершенных набросков к сознательному и грамотному оформлению музыкальных мыслей, от фантазии – к творчеству. Ребенок не различает фантазию и реальность, творчество для него – естественное выражение себя, возможность познать мир, стать личностью. Поэтому уже на первом этапе занятий музыкой ученик должен импровизировать, сочинять, а, научившись писать ноты – записывать свои сочинения.

Актуальность создания данной программы обусловлена требованиями, предъявляемыми к музыкально-педагогическому образованию.

 Цель современного гуманитарного образования – «раскрытие индивидуального содержания личности, и  воспитание творчески мыслящего человека».

Творческая деятельность имеет огромное значение для воспитания человека, умеющего преодолеть стереотипность мышления, обладающего чувством собственного достоинства и развитым чувством самосознания.

Стремление к этой цели стимулирует активный поиск новых  педагогических технологий, прежде всего  личностно-ориентированных методик обучения.

Актуальность методики обучения  музыке и музыкальной композиции связана с социальной и возрастной ориентацией обучения. Потребность детей в творчестве может и должна удовлетворяться.

В связи с этим  педагогическая целесообразность данной программы обусловлена:

  1. Осуществлением личностно-ориентированного подхода, где поурочная деятельность построена с учетом интересов и потребностей каждого ребенка, индивидуальных особенностей музыкального дарования;
  2. Возможностью сочетания традиционных и инновационных методов обучения, воспитания и развития детей;
  3. Обеспечением  возможности учащихся для непрерывного образования;
  4. Возрождением  принципов музыкальной педагогики  в области композиции обусловленных самой жизнью, социальным заказом;
  5. Способствовать развитию креативности у учащихся, творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке;

        Организация учебного процесса в детской школе искусств требует комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Обучение ведется с учетом индивидуальных особенностей развития и одаренности детей. Основным субъектом обучения является ребенок и его здоровье.

Движущая сила учения - радость творчества, ощущение своей уверенности, своего роста. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Важнейшей задачей детских школ искусств является организация процесса обучения, создание условий для творческой деятельности учащихся, где будет формироваться творческая личность, создание и закрепление  «ситуации успеха».

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств.

Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом.

  1. Цели и задачи.

Управленческие цели педагога дополнительного образования  способствовать развитию личности обучающегося:

  1. создать условия для развития творческой индивидуальности,  самоопределения и самореализации личности, удовлетворения индивидуальных и образовательных потребностей детей,  обучающихся на уроках композиции
  2. развить  стремления личности к познанию и творчеству;
  3. приобщить обучающихся к культурным ценностям;
  4. осуществлять поддержку и развитие талантливых учащихся.

Обозначенная цель  определяет следующие задачи:

Учебные:

  1. формирование важнейшего объема и характера практических знаний, умений и навыков, необходимых для развития деятельности в области «композиция»;
  2. выявление музыкальных способностей учащихся, развитие их творческих возможностей;
  3. подготовка наиболее одарённых учащихся для поступления в средние специальные учебные заведения и на музыкальные факультеты ВУЗов.

Развивающие:

  1. развитие мотивации, выявление творческих способностей у детей: самостоятельности, импровизации, творческой инициативы, музыкального мышления;
  2. развитие эмоциональной сферы ребёнка, его сенсорных способностей;

Воспитательной деятельности:

  1. воспитание целостной, гармоничной, талантливой, кретивной личности;
  2. формирование социальной активности и грамотности, нравственных качеств и творческой активности;
  3. развитие потребности в творческом труде, самопознании, саморазвитии и профессиональном самоопределении.

Здоровьесберегающие:

  1. создание здоровьесберегающей среды;
  2. повышение общего уровня культуры;
  3. укрепление психического и физического здоровья;
  4. наличие позитивного социального опыта, опыта общения;
  5. повышение самооценки и социальной референтности (значимости) ребенка.

В результате освоения программы ребенок:

  1. развивает мыслительную деятельность и проективные способности не только в творческих работах, но и в жизненных ситуациях;
  2. приобретает способность эмоционального освоения нравственных и эстетических ценностей;
  3. развивает в себе такие качества как креативность, коммуникабельность, мобильность, обучаемость;
  4. обогащает свою жизнь новыми социальными связями.

Особенности программы:

Данная программа рассчитана на учащихся, имеющих определенный музыкально-слуховой  опыт, успешно освоивших курс сольфеджио, имеющие хоть небольшой, но опыт импровизации, варьирования, гармонизации, проявивших стремление  к развитию своих музыкальных способностей.

Обучение по предмету «Основы композиции» ведется с 3 класса ДШИ и рассчитана на 5 лет. При форме индивидуального обучение урок проводится один раз в неделю по 0,5 часа на каждого ученика (18 часов в год).

  1. Учебный план.

Календарно – тематический план  - 1 год обучения

Кол-во часов

1.

Музыка как путь познания – вводные уроки.

1

2.

Интонация.

1

3.

Движение и соединение интонаций.

1

4

Мелодия. Мелодические линии.

2

5

Структурный синтаксис.

2

6

Интонационная логика и формирование звукоряда.

2

7

Лад.

3

8

Устойчивость, неустойчивость лада и ладовая переменность.

3

9

Возможности развития и трансформации ладов.

3

Всего

18

Календарно – тематический план  - 2  год обучения

 1

Вертикаль музыкальной ткани.

1

2

Интервалы.

1

3

Созвучия.

1

4

Аккорды .

2

5

Мелодический голос.

2

6

Бас.

2

7

Работа  над фактурой.

3

8

Диалектика гармонии и полифонии.

3

9

Музыкальная вертикаль и тембр.

3

Всего

18

Календарно – тематический план  - 3  год обучения

1

Движение и ритм.

1

2

Ритмическая нейтральность, ритмоформулы, остинато.

1

3

Полиритмия.

1

4

Микро - и макроритм.

2

5

Простой метр.

2

6

Сложный метр.

2

7

Ритм как интонация.

3

8

Ритм в песенных и танцевальных жанрах.

3

9

Принципы тематического развития, сопоставления, повторности и возникновение формы в процессе сочинения.

3

Всего

18

Календарно – тематический план  - 4  - 5 год обучения

1

Музыкальный образ.

3

2

Импрессия, импровизация, композиция.

3

3

Стилизация.

3

4

Музыка и слово.

3

5

Музыка и зрительный образ.

3

6

Музыка как творчество.

3

Всего

18

  1. Методическое и дидактическое обеспечение программы.

4.1.        Средства, методы, формы используемые в программе.

В современной музыкальной педагогике творческая деятельность учителя рассматривается с двух сторон: как общепедагогическое руководство процессом обучения и творчества учащихся и как проявление его собственного музыкального творчества (в исполнительском, композиторском, исследовательском направлениях). Однако развитие собственного композиторского творчества педагогов тормозится ввиду недостаточной разработанности проблемы приобщения к этой деятельности.

Главными элементами содержания обучения композиции педагога являются знания по теории композиции и практический опыт композиторской деятельности, соответствующий его специфике в условиях современной педагогической практики. В содержание занятиями композицией самого педагога также входят исполнительский и слушательский опыт музыкальной деятельности, и опыт деятельности в рамках других искусств и жизненный опыт.

Недооценивание любого из этих элементов приводит к односторонности в развитии творческой индивидуальности, что может быть преодолено на основе организации их тесного взаимодействия.

Успешность преподавания композиции зависит от следующих условий:

  1. требовательное отношение к учащимся в сочетании с доброжелательностью;
  2. позитивная педагогическая установка на выявление достоинств в их работах и соблюдение принципов гуманистической педагогики;
  3. умение создавать творческую атмосферу на занятиях (в том числе воодушевляя и мотивируя учащихся примером собственного творчества);
  4. целенаправленное расширение общего и музыкального кругозора учащихся;
  5. поэтапность формирования их музыкального языка;
  6. личностно-ориентированный подход, основанный на вариативном содержании учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов;
  7. координация действий педагогов как внутри музыкально-теоретического отдела, так и между педагогами музыкального отделения в целом с целью согласования сроков прохождения учебных программ, музыкального репертуара и оказания всесторонней поддержки в организации выхода творческих работ студентов на концертную сцену, а также сбалансированность применяемых ими методов, продуманная их направленность на решение задач обучения.

        Технология работы над сочинением будущих учителей музыки реализуется на следующих этапах: фиксация внимания на замысле музыкального сочинения; определение предполагаемой формы и исполнительского состава; поиск и отбор соответствующего тематического материала; выстраивание драматургического развития; шлифовка и доработка эскизных материалов в готовый для исполнения творческий продукт.

В соответствии с концепцией развивающего обучения на уроках композиции должно обеспечиваться  не только усвоение программных знаний и умений, но и разностороннее развитие личности, в частности, развитие познавательных способностей учащихся, познавательной самостоятельности и творческого подхода к учению.

В общеобразовательных школах все дети учатся писать сочинения. Однако существующий порядок вовсе не предусматривает для них литературной профессии.

Большинство учащихся в ДШИ вообще не будут профессиональными музыкантами, но умение работать творчески в той области, которую они изберут себе впоследствии, сохранится у них на всю жизнь".

Композиция часто становится тем "мостиком" между теоретическими и специальными дисциплинами, которого часто не достает педагогам-предметникам.

Данный курс предлагает развивать внутренний слух, творческую инициативу и фантазию на индивидуальных занятиях в фортепианных классах, советует вводить как обязательный компонент в урок по специальности следующие упражнения:

  1. подбор по слуху и транспонирование;
  2. упражнения по выработке ощущения тоники;
  3. устный диктант за инструментом;
  4. гармонизация мелодии;
  5. пение под собственный аккомпанемент и др.

Мастерство педагогов растет. А значит, растет и уровень детских сочинений, ведь в приобретении композиторских навыков роль педагога - главенствующая. Но сколько такта и мудрости нужно ему проявить, чтобы, не навязывая себя, свой стиль, направлять творческую фантазию ребенка, помогать ему в поисках собственного музыкального почерка.

Над чужим произведением, говорят педагоги, ребенок работает, а над своим - вдохновенно трудится! Творчество развивает у детей слух, ритм, память, чувство формы и ощущение инструмента. Учит глубже и тоньше понимать искусство. А главное, оно растит человека думающего, интеллектуального, наконец, духовного. Так формируется личность.

Музыка – это одухотворенная, интонационно осознанная и организованная во времени звуковая материя. Звуковая материя – неотъемлемая часть природы. Природа звучит, живой мир превращает звуки в систему общения, человек их осмысляет, одушевляет, превращая доступные человеческому слуху звуки в «невербальный», надпонятийный способ коммуникации, в интонации. Интонация становится способом мышления, первоосновой музыкальной образности.

Интонационность – это способность звука передавать эмоциональную, смысловую или иную, воспринимаемую человеческим слухом, информацию. Даже отдельно взятый звук-тон наполнен внутренним движением и способен выразить музыкальную мысль. Соединяясь, интонации слагаются в музыкальные структуры, мелодические линии, которые во времени организуются ритмом. Организованные во времени, интонации приходят в интонационные созвучия, согласие, естественным образом образуя интонационный звукоряд или лад. Возникает ладо-ритмо-интонационный комплек – основа для того или иного музыкального сочинения, или одна из формообразующих частей его. Лад может расширяться, видоизменяться, усложняться, подчиняясь свободной логике развития. Например, свободное развитие ладо-интонации характерно для древнерусской певческой культуры.

Сочетаясь во времени, мелодические линии создают интонационную вертикаль – основу различных полифонических соединений, гармоний. Развиваясь во времени, музыкальная ткань образует самые разнообразные музыкальные формы.

Музыкально одаренный человек интуитивно ощущает изначальные свойства музыки, стремится воплотить их в своем творчестве.

Со временем интуитивные процессы музыкального творчества были упорядочены теорией, внесшей свои правила, законы и запреты. Хотя в процессе обучения музыкальной теории отдается предпочтение изучению правил, на начальной стадии освоения музыки ребенку важнее получить представление об интонации, ладе (звукоряде), ритме, различных возможностях соединения голосов, о музыкальном образе. Представления о тональности (как частном случае лада), классической гармонии (частный случай многоголосия), принципе повторности в построении музыкальной формы должны формироваться позже.

Занятия подбором по слуху, транспонированием, сочинением и импровизацией в доступной для ребёнка форме – важный компонент обучения музыке, одна из основных тенденций современной музыкальной педагогики.

Подбор по слуху. Материал для подбора – несложные попевки и песенки. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии, её ритмические особенности.

Транспонирование. Материал для транспонирования, его постепенное усложнение (мелодии, знакомые песни, лёгкие пьесы, отрывки из разучиваемых произведений, этюды – с сохранением аппликатуры основной тональности, кадансовые обороты в различных мелодических и ритмических вариантах).

Различные пути приобщения детей к музыкальному творчеству.

СТИМУЛИРОВАНИЕ детского ТВОРЧЕСТВА в разных формах:

  1. СОЧИНЕНИЕ стихотворных фраз и попевок к картинам с изображением зверей, птиц, известных персонажей из сказок и мультфильмов;
  2. СОЧИНЕНИЕ музыкальных иллюстраций к любимым сказкам, мультфильмам;
  3. АРАНЖИРОВКА хорошо известных ребёнку песенок в виде марша, вальса и других знакомых жанров (например, польки, мазурки, менуэта и др.)
  4. Формирование начальных навыков ритмической и мелодической импровизации (игра в «эхо», исследование простейших ритмических и мелодических образцов, ритмизация и мелодизация слов, фраз, ритмический контрапункт, импровизация замкнутых форм и т.д.).
  5. Первые опыты импровизации и сочинения. Продолжение мелодического отрывка, сочинение «ответа» на «вопрос», сочинение баса или сопровождения к мелодии в разных фактурных вариантах, музыкальная импровизация на заданный словесный текст.
  6. Поощрение СОВМЕСТНОГО творчества учащихся (сочинение текста к музыке для инсценировки, создание музыкально-литературных и изоальбомов и т.д.)

Хотелось бы остановиться на основных моментах, с которыми знакомятся мои ученики.  Заниматься простейшим сочинительством дети начинают уже тогда, когда  знакомятся с первыми интервалами. Они либо завершают тоникой простую мелодию, либо заполняют пропущенные такты, сочиняют мелодии на выбранное для ритмического диктанта стихотворение в определенном интервале.

Следующая, более сложная задача — написать мелодию на стихи в форме диалога, так чтобы вопрос и ответ звучали в разных  интервалах, но в пределах одной октавы.

Сочинение по образцам. К этому этапу мы переходим лишь тогда, когда ребенок уже играет кадансы.

Используя гармоническую основу темы, дети раскладывают аккорды в том фактурном изложении, которое задано (вальс, мазурка и т.д.). Конечно, они видят перед собой фактурные примеры, данные на первых строчках, и, записывая свой аккомпанемент, заглядывают в тему.

Сочиняя мелодии для вариаций, дети знакомятся со вспомогательными и проходящими звуками. Показываю им, что некоторые звуки не входят в гармонию, однако присутствуют в мелодии.

С трехчастной формой (АВА) я знакомлю учеников на примере старинного английского танца — контрданса. Не изменяя аккомпанемента, мы сочиняем новые мелодии. Помогает ритмический образец. По образцам сочиняем менуэты, бурэ, вальсы, марши и пр.

На начальном этапе некоторые учащиеся не могут сочинять без образца. Я сама сочиняю для них маленькие пьесы, не больше одной-двух строк с простейшими гармоническими последовательностями. При этом использую форму музыкального диалога — «вопрос — ответ». Записываю в нотной тетради вопрос, заполняя его и мелодически и гармонически, а ученик дома сочиняет ответ, написав только мелодию.

На этом этапе перед педагогом открываются широкие возможности. Можно включать в  «вопросы» самые разнообразные варианты: синкопированный ритм с использованием секвенций, вспомогательные и проходящие хроматические звуки (это очень украшает мелодию).

Занятия сочинительством в форме «вопрос — ответ» позволяют выявить дар импровизации. Если этот дар есть, начинаю заниматься подбором по слуху.

Через некоторое время дети уже сами сочиняют пьесы в форме диалога, и в классе я прошу их транспонировать собственные произведения. На этом же этапе они переходят к сочинению по образцам канонов и хоралов, что очень помогает развитию полифонического слуха.

  1. Ресурсное обеспечение программы.

  1. Материально-техническая база.

Список музыкальных инструментов…………………………..

Технические средства……………………………………………

5.2.        Кадровое обеспечение

Педагог, владеющий методикой преподавания основ композиции, аранжировки, транспонирования, импровизации…

  1. Список литературы.

  1. МИР. Методика "Сочинять музыку раньше, чем ходить".
  2. Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодий. Омск, 1991. - С.7-8
  3. Евлахов О. Проблемы воспитания композитора. Л.: Советский композитор, 1963.
  4. Родионова Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.4 п./ред. В. Натансона, М.,1976. - С.46-62.
  5. Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии. На индивидуальных занятиях в фортепианных классах.// Там же, - С. 31-45.
  6. Родионова Т. Учитесь импровизировать// Музыкальная жизнь 1991, № 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23
  7. Гельфгат П., Коган В. Импровизация на фортепиано. Методическая разработка для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств. Часть 1. Подготовительная группа и 1-2 классы. Изд. 2-е, доп.- Киев,1990.
  8. Мальцев С. Шевченко Г. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. Выпуск 1. Методическая разработка. - Л.,1986.
  9. Современные методики сольфеджио. Программа (проект) и методическая разработка по предмету узкой специализации для средних специальных учебных заведений по специальности "Теория музыки" (специализация "преподаватель сольфеджио"). - М.,1989.
  10. Козырев Ю., Серапионянц Н. Преподавание основ импровизации в ДМШ: основной теоретический курс. Вып. 1 (Часть 2). - М., 1987.
  11. Злобина И., Назарук И. Раннее обучение гармонии на уроках фортепиано и сольфеджио в ДМШ. - Ростов-на-Дону, 1994.
  12. Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. Учебное пособие для педагогов музыкальных школ. - Казань, 1995.
  13. П.В Тюленев
  14. “Знать ноты - раньше, чем ходить, или как развивать и чему обучать вашего будущего музыкального гения?” Некоторые материалы системы МИР.  
  15. Мошкаров С.Г. Проблема фортепианного обучения в системе дополнительного музыкального образования .
  16. Черни К. Малая теоретико-практическая фортепианная школа, ор. 584, Пер. К. Арнольда. СПб. Гольц, 1842.
  17. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. – М., 1971.
  18. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – с.5.
  19. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
  20. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
  21. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968 – 415 с.
  22. Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1978.
  23. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
  24. Овяинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека: Монография. – М.: Высшая школа, 1984.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию - кружок « Композиция и образное мышление»

Программа по дополнительному образованию « Композиция и образное мышление»...

Авторская дополнительная образовательная программа «Радость»

Цель:1.организация отдыха и оздоровления воспитанников в период летних каникул;2.планирование досуга школьников  летом с целью создания условий для разностороннего развития личности и воспитанник...

Авторская дополнительная образовательная программа "Школа юного волшебника"

Дополнительная образовательная  программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской  и проектной деятельности рассчитана на 1год обу...

Авторская дополнительная образовательная программа общеэстетического отделения (изобразительное искусство)

Программа для детей 6-11 лет  эстетического отделения ДШИ курса изобразительного искусства.Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения: интегрированный подход, с испо...

Авторская дополнительная образовательная программа "Праздник в нашем доме"

Особенностью содержания современного образования являются не только знания,  но и формирование действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способно...

Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"

Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"...

Авторская разработка литературно-музыкальной композиции "Битва за Москву"

Данный материал был представлен в ноябре 2021 года на областной смотр-конкурс среди образовательных учреждений по патриотческому воспитанию, посвященный 80-летию битвы за Москву. Может быть применена ...