Материалы кружка "УМЕЙ ТВОРИТЬ"
план-конспект урока (7 класс) по теме

БЕЛОЗОР ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КРУЖОК    «УМЕЙ ТВОРИТЬ»

«РУКОДЕЛЬНИЦА - ЦВЕТОЧНЫЙ МИР»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Без цветов не обходится ни одно значительное событие в .жизни человека. И в праздники, и в будни цветы поднимают настроение, помогают поддерживать связь с удивительным миром природы. Цветами украшают интерьер, они успокаивают взор, рождают приятные воспоминания. Конечно, в первую очередь речь идёт о живых цветах. Однако не всегда это доступно. Их можно заменить имитацией, особенно если она искусно выполнена.

Составление букета из искусственных цветов, выбор вазы, корзины, любой ёмкости, а также места требуют большого труда, внимания, изобретательности, вкуса. Но и возможностей в расположении искусственного цветка или композиции в самых неожиданных местах и самых неожиданных ёмкостях значительно больше. Это могут быть веночки, украшающие двери и стены, или оплетенные причудливые предметы, создающие эффект фантастичности. Искусственные цветы можно расположить там, где для живых мало света и тепла.

Создать букеты или композиции - это создать сказочное царство цветов, которых нет в природе и которые, требуют фантазии и большого вкуса. Нам надо всем не только брать от природы, но и уметь отдавать ей свою любовь, частицу своей души. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиции, художественной культуры, важнейшей задачей становится эффективность в воспитании эстетической, экологической культуры, трудолюбия, расширения кругозора, через их собственную творческую деятельность.

При составлении программы учитывались индивидуальные особенности детей, их психофизиологические различия, поэтому в процессе обучения предполагается варьирование тем. Виды работ и задания усложняются в зависимости от совершенствования умений навыков обучающихся. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов, имели эстетическую значимость, посильны детям 8- 15-летнего возраста.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное, влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Учащиеся знакомятся экономическими, экологическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Большое значение имеет обсуждение посещённых выставок, поиск и подбор иллюстраций образцов дизайнерских разработок. Знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Создать условия для развития гармоничной, социально значимой личности, способной проявлять себя в созидающей творческой жизни.
  2. Заложить теоретическую и практическую базу до профессионального образования для дальнейшей профессиональной ориентации учащихся.
  3. Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности, её социальной адаптации в условиях современной жизни.
  4. Формирование сознательного отношения к природе, осмысление окружающего мира.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Выявление, раскрытие и развитие творческих способностей учащихся.
  2. Развитие образного видения и творческого мышления.
  3. Формирование представлений о красоте и гармонии, окружающего мира.
  4. Формирование и укрепление качеств личности: трудолюбия, бережливости, терпения.
  5. Углубление и систематизация знаний посредством учебно - исследовательской деятельности.
  6. Привития навыков и умений работать со специальной литературой.
  7. Ориентация в выборе возможных профессий:
  1. связанных с дизайном;
  2. изготовлением различных изделий;
  3. связь с природой.

Особенности методики обучения.

По своей специфике учебно-воспитательный процесс в объединении дополнительного образования имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.

Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка.

Для достижения этой цели используются различные педагогические технологии.

А именно: личностно-ориентированные; развивающие; игровые: гуманно-личностные; сотрудничества;

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  1. Создание благоприятного общения;
  2. Создание ситуаций познавательной новизны, занимательности.
  1. По степени самостоятельности учащихся (работа со схемами, эскизами и т.д.)
  2. По уровню творческой активности детей; умения и навыки освоения техники зависят от показа педагога - « делай как я» (метод  репродукции).
  1. Стимулирования учебно-познавательной деятельности.
  1. Поощрения.
  2. Контроля и самоконтроля.

Входной  контроль   -  используется   при   выявлении   умений,   знаний, творческих способностей, интереса учащихся.

Текущий контроль - отслеживание полученных знаний и умений в течение года.

Рубежный контроль - итог завершения конкретного этапа обучения (мини-выставка) Итоговый контроль - выставка декоративно - прикладного творчества.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Принцип     доступности     -  материал соответствует  возрастным и индивидуальным способностям учащихся; от конкретного к абстрактному.
  2. Принцип   систематичности   и   последовательности  - учебные  темы располагаются по годам обучения последовательно; изучение последующего года, опираются на знания, приобретённые в процессе предыдущего года.
  3. Принцип      природосообразительности      -      воспитание      культурно-образованной личности на основе закономерностей развития и укрепления внутренних сил учащихся.
  4. Принцип научности - включение доступных и понятных терминов.
  5. Принцип наглядности - использование наглядных пособий и дидактических материалов.
  6. Принцип индивидуального подхода - заключается в том, что педагог, организуя учебно-творческий процесс, занимается воспитанием и обучением не только всей группы в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности каждого ребёнка с учётом психологических особенностей характера и физиологии. Это необходимо для развития личностных качеств детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

В процессе занятий у учащихся формируются, знания, и умения по обработке различных материалов знакомятся с историей данного творчества. Большое внимание уделяется качеству, аккуратности выполненной работы.

На занятиях учащиеся выполняют нужные и полезные изделия. В работе используется доступный и дешёвый материал. Кружковцы совершенствуют свои знания и мастерство -в кружке второго и последующего года обучения. Кружковцы получают большую самостоятельность в выборе и решении темы.

После каждого раздела дети получают задания, выполнить изделие творческого характера, как индивидуального, так и группового исполнения. Этому предшествует подробное изучение технологических операций. Для более успешного выполнения задания используется наглядные пособия: готовые изделие ранее выполненные учащимися, лекала, чертежи, технологические карты.

Для возникновения повышенного интереса используются игровые моменты, проводятся конкурсы на лучший эскиз, собранный материал по теме (фотографии, открытки и т.д.) На занятиях учащиеся выполняют изделия общественно полезного характера, например изделия, которые могут служить подарком, для украшения интерьера школы, дома.

ЗАНЯТИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  1. организационный момент,
  2. объяснение новой темы,
  3. практическая работа и в
  4. заключение подводится итог.

Большое значение имеет оформление помещения, где ведутся занятия.

Итоги работы кружка подводятся на отчётной выставке в конце учебного г ода.

Поощрение и награждение.

ФОРМЫ  РАБОТЫ:   

  1. индивидуальная;    
  2. сообщения-лекция;    
  3. беседа;    
  4. игры;
  5. выставки.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

1. «Делай как я, делай вместе со мной» -смотри, повторяй, пробуй, учись делать правильно.

  1. «Делай сам»- старайся делать самостоятельно, находи что-то новое.
  2. «Делай сам, научи другого»- научился сам, подскажи другому, помоги тому, у кого это не получается.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ЦВЕТЫ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА:

Многие     растения  в  засушенном  виде  не теряют  своей привлекательности   долгое   время.   Для   сухих   композиций   можно использовать древесные, кустарниковые, травянистые растения. Для изготовления цветов также можно использовать природные материалы: соломку, бересту, раковины, перья и т.д.

Первый год обучения учащиеся знакомятся с различными способами засушивания природного материала.  Эстетическое значение зимних букетов   и   композиций.   Ассортимент   растений   для   составления композиции, букетов, картин.

Второй  год обучения  предусматривает технологию  засушивания, хранения сухих растений. Миниатюры из сухих растений.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ЦВЕТЫ ИЗ ТКАНИ:

Цветы из ткани, особенно высокого качества, и выполненные с соблюдением основных правил изготовления искусственных цветов, могут служить достаточно долго. Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды.

Кружок ставит своей ЦЕЛЬЮ:

  1. привить детям любовь к ручному труду,
  2. научить простейшим техническим приемам в области вышивки, вязания, аппликации из ткани.

Для воспитания творческой активности, все этапы работы сопровождаются поиском и сбором материала, который может быть предоставлен в виде карандашных набросков, открыток, фотографий.

Кружковая работа по изготовлению цветов из ткани, ниток, строится по возрастным группам.

В первый год обучения учащиеся изготавливают цветы несложной формы, не требующих большого труда.

На втором году занятий, закрепляются технические навыки. Изготавливаются цветы более сложной формы, состоящие из нескольких элементов.

На третьем году обучения учащиеся изготавливают цветы из ниток (вязание крючком).

Четвертый год обучения предусматривает плетение (макраме) разнообразных цветов, условно разделяемых на плоские и объемные.

Пятый год обучения-изготовления цветка из гофрированных элементов.

И наконец, на шестом году, исходя из степени приобретенных ранее навыков, изготовление фантазийных и стилизованных цветов.

ЦВЕТЫ ИЗ КОЖИ:

Кожа-дорогой и необычайно красивый материал. С кожей работать сложнее, чем с податливыми, укладывающимися различными складочками тканями. Поэтому из кожи предпочтительнее делать цветы стилизованные. Для их изготовления подойдут различные отходы кожаных изделий самых разнообразных цветов и оттенков.

При работе с кожей требуется особенная аккуратность, гак как даже небольшие огрехи будут хорошо заметны.

На первом году обучения работы с кожей, учащиеся знакомятся с историей кожевенного дела, приемами обработки кожи, с Т/Б при работе.

На втором году изготавливаются цветы простого способа, техника выполнения «драпировка». Изготовление миниатюрных композиций.

На третьем году обучения работы с кожей учащиеся получают знания и умения для создания плоских и объёмных цветов методом выжигании

ФЛОРИСТИКА:

1.Вводное занятие.

  1. План работы кружка.
  2. Ознакомление с тематикой занятий, материалами и инструментами, условиями безопасной работы.
  3. Эстетическое значение.
  4. Ассортимент растений.
  5. Время цветения и сбора, правила сбора.
  6. Разнообразие тем для составления цветочных композиций.
  7. Гармония элементов с его темой.
  8. Технология обработки сухоцветов: сушка, окраска, хранение.
  9. Коллажи и плоскостные композиции из сухоцветов.
  10. Дизайн интерьера с помощью композиций из сухоцветов.

2.Подготовка материала к работе.   

  1. Сбор растений, подготовка растений к засушиванию.

3.Способы сушки растений:

  1. гербарные прессы;
  2. назначение;
  3. изготовление;
  4. использование.  

4.Дикорастущие растения  в аранжировке.

  1. Украшение  жилища композициями из сухостоя.

5.Композиция в аранжировке.

Элементарные композиции из сухих растений, правила построения.

6.Составление композиции из сухостоя

ЦВЕТЫ ИЗ ТКАНИ:

1.Вводное занятие.

  1. Программа и задачи раздела.
  2. Правила   безопасной работы.
  3. Инструменты и материалы.

2.Виды ручных работ.

  1. Терминология ручных работ.
  2. Правила выполнения.

3.Образцы  декоративных  цветов.  

  1. Выбор  ткани.  
  2. Подготовка ткани  к раскрою, раскладка выкроек на ткани, раскрой.

4.Выполнения цветка. Технологическая обработка цветка, декоративная

отделка.

5.Оформление   цветочной   композиции.   Наши   наиболее   интересное решение в применении искусственного цветка.

ЦВЕТЫ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА СОЛОМКА

1.Вводное занятие.

  1. Программа, содержание работы и задачи кружка.
  2. Общие правила безопасности труда.
  3. Материалы и инструменты.
  4. Солома как поделочный материал.
  5. Аппликации из соломы в интерьере современного дома.

2. Подготовка соломки к работе

  1. Виды соломки, заготовка, подготовка к работе.
  2. Влияние погодных условий и других факторов на качество соломки.
  3. Условия сушки.
  4. Декоративные свойства: блеск, цвет, способы изменения текстуры.
  5. Электро- безопасность при работе с утюгом.
  6. Подготовка соломы к работе (заготовка, получение соломенных лент горячим и холодным способами).
  7. Цветовая гамма соломы.
  8. Тонировка соломы природными и анилиновыми красителями.
  9. Придание тона горячим утюгом, морилкой, лаком.
  10. Фон и клей для аппликации.
  11. Просмотр коллекции культурных злаков и дикорастущих трав.
  12. Нарезание соломки на кольца.
  13. Сортировка.
  14. Окрашивание в питьевой соде, луковой шелухе, в анилиновых красителях.
  15. Замачивание, разрезание, термическая обработка при помощи утюга.
  16. Наклеивание соломенных лент по цвету.
  17. Способы изготовления деталировки(вырезание различных деталей, придание им полуобъемной формы при помощи булек (паяльника), наклеивание соломки).
  18. Этапы подготовки основы для фона панно.
  19. Способы перевода рисунка на основу.
  20. Правила наклеивания деталей.

3. Выполнение задания по образцу.

  1. Особенности рисунка, стилизация рисунка цветка.
  2. Перевод рисунка на основу.
  3. Приёмы выполнения объёмного цветка.
  4. Выбор сюжета, составление эскиза, перевод эскиза на фон.
  5. Технология выполнения аппликации из соломы.
  6. Выполнение композиции с растительными мотивами из соломки и дополнительных материалов( соцветий злаков, засушенных стеблей и веток растений).
  7. Оформление выполненных работ в рамку.

4.Составление цветочной композиции на основе.

  1. Этапы изготовления.
  2. Требования.
  3. Контроль качества.
  4. Разработка эскиза композиции.
  5. Сборка изделия.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»

Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Материалы для повышения интереса к учебному материалу

Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)

Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...


 

Комментарии

Капустина Наталья Вячеславовна

Восхищаюсь вашими работами. Красота необыкновенная! Чувствуется не только рука мастера, но и талантливого педагога.

БЕЛОЗОР ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Спасибо большое за ваши тёплые слова в мой адрес.