Фигура человека в движении. Танец "Семь девушек". Лепка из глины
методическая разработка (7 класс) по теме

Бигильдина Татьяна Ефимовна

Разработка занятия "Фигура человека в движении", объединение "Художественная керамика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 039_sem_devushek.doc628.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Разработка занятия

По художественной керамике

Тема: Фигура человека в движении.

 «Семь девушек»




                                                                 Автор- педагог МБОУ ДОД ДПШ

                                                                             г. Янаул

                                                                Татьяна Ефимовна Бигильдина


Янаул

 2013г.

































Тема:  Фигура человека в движении. «Семь девушек»

Тип занятия: Интегрированный.

Цель занятия: используя национальные традиции башкир, научить детей выполнять из глины  элементы народного костюма.

Задачи: - развитие навыков работы с глиной;

- освоение новых приёмов лепки при выполнении элементов башкирского костюма;

- формирование чувства пропорции и объёма;

- знакомство с культурой башкирского народа: его костюмом и танцами;

- воспитание умения взаимодействовать в коллективе;

- воспитание патриотизма.

Зрительный ряд:

1. Изображения девушек в национальном башкирском костюме;

        2. Фотография танцевального ансамбля в танце «Семь девушек»;

        3. Глиняная модель фигуры башкирской девушки в танце.

Материалы:

        1. Глина.

        2. Подставки для лепки 2 шт.(крышки от майонезных банок).

        3. Две тряпочки (одна мокрая, другая сухая).

        4. Стеки.

        5. Заготовки – конусы для лепки юбок.

        

План занятия

1. Приветствие. Сообщение темы……..………………………………….2мин.

2. Теоретическая часть……………….…….………………………..……15мин.

3. Лепка фигурки башкирской девушки в танце…………………….….30мин.

4. Уборка рабочих мест, завершение занятия…………………….………5мин.

Ход занятия

  1. Приветствие;

Поэтическое слово:

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!...
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в огне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне!...(Г.Молодцов).

        Тема нашего занятия : « Фигура человека в движении».

Вопрос: Скажите, в каком действии движение человека наиболее выразительны?

Примерные ответы: Спорт, физическая работа, танец.

        Я с детства помню башкирский танец «Семь девушек», и, меня всегда поражала слаженность и синхронность движений танцовщиц. Такую же слаженность в выполнении работы по лепке необходимо продемонстрировать сегодня и нам. Дело в том, что конечным результатом нашей работы должна стать композиция по мотивам этого танца.

2.

        Есть в Башкирском Зауралье озеро Культубан, с названием которого связана красивая легенда. Когда-то в давние времена тут жили кочевые племена башкир. И вот напали на них казахи, перебили мужчин, взяли в плен самых красивых женщин, в том числе семь сестер, силой увезли с собой. А чтобы не убежали плененные женщины, они, надрезав им ступни ног, вставили туда конский волос. Однако не смогли гордые сестры вынести плен, и решили они убежать. Глубокой ночью, когда все уснули, они убежали в башкирские степи. Казахские воины, обнаружив побег, погнались за ними. Девушки босиком, их ноги колет и режет конский волос, бежать больно…. А казахские воины на конях, и они вот-вот догонят беглянок. Впереди было озеро, и отчаянные девушки, взявшись за руки, вошли в озеро... И утонули свободолюбивые башкирские девушки в озере. В память о семи сестрах озеро назвали Культубан, что в переводе с башкирского – «Конский волос». У башкир есть танец с названием «Семь девушек». Под мелодичную музыку выходят, взявшись за руки, семь девушек и танцуют плавный танец. Красивый танец, но соль не в этом. Весь танец девушки танцуют, с опущенными глазами, (их ведь нет, они как бы умерли), и лишь в одно мгновенье – они, выстроившись лицом к зрителям, все разом поднимают глаза - и тут же опускают...

        Этот момент мы и изобразим. А семь лучших работ будут использованы в нашей композиции.

Поэтическое слово:

Башкирка

Айгуль Утяганова

Сияют очи словно звёзды,
И лик белее, чем луна,
Танцует юная башкирка,
Весны и грации полна.

Летит по небу белый лебедь,
Тугие косы — два крыла,

Весь мир собою покоряет

Башкирок дивная краса.

Изгиб её ладоней нежный
Приводит зрителей в восторг,
Хранит сей танец безмятежный
Уральских гор суровый рок.

Танцует юная башкирка,
Кружась в степи из века в век,
И нежный смех её наполнен
Журчанием башкирских рек.

Но, прежде чем мы приступим к работе, познакомимся с особенностями женского башкирского костюма:

       Женская одежда была очень  разнообразна. Нательной одеждой башкирок были платья и шаровары. На платье надевали приталенную безрукавку или халаты, обшитую рядами позументов, блях и монет. Старинные еляны и чекмени вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение женщин. Головные уборы, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью.

        Охранную, гигиеническую, экологическую функцию несли и налобные повязки-хараусы. Хараусы украшались трудоемкой вышивкой. Их принято было носить в праздники и при гостях, демонстрируя свое высокое общественное положение и богатство. У башкирских девушек, которым позволялось показывать красоту волос до замужества, на затылке сзади к волосам прикреплялся накосник — треугольник с преобладанием красного цвета тоже охранного значения. Треугольник — половинка равностороннего ромба, означал, что у этой девушки нет еще мужа, ее пары. Ткань вышивалась или орнаментировалась символичными узорами. С внутренней стороны к треугольнику прикреплялся пучок конских волос, вплетаемый в косу девушки.

3.

  1. Начнём выполнение женской фигуры с юбки. Для этого на заготовку-конус, покрытую фольгой, методом последовательного наращивания жгутов формируем колокол юбки.
  2. В нижней части юбки выполняем два ряда оборок.
  3. Конус выдавливаем, фольгу вынимаем.
  4. Пропорционально юбке, на пальце формируем верхнюю часть туловища.
  5. Прилепляем её к юбке, совместив отверстия. Заглаживаем место присоединения, сделав акцент на талии и груди.
  6. Пропорционально туловищу формируем голову с шеей, заостряем подбородок, прилепляем нос. Двумя пальцами одновременно слегка надавливаем на область глаз.
  7. Голову прилепляем, заглаживаем место присоединения. Придаём голове характерное данному моменту в танце положение, слегка повернув и наклонив её вправо.
  8. Выполняем елян. Сначала делаем прямоугольный воротник, состоящий из двух половин, сходящихся сзади на шее. Затем выделяем край подола тонкими жгутами. Со стороны еляна заглаживаем их.
  9. Из тонких жгутов плетём косы, прикрепляем их к голове, формируем волосяной покров головы, украшаем косы - монетами, голову – накосником.
  10. Лепим одновременно две руки, прилепляем их к туловищу, выделяем ладони.
  11. Придаём рукам характерное движение в танце, согнув их в локтях, подняв ладони вверх и сместив руки вправо относительно туловища.
  12. Изнутри протыкаем голову толстой спицей так, чтобы на поверхности не появилось отверстие.
  13. Ставим изделие на просушку.

4. Уборка рабочих мест, завершение занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

Урок изобразительного искусства на тему "Фигура человека в движении", проведенного в 6 классе

Материал содержит план -конспект урока изобразительного искусства ,прведенного в 6 классе, на тему "Фигура человека в движении"....

Открытый урок по ИЗО на тему: "Красота фигуры человека в движении. Скульптура"

Открытый урок ИЗО "Красота фигуры человека в движении. Скульптура"Цели урока: расширить знания учащихся о скульптуре, предметах изображения в скульптуре, выразительных возможностях скульптуры; по...

Методическое пособие к урокам на тему "Изображение фигуры человека в движении".

В этом пособии представлен урок "Красота  движений человека", который формирует у учащихся пространственное, логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес; эстетический...

лепка фигуры человека

лепка фигуры человека...

7 кл. ИЗО Фигура человека в движении.

7 кл. ИЗО Фигура человека в движении....