Главные вкладки

    Модифицированная образовательная программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки
    рабочая программа по теме

                        Программа по настольному теннису разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующим работу спортивных школ, а также в соответствии с Типовым планом-проспектом учебной программы для ДЮСШ и СДЮСШОР ( приказ Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 « Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮСШОР».)

    Программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической , психологической , теоретической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения, освоение материала по всесторонней физической подготовке в соответствии с возрастом занимающихся. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

    ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

    ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

    СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «г. ДРЕЗНА»

                            «РАССМОТРЕНО»                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

             на заседании                                                                   инструктор-методист СП «г. Дрезна»

             педагогического совета ДЮСШ                                  МАУДО «ДЮСШ Орехово-Зуевского

                                                                                                      района»

             Протокол № __________                                              _________________ В.А. Шагов       

            «___»___________201___г.                                          «___»________________201__ г.

    МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ  ДЛЯ ГРУПП

    СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

    Срок реализации: 3 года

    Возраст детей: 7-10 лет

                                                                     Разработчик:

                                                                                    тренер-преподаватель

                                                                                        по настольному теннису

                                                                    Бокова Е.В.

    2013 год

    г.п. Дрезна

           Программа по настольному теннису разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными документами Министерства образования  РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре,  спорту и туризму, регламентирующим работу спортивных школ, а также в соответствии с Типовым  планом-проспектом  учебной программы  для  ДЮСШ и СДЮСШОР ( приказ Государственного  комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 « Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮСШОР».)

          Программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной  физической , психологической , теоретической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения, освоение материала по всесторонней физической подготовке в соответствии с возрастом занимающихся.

         Изложенный в программе материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:

    - подготовка всесторонне развитых юных спортсменов массовых разрядов и высокой квалификации для пополнения сборных команд различного уровня: сборных команд области, города, различных клубов;

    -подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту;

    -улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, повышение уровня  физической подготовленности, профилактику вредных привычек и правонарушений.

    Режим учебно-тренировочной работы и требования по                         физической и технической подготовке

    Этапы подготовки

    Год

    обучения

    Минимальный возраст  для зачисления

    Минимальное число учащихся в группе

    Максимальное количество учебных часов в неделю

    Требования по физической, технической подготовке

    Спортивно-оздорови-тельный

    Весь период

                5

                  15

                    6

    Прирост показателей ОФП

    Примерный тематический план учебно-тренировочных  занятий для групп начальной подготовки 1-го года обучения  

    и СОГ (час.)

    Годовой план распределения учебных часов для групп начальной подготовки 1-го года обучения и СОГ (час.)

    Содержание занятий

    Месяцы

    Всего:

    9

    10

    11

    12

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1

    Теоретическая подготовка

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    24

    2

    Практическая подготовка

    Общая физическая подготовка

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    60

    3

    Специальная физическая подготовка

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    36

    4

    Техническая подготовка

    17

    17

    17

    16

    17

    17

    17

    16

    16

    16

    17

    17

    188

    5

    Инструкторская подготовка

    1

    1

    Судейская подготовка

    1

    1

    6

    Переводные, выпускные испытания

    1

    1

    2

    7

    Участия в соревнованиях

    Согласно календарного плана

    Всего:

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    26

    312

    Основные  направления этапа начальной подготовки. 

    1. Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей.

    2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям настольным теннисом.

    3.Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

    4. Воспитание специальных способностей ( гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

    5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

    6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами настольного тенниса.

    Программный материал

    1. Теоретическая подготовка.

    Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки высококвалифицированных спортсменов и играет важную роль в повышении спортивного  мастерства. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, непосредственно на тренировке в процессе проведения занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовками как элемент теоретических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

                           2. Практическая подготовка.

             2.1.  Общая физическая подготовка.                                                                                

            Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации. Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся.

           Особенно благоприятен ранний возраст учащихся для развития качеств и способностей, не связанных с проявлением абсолютных показателей.

         Для этого применяются:

    -комплексы  общеразвивающих  упражнений, направленных на развитие гибкости, координационных способностей, выносливости.

    -спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости и быстроты.

    - эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей, координации и быстроты.

    2.2.  Специальная физическая подготовка.

         Для развития специальных физических качеств (быстрота, игровая выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в настольном теннисе мышц туловища, ног, рук.

    Для освоения ударных движений, передвижений используются имитационные упражнения. Применяются тренажеры и робот.

    2.3. Технико-тактическая подготовка.

         На возрастном уровне групп начальной подготовки неправомерно требовать от детей четкого, технически безупречного выполнения конкретных заданий в упражнениях с мячом и ракеткой.  Основными педагогическими принципами работы тренера-преподавателя являются последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к  сложному. Для реализации этих принципов наиболее эффективными являются (в порядке повышения сложности) следующие упражнения:

    -многократное повторение хватки ракетки и основной стойки игрока;

    -различные виды жонглирования мячом;

    -овладение базовой техникой работы ног;

    -овладение техникой ударов справа и слева на столе;

    -овладение техникой подач разными ударами;

    -игра на счет разученными ударами;

    -начальная работа по развитию тактического мышления.

    2.4.  Инструкторско-судейская подготовка.

          В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Первые серьезные шаги в решении этих задач целесообразно начинать в  группах начальной подготовки и продолжать активную инструкторско-судейскую практику на всех последующих этапах подготовки.   Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. Задачи, решаемые в этом разделе подготовки, постоянно изменяются с повышением возраста, стажа и уровня спортивной квалификации:

         1.Овладеть терминологией настольного тенниса и применять ее на занятиях.

         2.Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении. Уметь провести разминку в группе.

         3.Провести занятие в младшей группе под наблюдением тренера.

         4.Оказать помощь тренеру в проведении занятий в наборе в ДЮСШ.

         5.Уметь самостоятельно составить план тренировки. Вести дневник самоконтроля. Проводить анализ тренировочных и соревновательных нагрузок.

         6.Изучение основных правил игры, систем проведения соревнований. Ведение протокола соревнований.

         7. Участвовать в судействе учебных игр в качестве ведущего судьи.       Судейство одиночных и парных соревнований в роли ведущего и старшего судьи.

     2.5. Психологическая подготовка.

         Настольный  теннис -  высокоэмоциональный вид спорта, требующий от спортсмена предельных психических напряжений с мгновенным переходом к состоянию покоя.

         Для успешных выступлений в настольном теннисе необходимо иметь комплекс психологических качеств и способностей, из которых следует выделить следующие наиболее важные: двигательная реакция (простая и сложная), мышечно-двигательная чувствительность, устойчивость, интенсивность и объем внимания, двигательно-координационные способности, эмоциональная устойчивость, высокая мотивация на достижение спортивных успехов.

         На разных этапах подготовки игроков в настольный теннис решаются различные задачи психологической подготовки. На этапах начальной подготовки стоят задачи формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, желания стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.

         В процессе занятий следует отмечать наиболее дисциплинированных, двигательно  одаренных, активных, быстрых, ловких, с хорошей координацией движений, умеющих оценивать игровую ситуацию и быстро принимать решение, стремящихся быть лидерами.

         

    На этапе углубленной специализации проводится работа по расширению психологических методов воздействия  на занимающихся. При этом решаются следующие задачи:  формирование установки на соревновательную деятельность, повышение надежности и устойчивости технико-тактических действий к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

    2.6. Контрольно-переводные испытания и соревнования.

        Для перехода из одной учебной группы в другую занимающиеся должны сдать контрольно-переводные испытания согласно требованиям данной программы. Контрольные нормативы необходимо выполнить по общей и специальной физической подготовке, а также по технико-тактической подготовке.

       Участие в соревнованиях согласно календарного плана ДЮСШ.

    2.7. Врачебный контроль.

       Медико-биологический контроль служит для получения информации о состоянии здоровья, функциональных возможностях и индивидуальных особенностях каждого игрока в настольный теннис. Контроль  за состоянием здоровья спортсмена является одним из основных и регулярно проводимых мероприятий.

     При приеме в спортивную школу  воспитанники представляют справку о допуске к занятиям. Медицинские справки воспитанниками предоставляются ежегодно.

    2.8. Воспитательная работа.

     Главной задачей этой работы является воспитание высоких моральных и нравственных качеств, чувства патриотизма, а также волевых качеств у юных спортсменов.

    Успешностью воспитательного процесса юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи специальной спортивной подготовки и общего воспитания, т.е. стремиться к расширению круга интереса своих учеников, постоянно анализировать его поведение и помогать в решении личных проблем.

    Важным фактором для осуществления успешной воспитательной работы является:

    - проведение традиционных турниров (традиционный турнир  семейных команд, турнир, посвященный дню защитника Отечества первенства города и ДЮСШ по настольному теннису);

    - чествование победителей соревнований;

    - ежегодное подведение итогов с поощрением лучших;

    -освещение итогов соревнований в прессе, на телевидение;

    - оформление фотогазет.

    Контрольные нормативы по общей физической подготовке

    Наименование упражнений

    Возраст 7-9 лет

    Девочки

    Мальчики

    1.

    Бег 60м с высокого старта (сек)

    10.0-10.5

    9.7-9.9

    2.

    Бег 400 м

    Без учета времени

    3.

    Прыжок в длину с места (см)

    145-155

    155-165

    4.

    Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 сек. (кол-во раз)

    15-20

    15-25

    Контрольные нормативы по технико-тактической подготовке

    Технический прием

    Кол-во ударов в серию

    Оценка выполнения

    1.

    Накат справа по диагонали

    30 и более

    20-30

    хорошо удовлетворительно

    2.

    Накат слева по диагонали

    30 и более

    20-30

    хорошо удовлетворительно

    3.

    Сочетание откидок справа и слева (кол-во ошибок за 3 мин.)

    15 и менее

    15-20

    хорошо удовлетворительно

    4.

    Подачи справа (слева). Серия из 10 подач

    8

    6

    хорошо удовлетворительно

    Условие перевода: выполнение 2-х нормативов из 4-х по ОФП и получение не менее 2-х оценок «хорошо» по технико-тактической подготовке.

                                           

    Литература:


    1. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. -  М.: ФиС , 1982.

    2. Амелин А.Н. , Пашинин В.А. Настольный теннис(Азбука спорта). -  М.: ФиС, 1999.

    3. Байгулов Ю.П. ,Романов А.Н. Основы настольного тенниса. -  М.: ФиС, 1979.

    4. Байгулов Ю. П. Настольный теннис . Вчера , Сегодня, завтра. - М.: ФиС, 2000.

    5. Балайшите Л. От семи лет… (твой первый старт). - М.: ФиС, 1984.

    6. Барчукова Г. В. Современный подход к формированию технико-тактического мастерства игроков в настольный теннис. – М.: РГАФК, 1997.

    7. Барчукова Г. В., Шпрах С.Д. Игра доступная всем. – М.: Знание, 1991.

    8. Барчукова Г.В. Настольный теннис (Спорт для всех). – М.: ФиС, 1990.

    9. Барчукова Г.В. Учись играть в настольный теннис. – М.: Советский спорт,1989.

    10. Барчукова Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис. – М.: ГОЦИАЛИФК,  1984.

    11. Богушас М.-В.М. Играем в настольный теннис : Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.

    12. Воронин Е.В. Влияние скоростных психомоторных показателей на выбор тактики игры в настольном теннисе// Теория и практика физической культуры. – 1983. - № 10. – С. 52-54.

    13. Голомазов С.В., Усмангалиев М. Ж. Влияние темпа, времени прослеживания и скорости полета мяча на технику и точность ударов в настольном теннисе// Теория и практика физической культуры. – 1989. - №5. – С. 23-26.

    14. Ефремова А.В. Нормирование нагрузок, направленных на развитие целевой точности технических приемов у игроков в настольный теннис высокой квалификации: Автореф. Дис. … канд. пед. наук / Акад. Физвоспитания и спорта Респ. Беларусь. – Минск, 1996. – 19 с.

    15.Настольный теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2009. – 144с.

    16.Правила настольного тенниса. – М., 2002.


    Содержание

                  Март                  Апрель                       Май                           Июнь                      Июль        Август

    Всего

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    35

    36

    37

    38

    39

    40

    41

    42

    43-48

    Теоретическая подготовка

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    12

    Общая физическая подготовка

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    3

    60

    Специальная физическая подготовка

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    36

    Технико-тактическая подготовка

    4

    4

    3

    3

    4

    3

    3

    4

    4

    3

    3

    3

    4

    4

    3

    4

    4

    4

    4

    4

    30

    200

    Соревновательная деятельность

    Участие в соревнованиях согласно календарного плана

    Инструкторская и судейская подготовка

    1

    2

    Контрольно-переводные испытания

    2

    2

    Восстановительные мероприятия

    Медицинское обследование

    Общее количество часов

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    36

    312


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».

    Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....

    МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»

    МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»...

    Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"

    Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...

    Конспект открытого занятия по теме: "Введение в образовательную программу по настольному теннису"

    Открытое занятие проведено тренером – преподавателем   МБОУ ДО ДЮСШ  Чеди-Хольского кожууна Шигжал Тамарой Викторовной...

    План – конспект тренировочного занятия по настольному теннису для группы спортивно – оздоровительной подготовки до 1-го года обучения

    Тренировочное занятие преследует цель - привлечь детей 8-9 лет к настольному теннису, познакомить с основами техники игры, пропагандировать здоровый образ жизни....

    Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по настольному теннису

    Дополнительная препрофессиональная образовательная программа по настольному теннису...