Новые способы выявления успешности обучающихся
материал на тему

В выступлении раскрывается смысл понятия "успешность", называются формы выявления успешности обучающихся и формы фиксации личностных достижений детей, которые бы помогли им увидеть ступени собственного расвития и стимулировали бы это развитие, затрагиваются вопросы итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoret_seminar.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Собинского района

районный Дом детского творчества и учащейся молодёжи

Теоретический семинар

                   

                                                                    Подготовила педагог

                                                                                      дополнительного образования

                           Игнатьева Людмила Борисовна

п. Ставрово

2013 год

Теоретический семинар

 «Новые способы выявления успешности обучающихся» 

Очень важно понять, что нужно для успешности в жизни?

   Молодые родители, мечтая об успешном будущем своих детей, стараются как можно скорее передать детям свой опыт и свои знания. При этом они не задумываются, нужны ли они новому поколению. Поиски своего призвания – это путь, который каждый проходит самостоятельно. Истинное призвание невозможно найти в списке профессий учебного заведения, его не получишь приказом администрации. Оно вырастает в каждом человеке. Призвание – это величайший дар в виде души и таланта, который человек может предложить миру.

Успешность формируется из трёх составляющих: ХОЧУ-МОГУ-НАДО.

Когда ХОЧУ, МОГУ и НАДО пересекутся, тогда это будет успешным выбором в жизни.

              Итак, что такое ХОЧУ?

   Это то, что каждый человек должен понять СЕБЯ, понять СВОИ желания, чувства, мысли. Начинается всё это с детства. Когда родители не навязывают ребёнку свои желания, чувства, мысли, а признают его таким, каков он есть, доверяют ему, дают возможность понять свое тело и душу, понять своё истинное Я.

             Что такое МОГУ?

   Это – способности. Те, которые заложены генетически и те, которые можно развить. Способности – это сила, ключ к успеху. Если вы узнаете, что вы можете лучше других, вы – успешны в этом. Обычно дети, если им не мешают взрослые, считают, что они могут ВСЁ. И это здорово! Они берутся за всё и  все это делают.

Взрослым важно в эти моменты содействовать детям и правильно относиться к их ошибкам.

              Что такое НАДО?

   Так как человек живёт в обществе, то он должен понимать, нужно ли его ХОЧУ и МОГУ окружающему его миру. И если это так, то три составляющие успешности пересекаются. Такой человек найдет своё призвание в жизни. Когда работа нравится, каждый день- это праздник. Именно такая работа, в которую влюблён, вызывает энтузиазм и даёт много энергии, потому что хорошо получается.

Томас Эдисон ел и спал в своей лаборатории, работал по 18 часов в сутки. Но это не было для него тяжёлым трудом. Он говорил: «Я в жизни не работал ни дня. Это было сплошным развлечением!» Он делал то, что любил и любил то, что делал. Такая работа – призвание. Нахождение своего призвания равносильно нахождению самого себя. Вы любите свою работу, и любовь помогает овладеть всеми необходимыми навыками работы. Любовь ведёт вас к тем талантам, которые вы можете дарить миру.

В домашних условиях ребёнку соединить ХОЧУ, МОГУ и НАДО очень сложно, потому что условия  нашей жизни не приспособлены для детей.    

     Теперь о том, что должен помнить каждый родитель и знать каждый ребенок.

1)    отличаться от других – это нормально;

2)    совершать ошибки – это нормально;

3)    проявлять негативные эмоции – это нормально;

4)    хотеть большего – это нормально;

5)    выражать своё несогласие со старшими – это нормально.

  Не сравнивая ребёнка с другими детьми и позволяя быть самим собой, родители способствуют развитию собственного потенциала ребенка. Ребёнок понимает, чего он ХОЧЕТ и МОЖЕТ. Когда родители не ругают за ошибки детей и сами признают свои неудачи, корректируют себя и учатся на ошибках, дети учатся у них добиваться новых успехов.

   Когда ребёнок может сказать «нет» и хотеть большего, но большего он не получает, в нём просыпаются негативные эмоции. Родители! Не бойтесь их! Очень часто родители пытаются оградить детей от разочарования, когда те не получают того, чего хотят. Для детей важно научиться мириться с разочарованием, чтобы снова вставать и двигаться к цели. Ребёнок в это время учится не только управлять негативными эмоциями, но и смотреть внутрь себя, то есть чувствовать. Ребёнок учится чувствовать, выражать и отпускать негативные эмоции. Это значит, он готовится успешно преодолевать жизненные трудности. Люди, которые не достигли в жизни успеха, либо глухи к своим чувствам, либо зациклены на негативных эмоциях и отношениях. Осознание своих чувств помогает детям определить свои потребности (любви и сотрудничества со взрослыми), тогда не нужны наказания, дети сами корректируют своё поведение.

   Чтобы стать успешным, нужно освободиться от искусственных ограничений и принять на себя ответственность за свою жизнь.

   Успех – это путешествие, а не пункт назначения, потому что приход в пункт назначения означает, что путь окончен. Люди, которые живут каждый день по максимуму, наслаждаясь всем, что приносит новый день, достигают успеха. Успехом можно назвать способность делать жизненный путь как можно более плодотворным и значимым. И осознание этого должно прививаться с самого детства.

Формы выявления успешности обучающихся:

  1. собеседование
  2. опрос
  3. тестирование и анкетирование
  4. контрольные занятия
  5. выставки
  6. конкурсы, фестивали, турниры
  7. творческие работы, проекты
  8. спектакли
  9. соревнования

Как оценивать успехи школьников

Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы фиксации личностных достижений детей. В настоящее время существуют следующие формы фиксации: портфолио, тетрадь успешности, протокол аттестации, карты успеха, сундук регалий, таблица соревнований…

 Инновационной формой, а некоторые исследователи называют и педагогической технологией, фиксации и оценки достижений учащихся в УДОД является портфолио (портфель)

Цели составления «портфеля»:

для педагога – выявление уровня владения умениями и навыками, обнаружение пробелов в подготовке;

 для ребенка: выработка интереса к учению, развитие самоанализа и самооценки.

Процедура составления «портфеля» проста: материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с педагогами и родителями.

В ходе совместного с детьми обсуждения определяется, во-первых, из каких элементов будет состоять «портфель», как он будет выглядеть. Например:

 письмо владельца «портфеля», в котором отражена цель его создания;

 оглавление;

 работы воспитанника;

 самоанализ работы за год;

 содержательная характеристика от педагога;

 работы, которые ребенок считает лучшими;

 результаты тестов, проверочных работ;

 образцы изобразительного творчества;

 схемы индивидуальных и групповых проектов;

 формы, образцы оформления их результатов.

Весь материал ребенок собирает в папку с прозрачными файлами, которая будет храниться у него. Каждая работа, включенная в «портфель», снабжена листом самооценки выполнения задания или оценочным сертификатом.

Формы оценки «портфеля» каждый определяет для себя сам. Это может быть:

публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);  выставка «портфелей» (по желанию учащихся).

Критерии оценки «портфеля» также определяются индивидуально:

 творчество;

 факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);

 понимание и полнота отражения учебного материала.

Предварительные результаты

Работа по технологии «портфеля» позволяет педагогу:

 оценить уровень самостоятельности детей;

 выявить проблемы в формировании у них самооценки;

 определить преобладающую мотивацию ребенка;

 оценить уровень владения умениями и навыками.

«Сундук регалий»

"Сундук" составляют сами ребята, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения. 
Может включать:

• характеристики, данные педагогами;

• моя уникальность;

• рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы;

• образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);

• спортивные свидетельства.

«Рефлексивная карта» ученика

Цели составления «рефлексивной карты»

Для педагога – это средство оценивания:

а) интеллектуальных, коммуникативных проявлений ребенка;

 б) уровня овладения предметными знаниями, умениями, навыками;

Ребенку «рефлексивная карта» помогает:

а) сформировать умение словесно оценивать свою работу, сравнивать с образцом или с результатами предыдущей работы;

 б) дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы;

 в) выработать потребность в организации своего труда.

«Рефлексивная карта» представляет собой листы плотной бумаги, которые вклеиваются в дневник ученика. В ней отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения, а также коммуникативные умения и личностное развитие ребенка. Набор рубрик, вносимых в «карту», составляется педагогом. Чтобы он стал понятным и осмысленным для детей, необходима специальная работа. Так, в начале изучения каждой темы педагог совместно с ребятами определяет, что дети должны усвоить и чему научиться в результате работы над темой.

Еженедельно, ежемесячно или по четвертям воспитанник и педагог в соответствующих графах ставят условные знаки.

воспитанник (самооценка) ставит:

! – знаю или умею очень хорошо;

 * – иногда ошибаюсь;

 ? – пока самостоятельно не выполняю.

Педагог (оценка) ставит:

+ – знает, умеет применять на практике;

 * – знает, но иногда ошибается;

 ? – пока испытывает трудности.

Самооценка ребенка предшествует оценке педагога. Педагог  либо соглашается с ней, либо вносит коррективы. Отметки первоначально делаются карандашом, затем выделяются ярким цветом (особенно успех).

В конце учебного года «карта» будет вложена в «портфель» воспитанника, в раздел «Мои достижения».

Предварительные результаты

«Рефлексивная карта» дает возможность педагогу следить, как возникают умения и навыки, вовремя выявить затруднения и помочь.

Родители после ознакомления с «рефлексивной картой», как показал опыт, начинают больше интересоваться успехами детей и внимательнее относиться к труду ребенка.

Возможные риски

Работа с «картой» может стать формальной, если не приучать детей к самоанализу.

Заполнение «карт» будет трудоемким, если не станет систематическим.

Очень важен контакт с родителями. Родитель, не понимающий педагога, превращается в недруга.

 «Карта успешности»

Цель использования. Чтобы поддержать ситуацию успеха, учителя изучают, в каких областях ребенок сам его обнаруживает.

Процедура. Ребенку предлагается следующая анкета.

1. В каком из перечисленных видов деятельности ты чувствуешь себя наиболее успешным?

– Учебная деятельность.

 – Спорт.

 – Труд.

 – Творчество.

 – Здоровье.

 – Общение.

 – Семья.

 – Личный рост.

2. Кто заметил твой успех?

– Друг.

 – Учитель.

 – Одноклассники.

 – Родные.

 – Кто-то еще.

3. Считаешь ли ты себя успешным человеком?

– Да.

 – Скорее да.

 – Иногда.

 – Нет.

4. Вспомни и опиши несколькими предложениями свой самый большой успех.

«Лист самооценки ученика»

Цель использования. Работая с этим листом, учитель может следить за возникшими у ребенка проблемами.

Процедура и материал. Лист самооценки заполняется в начале и в конце изучения темы.

Класс________________________________

Фамилия, имя_________________________

Предмет______________________________

Тема_________________________________

Что нового узнал? _____________________

Чему новому научился?________________

Чему хотел научиться,

 но не получилось?_____________________

Почему не получилось?________________

Какие проблемы возникли при работе

 над темой?___________________________

Пути решения проблем_________________

«Тетради успешности» отражаются успехи учащегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей. Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы педагогов дополнительного образования.

Итак, в области художественного творчества содержательная оценка строится в следующих формах:

 групповое обсуждение;

 участие в школьных и классных выставках, концертах;

 презентация проектов художественной направленности.

В области интеллектуальных, творческих и инициативных проявлений ребенка формами содержательной оценки стали:

 «рефлексивная карта» ученика;

 «тетрадь моих достижений»;

 презентация исследовательских проектов (оформление результатов проектов в виде газет, сборников задач, сценариев праздников).

Для итоговой аттестации используются:

 итоговый проект, листы самооценки («чему научился?», «как я оцениваю свои знания?», «взгляд в будущее»);

 содержательная характеристика, подготовленная учителем;

 «Ассамблея знаний»;

 олимпиады по предметам;

 публичная демонстрация своих успехов и достижений («портфель» ученика).

Основной смысл – "показать все, на что ты способен". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивность подростков: причины, признаки, способы выявления

Представлен материал по вопросу гиперактивности подростков....

презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"

презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....

Способы выявления способностей к творческой деятельности у учащихся ДМШ и ДШИ.

В данной работе рассматриваются два основных метода изучения творческого развития личности- наблюдение и эксперимент, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. В отдельный раздел ...

Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании

Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании...

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке

Формирование УУД на примере раздела Деревообработка в 6 классе...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...