Программа дополнительного образования "История православной культуры"
рабочая программа по теме

Позновательная программа кружка "История православной культуры".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №  9

городского  округа город Буй

Костромской области

 

Дополнительная программа

духовно-нравственного образования

«История православной культуры»

2012 год

Паспорт программы

Название программы

Дополнительная образовательная программа

Духовно-нравственного образования

«История православной культуры»

Сроки реализации программы

4 учебных года (2011 – 2015 г.г)

Заказчик программы

1.        Администрация школы,

2.        Родители,

3.        Учащиеся;

Основания для разработки программы

  1. федеральный закон «Об образовании»;
  2. «Концепция модернизации образования в РФ»;
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков;
  4. Устав школы.

Разработчик программы

Кабанова Татьяна Сергеевна — учитель музыки, предметов «Истоки» и «ОРКСЭ» МОУ СОШ №9 городского округа город Буй Костромской области.


Пояснительная записка

Актуальность программы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Россия — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Следует особо подчеркнуть, что религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

Закон РФ «Об образовании» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. Самый последний программный документ – «Концепция модернизации российского образования» заявляет о том, что в школу возвращается воспитание, особенно гражданское, нравственное, патриотическое с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения. Воспитание духовности педагогическими средствами сегодня одна из актуальных проблем. С давних времен почти все мыслители, не только педагоги, обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Много об этом сказано в религиозных книгах.

В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой он проживает, страны его происхождения и к цивилизациям.


Педагогическая целесообразность программы

Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия – среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начаться физическое вырождение нации.

Решение этих проблем возможно, в том числе через активизацию работы по духовно-нравственному воспитанию. Программа «История православной культуры» ориентирована на традиционные ценности православной религиозной культуры с учетом современных условий и социального развития российского общества.

Краткое обоснование создания программы

В МОУ СОШ №9 духовно-нравственное образование в среднем реализуется через преподавание двух курсов «Истоки» и «ОРКСЭ». Изучение религиозной культуры происходит в течение всего одного года на уроках предмета «ОРКСЭ» модуль Основы православной культуры и достаточно обзорно. Но некоторые из моих учеников проявили желание более глубоко познакомиться с историей православной религиозной культуры, полученных ранее знаний им оказалось недостаточно. Программа «История православной культуры» была создана, для того что бы реализовать индивидуальные дополнительные образовательные потребности ряда учащихся. Программа рассчитана на учеников с низким уровнем знаний и незначительным личным опытом в вопросах православной религиозный культуры.

Принцип построения программы

•        Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных  и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающегося  к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей.

•        Принцип индивидуализации. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающего - главная задача педагога дополнительного образования. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и содействовать их дальнейшему развитию.

•        Принцип субъектности. Человек обладает субъектными полномочиями и использует их в построении деятельности, общения и отношений. Необходимо помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

•        Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы обучающиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора.

•        Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность объединения.  Благодаря творчеству ребенок может выявлять свои способности, узнавать о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самоопределению своего «Я».

•         Принцип доверия и поддержки. Педагогика ненасильственного формирования личности ребенка. Необходимо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и  воспитания учащихся.

•        Принцип демократизации. Он проявляется, прежде всего, в том, что обучающийся самостоятельно определяет траекторию своего развития. Принцип демократизации необходим при формировании запроса на дополнительное образование

•         Принцип развивающего характера образования. Реализация данного принципа основана на определении и организации деятельности обучающегося в зоне его ближайшего развития.


Цель программы

Создать условия для развития духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православной религиозной культуры.

Задачи программы

  1. изучение православной религиозной традиции;
  2. ознакомление с православным календарём;
  3. знакомство с агиографией;
  4. ознакомление с особенностями церковного искусства;
  5. изучение устроения православного храма;
  6. ознакомление с особенностями православного богослужения;
  7. формирование целостного восприятия мира;
  8. воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
  9. формирование культуры общения;
  10. предупреждение возможных тупиков личностного развития;
  11. воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
  12. выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
  13. воспитание патриотизма;
  14. духовно-нравственное развитие через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
  15. приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
  16. расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
  17. пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
  18. творческое развитие учащихся на основе знаний об отечественной культуре и истории;
  19. формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Культурологический подход

Культурологический подход направлен на изучение и понимание смыслов, которыми наполнен для человека мир. Объектом изучения являются: картина мира (система представлений о сущности времени, пространства, природы, общества, человека); стиль мышления (рациональные и эмоциональные установки, диктующие логику мышления); кодекс поведения (система установок, определяющая единую направленность поведения человека, социальные нормы и правила).

Все занятия программы основаны на культурологическом подходе.

Условия реализации программы 

Программа рассчитана на три учебный год (105 акад. часа).

Форма организации – занятие кружка

Режим работы кружка: 1 раза в неделю по два академических часа (40 мин.)

Возраст обучающихся – 11-15 лет.

Формы организации занятий кружка: беседы, викторины, дискуссии, игры, просмотра фильмов, индивидуальные консультации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки, фестивали, олимпиады, творческие конкурсы учебно-исследовательские конференции.


Прогнозируемый результат

В результате освоения образовательной программы «История православной культуры» учащиеся

должны знать:

  1. нравственные ценности православной культуры;
  2.  традиции, обычаи, обряды русской православной культуры;
  3. жизнеописания святых Русской православной церкви (в том числе и Костромского края);
  4. православные духовные ценности Костромского края;
  5. произведения искусства православной тематики.

приобрести:

  1. опыт проектной и исследовательской деятельности по теме образовательной программы;
  2. определенный набор присвоенных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, милосердие, сострадание, смирение, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство.

Определение результативности программы

Методы определения результативности

1.        Наблюдение за поведением ребенка, его деятельностью на занятиях кружка и во внеурочной деятельности.

2.        Непосредственное общение с воспитанником (беседа, интервью), через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка.

3.        Доверительный опрос с диагностической целью.

Карта наблюдений

Ф.И. учащегося

Мотивация

к знаниям

(анкетирование)

Приобретение положительного опыта

Продуктивные результаты:

создание презентаций, докладов, участие в проектной и исследовательской деятельности, участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах разного уровня)

Уровни освоения образовательной программы


интерес

II 

погружение

III 

освоение


интерес

II 

погружение

III 

освоение


интерес

II 

погружение

III 

освоение

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

ИТОГ:

 

Наличие предметно-развивающей среды, созданной педагогом

  1. кабинет духовно-нравственного образования
  1. наглядные пособия, книги по изучаемой проблеме
  1. разработка компьютерных презентаций, учебных видеороликов.

ПРОГРАММА «История православной культуры»

Содержание программы

  1. Основы православной религиозной культуры
  2. Русь православная
  3. Духовное наследие Костромского края
  4. «Важные юбилейные события в истории российского государства»

Раздел I.

Основы православной религиозной культуры (35 часов)

Тема 1. «Священное писание» — 13 часов

Библия: история создания.

Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета.

Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.

Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.

Евангельские притчи.

Тема 2. «Спаситель» – 5 часов

Богочеловек. Сын Бога. Богородица.

Нагорная проповедь. Заповеди блаженств.

Христос как Спаситель мира.

Тема 3. «Великие православные праздники» 14 часов

Пасха - главный христианский праздник Светлого Воскресения Христова.

Двунадесятые неподвижные праздники:

Рождество Пресвятой Богородицы;

Воздвижение Креста Господня;

Введение в храм Пресвятой Богородицы;

Рождество;

Богоявление, или Крещение Господне;

Сретение Господне;

Благовещение Пресвятой Богородицы;

Преображение Господне;

Успение Пресвятой Богородицы.

Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим;

Вознесение Господне;

День Святой Троицы. Пятидесятница;

Великие не двунадесятые праздники:

По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого;

Рождество Иоанна Предтечи;

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

Усекновение главы Иоанна Предтечи;

Покров Пресвятой Богородицы.

Тема 4. «Образы Божественного мира» — 7 часов

Храм как образ вселенной. Назначение храма. Разновидности храмов.

Прообраз храма — ветхозаветная Скиния. Название основных частей храмового здания.

Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма.

Алтарь. Его устроение.

Иконостас: расположение икон на иконостасе.

Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины).

Храмовые предметы и их назначение.

Язык иконы. Особенности изображения святости

Особенности использования цвета в иконе.

Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Понятие об иконографии. Образ и первообраз.

Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный. Иконография икон Иисуса Христа.

Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.

Иконография Богородичных икон.

Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Тема 5. «Православное богослужение» — 4 часов

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Происхождение церковного богослужения.

Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.

Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.


РАЗДЕЛ II. «Русь православная» (34 часа.)

Тема 1. «Как Русь стала православной» — 6 часов

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Почитание на Руси Андрея Первозванного. День памяти святого апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.

Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью.

Святой равноапостольный князь Владимир.

Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор.

Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Крещение Руси. День памяти святого князя Владимира.

Тема 2. «Православие и российское государство» — 3 часа

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Священный Синод. Епархия и приход.

Православие как культурообразующая религия в России.

Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Тема 3. «О церковных колоколах» — 3 часа

Виды и названия колоколов.

Церковные колокола. Приход колоколов в русскую культуру.

Способы извлечения звона. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Колокололитейное искусство.

Тема 4 «Монашество» — 4 часа

Духовный подвиг монашества. Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.

Тема 5. «Дом и семья» — 5 часов

Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.

Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Тема 6. «Религиозное искусство» — 6 часов

Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.

Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.

Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.

Символы православного искусства.

Образы святой Руси в русском искусстве.

Тема 7. «Русская Агиография» — 7 часов

Житие святого благоверного Александра Невского;

Житие преподобного Сергия Радонежского;

Житие Василия блаженного;

Житие блаженной Ксении Петербуржской;

Житие преподобного Серафима Саровского;

Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского;

Святые мученики царской семьи.

Раздел III. «Духовное наследие Костромского края» (25 часов)

Тема 1. «Святыни Костромской земли» — 5часов.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери;

Чудотворные иконы Костромского края;

Костромской кремль;

Храмы города Костромы;

Храмы города Буя.

Тема 2. «Агиография Костромской земли» — 10 часов

Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы;

Преподобный Авраамий Галичский;

Преподобный Варнава Ветлужский;

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский;

Преподобный Иаков Железноборовский;

Преподобный Макарий Писемский;

Преподобный Никита Костромской;

Преподобный Павел Обнорский (Комельский);

Преподобный Паисий Галичский;

Преподобный Пахомий, игумен Нерехтский;

Блаженный Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый;

Преподобные Ферапонт , Феодосий и Адриан Монзенские чудотворцы;

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России;

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский;

Святитель Митрофан, епископ Воронежский;

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский;

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский;

Священномученик Василий Разумов, иерей Сыпановский.

Тема 3. «Монастыри Костромской земли» — 10часов

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь;

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь;

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь;

Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь;

Свято-Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь;

Знаменский женский монастырь;

Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь;

Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь;

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь;

Свято-Успенская Тетеринская женская пустынь;

Женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев.

Раздел IV. «Важные юбилейные события в истории российского государства. » (42 часа)

Тема 1 Война 1812 года в русской истории и культуре (2012 год 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года) — 8 часов

Отечественная война против армии Наполеона как знаковое событие XIX века.

Война 1812 года в житиях святых. Осмысление причин и значения войны 1812 года в трудах святых отцов Русской Церкви.

Воинский подвиг в церковном восприятии.  Подвиги веры в военное время.

Война 1812 года в светской и духовной культурной традиции России (в литературе, музыке и церковном пении, живописи и иконописи, архитектуре и храмоздательстве).

Тема 2 Династия Романовых в истории России (1613-1918 гг.) (2013 год 400-летие дома Романовых) — 10 часов

 Династия Романовых и культурное наследие России (литература, музыка и церковное пение, живопись и иконопись, светская и церковная архитектура).

Святые из династии Романовых; царский дом и русские святые XVII–XX веков.

Подвиг русских святых в периоды кризиса государственности: Смутное время.

Семья в православной традиции; образ семейной жизни Александра III и св. царя Николая II.

Тема 3. Русское монашество и культурное наследие России (2014 год — 700-летие со дня рождения преподобного Сергия; 900-летие со дня кончины преподобного) Алиппия, первого русского иконописца) — 10 часов

Русское монашество и культурное наследие России (литература, музыка, живопись, светская и церковная архитектура).

Значение русских монастырей и подвижников в деле становления православного строя жизни на Руси и просвещения народов России (X–XIV вв.)

Знаменитые обители России: история их создания и развития, подвижники, влияние на государственную жизнь и общество (X–XХ вв.)

Эпоха преподобного Сергия Радонежского: особенности его подвига; ученики и святые современники преподобного. Сергия; монастыри, основанные учениками преподобного.

Русское иконописное искусство: выдающиеся иконописцы, школы иконописи, знаменитые иконы, чудеса от икон.

Тема 4. Церковь и государство в России: связь времен (1000 лет со времени кончины святого равноапостольного  князя Владимира и подвига святых Бориса и Глеба; 90-лет со времени кончины святителя Тихона; 70-летие победы в ВОВ) — 10 часов

Крещение Руси: становление православного государства и общества, формирование русской православной культуры.

Церковное служение русских князей. Служение святителей Русской Церкви (X–XII, XX вв.)

Свержение монархии в России в ХХ в., уничтожение православного государства. Подвиг новомучеников и исповедников российских.

Изменение отношений Церкви и государства в ходе Великой Отечественной войны. Подвиги веры в военное время; русские традиции ратного служения.

Прекращение гонений на Русскую Церковь и возрождение церковной жизни.


Тематическое планирование

1 год реализации программы

Раздел

Тема

Кол-во часов

«Основы православной религиозной культуры».

Священное писание

13 часов

Спаситель

5 часов

«Русь православная».

Как Русь стала православной.

6 часов

Православие и российское государство.

3 часа

«Важные юбилейные события в истории российского государства».

«Война 1812 года в русской истории и культуре»

8 часов

Всего:

35 часов

2 год реализации программы

Раздел

Тема

Кол-во часов

«Основы православной религиозной культуры».

Великие православные праздники.

13 часов

«Русь православная».

О церковных колоколах.

4 часов

Дом и семья

3 часа

Духовное наследие Костромского края.

Святыни Костромской земли.

5 часов.

«Важные юбилейные события в истории российского государства».

Династия Романовых в истории России (1613-1918 гг.)

10 часов

Всего:

35 часов

3 год реализации программы

Раздел

Тема

Кол-во часов

«Основы православной религиозной культуры».

Образы Божественного мира.

7 часов

О православном Богослужении.

4 часа

«Русь православная».

Монашество.

3 часа

Духовное наследие Костромского края.

Святые Костромской земли.

10 часов.

«Важные юбилейные события в истории российского государства».

Русское монашество и культурное наследие России

10 часов

Всего:

35 часов

4 год реализации программы

Раздел

Тема

Кол-во часов

«Русь православная».

Религиозное искусство.

8 часа

Русская агиография.

7 часов

Духовное наследие Костромского края.

Святые обители Костромской земли.

10 часов.

«Важные юбилейные события в истории российского государства».

Церковь и государство в России: связь времен.

10 часов

Всего:

35 часов


Методическое обеспечение программы

Литература:

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культур образующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. искр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России;
  2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ;
  3. Моя первая книга о православной вере. Пособие по Закону Божию. – Издательский совет Русской православной Церкви, Москва 2007 год;
  4. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви, Минск, Белорусский Экзархат, 2007 год.

Интернет-источники:

Азбука веры (православная энциклопедия) http://azbyka.ru/;

ТВ Спас. Православный медиа портал http://tvspas.ru/ .

Видеоматериалы

Азбука православия. – Студия Анастасии Дудко «Интересное кино», 2007 год;

Земное и небесное – Студия «Остров», 2004 год.


Литература

1.        БОРОДИНА История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. … – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

2.        Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Москва 2009 год;

3.        Медведева, Н. С. День за днем: календарь школьника. Издательский Совет Руссой Православной Церкви. М. 2009.

4.        Мельникова, Т. А. Уроки нравственности на основе православного учения. Издательство «Школьная Пресса». М. 2009.

5.        Сосунов, Е. Ф. Уроки Закона Божия для детей. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М. 2002.

6.        Сурова, Л. В. Церковный год (беседы о Православии). Издательство «Паломник». М. 2000. .

7.        Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Учебно-методическое издание. Редактор-составитель Е. И. Смольникова. Издательство «Знаки». М. 240 с.


Приложение 1

План конспект занятия кружка.

Тема занятия: « Преображение Господне»

Цель: Познакомить с событием Преображения Спасителя, праздником и иконой Преображения Господня.

Задачи:

-Познакомить с евангельским повествованием о Преображении Господнем.

-Познакомить с праздником и иконой Преображения Господня.

-Обогащать и активизировать культурологический словарь.

-Расширять представление о православной культуре и святынях мира.

-Формировать интерес к изучению истории православной культуры, ее содержанию.

Новые слова и понятия:  Гора Фавор, Преображение Господне, Моисей. Илия, Куща.

Библейский источник: Евангелие от Матфея, 17-я глава, стихи 1-13;, Евангелие от Марка, 9 глава, стихи 2-13; Евангелие от Луки, 9-я глава, стихи 28-36.

План занятия:

1.        Организационный момент.

2.        Сообщение темы

3.        Погружение в тему:

Сообщение учителя:

- Сегодня мы узнаем об удивительном событии, которое произошло более 2тыс.лет назад, во время земной жизни Спасителя. Тогда Господь много ходил по земле, встречался с людьми и учил их тому, как нужно жить, чтобы достигнуть Царства Небесного.

Однажды Господь сказал Своим ученикам: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти (т.е не умрут), как увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

-Неужели это возможно? - подумали ученики. Но вот прошло 6 дней, и Спаситель, взяв с собой Петра, Иакова и его брата Иоанна, пошел с ними на гору, чтобы помолиться. Эта гора была самой высокой в израильской земле и называлась она Фавор.

Учащиеся должны предположить ход дальнейших событий.

4.        Основная часть.

Слово учителя:

Сейчас вы узнаете, что же произошло на самом деле, и вы сами поймете, кто из вас был прав. Ответить на вопросы:

1.        Назвать день празднования в православной культуре праздника Преображение Господне.

2.        Какие традиции связаны с этим праздником?

3.        Что значит понятие «преображение» в православной религиозной культуре?

Просмотр видео сюжет «Преображение Господне»»

 Ответы учащихся. Диалог с учителем по содержанию фильма.

Работа с иконой Преображение Господне.

Анализ иконы Преображения Господня.

•        1 этап: предположения детей

•        2 этап: рассказ учителя об особенностях иконы.

5        Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

-О чем вам захочется рассказать дома?

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

Зырина Т.А.

________________

«    »_________2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Румянцева Л.В.

_________________

«    »_________2012 г.