Комплексно-целевая программа профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков.
рабочая программа на тему

Сарицына Татьяна Николаевна

Программа отражает актуальность данного вопроса. Прилагается план реализации программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл celevaya_programma.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №2

Комплексно-целевая программа

по профилактике безнадзорности, беспризорности и вредных привычек

среди детей и подростков

на 2011-2014 годы.

        Разработала и написала

                                                      инструктор-методист

                                                               1 категории

                                                       САРИЦЫНА  Т. Н.

        г. Донецк Р О

Содержание программы :

  1. Аналитическая справка.
  2. Актуальность программы
  3. Цели программы.
  4. Задачи программы.
  5. Основные направления работы.
  6. Предполагаемые результаты.
  7. Литература

8.                                                  Приложение к программе.

1.  Аналитическая справка.

   Образовательная и воспитательная деятельность ДЮСШ №2 тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Объектом этих видов деятельности является ребенок, поэтому они взаимопроникают друг в друга: воспитательная деятельность логически вытекает из образовательной, а последняя создает необходимую предметную и исследовательскую базу для реализации культурных и социальных потребностей детей.

   Воспитательные воздействия направлены на разные возрастные категории (таблица 1) и реализуются в процессе деятельности детей по освоению соответствующих образовательных программ, во время культурных, досуговых мероприятий и в ходе психологического сопровождения.

Таблица 1.

распределение возрастных категорий детей по видам спорта

отделение

Возрастная категория учащихся ДЮСШ №2

Дошкольный

5-7 лет

Младший школьный

1-4 класс

Средний

5-8 класс

Старший

9-11 класс

итого

Спортивная

гимнастика

434

139

20

27

620

футбол

21

73

23

117

баскетбол

17

71

60

148

дзюдо

45

55

40

140

бокс

23

42

31

96

плавание

12

33

5

50

итого

434

257

294

186

1171

   С целью профилактики и предупреждения безнадзорности, беспризорности, вредных привычек, воспитания здорового образа жизни, в МОУ дополнительного образования детей ДЮСШ №2 были разработаны: «Комплексная целевая программа по профилактике наркомании среди детей и подростков на 2007-2010 годы», воспитательная система 2006-2010 годы – «Здоровый человек - успешный человек» и программа реализации воспитательной работы, программа развития ДЮСШ №2 на 2006-2010 годы. Осуществляется учет и профилактическая работа с детьми из малообеспеченных семей и «группы риска».

   В рамках реализации разработанных программ, ДЮСШ №2:

  1. Осуществляла организацию и проведение летней оздоровительной компании (таблица 2), с привлечением в первую очередь детей из

  1. малообеспеченных семей и детей «группы риска», которая включает в себя:

- спортивно-оздоровительные сборы по видам спорта при ДЮСШ №2, с выездом на базу областных специализированных школ олимпийского резерва и черноморского побережья;

- организацию летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

          

Таблица 2.

количество детей, участников ежегодной летней оздоровительной компании

Всего детей

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

Спортивно-оздоровительные отряды по отделениям

(к-во детей)

Спортивно-оздоровительные сборы на выезде

(к-во детей)

210

30

180

23

Футбол              30

5

Баскетбол         30

Борьба               30

10

Бокс                  30

5

Плавание          30

Спортивная гимнастика       30

3

  1. Принимала активное участие в городских и областных мероприятиях, приуроченных к «Году семьи», «Году молодежи», антинаркотической акции «Спорт вместо наркотиков», спартакиадах шахтерских городов, в V11 областном фестивале «Новое поколение выбирает спорт».
  2. Проводила конкурсы рисунков «Я рисую спорт», «Я люблю спорт».

Вместе с этим проводилась работа по:

-  воспитанию толерантности у детей и подростков (разработаны тематические педагогические советы, в рамках которых проведены анкетирование, беседы и разработаны рекомендации);

-  психолого-педагогической поддержке развития личности обучающихся, которая включает в себя диагностические исследования, научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность по направлениям, одним из которых является «Профилактика девиантного поведения и поддержка в процессе социализации детей «группы риска», детей воспитывающихся в условиях детского дома «Дом детства»;

-  включению мероприятий по профилактике правонарушений и преступлений, употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения в образовательные программы, учебные планы;

-  по пропаганде и развитию навыков здорового и безопасного образа жизни (использование здоровьесберегающих технологий, воспитание культуры здоровья, учет особенностей учащихся);

-  по пропаганде и утверждении норм здорового и безопасного образа жизни на всех уровнях воспитательной системы.

   В ходе диагностики и анализа данных, предоставленных тренерами-преподавателями отделений ДЮСШ №2,  на основании опроса и собеседований с классными руководителями и учителями-предметниками средних общеобразовательных школ, которые имеют свои «группы риска, составленные на основании критерий оценки отнесения семей к данной категории и пакета диагностических методик и процедур по организации социально-педагогических исследований (РГПУ, 2005 г.), создана «группа риска» в спортивной школе. На каждого ребенка заведен паспорт, указывающий его данные и профилактическую работу тренера-наставника по привлечению к здоровому образу жизни в течение года. С детьми «группы риска» регулярно проводится анкетирование и анализ полученных данных с целью выявления проблемных точек и корректировке плана мероприятий по устранению их.

  Анализ и оценка исследований обучающихся показали, что дети удовлетворены полученными в ДЮСШ №2 дополнительными образовательными услугами, успешно осваивают выбранные виды спорта, находят для себя интересное занятие. Дети имеют в среднем адекватную самооценку в важнейших жизненных сферах, что делает их личность стабильной и уравновешенной.

Таблица 3.

количество учащихся ДЮСШ №2 и «группы риска» по годам

год

Всего учащихся в ДЮСШ

Количество детей «группы риска»

из них

%

Общее количество

Воспитанники детского дома

Другие дети

2007

1162

64

52

12

5,5

2008

1171

60

50

10

5,12

2009

1063

59

50

9

5,0

2010

1057

54

36

18

5,1

Системная ,целенаправленная реализация воспитательной функции ДЮСШ №2 дала свои позитивные результаты.  Свидетельством эффективности профилактической деятельности можно считать снижение количества детей «группы риска», но они еще есть и будут всегда, поэтому нужна новая усовершенствованная  Комплексно-целевая программа по профилактике безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков на 2011-2014 годы. 

2.  Актуальность программы.

  Актуальность программы обусловлена важнейшими социально-педагогическими факторами. Поскольку учащиеся дополнительного образования – это ученики школ, то объяснимо, что школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся продолжительное время, нередко создает для них психологические трудности.

В настоящее время перед Россией стоит огромная, невиданная в прошлом по значимости и сложности проблема безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков, связанная с употреблением наркотиков, несущая в себе существенную угрозу здоровью нации. Увеличивается не только число потребителей психоактивных веществ, но и изменяется набор этих веществ – происходит сдвиг в сторону химических препаратов, быстро вызывающих психическую и физическую зависимость.

В сложившейся ситуации наряду с органами наркоконтроля, работой наркологических диспансеров, молодёжных организаций, имеет немалое значение разъяснительная антинаркотическая работа с детьми и подростками в общеобразовательных школах и школах дополнительного образования, как один из разделов медицинской профилактики.

По исследовательским данным 97% первых проб ПАФ приходится на возраст до 17 лет, а основная масса – на 14-15 лет. Отмечены случаи потребления ПАФ детьми 6-7 лет. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАФ, тем быстрее формируется наркозависимость, преступность, беспризорность, бродяжничество.

Проблема подросткового пьянства возникла не сегодня и не вчера. Но если еще 10-15 лет назад подростки выпивали, так сказать, нелегально, то в нынешнее время молодой человек с бутылкой – обычный персонаж рекламных клипов и плакатов. Подростки беспрепятственно покупают в магазинах и палатках пиво, хотя по закону до 18 лет в нашей стране подросткам не имеют право продавать спиртные напитки. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях установил административную ответственность за продажу пива несовершеннолетним, за потребление его в общественных местах и вовлечение несовершеннолетних в употребление слабоалкогольных напитков.

Подростки, чаще всего, не задумываются и о вреде курения. Отмахиваются, отшучиваются, убеждают себя, что все это пустяки, но смертельная опасность близка и реальна. Курение в десятки раз увеличивает риск преждевременной смерти от рака легких, полости рта, гортани, пищевода, мочевого пузыря и поджелудочной железы. И еще, если подросток не курит сам, то находясь в компании с курящими сверстниками, он является «пассивным курильщиком». При курении 25% ядовитых веществ поступает в организм курильщика, а 50% вместе с выдыхаемым дымом оказывается в воздухе, которым вынуждены дышать все, кто рядом.

Наркомания, алкоголизм, курение – это болезнь без обратного хода.

Человечество до сих пор находится в плену опасных заблуждений в отношении профилактики и предупреждения этих заболеваний. Самое главное из них состоит в том, что многим кажется: со мной и моими близкими этого случиться не может. Увы, опыт многих благополучных семей и респектабельных школ показывает, что зло достаточно изобретательно в своем стремлении захватывать новые и новые пространства.

Эта проблема давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема она не может не стать содержанием современных образовательных программ.

Перед опасностью вовлечения в употребление наркотиков и других психо-активных веществ, сопровождающихся безнадзорностью и беспризорностью ребенка, отходят на второй план многие педагогические заботы. Даже самая счастливая школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков, алкоголя, сигарет  в среде молодежи все более и более становится нормой.

Безусловно, этой проблемой охвачена больше та категория детей и подростков, которых принято называть трудными. Особую категорию относящихся к «группе повышенного риска» в плане правонарушений, составляют беженцы и вынужденные переселенцы, число которых в Ростовской области пополняется беженцами из районов военных действий, сто вызвано территориальной близостью с Чеченской республикой. Социалогические исследования показывают, что большую часть информации о психоактивных веществах подростки получают от своих друзей, сверстников. Современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы с детьми, подростками и их родителями.

Что же такое профилактика – это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, этапность и динамику развития, определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.

Одним из приоритетов государственных интересов в отношении молодежи, является воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни

 Основные направления деятельности, начатые в 2007 году, сводились к разработке основных технологических моделей по привлечению детей и

подростков к занятиям физической культурой и спортом с использованием элементов обратной связи.

Дети, выбравшие дополнительное образование, как правило, находят себя в интересной для них деятельности, получая позитивные результаты, они становятся участниками ситуации успеха, которая, в свою очередь, способствует повышению самооценки и мотивации достижения. Но в спортивной школе есть свои трудности для учащихся, такие как страх публичного выступления, тревожность соревновательного участия, переводные испытания. Эти факторы часто становятся помехой на пути креативности, спортивного проявления учащихся. Все перечисленное выше заставляет задуматься о том, как обеспечить процессы адаптации учащихся, снизить уровень тревожности детей и подростков, создать условия для их гармоничного развития более эффективными методами.

Поэтому на первый план выдвигаются профилактические мероприятия. Причем, профилактическая работа должна быть направлена на вовлечение детей и подростков в занятия физической культурой и спортом, т.к. систематические занятия различными видами спорта могут стать доминантными средствами формирования психофизической устойчивости и самоконтроля подростков, своеобразной «защитой» от приобщения к наркотикам и другим психоактивным веществам. Научный анализ эффективности отдельных видов спорта в плане ранней профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения показал, что наиболее перспективными в этом направлении являются футбол, баскетбол, , плавание и различные виды единоборств. Именно эти виды спорта профилируются у нас в МБОУ ДОД ДЮСШ №2 и могут широко использоваться, не требуя при этом чрезмерных финансовых затрат.

3.    Цели программы:

  1. Всестороннее развитие личности, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический и спортивный рост компетентности  детей и подростков.
  2. Создание системного подхода к профилактике безнадзорности и беспризорности с целью снижения  «группы риска».
  3. Сохранение и укрепление здоровья, самосовершенствование и самовоспитание с активно отрицающей позицией по отношению к ПАВ.

4. Задачи профилактики безнадзорности, беспризор-   ности и  вредных привычек  среди детей и подростков .

  1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ.
  2. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
  3. Формировать умение адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать их, управлять собой и изменять себя.
  4.  Развивать навыки бесконфликтного и эффективного общения.
  5.  Адаптация учащихся к будущей самостоятельной жизни.

5.      ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ.

  1. Организация профилактической работы с родителями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений, употребления наркотиков и других психоактивных веществ  среди несовершеннолетних.
  2. Профилактическая работа с учащимися.
  3. Организация спортивно-массовой работы по месту жительства с несовершеннолетними и привлечение к занятиям детей «группы риска».
  4. Наставничество.

       6.   ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий личностных ресурсов у детей и подростков.
  2. Развитие системного подхода к профилактике безнадзорности, беспризорности и вредных привычек.
  3. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков.
  4. Повышение образованности, культуры поведения.
  5. Сохранение и укрепление здоровья, соблюдение элементарных правил человеческого общежития.
  6. Сохранение мотивации к дальнейшим занятиям спортом.

     ТЕЛЕФОНЫ И АДРЕСА КРИЗИСНЫХ ЦЕНТРОВ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СЛУЖБ.

7.  ЛИТЕРАТУРА.

-  Сборник методических, информационных материалов для проведения информационно-пропагандистской работы антинаркотической направленности (учебно-методические материалы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами для образовательных учреждений, работников образования) часть 1,2.

-  Профилактика негативных явлений в молодежной среде . Центр системных региональных исследований и прогназирований ИППК РГУ и ИСПИ РАН.

-  Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. Л.М. Шипицина и Е.И. Казакова. 2002 г.

-   Критерии оценки профилактической деятельности образовательного учреждения. Методическое пособие. Л.К. Чаусова, А.В. Остапенко, М.Н. Мясникова. 2008 г.

                                                                           Приложение к программе.

        8.        ПЛАН

 РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

по профилактике безнадзорности, беспризорности и вредных привычек

среди детей и подростков.

М Е Р О П Р И Я Т И Я

Время проведения

Ответственные исполнители

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

Организационные мероприятия.

Выявление и учет трудных и проблемных семей.

Выявление и учет учащихся «группы риска».

Формирование базы данных детей «группы риска» и неблагополучных семей с целью оказания психолого-педагогической поддержки.

Наставничество .

Знакомство с жилищно-бытовыми условиями своего воспитанника из «группы риска».

Связь с общеобразовательной школой.

Встречи и беседы с родителями воспитанников.

Воспитательная работа по профилактике правонарушений.

Воспитательная работа по предупреждению вредных привычек.

Привлечение и вовлечение детей «группы риска» к спортивно-массовым мероприятиям спортивной школы и города.

Ведение листа учета проделанной работы.

Профилактическая работа.

Изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценную и безопасную жизнедеятельность и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной деятельности.

Организация и проведение тематических бесед и дискуссий о вреде алкоголя, сигарет и других психоактивных веществ (ПАВ).

Проведение групповых занятий с элементами тренинга по обучению здоровому жизненному стилю, формированию стремления преодолеть жизненные трудности, справляться со стрессами без применения ПАВ.

Анкетирование :

«Досуг современного школьника»;

« Курить или не курить?»

« Что такое ЗОЖ?»

« Что ты хочешь делать в день самоуправления?»

Инструктивно-методические, обучающие мероприятия.

Принимать участие в семинарах и курсах по проблеме профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек.

Организация родительского всеобуча по проблеме профилактики ПАВ и формирования здорового жизненного стиля поведения.

Связь с инспекцией по делам несовершеннолетних

Работа с родителями по формированию культуры общения, установки на здоровый образ жизни.

Консультирование родителей по теме: * «Энергетические напитки, тоники –  первый шаг к алкоголизму».

*  «Пьянство и алкоголизм – явления безнравственные».

* «Курение – угроза здоровью человека».

*  «ПАВ – что о них нужно знать?».

Помощь семьям в установлении контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Дисциплина и управление детьми

(обмен опытом по проблемам воспитания).

Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

СПИД – реальность или миф?

Целенаправленная организация свободного времени в семье.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.

Достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором. Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы.

Опасности увлечение компьютером. Значение компьютера в развитии интеллекта.

Информационные мероприятия.

Оформление «уголка» с телефонами и адресами кризисных центров специализированных служб .

Освещение в прессе, телевидении деятельности ДЮСШ №2:

* спортивно-массовые мероприятия;

* спортивные соревнования;

* спортивные достижения;

* пропаганда и агитация семейного ЗОЖ.

Обновление накопительных папок статей и бесед о вреде ПАВ.

Оформление «уголка здоровья и здорового образа жизни»

Оформление стенда «лучшие спортсмены года».

Обновление информационного стенда.

Массовые мероприятия.

Организация профилактической акции «Мы за здоровый образ жизни»

Участие в конкурсе социальной рекламы ЗОЖ.

«День здоровья».

Участие в конкурсе рисунков, плакатов «Мы против наркотиков».

Участие в городских профилак -тических мероприятиях.

Соревнования по видам спорта:

* Кубок МЭРА по футболу.

* Соревнования дворовых команд по футболу.

* Соревнования по гимнастике.

* Соревнования по баскетболу.

* Соревнования по борьбе.

* Соревнования по боксу.

* Соревнования по плаванию.

Показательные выступления гимнастов в городских мероприятиях.

Участие в областном фестивале молодежных массовых видов спорта «Новое поколение выбирает спорт».

«Колядки» - спортивно-развлека -тельный праздник для детей.

Организация и проведение летней оздоровительной компании:

* спортивные отряды по отделениям;

* организация и проведение спортивных мероприятий в пришкольных лагерях ОУ.

Вовлечение детей «группы риска» в летнюю оздоровительную компанию.

Работа по месту жительства в отдаленных поселках:

* п. Западный – футбол, гимнастика;

* ЦОФ – футбол, гимнастика;

* п. Двадцатка – гимнастика;

* 3-й МК – футбол, гимнастика;

* п. Гундоровский – гимнастика;

* п. Восточный - гимнастика

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

В течение года

В течение года

По мере необходимости

В течение года

В течение года

Согласно плана мероприятий

В течение года

В течение года

В течение года

Два раза в год

По плану

МК

По плану

Периодически

В течение года

По мере необходимости

В течение года

Октябрь

Ноябрь

В течение года

Январь

Февраль

Март

Сентябрь

Регулярно

По мере необходимости

Октябрь

Ежегодно

По мере необходимости

Апрель

По плану МК

По плану

По плану ДДТ

По плану

По календарному плану

По плану

По плану

Январь

Июнь-август

Июнь-август

В течение года

Ст. тренеры-преподаватели

Тренеры-преподаватели

Методисты

Тренеры-наставники

Тренеры-наставники

Тренеры-наставники

Тренеры-наставники, методист.

Тренеры-наставники, методист.

Тренеры-наставники, администрация.

Тренеры-наставники

Трен.-препод.,

Методисты.

Трен.-препод.

Трен.-препод.

Методист.

Методисты

Методисты

Методисты, завуч

Методисты

Тренеры-преподават.

Методисты

Методисты, администрация

Трен.-препод.

Трен.-препод.

Методисты

Трен.-препод.

Трен.-препод.

Трен.-препод. методисты

Трен.-препод.

Методисты

Трен.-препод.

Методисты

Методисты

Ст.трен.-преп.

Методисты

Методисты

Методисты

Ст. трен.-преп.

Методисты

Методисты

Администрация

Методисты

Ст. трен.-преп.

Методисты

Администрация

Методисты

Трен.-препод.

Методисты

Методисты

Ст. трен.-преп.

Администрация

Администрация

Концертмейстер

Ст. трен.-преп.

Ст. трен.-преп.

Администрация

Администрация

Администрация

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика вредных привычек у детей и подростков

Профилактика вредных привычек у детей и подростков...

Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении среди детей и подростков

В статье рассматриваются причины и мотивы суицидального поведения, факторы риска и личностные особенности суицидента, профилактическая работа, рекомендации для родителей, педагогов,...

Комплексно-целевая программа «Линия жизни» по профилактике вредных привычек среди учащихся образовательного учреждения. (сроки реализации: 2017-2020 год) «НАРКОПОСТ»

         Материалы разработаны и подготовлены в рамках краевой целевой программы о «Комплексных мерах противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному...

Родительское собрание «Профилактика гаджет – зависимости как вредной привычки у детей»

Собрание проводится с целью профилактики гаджет - зависимомти у детей...

ПРОБЛЕМА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ПРОБЛЕМА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ...

Профилактика суицидального поведения в образовательной организации среди детей и подростков

В материале рассмотрена вопросы о причинах и мотивах суицидального поведения. Особое внимание уделяется суицидальным проявлениям в состоянии ребенка....

План работы педагога-психолога по профилактике вредных привычек среди детей и подростков в 2019- 2020 учебном году

Вопросы охраны здоровья стоят как никогда остро, поэтому школьный психолог подключается к работе социальных служб школы....