Открытый урок "Истоки русской народной песни"
методическая разработка по теме

Надежда Сергеевна Барсукова

 

 В системе внеурочных комплексных мероприятий  познакомить детей и подростков с русскими  старинными праздниками, с русскими народными песнями  и  играми.

 Развитие творческих способностей учащихся  в разучивании русских ,народных песен.

Формирование художественно-эстетического вкуса –посещение концертов коллективов русского народного жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_russkoy_narodnoy_pesni.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Министерство образования Оренбургской области

                       МБУДОД ЦДОД «Центр дополнительного образования детей»

                             Методическая разработка открытого занятия

                                  «ИСТОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ»

Автор : Барсукова Надежда Сергеевна

руководитель студии гитарной песни

детского Образцового коллектива «Аккорд»

                                                                                            Тюльган

     

                       

                     ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА  

                                     ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагог : Барсукова Надежда Сергеевна

Тип материала : Урок

План конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Барсуковой Н.С.

Студия гитарной песни детского Образцового коллектива «Аккорд»

Тема занятия : «Истоки русской народной песни»

Тип занятия : Изучение нового материала

Цель:

 

- воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским праздникам, песням.

Задачи :

- формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним.

- пробудить чувства любви к Родине.

- знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством.

- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.

- формирование нравственных качеств для установления позитивных межличностных отношений.

- создание благоприятного психологического климата в  студии, сплочение  коллектива.

 В системе внеурочных комплексных мероприятий  познакомить с русскими  старинными праздниками, с русскими народными песнями  и  играми.

 Развитие творческих способностей учащихся  в разучивании русских ,народных песен.

Формирование художественно-эстетического вкуса –посещение концертов коллективов русского народного жанра.

                                                      План открытого занятия.

  1. История возникновения русской народной песни.
  2. Народные инструменты.
  3. Показ выставленных инструментов.
  4. История  посиделок.
  5. Участие коллектива «Карагод». Старинные русские игры.
  6. Время года для посиделок.
  7. Показ хоровода коллектива «Карагод»
  8. О певцах, собирателях народных песен.
  9. Аудио прослушивание. Проголосная песня.
  10. Сюжет из песни, рассказывает педагог.
  11. Знакомство с творчеством Народной артистки России М.Мордасовой.
  12. Показ фотографий М.Мордасовой.
  13. Аудио материал. Прослушивание песни.
  14. Знакомство с творчеством Народной артистки России Л.Руслановой.
  15. Показ фотографий Л.Руслановой.
  16. Аудио материал. Прослушивание песни.
  17. Знакомство с творчеством Народной артистки России Л. Зыкиной.
  18. Показ фотографий Л.Зыкиной.
  19. Видео материал. Прослушивание песни.
  20. Активизация учащихся.
  21. О создании хоровых коллективов
  22. Видео материал хора им. Пятницкого
  23. Академические хоры.
  24. Оренбургский русский народный хор.
  25. Видео материал. Просмотр .
  26. Активизация учащихся.
  27. О поющем Оренбуржье
  28. О русских народных коллективах.
  29. История создания ансамбля«Березки»
  30. Видео материал ансамбля «Березка»
  31. Показ аккордов на доске
  32. Раздать текст песни.
  33. Разучивание по партиям
  34. Закрепление темы.

Форма работы : коллективная (групповая)

Методы обучения :  объяснительно – иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации, работа с источником, метод коллективного творческого поиска, деятельностный метод обучения.

Используемые средства : мультимедийная установка, музыкальный центр, музыкальные инструменты, работы учащихся студии «Сувенир», школьная доска.

Подготовка аудитории к занятию : расстановка стульев полукругом с учетом групповой работы,, устанавливается пректор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры.

Ход занятия :

  1. Организационный этап.  Приветствие педагога, объявление темы занятия. Знакомство с этапом занятия.

1.Строй гитары. Подготовить инструмент к работе.

2.Распевание. Подготовить голос к работе.

2. Этап изучения нового материала.

          Сегодня ребята я познакомлю вас с историей возникновения русской народной песни, откуда было её начало. В народе говорят, что нет дерева без корней. И трудно построить будущее, не имея исторических корней.

      В истории русской национальной культуры большое значение имело художественное творчество. Горький дал замечательное определение  «Народ не только сила, это неиссякаемый источник духовных ценностей».

      Одной из таких ценностей является народная песенная поэзия. Это глубоко задушевные, раскрывающие внутренний мир человека песни, в них яркое отражение русского характера. Такую оценку дали русским песням русский писатель Радищев, он сказал : «в них образование души русского народа». А сколько песен написано на слова Пушкина, Лермонтова. Самой ранней частью русских народных песен является традиционные крестьянские песни. Народ в этих песнях глубоко выразил глубокие чувства того времени, их любимых героев Сеньки Разина и Е. Пугачева, песни о величайшей природе России, о своей силе, могуществе и жизнерадостности. Песни, в которых воспевались горе и тоска, слёзы, злоба. Народная песня крепко связана с повседневной жизнью народа, его трудом, отдыхом, семейной жизнью. С  сожалением приходится признать, что за последние годы интерес к обычаям старины заметно угасает, особенно у молодежи. А как, бывало весело на Руси проходили посиделки, колядки, широкая масленица, свадьбы. Ни праздник на селе не обходился без гармошки, балалайки. Сейчас на селе уже и не услышишь эти инструменты. А ведь балалайка является одним из самых древних инструментов и очень популярной на Руси. В 1649 году по приказу властей в городах и селах России изымались балалайки, вывозились за город и сжигались так как её признавали как разгульный инструмент. Но любовь  народа к этому инструменту была на столько велика, что не смотря на  запреты властей их вновь мастерили, чтобы сохранить историю и культуру русского народа, а в середине 18 столетия к нам в Россию пришла 6-ти струнная гитара. Родина её Испания, но не долго ей пришлось звучать, запретили и её. А в 19 веке известный  русский мастер Андрей Сихра добавив к гитаре седьмую струну, дал ей новое звучание, и она стала русским народным инструментом, но шло время и все меньше и меньше места оставалось народной песни и старинному обряду.

(Демонстрация русских народных инструментов предложенных творческой студией «Карагод» руководитель Лукина Г.А.)  

     Но в те далекие времена на селе не было никаких развлечений, а желание людей собираться вместе, коротать вечера всегда оставалось потребностью. После тяжелого крестьянского труда людям хотелось веселиться  вот и придумали сельские жители развлечение в зимнее время – посиделки. Начались они с Покрова дня. Клубов в то далекое время еще не было, а собираться молодежи где-то надо было, а организовывались они по установленному ритуалу. Группу молодежи из 5-6 человек брали на себя организационную работу. Где и когда собираться, было первой задачей, договаривались со старушками одинокими, обещали вязанку дров или полпуда пшеницы. Хлеб в то время был на вес золота, и старушки доброхотно соглашались. Ребята  топили печь, девчонки мыли полы и на окна вешали бумажные занавески. И как только наступал вечер, молодежь начинала тянуться, народу собиралось столько, что толклись даже в сенях. Но, а те, кто успел расположиться поудобнее на лавочках, вязали, пряли, вышивали, делали игрушки из глины и теста, рисовали росписи и конечно же пели песни, больше протяжные, напевные. В каждой из сделанных работ, поделок, росписей, кружева, платков, лилась своя песня, песня радости, печали, любви, грусти, в каждой из поделок оставалась своя тайна и своя песня.

 (Демонстрация игрушек глиняных, тестопластика, деревянных ложек, кружевные салфетки и т.д. приготовленных учащимися творческой студией «Сувенир» под руководством Воронковой Л.Н.)

Затем пели частушки, танцевали, водили хороводы.

(Фольклорная студия «Карагод» показывает как водили в старину хороводы)

    А заканчивались посиделки все больше играми. А давайте сейчас посмотрим, как все это происходило на самом деле.

     Одной из самых популярных игр бала «бароба». Девушки сидят молча на скамейках, в кругу парень с завязанными глазами. Его задача выбрать девушку, которую он хочет проводить до дома, старается выбрать ту, которая больше нравиться и поэтому выбирает долго, осторожно. По очереди гладит девчат руками по голове, лицу, плечам. Бывало и ребята шутили, одевали на голову платок и садились с девушками, бывало, что выбирали и ребят, вот было смеху.

(с участием фольклорного кружка «Карагод» показываются старинные русские игры)

      И так, посиделки продолжались в долгую метельную зиму. Весть о посиделках разлеталась по соседним деревням и всем хотелось на них попасть тогда приходилось делать входной билет, и никто посторонний не мог туда войти, а прекращались посиделки, когда на реках начинался ледокол. Многие за это время познакомились и поженились, а сколько было за это время придумано и спето песен, многие научились вязать, вышивать, делать поделки. Отсюда и родилась русская народная песня, а почему народная, потому что слагалась она народом. В каждой губернии пели по своему , так, как они чувствовали сердцем и душой.

      Пели песни везде и на работе, на праздниках, свадьбах, в грусти и в печали, в отдыхе и у колыбели. А сейчас послушайте песню :

Включается аудио запись , прослушивается протяжная, проголосная песня

Что вы почувствовали  в этой песне, о чем она, какая тема затронута в этой песне?

(активизация учащихся)

     Каждая песня созданная народом рассказывает о судьбе. Вот еще одна песня. Послушайте внимательно и её.  Прислушайтесь о чем поется в этой песни?

Включается аудио запись  свадебной песни.

Какую тему вы услышали в этой песне ? Какое настроение вы слышите в голосе исполнительницы радостный или заунывный ?

(активизация учащихся)

(Отрывок из песни - читает педагог)

Слышит, слышит птичка пташечка

Пляшет, пляшет красна девушка

Идучи она за младого замуж

Уж ты, млад муж, взвеселитель мой,

Взвеселил мою головушку,

Всю девичью красоту.

     Как вы догадались -это свадебная песня. Здесь мы слышим радость девушки. В то время на селе выделялись лучшие певцы с хорошим слухом и голосом, они обычно были запевалами и хранителями песен. Ими в большинстве и создавались новые песни. Кто из вас знает таких певцов?

(активизация учащихся)

     Я хочу вас сегодня познакомить с этими замечательными артистами, которые оставили свой глубокий след  в  русской культуре. Первая, о ком я хочу рассказать вам - это

Мария Николаевна Мордасова. Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РСФСР и Народная артистка СССР. Исполнительница русских песен и частушек Родилась Мария Николаевна в 1914 году в деревне Нижняя Мазовка (Тамбовский район Тамбовской области), работала дояркой, бригадиром свекловодческой бригады, участвовала в художественной самодеятельности. В 1938 году приняла участие в смотре художественной самодеятельности в Тамбове. Жюри высоко оценило дарование певицы, и она переехала жить в Воронеж, работала на швейной фабрике. Зимой в 1942- 1943 годов в селе Анна был создан Воронежский русский народный хор, одной из первых участниц его стала Мария. В 1943 -1972 годах она солистка Воронежского русского народного хора, затем Воронежской областной филармонии. Мария Николаевна собирательница народных песен, автор многочисленных частушек и припевок.

(показ фотографий артистки и прослушивание аудио записи с исполнением частушек М.Мордасовой)

Теперь я расскажу вам еще об одной замечательной русской певице - это

Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году в крестьянской семье , в пять лет осталась сиротой и до 1914 года росла в сиротском приюте. Мама умерла , а отец погиб в русско- японскую войну, затем жила у дяди и работала на мебельной фабрике, в 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и до 1917 года служила в санитарном поезде. После революции жила выступала на концертах. Активная концертная деятельность во время войны была отмечена правительственными наградами. В 1942 году певице присвоено звание заслуженная артистка РСФСР.

 (показ фотографий артистки и прослушивание аудио записи с исполнением песни Л.Руслановой « Ах маменька»)

     А об этой артистке, замечательной русской певице  вы наверняка все знаете - это

Людмила Георгиевна Зыкина. Народная артистка Советского Союза. Родители Людмилы родом из деревни. Бабушка и мама , по сути так и оставались деревенскими женщинами, которые принесли в дом на московской окраине свой строй жизни – со старинными песнями, крестьянскими обычаями. Люда в детстве не хуже мальчишек играла в хоккей, любила слушать голоса лесных птиц. И когда Люду приняли в хор имени Пятницкого мама и бабушка обомлели. Честь была большая. Для бабушки песня была делом домашним, а для Люды стала делом жизни. Свою творческую карьеру она продолжила когда стала художественным руководителем народного ансамбля «Россия», который в последствии получил звание академический. Людмила Георгиевна награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.

( показ фотографий артистки и прослушивание видео записи с исполнением песни Л.Зыкиной «Оренбургский пуховый платок»)

     Пойдем дальше, следующий артист ,о котором я хочу рассказать вам -это

Геннадий Заволокин, руководитель ансамбля «Частушки». Когда у Геннадия спросили откуда пришла к вам такая популярность он ответил: «Жили мы два брата, играли на гармони. Говорят не плохо играли. Потом волей случая попали на телевидение, снялись в одной программе, посвященной народной песни, оттуда и пришел успех, ведь давно уже в народе вызревало ожидание гармони. Тогда и родилась передача «Играй гармонь». Но сегодня нет с нами Геннадия Заволокина, его жизнь оборвалась так неожиданно и с болью прошла по всей России. Но песня его живет и живет передача «Играй гармонь», инициативу подхватили его сын и дочь Анастасия и Захар .

(показ фотографий артиста Г. Заволокина  и прослушивание аудио записи авторской песни «Ветка сирени»)

     Развиваясь как общедоступный жанр в то далекое время песни пелись коллективно. Вот и зародилась инициатива в создании народных хоров. И  в 1904 году Пятницкий явился организатором одного из первых хоров в России. Они ездили по российской деревне и отбирали и прослушивали лучшие голоса девчонок и ребят. И вот тогда возник хор под управлением талантливого и замечательного вдохновенного артиста Митрофана Ефимовича Пятницкого.

(Включается  видео запись с выступлением хора имени  Пятницкого).

Я хочу познакомить вас с этим творческим коллективом. Однажды москвичи увидели странную афишу, что 17- 18 февраля 1911 года состоится концерт крестьян Рязанской , Воронежской области и др. губерней. После перечисления песен, которые будут исполнены, говорилось, что все записано и собрано М.Е Пятницким. Крестьяне ? На сцене зала российского собрания ? Это впервые Начался концерт. На сцену, на которой стояли лавки, вышел обаятельный внешности человек – стройный, с красивым, спокойным лицом. Тихим, мягкого, приятного тембра голосом он сказал : «Чтобы показать подлинную русскую народную песню, а подлинном не испорченном исполнении, я пригласил певцов крестьян в Москву, пусть они покажут, что такое настоящая русская народная песня», а потом повернулся к певцам, стоящими за его спиной и ласково сказал :  «Ребятушки, пойте как у себя в деревне на завалинке». Взял за руку одну из певиц и сам запел. Хор подхватил,и понеслась раздольная русская песня. Публика замерла и затаила дыхание. Песня окончена, в зале поднимается шум : аплодисменты, восторженные голоса- все слилось воедино. Так начал свою жизнь старейший у нас в стране русский народный хор. Имя создателя – энтузиаста Митрофан Ефимович Пятницкий, собиратель русского народного творчества. Он записал на фонограмме 400 песен (главным образом воронежских).  Митрофан Ефимович являтся еще собирателем народных костюмов и иструментов. Такова биография этого талантливого человека.

        И сегодня  по примеру Митрофана Ефимовича Пятницкого собрано множество профессиональных хоров, по всей России звучат русские народные  хоры, ансамбли, вокальные группы. По всей России льется русская песня, во многих регионах существуют народные хоровые коллективы и конечно в нашей области создан такой коллектив -это Оренбургский Государственный Академический русский народный хор.

 (Включается видео запись с выступлением Оренбургского Академического русского народного хора)

А может, кто нибудь из вас знает историю о создании этого коллектива?

 (активизация детей)

     Я расскажу вам немного об этом коллективе. Основателем Оренбургского  хора был талантливый музыкант и знаток народного творчества – заслуженный артист России Яков Хохлов. Верной сподвижницей Я.Хохлова стала заслуженная артистка России Людмила Райкова. Заложенные ими традиции продолжает нынешний художественный руководитель – народный артист России Владимир Позднеев. Ежегодно хор проводит 88 концертов, из которых 60- в городах и селах родного Оренбуржья. Не однократно коллектив принимал участие в Международных фестивалях на сцене Государственного Кремлевского дворца, концертного зала им. П.И. Чайковского, демонстрируя свое разнообразие программ. За полвека вдохновенного творчества хор накопил «золотой фонд» песен и танцев, вокально – хореографических постановок, отражающих не только характер, но и судьбоносные события в его жизни («Поэма о хлебе», Величие Урала», «Пугачевская вольница», «Здравствуй земля целинная», «Проводы Оренбургских казаков», «Оренбуржье мое» и др.). В гастрольной карте Оренбургского русского народного хора – десятки зарубежных стран : Китай, Корея, Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Бельгия, Греция, Чехия и мн. другие страны. Юолее полувека коллектив служит культуре, русскому искусству. И сегодня Оренбургский Государственный Академический русский народный хор идет по пути дальнейших достижений во славу отечественной культуры.

      А вы знаете ребята, что Оренбургскую область справедливо считают одной из самых поющих. Год от года растет самодеятельное художественное творчество Оренбуржья. Более тысячи хоровых коллективов, ансамблей, вокальных групп насчитывает наша область, но не каждый имеет звание народный коллектив, одним из таких коллективов является наш Тюльганский ансамбль «Березка». Где начинались его корни ? Еще в 1972 году когда в Тюльгане еще не было клуба, в здании старой библиотеки два талантливых человека организовали этот коллектив. Вскоре по направлению из Оренбургского училища культуры приехала Любовь Петровна Степаненко. Она и взяла этот коллектив под свое руководство, пришла Ольга Григорьевна Сидорова, затем Любовь Ивановна Колобухова. Хочется сказать, что и мне очень повезло  быть  приглашенной в этот коллектив еще в 1995 году и 2000 году мне было доверено руководство этим коллективом. Этот коллектив является одним из лучших в области, они были неоднократными лауреатами и дипломантами различных фестивалей в Оше, Чебоксарах, Перми и т.д.

(включается видео запись ансамбля  «Березка», звучит песня «Мелодия»)

     Эта песня, которую я предлагаю для разучивания является близкой темой для нас, кто живет на земле Тюльганской, потому что песня написанная авторами, была написана именно о нашей малой Родине. Её авторы наши земляки - это композитор Алексей Федорович Цибизов и поэт Геннадий Федорович  Коняхин . Биографию этих прекрасных людей и об их творчестве я познакомлю вас  на следующем уроке. Тональность в которой мы будем разучивать эту песню вам знакома (Am - ля минор).

     А сейчас я предлагаю разучить каждую партию этой песни. Партитура песни разложена на трехголосный вариант. Разучим сегодня один куплет песни, а  над припевом и следующими куплетами будем работать на следующих занятиях.

(учащимся раздаются слова песни, на доске пишутся аккорды песни, разучиваются партии и соединяются в ансамбль)

Подведение итогов урока.

  1. Что вы для себя открыли нового ?
  2. С какими новыми именами вы познакомились ?
  3. О каких хоровых коллективах вы узнали ?
  4. Что больше всего вас заинтересовало на этом уроке ?
  5. Какие впечатления оставил вам этот урок ?

    Спасибо вам огромное ребята за вашу активность и подготовку к уроку.

На этом наш урок заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ПОДБОР АККОМПАНЕМЕНТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО КЛАССУ ФОТЕПИАНО»

Методика подбора аккомпанемента  в данных рекомендациях рассмотрена на примерах русских народных песен «Родина» и «Кузнец»....

Литература. 8 класс. Русские народные песни.

Литература .8 класс. Русские народные песни....

Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.

Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают  как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)

Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви   к Отечеству, желанию изучать творчество  родного края....

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...