Методическая разработка на основе выпускной квалификационной работы
методическая разработка на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на основе выпускной квалификационной работы                    «Программное обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты»

        Актуальность данной темы заключается в том, что современное обучение детей в общеобразовательной школе формирует в детях в большей степени исполнительные качества, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека – остаётся не всегда на высоком уровне. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует система дополнительного образования.

        Только сочетание базового школьного образования с дополнительным образованием удовлетворит постоянно изменяющиеся социально-культурные и образовательные потребности детей и родителей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации, возможность   адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого ребёнка.

В настоящее время существуют следующие проблемы и противоречия, требующие разрешения:

- несоответствие возможностей образовательных учреждений и растущих социальных требований к качеству образования;

- недостаточная готовность педагогов системы общего и дополнительного образования к совместному взаимодействию;

- необходимость разработки программ взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые стандарты в части решения задач по внеурочной деятельности. Эти стандарты обеспечивают единство образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Обозначенные проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Программное обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 Объект исследования – взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС.

Предмет исследования – содержание программного обеспечения взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС в части внеурочной деятельности.

        Целью данной квалификационной работы является определение программного обеспечения взаимодействия общего и дополнительного образования детей с учетом ФГОС в части содержания внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: эффективность введения ФГОС в части внеурочной деятельности повысится, если программное обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей будет разработано и реализовано с учетом

1) соответствия достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

2) определённого уровня профессиональной компетентности педагогов общего и дополнительного образования;

3) соответствия видов и направлений внеурочной деятельности ФГОС.

        Поставленная цель данной работы потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать специальную научно-методическую литературу по проблеме исследования механизмов взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях введения новых образовательных стандартов.

2. Выявить особенности обучения детей в учреждениях дополнительного образования на современном этапе развития системы образования;

3. Осуществить анализ имеющихся интегрированных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей с учетом ФГОС в части внеурочной деятельности.

4. Представить проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования с учетом введения ФГОС в части внеурочной деятельности.

Глава 1. Обучение детей в системе общего и дополнительного образования как педагогическая проблема

  1. Основные подходы к обучению детей в учреждениях дополнительного образования

       Обучение детей в учреждениях дополнительного образования имеет свои особенности:

-свобода выбора обучающимися вида деятельности, преподавателя;

-главная деятельность-творчество, отсюда многообразие форм работы;

-индивидуальный подход к каждому ребёнку.

1.2. Особенности организации внеурочной деятельности в учреждениях общего образования

  Внеурочная работа понимается преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

1.3. Характеристика содержания и организации внеурочной деятельности обучающихся в ФГОС

 В ФГОС отмечается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса в школе, определены виды и направления внеурочной деятельности, в которые необходимо включать детей. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и запросу родителей в формах, отличных от урочной системы обучения, что требует реализации новых подходов к организации внеурочной деятельности.

Глава 2. Практика взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей

2.1. Характеристика программ взаимодействия основного и дополнительного образования

           В этом разделе сначала рассмотрены образовательные стандарты, которые обеспечивают единство образовательного пространства страны, исполняют роль механизма стабилизации и регулирования системы образования страны, фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность. Такое взаимодействие возможно при наличии соответствующих программ, которые отвечают образовательным стандартам. И далее по тексту приведены примеры взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.

2.2. Проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования для организации внеурочной деятельности с учетом ФГОС

 Данный проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования станет основой для создания конкретной программы взаимодействия по видам и направлениям деятельности. Это послужит улучшению качества образования, результативности и эффективности внеурочной деятельности.
             Механизмом образовательного партнерства выступает совокупность
методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение
партнерского взаимодействия сторон. Он имеет ряд составляющих рычагов,
взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:

- переговорный процесс между сторонами-партнерами;

- процедуры выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа творческих групп по изучению и нахождению «контактных» точек: выявление взаимных интересов; обозначение совместных целей, оценку имеющихся ресурсов, потенциалов, ролей и ожиданий партнеров, обязанностей, ответственности.)

- экспертная работа по анализу, оценке предлагаемых ожиданий и определению направлений совместной деятельности;

- создание нормативных документов, которые призваны фиксировать рамки взаимодействия

В период реализации проекта определяются и основные направления совместной деятельности:

1. Разработка и коррекция дополнительных образовательных программ.

2. Организация взаимодействия на уровне педагогов, проведение мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагогов школы и Центра детского творчества (далее ЦДТ) -  семинары по изучению новых требований в образовании (например, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, положений, инструкций и др.)

3. Консультативно-методическая помощь: мастер - классы на базе ЦДТ и школы, совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, конференции, консультации, семинары.  

4. Организация взаимодействия на уровне учащихся: экскурсии в ЦДТ, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, совместные проекты, реализация дополнительных образовательных программ.

5. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары; круглые столы; конференции; совещания).           Вышеназванные виды взаимодействия берутся за основу
программы совместной деятельности учреждений с последовательным
планированием работы.

Виды и направления внеурочной деятельности выбираются согласно федеральным государственным образовательным стандартам. Направления внеурочной деятельности: художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность.

 В процессе выполнения программных мероприятий должно возникнуть устойчивое взаимодействие по следующим видам и направлениям деятельности: 1. Ролевая игра « Я - Лидер». Вид деятельности – игровая, направление – общественно-полезная деятельность.

2. Викторины, познавательные игры, внешкольные олимпиады, научно-практические конференции. Вид деятельности – познавательная, направление – научно-познавательная деятельность.

3.  Организация и проведение совместных  мероприятий для воспитанников ЦДТ и обучающихся школы, (тематические вечера, праздники, концерты для родителей и общественности посёлка, семейные гостиные). Вид деятельности – досугово-развлекательная, направление – общественно-полезная деятельность

4. Художественное творчество: кружки художественного творчества, художественные выставки, спектакли. Направление - художественно-эстетическое.

5. Социальное творчество: совместная деятельность в рамках работы детских общественных организаций, социальные акции (поддержка ветеранов ВОВ, акции по здоровому образу жизни, экологические акции). Направление – общественно-полезная деятельность.

6. Трудовая деятельность: кружки технического творчества, соревнования по техническим видам творчества, трудовые десанты, субботники. Направление – спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, общественно-полезная деятельность.

7. Туристско-краеведческая деятельность: участие в раскопках в урочище «Батаково», походы. Направление – общественно-полезная деятельность.

        В каждом виде деятельности созданы рабочие группы из наиболее
активных и компетентных руководителей и педагогов учреждений. Задачей
этих групп являться практическое осуществление этих видов деятельности.
        Программы обеспечиваются следующим комплексом мероприятий:

- разработка и утверждение нормативно-правовой базы образовательного партнерства;

- организация деятельности рабочих и экспертной группы, тиражирование опыта взаимодействия учреждений дополнительного и общего образования в сфере требований ФГОС в части внеурочной деятельности.

- обсуждение и анализ работы на совместных методических советах, совещаниях по вопросам сотрудничества, работа с методическим конструктором по внеурочной деятельности.

- разработка научно-методического и нормативного обеспечения и проведение экспертизы образовательных событий, программ, проектов, новых педагогических идей согласно выбранным направлениям и видам деятельности внеурочной деятельности.

-анализ деятельности и информирование педагогов учреждений.

        Структура управленческих органов, сформированных для реализации   программы состоит из:

1. Координационного совета в составе: директор ЦДТ и директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе ЦДТ и школы, заведующий методическим кабинетом ЦДТ и старшая вожатая школы.

2.Экспертных групп - рабочий орган, оказывающий методическое, экспертно-аналитическое сопровождение. Экспертная группа формируется из         методистов ЦДТ, педагога-организатора ЦДТ и педагогических работников школы. Основными задачами группы являются: проведение экспертизы образовательных событий, программ, проектов, новых педагогических идей; подготовка предложений по корректировке и обновлению планов, подготовка отчетных, обзорных и аналитических материалов согласно выбранным направлениям и видам деятельности внеурочной деятельности.

3. Рабочие группы образуются по каждому направлению. Цель
деятельности групп - достижение новых результатов внеурочной деятельности через образовательные события. У каждой группы есть руководитель, который:

- составляет план работы группы;

- обеспечивает реализацию мероприятий по плану;

- координирует действия участников рабочих групп;

- разрабатывает индикаторы эффективности работы;

-отчитывается на заседаниях Координационного Совета.
        Рабочие группы организуют свою деятельность и производят
распределение функциональных обязанностей среди членов группы
самостоятельно.        В состав рабочих групп включаются представители
учреждений-партнеров.
        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению выпускной квалификационной работы по специальности СПО Гостиничный сервис

В методических указаниях даны подробные указания по выполнению и написанию дипломной работы....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы   предназначены для студентов колледжа. Содержат требования к структуре дипломной работы,  содержанию ее ...

Методические указания для оформления выпускной квалификационной работы

Данное методическое указание содержит материал для оформления выпускной квалификационной работы для студентов специальности 21.02.08 Прикладная геодезия...

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по программе профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии 19601 Швея

Методические рекомендации по выполнению выпускной  квалификационной работы предназначены для выпускников по программе профессионального обучения для лиц с огр...

Методические указание по выполнению выпускной квалификационной работы

Методические указание ВКР Технология продукции общественного питания СПО...

Методические указание по выполнению выпускной квалификационной работы 2020

ВКР представляет собой самостоятельную работу, целями и задачами которой являются:- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности и их практическое применение в процес...

Методические указание по выполнению выпускной квалификационной работы

ВКР представляет собой самостоятельную работу, целями и задачами которой являются:- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности и их практическое применение в процес...