Сопровождение замещающих семей участниками волонтёрского отряда «Данко» МОУ гимназии №13
статья по теме

Братухина Ольга Джеммовна

Материал содержит опыт работы социального педагога с детьми из замещающих семей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_opeki.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение  замещающих  семей  участниками

волонтёрского  отряда  «Данко»  МОУ  гимназии  №13

(Руководитель: социальный педагог МОУ гимназии О.Д. Братухина)

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, вплоть до проблем в гендерном  вопросе. Без семьи ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Профессиональное сопровождение семьи и ребенка является главной составляющей всей технологии патронатного воспитания и создает условия для успешной адаптации и социализации ребенка. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот. Говоря об образовании,  можно сказать, что именно педагог  является первой ступенью сопровождения ребёнка и его новой семьи.

      На сегодня  в МОУ гимназии №13  более 700 обучающихся и из них  6 человек – опекаемые.

      Только один ребёнок проживает с приёмными родителями.

      5 детей проживают с бабушками и дедушками:

трое - в результате смерти матери и отказа отца;

один – у матери  новая семья в другом городе, но контакт ежедневный,

один – ЛРП.

        Как видим, специфика опеки в гимназии отличается от  основной причины– социального сиротства.

С каждым опекуном мною поддерживается достаточно тесная связь (посещение на дому, индивидуальные  встречи и консультации). В мою задачу входят налаживание контакта с каждым опекаемым: знание его интересов, возможных сложностей в учёбе или коммуникативности,  вплоть до доверительных отношений.

Как социальный педагог, я привлекаю подростков (начиная со второго класса -  индивидуально) к различным социальным делам.  И являясь организатором и руководителем отряда волонтёров «Данко» с 2005 года, могу сказать, что отряд -  удачная форма работы с детьми, и с опекаемыми особенно, т.к. у этих детей возможно обострённое чувство боли, обиды, даже  агрессии.   Работа с опекаемыми заключается в «НЕвыделении» их  из детей, живущих с родителями.

         Говоря  о сопровождении таких детей  через волонтёрское движение, можно привести  яркие  примеры  и результаты.

  1.  Для опекаемой девочки были подготовлены совместно с инспектором ОДН поездка в ЦВСНП и посещение Академии МВД. Елена А. в течении целого года была координатором встреч со студентами Академии для проведения классных часов «Закон и подросток». Результатом этой работы стало поступление девочки с Академию, где она сейчас и обучается.
  2.  Гимназия делает упор на социализацию подростка, как личности, поэтому следующий запрос от опекаемых - саморазвитие  и самовоспитание личности. Не случайно в программе  отряда данному разделу отведено много часов. Проводился Демотиватор «Мой мир» с приглашением опекунов и родителей волонтёров, состоялась выставка коллажей «Мир глазами подростка». Каждый  ребёнок (опекаемый в т.ч.) получает перед  всем  классом персональный «Информационный листок» за подписью социального педагога, а иногда и директора гимназии.
  3.   От подростков поступают вопросы о развитие человеческих качеств, а это значит, что ребята привлекаются  к различным мероприятиям (в скобках указаны  результаты создания  ситуации успеха для опекаемого):
  1. городской марафон «Здоровая Россия» - выступление агитбригады (статья в газете Центра «Семья» ТЗР с указанием фамилии);
  2. акции в ДОУ  - спектакль «Щенок» по правилам поведения, интегрированный урок  по рисованию между обучающимися 5-ого класса и воспитанниками ДОУ, занятие по лепке «Кошка» (статья в газете «Городские вести»);
  3. детская  конференция «Твоё будущее  - в твоих руках» разговор  вёлся о вандализме ( персональные грамоты от ТУ  ТЗР);
  4. Всероссийская акция «Под флагом России» (фотографии выставлены на сайте КМП города);
  1.   Особое внимание опекаемые обращают на детей с ограниченными возможностями, скорее всего, в силу собственного понимания слов «сложная жизненная ситуация». Гимназия сотрудничает с Фондом  «Дети в беде», работа которого направлена на паллиативную помощь  больным детям (облегчение страданий и  улучшение качества жизни пациентов, столкнувшихся с заболеванием угрожающим жизни):
  1. благотворительный  аукцион  «Вера. Надежда. Любовь»,
  2. благотворительный забег  «Я помог ребёнку»,
  3. благотворительная акция «Чудо – ёлка» в ТРЦ «Диамант» ТЗР.

Участие детей гимназии освещено в газетах «Молодой» и «Городские вести».

         В результате того, что гимназистами понимаются слова «эмпатия», «толерантность», «сострадание», «терпимость», все ребята принимают участие в гимназической ежегодной благотворительной Ярмарке «Подари ребёнку подарок». Смысл  ярмарки заключается в  классных часа по разъяснению слов «сиротство» и «опека», в подготовке и продаже сладостей, сделанных собственными руками. Денежные средства от ярмарки идут всегда на подарки  к Новому году детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации ( из многодетных или опекаемых семей). Результаты  ярмарки  освещены на Стене Успеха и выступлениях для  родителей.

  1. В  силу своей работы я участвую в конференциях различной тематики, где освещаю работу с детьми. И каждый раз  разговор  веду и об опекаемых, т.к. наши дети  разносторонние  и  активные. Обязательно о своих выступлениях  рассказываю опекунам и опекаемым, для того, чтобы показать радость за успехи ребят,  проявить заинтересованность в их судьбе. Опекуны отмечают, что такое внимание детям очень нужно и значимо.
  2.    В своей работе обязательно поддерживаю  любые начинания или инициативу опекаемых. Так Людмила Е. извила желание работать с ребёнком – инвалидом. Была проведена работа для общения Людмилы с больным ребёнком. Результатом этого  общения стала победа в региональном  конкурсе «Доброволец  2012 года» в номинации  «Лучший доброволец в социальной сфере». Также была налажена связь с корреспондентом  газеты «Городские вести» для выхода статьи с фотографией Людмилы.

     Замещающая семья  - это закрытая система. И вход в нее для специалистов закрыт или очень ограничен. Однако, существование специализированных структур, таких как отдел опеки и попечительства, педагогов, готовых осуществлять профессиональную помощь замещающим семьям в воспитании и социализации детей, подтверждает  верность  выбора девиза отряда  волонтёров:

« Всем …»  

Запрос опекаемого

деятельность

результат

1.профориентация

  1. поездка в Академию МВД;
  2. сотрудничество со студентами в проведении классных часов;
  3. поездка в ЦВСНП с привлечением инспектора

поступление Елены А.

2.саморазвитие  и самовоспитание личности

  1. тематические занятия в отряде по темам: «Мой мир!», «Кто я?», «Какой я?»
  1. персональный «Информационный листок», вручаемый перед  всем  классом

3. «развитие человеческих качеств»

  1. агитбригада городского марафона «Здоровая Россия»;
  2. акции в ДОУ  - спектакль «Щенок» по правилам поведения;
  3. детская  конференция «Твоё будущее  - в твоих руках» разговор  вёлся о вандализме;
  4. Всероссийская акция

«Под флагом России»;

  1. статья в газете Центра «Семья» ТЗР с указанием фамилии;
  2. статья в газете «Городские вести»;
  3. персональные грамоты от ТУ  ТЗР;
  4. фотографии выставлены на сайте КМП города

4. инклюзивное воспитание

от Фонда «Дети в беде»:

  1. благотворительный  аукцион

 «Вера. Надежда. Любовь»

  1. благотворительный забег

    «Я помог ребёнку»;

  1. благотворительная акция «Чудо – ёлка» в ТРЦ «Диамант» ТЗР
  1. гимназическая благотворительная ярмарки «Подарок ребёнку»

  1. статья в газетах «Молодой» и «Городские вести»;

  1. результаты  на Стене Успеха и выступления на родительских собраниях

6. участив жизни детей, оказавшихся в ТЖС

5. Моя методическая работа

  1. конференция по одарённым детям;

  1. показ на родительских собраниях слайды про ребёнка  

7. Инициатива ребёнка

  1. годичное общение с ребёнком - инвалидом
  1. статья в газете «Городские вести» с фотографией;
  2. победа в региональном  конкурсе «Доброволец 2012 года» в номинации  «Лучший доброволец социальной сфере» - Людмила Е.

 

Испытывают ли сами семьи потребность в психолого-педагогическом сопровождении? Что можно считать мишенями сопровождения? Что влияет на актуализацию потребности семьи в психологическом сопровождении? Как изменяются задачи и мишени сопровождения в зависимости от этапа становления и развития замещающей семьи?

Все эти вопросы стали предметом острой дискуссии среди специалистов в последние годы. Нерешенный на уровне федерального законодательства вопрос о легитимности сопровождения замещающей семьи дает почву для отрицания необходимости вывода детей в замещающие семьи из институциональных условий воспитания. В качестве аргумента приводится недостаточная контролируемость ситуации, которая может привести к различным злоупотреблениям, а также отсутствие профессиональной помощи, специализированных структур, специалистов, готовых осуществлять помощь замещающим семьям в воспитании и социализации детей.

Что же сами семьи думают о необходимости социально-психолого-педагогического сопровождения?  Исследование потребностей замещающих семей различных форм семейного жизнеустройства в сопровождении  показало, что, практически, каждый 3-й респондент осознает необходимость включения своей семьи в процессы сопровождения. Это совпадает с результатами социологического исследования, предметом которого стало изучение готовности москвичей к приему детей-сирот в семью . Каждый 3-й москвич, выразивший желание стать замещающим родителем, в качестве обязательного условия выдвигал возможность получить психолого-педагогическую и медико-социальную помощь .

Сами замещающие родители указывали, что в наибольшей степени они нуждаются в услугах помогающих специалистов на этапах вхождения ребенка в семью, его взросления и подготовки к независимой или полузависимой жизни. Наиболее востребованы и в меньшей степени удовлетворяются потребности в таких услугах, как «помощь психологов членам семьи в установлении контакта с приемным ребенком», «в выборе формы жизнеустройства на основании изучения потребностей и психологической готовности семьи», «помощь психологов и педагогов в соблюдении благоприятных условий для развития ребенка в семье».  

Только один ребёнок проживает с приёмными родителями - Чепусова – чужие родители.

5 детей проживают с бабушками и дедушками:

трое - в результате смерти матери и отказа отца: Лисин - смерть, Порубай - смерть, Шевкунова - смерть,

один – у матери  новая семья в другом городе, но контакт ежедневный - Епихина,

один – ЛРП Серебровский – лишение.