Эссе о Программе семи модулей
учебно-методический материал по теме

Эссе о Программе семи модулей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_a.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Синицына Ирина Юрьевна                             Портфолио учителя                                           Отчёт А  

Группа № 2                                                          Третьего    уровня

Город Павлодар                                                 12.05.2013 год.

                                                                    ОТЧЁТ А.

Рефлективный отчёт об использовании одного модуля программы.

                                                                             «…Учителя достигают большего, когда сами учатся, когда сами делают и обдумывают проделанную работу, когда сотрудничают с другими преподавателями, когда анализируют характер и работу учащихся и, когда делятся собственным опытом».                       Шульман.  

                                                      …Существует более,  чем  один способ учить тому,  что вы считаете важным.»                                                                                   Г. Гарднер

        Перед тем, как выйти на практику в школу, я очень долго размышляла об уместности применения тех или иных модулей Программы, приёмов и техник в конкретных этапах планируемой мною серии последовательных уроков. Смогу ли я после окончания практики доказать, что именно использование этих, а не других модулей, на том или ином этапе,   именно с этими конкретными детьми по этой конкретной теме, позволило повысить продуктивность общей идеи урока,  а без применения данных модулей достижение полного понимания данной темы было бы затруднительно или для этого понадобилось бы гораздо больше времени и сил .

 Я отталкивалась от тех обширных теоретических знаний и практических навыков, которые  почерпнула для себя на первом этапе курсов «Лицом к лицу». Нельзя сказать, что всё услышанное на курсах для меня было открытием, даже, наоборот, я достаточно давно (более 20 лет), активно и, смею надеяться, успешно, использую многие из этих форм и стратегий работы. Другое дело, что после окончания первого этапа курсов, я переосмыслила весь свой богатый опыт педагогической деятельности, пропустив его через призму услышанного  и увиденного на курсах, а, следовательно, задумалась над перестройкой структуры своей деятельности.

Я постоянно задавала и продолжаю задавать себе вопрос: «Могла бы моя деятельность стать более успешной, если бы я имела представление об этой Программе раньше, или, наоборот, я не смогла бы добиться столь высоких и впечатляющих результатов в моей учительской биографии»?..

В серию запланированных и проведённых мною уроков я постаралась включить все семь модулей программы, но мой особенный интерес и внимание приковано к модулю «Новые подходы в преподавании и обучении». Это объясняется тем, что я всегда стремилась к демократизации процесса обучения детей, а этот модуль, как ни один другой призывает сделать детей активными участниками процесса обучения.

«Дети являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия.  Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Mercer, 1995; Alexander, 2008)  и метапознание, или «Обучение тому, как учиться» (Flavell, 1976; Vygotsky,1978) служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей». (Руководство для учителя, 2013).

Серию последовательных уроков я проводила в 7 «а» классе школы-лицей №8, где дети, как правило, позитивно реагируют на те нововведения, которые им предлагают учителя, работающие в классе. Помимо этого учащихся  класса отличает широчайший кругозор, огромный словарный запас, эмоциональная выразительность при ответах, желание общаться друг с другом и обогащаться при этом новыми знаниями, умениями и навыками. Данный модуль, как ни один другой предоставляет для этого неограниченные возможности, которые совпадают с желаниями  этих детей.

Итак, прежде всего, я старалась отталкиваться от глубокой уверенности в том, что без создания психологически комфортной обстановки в классе, невозможно достичь успеха в освоении любой темы. Поэтому формирование коллаборативной среды походило красной нитью через всю серию уроков и стало залогом успеха подавляющего большинства моих планов, задумок и надежд, которые я возлагала на период практики. ( Приложение . Фото 5.)  Я использовала разные техники и приёмы для её создания: разминку «Карусель», «Круг радости», «Тропический дождь», «Завязывание ниточек» и другие, что помогало не только созданию особого микроклимата урока, но и тренировке навыков диалогического общения, что крайне необходимо для подготовки к  последующим этапам урока.

Алексадер (2004, Руководство для учителя, 2012) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. В диалоге ученики, (а так же их учителя) являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000, Руководство для учителя, 2012) описал как совместное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями». (Приложение. Фото 1.)

На своём первом  уроке, на стадии вызова я создала ситуацию, где ученики должны были обсудить  в парах (созданных по симпатиям ими самими) то, с чем я обратилась к ним: « Я хочу предложить Вашему вниманию стихотворение Владимира Шебзухова «Богатство, здоровье и любовь» (Приложение Документ 1), а Вы, прослушав его, постараетесь ответить на вопросы: О чём оно? Почему я решила наш сегодняшний урок начать именно с этого произведения?»

Как я уже  говорила выше,   для детей данного класса характерен богатейший словарный запас, красивая образная  речь,   и, поскольку, они учатся в языковом классе, где, по сравнению с неспециализированным, большее количество часов языка и литературы, то восприятие произведения литературного жанра им близко по духу. Они любят поэзию и, что немаловажно, умеют грамотно делать анализ произведения поэтического жанра.

После зачитывания стихотворения, я попросила детей: «Прежде, чем ответить на мои вопросы, я предлагаю Вам обсудить Ваши идеи в парах, а затем в группах и потом проголосовать стикерами за группу, объяснение которой понравилось Вам больше всего». От одной из групп выступала Айгерим Адаханова. Айгерим хорошо успевает по всем предметам, средний балл у неё – 4,5, ответственная, внимательная, скрупулёзная девочка.Её речь при ответе отличалась глубиной и мудростью суждений, убедительной аргументацией, была логически продуманной, она уместно приводила примеры из жизни.

Анализируя её выступление от группы, я пришла к выводу, что такая эмоциональная окрашенность и высокий уровень ораторской речи Айгерим были обусловлены тем, что тема  оказалась ей очень близка, девочка пропускает много уроков по болезни, что очень осложняет  её школьную жизнь. И она активно включилась в работу по волнующей её теме. «Учитель стремится создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называет «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию, и, как следствие – стремление и любознательность. Важно отличать это от внешней мотивации, при которой импульсом является опасение учащихся быть наказанным или не пройти экзамен». (Руководство для учителя, 2012, стр.140)

После выступления спикеров групп, я спросила: «Какими критериями Вы пользовались  при выборе понравившегося ответа?  А почему именно в апреле я говорю с Вами о здоровье, поднимаю тему его непреходящей  трудно переоценимой значимости для человека?»

 Здесь очень интересен и неожидан был для меня ответ слабого ученика класса, мальчика, которой пришёл в лицей из общеобразовательной школы, учится первый год и имеет средний балл по предметам «3», Гамирова Дениса. Денис выразил желание ответить, сделав это грамотно, убедительно, эмоционально выразительно и достойно, получив одобрение своей группы.  Денис не силён в точных науках, но прекрасно играет на музыкальных инстрементах (гитара, фортепьяно), красиво поёт, то есть обладает ярко выраженным музыкальным интеллектом по Говарду Гарднеру. Он часто пропускает уроки по болезни, что не лучшим образом сказывается как на его успехаха в основной школе, так и в музыкальной, поэтому тема здоровья ему очень близка и интересна . Помимо этого, обладая исключительным музыкальным слухом, он глубоко чувствует произведения поэтического жанра, это близко ему, интересно и позволяет выразить себя.

«Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования... беседа является неотъемлемой частью обучения учеников». (Руководство для учителя, 2012, стр.145).

Далее, на этом же уроке, я предложила учащимся выбрать один из трёх эпиграфов к уроку для записи в тетрадь и объяснить соседу (в паре) свой выбор, приведя как можно более убедительные аргументы в ходе диалога в пользу этого выбора. ЭПИГРАФЫ:

                                    У кого есть здоровье, У того есть      надежда,

                                    У кого есть надежда, У того есть всё…    

                                                                                                    Из высказываний древних.

                                 «Государство должно прилагать нарастающие усилия в том, чтобы наши граждане были здоровы на протяжении всей своей жизни, и их окружала здоровая природная среда».

                                                   Н.А.Назарбаев «Послание к народу Казахтана-2030».

                                «В лицее должны учиться не только умные, но ещё и здоровые ребята».

                   Основатель школы-лицей №8 и его первый директор В.П.Никитенко.

Работа над выбором эпиграфа для записи в тетрадь не вызвала  особых затруднений у детей, хотя многие высказывали мысли, что им хотелось бы записать все три высказывания, поскольку все они интересны и важны. На этом этапе работы с аргументацией выбора был активен ученик класса, обладающий средними способностями, работа которого никогда не отличалась стабильностью и систематичностью, Белоусов Владимир. Тема урока оказалась очень близка и ему, поскольку уже много лет Владимир занимается спортом, имеет неплохие результаты, награды областного и республиканского уровней, но вместе с тем, ему знакомы и спортивные травмы и глубокие переживания, связанные с ними.

           На этапе осмысления, на первом уроке,  я предложила учащимся объяснить выражение величайшего из современников поборника здорового образа жизни,  Амосова Николая Михайловича: «Здоровый человек бывает несчастным, больной не может быть счастливым…». На этот раз группы формировались по методу мозаики и для иллюстрации и защиты своих идей создавали  кластеры. (Приложение.  Фото  2, 3, 4). Работа групп в обновлённом составе шла слаженно, поскольку этот опыт был не нов и даже интересен ребятам.

             Кластеры, созданные группами, отличали творческий подход, они были эстетично оформлены, поскольку в состав каждой группы входили дети, которые учатся в художественных школах. Группам не было дано чётких указаний о том, как они будут представлять свои работы, они решили представлять кластеры всем составом группы, так как каждому хотелось высказаться и, проявив себя, показать необходимость своего присутствия в составе группы. Здесь я могла констатировать проявляющийся в группах достаточно высокий уровень саморегуляции при работе в команде.  

                    «Таким образом, прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик. Иными словами, в рамках личностно-ориентированного образования учитель понимает, что ученики способны выстроить свои собственные суждения, основываясь на исходных убеждениях, знаниях, с которыми они приходят в класс». (Руководство для учителя, 2012, стр.141).

                Далее я предложила детям сформулировать определение здоровья, и проанализировать материалы лекции (раздаточный материал) об этапах формирования термина «здоровье», выделив в этом материале маркерами ключевые слова и понятия так, чтобы легче было запомнить данный текст, а затем пересказать его товарищу по парте, оставаясь в составе той же группы. При прослушивании пересказа лекции своим одноклассникам, дети были сосредоточены, внимательны, ответственны, им не хотелось упустить что-то важное. Наблюдая за ними, я отметила для себя, что они даже более сосредоточеныи серьёзны, чем при ответе учителю у доски.

             Это я имела возможность отметить для себя и на всех последующих уроках, на всех этапах, где дети работали в пара и в группах .  Это не могло не радовать меня, поскольку говорит о зрелости личностей детей,  о том, что они способны брать на себя индивидуальную и социальную ответственность, не смотря на свой достаточно юный возраст.

               Я проследила, оценила и сделала вывод по каждому этапу проведенных мною уроков, описать здесь все нюансы моих больших и малых открытий, удивлений и удач не представляется возможным и необходимым. Я могу говорить о крупных, стратегических планах и перспективах моей педагогической деятельности.

               Они таковы и являются общими и для меня, и для учащихся: 1. Развивать приёмы саморегуляции, что является основополагающим  в успешной  и эффективной учебной деятельности; 2. Мне как учителю отходить от авторитарного стиля ведения урока и приближаться к статусу консультирующего и направляющего работу детей взрослого товарища; 3. Эффективнее и результативнее внедрять в повседневную практику работы семь модулей Программы, уходя от стереотипов, создавая и апробируя  свои авторские Программы и методики преподавания биологии в школе Казахстана на современном этапе; 4. Продолжить наблюдения за так называемыми «слабыми», «средними» и «сильными» учениками данного класса с целью выработки рекомендаций для повышения ихсаморегуляции, самооценки, самоуважения.

Использовнная литература:

Sternberg, R. J. (1985) Beyond IQ: A Triarchic Theory of Intelligence [За пределами IQ: тройственная теория интеллекта] Columbus, OH: Charles Merrill.

Bandura, Albert (1997) Self-efficacy: The exercise of control [Самоэффективность, осуществление контроля] New York: Freeman.

Rogers, C.R. (1983) Freedom to learn for the 80c. (Свобода учиться для 80-х) Columbus, OH: Charles Merrill.

Barber, M. & Mourshed, M. (2007) How the best schools systems came out on top [Как лучшие школьные системы выходят на первое место]

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Документ 1. Стихотворение. Автор Владимир Шебзухов.

 Богатство, здоровье, любовь.

Не знаю, правда ль, так случилось —

В пургу такое приключилось:

Три путника просили кров —

Богатство, Здравие, Любовь.

Хозяин, поняв, что не сон,

Сказал: «Одно лишь в доме место»,

Но вот кого пустить погреться,

У домочадцев спросит он.

Больна и немощна старушка

Больна и немощна старушка

 Прошамкала ему на ушко,

Чтоб Здравие скорей впустил

Ей без него весь свет не мил!

А дочь млада (горяча кровь):

«Скорей впустите мне любовь!»

Но тут напомнил всем хозяин:

«Ведь о Богатстве мы мечтаем!..»

Не стали долго ждать и слушать

 Замёрзшие от стужи души…

Пока за дверью разбирались,

К другому крову и подались.

Недолго им плутать пришлось

 И место быстренько нашлось.

Для всех троих оно, то место,

Где им уютно и не тесно…

И потесниться не придётся.

Для путников таких найдётся

 Приют желанный, каждый знает

Одно другому не мешает!

Быть месту, что ни говори,

Богатству, Здравию, Любви!


Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для самообразования учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей.

презентация для самообразования учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей.Текст выступления к презентации о серии последовательных урок...

презентация для самообразования учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей.

(слайд1) ТЕМА презентации №2: «Интеграция одного модуля в серию  последовательных уроков».      На первом слайде в схематичном виде я показала, что темы моих последовател...

презентация для самообразования учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей.

презентация для самообразования учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей....

презентация для самообразования учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей.

презентация для самообразования учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей....

самообразование учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей.

самообразование учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей....

Самообразования учителей по Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей.

Самообразования учителей по Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей....

Внедрение идей семи модулей Программы в процесс математического образования – эффективный путь развития личности

Внедрение идей семи модулей Программы в процесс математического образования – эффективный путь развития личности...