Педагогические технологии изучения английского языка для дошкольников
учебно-методический материал по теме

Копылова Елена Сергеевна

 

На протяжении многих веков проблема социального становления ребёнка волновало общество. В учреждениях дополнительного образования детей происходит процесс формирования  и развития творческих способностей ребёнка. В этих учреждениях представлены разнообразные виды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере, наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopylova_sergiev_posad_dtdm_istoki_1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии изучения английского языка для дошкольников

Копылова Е.С.,

педагог дополнительного образования

На протяжении многих веков проблема социального становления ребёнка волновало общество. В учреждениях дополнительного образования детей происходит процесс формирования  и развития творческих способностей ребёнка. В этих учреждениях представлены разнообразные виды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере, наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности.

        Уже в самом раннем возрасте формируются и развиваются творческие процессы, которые лучше всего, как известно, проверяется в игровой деятельности.

         В своей работе с детьми наравне с игровыми формами обучения я использую  современные педагогические технологии: активное, комплексное, развивающее, дифференцированное обучение, а также технологии саморазвития и личностно-ориентированного обучения. Поэтому цель моей работы - показать варианты технологии обучения английскому языку детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста (4-6 лет) отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковый материал и хорошо его воспроизводят. В обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало.

Очень важно на первом году обучения помочь детям овладеть артикуляционной базой и интонационным оформлением речи, то есть формировать фонетические навыки: умение правильно говорить с фонетической точки зрения, повторять английские слова за преподавателем или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью).

Больше всего дети любят играть. В игре легко и с удовольствием усваиваются  новые слова и выражения. Обучение произношению проводится во время специального этапа урока: фонетическая зарядка. Для того чтобы постановка произношения не утомляла детей, существуют различные фонетические упражнения:

  1. Особую трудность вызывают звуки, не имеющие аналогов в русском языке. Можно использовать упражнения, основанные на ассоциациях (кидать камешки в пруд, хлопает дверь и т.п.).
  2. Упражнения на соотнесения со значением звуковых образов слов, содержащих оппозиционные пары звуков (пробежал, отфыркиваясь ежик, торопились в укрытие два жука, комарики).
  3. Детям очень нравится слушать сказочные истории (фонетическая игра «Сказка об язычке»).
  4. Игра: «Где спрятался звук ?» (язычок ищет свое любимое место на потолке, на возвышении, за верхними зубами).
  5. Игра «Эхо» (отвернувшись в сторону, отчетливым шепотом произносите пройденные звуки. Дети, как эхо, повторяют каждый звук следом за вами).
  6. Разучивание песенок “Hello! What’s your name?» «10 little frogs», «Who are you?» и т.д.

Работа над звуковым образом слова готовит детей к чтению на английском языке.

 Лексические навыки. Новая лексика в первые годы обучения вводится через речь учителя, аудио- и визуальные средства обучения. Значение впервые услышанного детьми слова раскрывается через показ дидактического материала или, если нужно, через перевод.

Этапы:

  1. Ознакомление.
  2. Тренировка.
  3. Использование лексики в различных видах речевой деятельности.

Упражнения:

  1. Аудирование слов.  Педагог показывает животное или картинку с его изображением a bear, a dog, a fox etc. Пассивное узнавание: Is it a dog? – No.  Is it a bear? – Yes.
  2. Аудирование и активное узнавание. Педагог: Take a green frog, please. Игра «Try to guess!». Педагог использует выражение «Count to 10». Дети считают от 1 до 5 и от 1 до 10 (первый и второй год обучения). Игра «Робот». Педагог отдает приказание: «Go, sleep, close your eyes, open your eyes, wash your face, wash your hands, etc».
  3. Употребление одного из слов с подсказкой. Тема «Что любят звери?». Педагог называет животное, дети отвечают, что он любит есть: Bear – honey, dog – meat? Etc.
  4. Употребление слов без подсказки. Игра «What is missing?». Дети по команде: «Sleep» закрывают глаза, педагог убирает игрушку. По команде: «Wake up» дети просыпаются и называют предмет, который пропал.

Игра «Волшебный мешочек». Педагог достает из мешочка животных, дети называют их.

  1. Самостоятельное употребление слова с выбором:
  1. What can you do? (Что ты умеешь делать?)
  2. I can jump, swim and run (ответы детей сопровождаются движениями). Или:
  3. Show me your nose, ears, mouth? Etc. (Покажи мне…)
  4. What do you like? (Что ты любишь?)
  5. I like ice-cream and cake.

Для усвоения детьми лексического запаса используется учебное пособие «Английский для малышей 4-6 лет» под редакцией Н.А.Бонк.  Существует определенное количество усваиваемой лексики: некоторые выражения обихода: «Good morning. Please, give me…Our lesson is over» и лексика встречающаяся в рифмовках.

Грамматические навыки.

  1. Освоение учащимися грамматической стороны речи производится на основе образцов речи, которые употребляются для выражения коммуникативного намерения говорящего. Например:

Модальные глаголы «may», «can».

Игра «Теремок».

Дети в масках зверей стучатся в теремок:

  1. Knock, knock, knock.
  2. I am a little green frog.
  3. May I come in?
  4. Please, come in.
  5. Thank you.

Игра «Hands up», музыкальная игра «Put your finger on your nose».

Глагол «have got».

Педагог, расставив на столе игрушки, предлагает детям подойти к столу и взять игрушки, кто какую хочет. Далее идет диалог:

  1. Have you got a little grеy mouse?
  2. Yes, I have.
  3. Have you got a white dog?
  4. No, I have not.

Союз “and”.

Игра - игрушки ставятся парами на столе и по просьбе педагога дети берут и называют каждую пару: «a mouse- a house», «a hare- a bear», «a car – a star».

One, and two, and tree, and four.

I am sitting on the floor.

I am playing with a doll

And a pretty little ball.

  1. На начальном этапе обучения аудированию, как речевому умению, дети учатся понимать на слух выражения классного обихода. Затем перед ними встает задача понимания небольшого текста описания или рассказа.

Игра: «Let’s lay the table». Дети берут игрушечные столовые предметы, называют их и помогают маме накрывать на стол.

Help your mother lay the table.

Put a knife, a fork, a spoon.

Help your mother lay the table

Every afternoon.

  1. Обучение диалогической и монологической речи происходит параллельно и взаимосвязано. Овладение диалогической речью предусматривает умение отвечать на вопросы и задавать некоторые из них.

Диалогическая речь: игра «Shopping».

  1. I am a big brown  bear.
  2. I am hungry.
  3. Please, give me some honey.
  4. Here you are.
  5. Thank you. Goodbye.

Монологическая речь.

Например, составляем рассказ о любимом животном или о своей семье. Таким образом, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания на темы: «животные и игрушки», «устный счет», «цвета», «семья», «школьные принадлежности», «части тела», «продукты».

Игра в обучении иностранному языку не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней.

При обучении иностранному языку дошкольников особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов.

Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки, теле- видео- и компьютерные уроки, предназначенные для более продуктивного усвоения изучаемого материала.

Вместе с тем в этом возрасте очень важно выработать моторные навыки. Для лучшего развития моторики используются специальные разработанные упражнения по раскрашиванию и обводке рисунков.

Занятия помогают детей 4-6 лет к школе в веселой и занимательной форме и являются подготовительным устным этапом, который предшествует изучению чтению и письму.

ЛИТЕРАТУРА:

Питюков В.Ю. Основы педагогической технолигии. – М.: 1999

Чанчикова Н.В. Английский для малышей. – СПб.: СТАЙЛ, 1993.

Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Под редакцией Н.А. Бонк.

       Книга для родителей и преподавателей. – М.: РОСМЕН, 2008.

Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Под редакцией Н.А. Бонк.

       Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЕН – ПРЕСС, 2008.

Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь- справочник. – М.: АРКТИ, 2002.

Сборник Педагогические технологии в дополнительном образовании детей.  Сергиев Посад.

       2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально-игровая деятельность при изучении английского языка дошкольниками

Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. И для дошкольников - это игра - мост, по которому проходит кратчайший путь постижения "чужого" яз...

Организация занятий с дошкольниками по изучению английского языка с использованием игровой технологии

Сегодня трудно предложить занятие, которое бы стало исчерпывающим вариантом реализации какой-то одной конкретной технологии. Поэтому в процессе обучения педагогами используются различные современные о...

Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ (из опыта работы учителей иностранных языков МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары)

Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагоги...

Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 8 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»

Пояснительная записка  Основной целью данного курса является развитие у учащихся 8х  классов умений всех видов речевой деятельности в рамках тем, предусмотренных Программой для школ с ...

Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 9 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»

Пояснительная записка  Основной целью данного курса является развитие у учащихся 9х  классов умений всех видов речевой деятельности в рамках тем, предусмотренных Программой для школ с базовы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ.

Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагоги...