Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе
учебно-методическое пособие на тему

Богач Оксана Васильевна

В данном методическом пособии представлен новый подход к деятельности  педагога-организатора системы дополнительного образования, который способствует:  формированию современного,  целостного, научно  обоснованного взгляда на его деятельность, способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного  глубинного анализа   основных  ее направлений, функций,  специфики и особенностей. Материал может быть полезен педагогам-организаторам  дополнительного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования  «На Васильевском»

       

Методическое пособие

Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе.

                                                   АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

Богач Оксана Васильевна – педагог дополнительного образования,

педагог-организатор

                 

г.Санкт-Петербург

2013г.

Методическое пособие

по теме:

Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе

 

Богач Оксана Васильевна, педагог-организатор

Центр творческого развития и гуманитарного

образования «На Васильевском»

г.Санкт-Петербург

Современная система  дополнительного образования предполагает постоянное  повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их   готовности к организации  разнообразной  образовательной деятельности обучающихся.  

Деятельность педагога-организатора, одной из ключевых фигур в системе дополнительного образования,  в организационном плане  является наиболее разнообразной  и сложной,  как  по     содержанию,  формам, технологиям,  методам,  связанным с осуществляемой работой,      так и по решаемым  проблемам.  

В центре деятельности педагога-организатора – проведение воспитательно-развивающих мероприятий,  разнообразных досуговых форм работы,  взаимодействие с   субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерами и пр.   Всё это требует от педагога-организатора  высокой профессиональной и личностной готовности, владением    универсальными (многообразными)  компетенциями, которые способствуют  свободному владению  различными формами  организации образовательно-развивающей  деятельности обучающихся  не только в условиях учреждения дополнительного образования,    но и вне него.  

Однако,   проблема  деятельности  педагога-организатора    системы дополнительного образования  мало разработана и практически не исследована.  В предлагаемом проекте представлен вариант целостного рассмотрения и анализа деятельности педагога-организатора, ранее не встречавшийся ни в теоретических, ни в практических разработках.  

Поскольку методологически корректным является     целостный анализ профессиональной деятельности в многообразии ее целей, задач,  содержания, форм и пр., то,  применительно к педагогу-организатору,  таким подходом может быть  комплексно-функциональный,    как охватывающий многообразие и целостность  его (педагога-организатора)  деятельности.

Цель данной методической разработки:

Обосновать  комплексно-функциональный  подход к  рассмотрению   деятельности педагога-организатора,  как   позволяющий наиболее полно  раскрыть  его  потенциал,  профессионально-личностный ресурс, проанализировать основные направления и особенности деятельности в системе дополнительного образования.

   Задачи:

  1. проанализировать существующие подходы к работе  педагога-организатора в детском творческом коллективе
  2. раскрыть сущность     комплексно-функционального    подхода к работе педагога-организатора системы дополнительного образования
  3. рассмотреть основные направления (как функции) деятельности педагога-организатора в их целостности, взаимосвязанности и разнообразии.

В данной методической разработке представлен ранее не применявшийся,  не разработанный  ни   теоретически, ни практически       комплексно-функциональный    подход к деятельности  педагога-организатора системы дополнительного образования.

До сих пор  работа  педагога-организатора     рассматривается  на основе субъективных представлений  об основных направлениях и особенностях его деятельности,  что связано, прежде всего,   с отсутствием  научно обоснованных разработок вопроса.  

Неразработанность  представлений о специфике и особенностях  профессионально-педагогической деятельности педагога-организатора дополнительного образования ведет к   стихийности в определении ее  целей, направлений,  содержания,  технологий,   форм и пр. По этим причинам снижается эффективность   организации и  осуществления досуговой деятельности обучающихся,   как   главная, ключевая задача работы педагога-организатора.

Предлагаемый в проекте новый, ранее не применявшийся,  комплексно-функциональный   подход к деятельности  педагога-организатора системы дополнительного образования способствует:  формированию современного,  целостного, научно  обоснованного взгляда на его деятельность, способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного  глубинного анализа   основных  ее направлений, функций,  специфики и особенностей.

Основное содержание:  

Специфика деятельности педагога-организатора в детском творческом коллективе заключается в разнообразии  направлений его работы и выполняемых им функций.

Особенности и специфика  деятельности педагога-организатора зависит от направленности деятельности коллектива, в котором он работает. Он   должен обладать компетенциями, достаточными для выполнения  различных  функций: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования -  границы его компетенций достаточно широки.

Целостное видение, рассмотрение и анализ  разнообразных компетенций педагога - организатора  возможно через дифференцирование  выполняемых им     функций, как   основных направлений и компонентов   деятельности.  Поэтому в основе содержания проекта – раскрытие функций педагога- организатора в их целостности, системности и взаимосвязанности.

Организационно-управленческая функция -   как ведущая в деятельности педагога-организатора.   Это направление работы связано с: постановкой целей, задач,  планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности   в коллективе.  В основе этого направления работы – проектирование   способов проведения  организационной и воспитательной работы.

Гуманистическая функция – отвечает   позиции и  ведущей ориентации педагога-организатора. В ее основе: проведение      просветительской работы, пропаганды здорового образа жизни, осуществление социального взаимодействия коллектива  с различными организациями.

Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление обучающихся;  создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; реализацию   потенциала, творческих возможностей, склонностей, талантов детей;  удовлетворения их стремлений, потребностей в самостоятельной деятельности, рефлексии, а также в побуждении   к самовоспитанию.

Технолого-методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня педагогов коллектива, оказывать им консультативную помощь.

Диагностическая функция связана с  выявлением и оцениванием состояния обучающихся;   выявлением  возможных отрицательных на них  влияний; предупреждением и преодолением негативных проявлений учащихся.  Выполнение этой функции  предполагает проведение просветительской работы с родителями,  совершенствование   взаимодействия  систем коллектив-семья.

Основное содержание работы педагога-организатора в соответствии с функциональным подходом

Главным в  работе педагога-организатора является корректное планирование своей деятельности. Необходимо четко сформулировать цели и задачи  работы на текущий учебный год, обозначить основные направления.

Содержание  организационно-управленческой функции связано с планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности:

  1. организация взаимодействия с педагогами, воспитанниками и родителями;
  2. комплектование состава учащихся коллектива;
  3. планирование концертной и гастрольной деятельности коллектива;  
  4. организация  календарных праздников;
  5. организация   каникулярного отдыха обучающихся:
  6. обобщение опыта своей работы, предоставление материалов в методический кабинет; оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.

Выполнение гуманистической функции педагогом-организатором предполагает:

  1. формирование у учащихся основ  здорового образа жизни, воспитание стремления к этому;
  2. приобщение к общечеловеческим ценностям;
  3. развитие гуманистических отношений к окружающему миру;
  4. воспитание ответственности, гражданского самосознания;
  5. обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
  6. контроль выполнения правил   охраны  труда и пожарной безопасности при проведении  мероприятий коллектива;
  7. осуществление социального взаимодействия с различными организациями, с другими образовательными учреждениями;
  8. организация досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка.

          Реализация  воспитательной функции педагога- организатора предполагает:

  1.   содействие раскрытию и  развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся;
  2.   создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников;
  3.   воспитание культуры общения,  поведения,  речи; гуманности, толерантности;
  4.   формирование навыков  социально приемлемых способов организации   досуга;
  5.   обучение детей  основам культуры быта: формирование основ культуры быта в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования;
  6.   обеспечение участия воспитанников в концертных программах, праздниках и других массовых мероприятиях.

Технолого-методическая функция педагога-организатора предполагает проведение, совместно с педагогами коллектива,  ряда организационных  мероприятий, направленных на эффективную образовательную и воспитательную деятельность обучающихся:

  1.   планирование деятельности коллектива (концертная и гастрольная деятельность, каникулярный отдых обучающихся, комплектование групп, составление расписания, организация учебного процесса);
  2.   анализ достижений обучающихся, оценка эффективности их обучения;
  3.   организационная и методическая работа с родителями обучающихся, проведение родительских собраний;
  4.   участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы;
  5.   оказание консультативной помощи педагогам коллектива, с целью повышения их профессионального уровня;
  6.   оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.

    Диагностическая работа - важное направление   деятельности педагога-организатора

В    работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции:

Информационную:

- получение информации об участниках педагогического процесса;

- выявление относительного уровня развития ребенка;

- выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;

- организации   работа  с частью родителей по налаживанию  конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

Прогнозирующую:

- выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;

- прогнозирование результативности воспитательного процесса.

- определение эффективности использования различных средств и методов.

Воспитательную:

- создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;

- выявление роста, достижений в образовании,   самопознании и саморазвитии обучающегося:

 - проведение мониторинга   возрастных  проявлений,    интересов,  потребностей обучающихся;

  1. выявление и анализ достижений обучающихся;

Просветительскую:

- организация   работы  с частью родителей по налаживанию  конструктивного взаимодействием в системе родитель-ребёнок;

  1. проведение индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, на которых родителям предоставляется информация об успехах и  динамике  развития детей, их поведении и проблемах;
  2. разработка памяток  для родителей в печатном и электронном виде;
  3. организация совместной деятельности родителей и детей: участие родителей ансамбля в работе родительского комитета; совместная подготовка к гастрольным поездкам; совместное участие родителей с детьми в игровых программах, летних и зимних творческих сменах.

Важными аспектами работы педагога-организатора являются приведенные ниже  принципы и правила взаимодействия  педагогов между собой и с занимающимися в творческом коллективе

Принципы работы педагогического коллектива с детьми:

  1. установление личного эмоционального контакта с каждым ребенком;
  2. уважение самоценности личности ребенка  и его  человеческого    достоинства;
  3. оптимистичность педагогов в отношении развития творческих возможностей каждого ребенка;
  4. регулирование оптимальной нагрузки и равномерный темп работы;
  5. формирование у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, поддержки во взаимоотношениях со сверстниками;
  6. опора на традиции коллектива;
  7. стимулирование самовоспитания, трудолюбия и дисциплины.

Особенности взаимодействия педагога-организатора с родителями:

  1. проявление искреннего уважения к родителям каждого ребёнка;
  2. общение с родителями    во благо обучающегося;
  3. тактичное  и объективное изучение семей воспитанников  для дальнейшего просвещения.

Основные результаты деятельности педагога-организатора в детском творческом коллективе.

Комплексно-функциональный  подход к деятельности педагога-организатора позволяет:

  1. целенаправленно планировать деятельность творческого коллектива;
  2. существенно повысить  эффективность  образовательно -  воспитательной работы в  творческом коллективе;
  3. создавать условия для раскрытия, развития и реализации творческого потенциала обучающихся;
  4. стимулировать образовательно-личностный рост  занимающихся;
  5. способствовать совершенствованию взаимодействия систем:  педагогический коллектив – коллектив обучающихся  -  семья.

Литература:

  1. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: Издательство «Народная АСВЕТА», 1969.- 120 с.
  2. Маишева В.А. Работа с родителями. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с.
  3. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.
  4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва. Педагогика, 1989.;
  5. Волохов А.В. детские организации: возможности выбора. Методическое пособие для организаторов детского движения. Москва. 1996. Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.

Электронные ресурсы:

  1. www.academia-moscow.ru                         
  2. www.akmeo.ru
  3. www.planetadisser.com
  4. www.spbniifk.ru
  5. www.teoriya.ru
  6. www.navigator.ru
  7. www.schola1.by.ru
  8. www.znanie.org/jornal/
  9. http://www.pandia.ru
  10. http://www.proshkolu.ru
  11. http://educontest.net

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Методическое пособие для педагогов-организаторов внеклассной работы "Развитие творческих способностей учащихся"

Материал по работе с учащимися среднего и старшего звена, принимающими участие в театрализованных внеклассных мероприятиях....

«Современные принципы работы с детским творческим коллективом»

В статье освещаются некоторые вопросы работы с детским творческим коллективом, основанные на личном опыте....

Методическое пособие Деятельность педагога-организатора в детском коллективе.

В центре деятельности педагога-организатора – проведение воспитательно-развивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективам...

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...

Значимость танцевальной культуры детских творческих коллективов на фестивалях и конкурсах в РС(Я)

Как влияет  фестивали и конкурсы  в танцевальным  коллективам, какая их значимость...

Методическая разработка педагога-организатора ГБУ ДО Молодёжный творческий форум «Китеж плюс» Тема: Организация подготовки и проведении штабной тренировки по гражданской обороне.

Методическая разработка по организации подготовки и проведения штабной тренировки содержит: порядок подготовки и методику проведения штабной тренировки по гражданской обороне, а также материалы по офо...