Дополнительная образовательная программа: Объединение "Шашки".
рабочая программа на тему

Лебедев Александр Юрьевич
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет, для занятий в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, срок реализации - 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shashki.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

          МОУ  ДОД  Дивеевский  районный  Дом  детского  творчества.

Согласована                                                                                      Утверждена

на заседании                                                                                    приказом директора

педсовета                                                                                          №32 от 17.09.2012 г.

Протокол № 2                                                                                  Директор______________

от 15.09. 2012 г.                                                                                                А.А.Лебедева.

 

                                     ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ           ПРОГРАММА

                                        ОБЪЕДИНЕНИЯ

                                         

                              «Шашки».

 

Возраст детей: с 7 лет.

Срок реализации: 3 года.

Педагог – Лебедев Александр Юрьевич.


I. Пояснительная записка

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе.

   Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

  Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

   Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

  Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

  И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.

Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

 Следует отметить, что в образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах.

 Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях.

 Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий.

 Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.

Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. В программу введен раздел «Начальные сведения об игре в международные шашки».

Программа объединения «шашки» создана в соответствии с Законом об образовании и концепциями развития образования области и городского дворца творчества детей и молодежи, исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний, игровой практики, педагогического, тренерского опыта работы автора с детьми и молодежью.

Вид программы – модифицированная.

II. Цель и задачи программы:

Цель программы:

• Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

выработать у учащихся

Задачи:

Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Подготовка квалифицированных спортсменов;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

      Вполне понятно, что педагогический эффект шашек проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шашками, потому что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:

образовательная:

расширяет кругозор;

пополняет знания;

активизирует мыслительную деятельность младших школьников;

учит ориентироваться на плоскости;

тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание .

воспитательная - вырабатывает у ребенка:

настойчивость,

выдержку,

волю,

спокойствие,

уверенность в своих силах,

стойкий характер;

эстетическая:

 играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шашечных  комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой; физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шашки, надо быть физически здоровыми.

   Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку – младшему школьнику, следует помочь усвоить известную истину: шашки – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шашки – это труд, труд упорный и настойчивый.

              Тематический план занятий  I- го года обучения.

N п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Практика

Теория

1

История развития  шашек.

2

_

2

2

Шашечный Кодекс

1

_

1

3

Первоначальные понятия

12

6

6

4

Тактика

30

20

10

5

Стратегия

4

2

2

6

Эндшпиль

10

4

6

7

Дебют

4

_

4

8

Композиция

1

_

1

9

Международные шашки

10

7

3

10

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры

30

30

_

11

 Классификационные турниры

40

40

_

ИТОГО:

144

109

35

 Учебно-тематический план. I год обучения.

  1. История развития шашек…………………………….2 часа.

Различные шашечные системы. Древность русских шашек.

Распространение  шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым………………………………………………………………2 часа.

  1. Шашечный Кодекс……………………………………………   1 час.
  2. Первоначальные понятия……………………………… …12 часов.

Правила игры, шашечная нотация…………………………………..2 час.

Основы шашечной игры и её общие вопросы………………………2 час.

Понятие о шашечной позиции,

 позиционное преимущество - важный путь к достижению победы…………………………………………………………………..2 час.

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях……………………………………………2 час.

Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров………………………………………………………………..2 час.

Игры с записью партий………………………………………………  2 час.

  1. Тактика…………………………………………………………30 час.

Различные способы выигрыша шашек………………………………8 час.

Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться,

в процессе игры………………………………………………………...6 час.

Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании,

 расчет ходов в партии…………………………………………………4 час.

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры……………………4 час.

Комбинационные ловушки…………………………………………….4 час.

Контрудары……………………………………………………………..4 час.

  1. Стратегия……………………………………………………….4 час.

Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра……… 2 час.

Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная.

Значение общего плана игры в партии……………………………….2 час.

  1. Эндшпиль……………………………………………………….10 час.

Расчет ходов, ценность времени и пространства,

игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой………….4 час.

Правило оппозиции – противостояние шашек……………………….2 час.

Три дамки против одной, «треугольник»……………………………..2 час.

Разбор специальных тематических примеров,

Решение упражнений…………………………………………………..2 час.

  1. Дебют…………………………………………………………….4 час.

Определение дебюта, его основные цели.

Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше»………………………………………….2 час.

Нахождение дебютных ловушек и комбинаций,

Тематические игры с разбором сыгранных партий…………………..2 час.

  1. Композиция………………………………………………………1 час.

Концовки, задачи и этюды – произведения композиции

(особой области шашечного творчества).

Связь композиции с практикой…………………………………………1 час.

  1. Международные шашки………………………………………..12 час.

Нотация  доски, запись ходов и положений……………………………2 час.

Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры…………………2 час.

Красота игры. Простор для творчества…………………………………4 час.

Упражнения в записи отдельных положений и записи партий……….4 час.

  1.  Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы

одновременной игры…………………………………………… ..30 час

Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики,

подбор партнеров…………………………………………………………..10 час.

Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры,

учет тренировочных выступлений занимающихся………………………10 час.

Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий………….. …10 час.

  1.  Классификационные турниры…………………………...……...40 час.

Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам,

запись партий, их последующий разбор………………………………….40 час.

 

          Тематический план II-го года обучения.

Наименование темы

Кол-во

часов

Практика

Теория

1

История развития шашек

4

2

2

2

Российская шашечная школа

4

2

2

3

Шашечный Кодекс

2

2

_

4

Тактика

40

20

20

5

Стратегия

6

3

3

6

Эндшпиль

10

5

5

7

Композиция

3

1

2

8

Дебют

25

25

_

9

Спортивный режим,

Психологическая подготовка.

2

1

1

10

Спарринг-тренировки, конкурсы решений,

Сеансы одновременной игры,

Консультационные партии.

50

40

10

11

Классификационные турниры

50

50

_

12

Другие соревнования

25

25

_

ИТОГО:

216

175

41

         Учебно – тематический план. II год обучения.

  1. История развития шашек………………………………..4 час.

Шашки в дореволюционной России. Выдающиеся шашисты конца XIX в.

(С.Воронцов,  братья А. и В. Шошины, их творческий вклад в теорию

русских шашек……………………………………………………………..2 час.

  1. Российская шашечная школа……………………………………2 час.

Русские шашки – народная игра, в нашей стране.

Творчество С.Воронцова, А. Шошина, выдающихся дореволюционных шашечных мастеров………………………………………………………2 час.

  1. Шашечный Кодекс……………………………………………….2 час.

Краткая  история разработки шашечных правил игры и соревнований.

Шашечный Кодекс. Организация и судейство соревнований………….2 час.

  1. Тактика……………………………………………………………..42 час.

Комбинация в партии, её идейное содержание и цели………………….4 час.

Вскрытие дамочных полей, финальные удары…………………………..4 час.

Мотивы, идеи и механизмы комбинаций…………………………………4 час.

Изучение технических приемов комбинаций…………………………….4 час.

Красота комбинаций………………………………………………………..4 час.

Жертвы для получения позиционного преимущества.

Жертвы в сочетании с другими тактическими приемами……………….16 час.

Разбор тематических упражнений…………………………………………6 час.

  1. Стратегия……………………………………………………………..6 час.

Понятие об атаке и защите. Создание атаки, характер её ведения……….2 час.

Атакующие и защитные тактические средства…………………………..2 час.

Упражнения на овладение игровыми приемами для ведения атаки и

защиты  путем отыскания решений, в заданных позициях……………...2 час.

  1. Эндшпиль…………………………………………………………….12 час.

Борьба  простых шашек/ две против двух, типичные примеры из борьбы  

двух против трех, три шашки против трех, три против четырех/……….4 час.

Совместная борьба дамок и простых……………………………………...4 час.

Отработка приёмов игры в эндшпиле……………………………………..4 час.

  1. Композиция…………………………………………………………..3 час.

Комбинационные  концовки и этюды, их связь с практической

партией , понятие о шашечных задачах…………………………………...2 час.

Классификация составителей концовок, задач и этюдов.

Разбор интересных для практической партии концовок и этюдов………1 час.

  1. Дебют…………………………………………………………..……..25 час.

Важность изучения начал партии. Краткая история развития дебюта,

современное состояние дебютной теории………………………………..2 час.

Индивидуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие задачи

начала партии………………………………………………………………4 час.

Дебют «Кол», «Кол-угловик»……………………………………………..4 час.

Дебют  «Обратный кол»…………………………………………...………2 час.

Дебют «Городская партия»…………………………………………..……2 час.

Дебют «Отыгрыш», «Старая партия»…………………………………….2 час.

Дебют «Косяк»……………………………………………………………..2 час.

Дебют «Обратный косяк»…………………………………………...…….2 час.

Дебют «Отказанный косяк»……………………………………………….2 час.

Дебюты: их сложность, главные системы игры…………………………3 час.

  1. Спортивный режим, психологическая подготовка…………...1 час.

Гигиенические знания и навыки. Общий режим дня. Режим питания.

Закаливание организма. Психология шашечной борьбы……………….1 час.

  1. Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы

одновременной игры, консультационные партии……………..50 час.

Последовательность перехода от теоретических занятий к

спарринг- тренировкам…………………………………………………….12 час.

Сеансы одновременной игры: обычные и тематические………………..17 час.

Консультационные партии………………………………………………...16 час.

Контрольные работы……………………………………………………….5 час.

  1. Классификационные турниры……...……………………………50 час.

Участие в классификационных турнирах для кружковцев.

Последующий разбор, сыгранных партий………………………………..28 час.

Приобретение навыков в организации соревнований и проведении

судейства……………………………………………………………………22 час.

  1. Другие соревнования (по спортивному календарю)……..……25 час.

     Тематический план занятий  III-го года обучения.

Наименование темы

Кол-во

часов

Практика

Теория

1

История развития шашек

4

2

2

2

Российская шашечная школа

6

4

2

3

Шашечный Кодекс

2

2

_

4

Тактика

48

33

15

5

Стратегия

6

3

3

6

Эндшпиль

20

12

8

7

Композиция

3

1

2

8

Дебют

20

15

5

9

Спортивный режим.

Психологическая подготовка.

2

1

1

10

Спарринг-тренировки, конкурсы решений,

Сеансы одновременной игры, консультационные партии.

25

20

5

11

Классификационные турниры

50

50

_

12

Другие соревнования

30

30

_

 ИТОГО:

216

168

48

          Учебно-тематический план. III год обучения.

  1. История развития шашек………………………………………….4 час.

Шашки в современной России. Кризис жанра, или тенденции развития

современных шашек. Чемпионы мира по шашкам: Н.Стручков (2006 год),

А.Шварцман (2008 год)…………………………………………………….2 час.

Решение этюдов…………………………………………………………….2 час.

   2. Российская шашечная школа……………………………………….6 час.

Чемпионы мира по русским шашкам среди мужчин (Г.Колесов -2006г.,

Н.Стручков – 2006г, А.Шварцман-2008г).

Чемпионы мира по русским шашкам среди женщин (Н.Фёдорова – 1993 г,

Е.Бушуева – 2007 г.,).

Всероссийский шашечный турнир………………………………………..4 час.

Разбор современных партий (анализ)………………………………..…...2 час.

  1. Шашечный Кодекс………………………………………………...2 час.

Шашечный Кодекс  2004 года. Изменения и дополнения………………2 час.

  1. Тактика……………………………..………………………………50 час.

«Каблук» (шашечная комбинация)……………………………………….4 час.

«Круговой удар»……………………………………………………………4 час.

«Турецкий удар»……………………………………………………………4 час.

«Мостик» (шашечная комбинация)………………………………………..4 час.

«Удар Наполеона»………………………………………………………….4 час.

«Удар новичка»……………………………………………………………..4 час.

Разбор тематических упражнений………………………………..………16 час.

Поиск сложных многоходовых комбинаций…………………………….6 час.

Цугцванг……………………………………………………………………4 час.

  1. Стратегия…………………………………………………………...6 час.

«Слабые» и «сильные» поля. Укрепление плацдарма.

Атака, продвижение в дамки……………………………………………..3 час.

Упражнения на овладение игровыми приемами для ведения атаки и

защиты  путем отыскания решений, в заданных позициях………….....3 час.

    6.Эндшпиль…………………………………………………………….20 час.

Три дамки против одной………………………………………………….6 час.

Вытеснение дамки противника из двойников…………………………...4 час.

Вытеснение дамки противника из тройников……………………………4 час.

Построение треугольника и ловля дамки противника…………………..4 час.

Разбор этюдов………………………………………………………………2 час.

    7.Композиция …………………………………………………………..3 час.

Комбинационные  концовки и этюды, их связь с практической

партией, шашечные задачи………………………………….....................2 час.

Разбор красивых современных миниатюр………………………………..1 час.

   8.Дебют……………………………………………………………………20 час.

«Атака шашки g5» 1.cd4 fg5 2.gh4…………………………………………2 час.

«Безымянная система»……………………………………………………...2 час.

«Вилочка»……………………………………………………………………2 час.

«Городская партия» 1.cd4 dc5 2.bc3 (или 2.dc3) 2...fg5 3.cb4…………….2 час.

«Жертва Кукуева» (Гамбит Кукуева)

1.cd4 (или 1.cb4) 1...fg5 2.dc5 db4 3.ac5 bd4 4.ec5 gf4 5.ge5 cb6………….2 час.

«Защита Святого - Коршунова»……………………………………………2 час.

«Защита Сокова»…………………………………………………………….2 час.

«Игра Блиндера» 1.cb4 fg5 2. 2.dc3……………………………………….2 час.

«Игра Боброва» 1.ef4 fg5 2. de3…………………………………………...2 час.

Тематические игры с разбором сыгранных партий……………………...2 час.

      9. Спортивный режим. Психологическая подготовка…..……….2 час.

Гигиенические знания и навыки. Общий режим дня. Режим питания.

Закаливание организма. Психология шашечной борьбы………………..1час.

Психологическая подготовка перед соревнованиями…………………...1 час.

    10. Спарринг-тренировки, конкурсы решений,

          Сеансы одновременной игры, консультационные партии….50 час.

Последовательность перехода от теоретических занятий к

спарринг- тренировкам…………………………………………………….12 час.

Сеансы одновременной игры: обычные и тематические………………..17 час.

Консультационные партии………………………………………………...16 час.

Контрольные работы……………………………………………………….5 час.

  1.    Классификационные турниры……………………………..…..50 час.

Участие в классификационных турнирах для кружковцев.

Последующий разбор, сыгранных партий………………………………..28 час.

Приобретение навыков в организации соревнований и проведении

судейства……………………………………………………………………22 час.

  1. Другие соревнования (по спортивному календарю)…..……….30 час.

                                      Список литературы:  

1.        Новости шашек /журнал/.2003

2.        Типы позиций зажима (статья) .2009

3.        Шашечные досуги/журнал/. 1991-1992

4.        Шашечный вестник/журнал/. 2001-2004

5.        Шашечный калейдоскоп /журнал/.2006

6.        Шашки/журнал/. 1961-1962

7.        Шашки /журнал/.1991-1992

8.        Шашки в Израиле /журнал/.2006

9.        Шашки в Израиле/журнал/. 2007

10.        Шашки в Израиле /журнал/.2008

11.        А. С. Ляховский, Н.В. Курилович. Азбука шашек (2004-2006). «Арена-  

           64».

 12.        Д. Кульбанов. "Корифеи русских шашек" . 2006

13.        И. Головня. Русские шашки. 2005.

14.        М. А. Фазылов ."Мои избранные партии" . 2005

15.        Б. М. Блиндер, А. А. Косенко. "Середина игры в русские шашки" . :   Черкассы, 2005

16.        М. М. Становский. "Этюдными тропами - 5". 2006.

17.        О. А. Романчук. Учебник по шашкам. Черкассы, 2005

18.        Сахаров Н.И. - "Шахматная литература России". М., 2001

19.        О.Рамм. "Курс шашечных начал". 2000

20.        Д.Абаулин. "Начало шашечной партии"М., 2006

21.        Р.Куперман, Н.Каплан ."Начало и середина игры в шашки".2004

22.        А.Городецкий. "Борьба в середине партии".М.,2004

23.        И.Шмульян. "Середина игры в шашки".2000

24.        Г.Миротин, А.Козлов. "Тактика в русских шашках".М., 2000

25.        Б.Адамович.  Позиционные приемы борьбы в русских шашках".М, 2003

26.        "Шашечный кодекс России".Тихвин 2003.

27.        В.Витошкин. «Секреты этюдного творчества». Минск.2007

28.        Е.Полянская. «Кудесницы шашек». Москва. 2000

29.        Н.Агафонов .«Комбинация. Международные шашки». Москва. 2003

30.        Н.Агафонов. «Курс дебютов. Международные шашки». Москва. 2005

31.        А.Решетников, Г.Троцких. «Василий Соков». Москва.2000

32.        А.Виндерман, И.Герцензон .«Шашки для всех». Москва 1983

33.        Л.Исаев. «Творческая лаборатория шашечного этюдиста». Киев.2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...